Имя:
Пароль:

Совет молодых ученых Института философии РАН

Приглашаем Вас принять участие в научно-теоретическом семинаре "Логика и философия языка" 3-е заседание семинара пройдет в ИФ РАН
21 декабря 2010 года в 16.00 в ауд. 525
тема доклада: "О ПРИРОДЕ ЛОГИЧЕСКОГО"
докладчик: Шалак Владимир Иванович доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Адрес Института философии РАН: Москва, ул. Волхонка 14. По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте: philosophy.logic.linguistics@gmail.com или по телефону: +7-495-697-9576 (Вт., Чт. с 14.00 до 16.00). 

Сайт семинара: http://iph.ras.ru/seminar_language.htm

Тезисы доклада: "О ПРИРОДЕ ЛОГИЧЕСКОГО"

Логика как используемые на практике приемы мышления, благодаря которым наша познавательная деятельность оценивается как успешная, существовала издавна.

Логика как наука, которая целенаправленно ищет ответы на вопросы об основаниях правильных рассуждений, возникла благодаря трудам Аристотеля и некоторых из его предшественников.

Вплоть до XIX в. не логика Аристотеля, а <<Начала>> Евклида служили каноном построения научных теорий.

Возникшая на рубеже XIX-XX вв. классическая логика может рассматриваться как  канон кодификации математических знаний, но не как канон построения и обоснования правильных рассуждений. Это нисколько не умаляет ее значения, так как без фиксации знаний в языке и без их передачи следующим поколениям невозможно развитие науки.

Все еще нерешенной остается задача построения логики как нормативной науки о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

При стандартном подходе построение логики начинается с принятия самых общих философских допущений об устройстве окружающей реальности. Рано или поздно эти допущения вступают в противоречие с научной практикой и требуют пересмотра. В XX в. это привело к появлению большого числа неклассических логик.

Альтернативный подход к построению логики исходит из очевидного факта, что к каким бы областям реальности ни относились наши знания, они всегда получают представление в языке как знаковой системе.
Оказывается, что при таком подходе понятию правильного рассуждения можно дать внутриязыковое обоснование, не зависящее от принятия каких-либо допущений о категориальной структуре окружающего мира.