Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2007
Красиков В.И. Философия и философия науки. Учебное пособие. Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для использования в качестве учебного пособия по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 348 с.
Научное познание и философское его постижение издревле шли руку об руку. Имевшие место недоразумения в их отношениях в XIX – XX вв., порождаемые взаимными амбициями "аксакальской власти" со стороны философии и "империалистскими притязаниями" классического рационализма науки, в целом преодолены. Наступает эра интеграции и сопряжения сил. Наиболее перспективное поле сотрудничества: методология и космология (онтология). Именно на нем наука может использовать плоды позитивной философской работы, и философия вправе ожидать дивидендов открытия новых бытийных пластов и аспектов в "старой доброй вселенной".
Представляется, что введение нового кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки" следует расценивать как одно из проявлений процесса межнаучного взаимодействия и "притирки". Вряд ли здесь подходит однозначная оценка, позитивная либо негативная: как всякий компромисс, он выражает сегодняшнее соотношение, баланс сил, имеет свои приобретения и потери. Очевидно, однако, что это новый этап взаимоотношений философии и науки, и задача философов заключается в том, чтобы попытаться предложить нечто полезное и заслуживающее внимания. Рецензируемую работу и следует рассматривать в качестве одного из шагов в этом направлении.
Сопряжение лекций по философии и философии науки представляется оправданным и полезным, учитывая ряд обстоятельств. В настоящее время студенты изучают философию на начальных курсах, как правило, на первом. Это вызывает постоянные нарекания со стороны преподавателей философии, которые справедливо указывают на неподготовленность и незрелость мышления молодых людей этого возраста. Восприятие философии на старших курсах выгодно отлично. Вместе с тем в настоящее время вряд ли возможно осуществить сдвиг изучения философии на старшие курсы. Тому препятствуют следующие факторы.
Во-первых, прагматизация учебного процесса. Она связана как с общей "технизацией" современной жизни, когда от молодых людей для успеха в этой жизни требуется прежде всего конкретная профессиональная подготовка, так и с возрастанием объема информации в конкретных дисциплинах, который необходимо освоить. Люди, отвечающие за подготовку специалистов, резонно полагают, что основной критерий качества их работы – товарность, конкурентоспособность выпускника. Также это повышение его личных жизненных шансов выжить и преуспеть в современном рыночном обществе. Потому философия вместе с другими гуманитарными науками "сбрасывается" на первые курсы, а ее часовая сетка напоминает "шагреневую кожу".
Во-вторых, это включение России в общее образовательное пространство Европы (Болонский процесс). Известно, что во многих западных странах философия является элементом, скорее, довузовского образования. Общее позитивистское основание образования, сложившееся в середине прошлого века, отводит классической философии роль современных мифов. Они, может быть, полезны и поучительны, но, скорее, для детей, чем для взрослых, озабоченных жизнью людей.
В-третьих, сама философия в России переживает шок от столкновения с тем типом социальной реальности, в которой взяли верх исключительно рационалистические и прагматистские формы организации жизни. Отечественная философия слишком долго пребывала в тепличном, привилегированно-идеологическом состоянии, была изолирована как от новаций в развитии мировой мысли, так и от реалий жесткой рыночной борьбы за место под солнцем. На Западе философия пережила подобные испытания в первой половине XX в., и она выжила, существенно изменившись.
Курсы философии, читаемые на младших курсах, не могут не быть упрощенными и схематизированными под возрастной формат мышления младшекурсников. Однако проходит несколько лет и перед нами уже существенно иная кондиция мышления того же самого молодого человека. Психологические, ментальные изменения в этом возрасте стремительны и сравнимы разве что с аналогичными эволюциями детского возраста.
Вступительный экзамен по философии в аспирантуру представляется в этой связи вполне оправданным. Работа с аспирантами и соискателями убеждает в справедливости высказанных выше соображений. Будущим исследователям нужен курс философии, который бы не дублировал их ранние философские опыты, акцентировал моменты общей концептуальности и методологии.
В наши дни не существует, казалось бы, недостатка в учебниках по философии. Однако проблема в том, что их многоголосие создает такую же ситуацию и в головах студентов. Тем более, что введение нового учебного курса "история и философия науки" для сдающих кандидатский экзамен, наряду с существованием вступительного экзамена в аспирантуру по философии, ставит вопрос об их взаимосвязи. Учебное пособие профессора Красикова В.И. представляет собой авторское изложение курса философии и нового курса "история и философия науки", объединенное в одной книге. Оно предназначено как для поступающих в аспирантуру, сдающих экзамен по философии, так и для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки. Это обстоятельство обуславливает специфику рецензируемого учебного пособия. Оно ориентировано на людей, которые изучали философию ранее и нуждаются в кратком, обзорном изложении курса философии в целом. Также учебное пособие содержит и основные темы, необходимые для подготовки к разделу "Общие проблемы философии науки" и соответствующие Госстандарту. Такой замысел и построение пособия определят его востребованность для широкого круга студентов старших курсов, ориентированных на магистратуру и аспирантуру.
В собственно "философской" части представлено конспективное изложение, как истории философии, так и систематической философии. Следование традиционной схеме членения философского знания не сковывает авторскую инициативу в выдвижении оригинальных идей относительно типизаций учений о бытии и познании. В пособии присутствуют также интересная антропологическая концепция и раздел, посвященный раскрытию экзистенциальных проблем. Следует отметить большую емкость и смысловую плотность текста, которые позволили представить в относительно небольшом объеме практически большинство философских вопросов. Работу отличает сочетание научно-философского и живого языка, что может обеспечить успех в реализации образовательных задач.
Вторая часть пособия освещает основные темы общего раздела курса "история и философия науки", а также содержит изложение философских проблем космологии и биологии. Материалы пособия основаны на концептуализации ключевых произведений современной философии науки и дополнены авторскими идеями. Вызывает одобрение и несомненная работа над ясностью и простотой выражения ключевых понятий и текста в целом. Обращает на себя внимание информативная насыщенность пособия, привлечение философского материала самых последних разработок западной и отечественной мысли.
Вместе с тем, в порядке научной дискуссии, выразим некоторые сомнения. Основная идея автора о философии как концептуальной рефлексии дискуссионная, т.к. явно смещает приоритеты в сторону субъективации философии. Несколько уходит в тень объективное содержание философского знания. Также хотелось бы видеть более представительным раздел, посвященный философским проблемам других естественных наук, кроме космологии и биологии. Однако эти отмеченные дискуссионные моменты относимы скорее к возможным вариантам организации текста и не ставят под сомнение его добротность и глубину.
Как известно, в большинстве случаев научные споры идут, вокруг того, "как можно сделать лучше". Но процесс совершенствования бесконечен и непрерывен. Перед нами же – завершенная и цельная работа со своей внутренней логикой и оригинальными идеями.
Пособие нужное и своевременное.
Иваненков С.П.
доктор философских