Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2007

М.M.Панов. Информационное обеспечение перспективного финансового анализа и планирования

Эффективность анализа и планирования финансовой деятельности предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового анализа, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане – на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности финансового анализа и планирования, его результативность, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Игнорирование этих факторов приводит к ошибочной оценке финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
С кибернетических позиций информация – соотношение между данными и их получателем. Для информации, используемой для осуществления перспективного финансового анализа, важнейшим является параметр релевантности, то есть ее соответствие требованиям решения поставленной задачи. При этом только полезные данные, при прочих равных условиях, являются информацией. Ценность финансово – экономической информации можно определить по двум основным направлениям:
1) семантическому – качественная оценка степени достоверности информации, ее смысловая оценка;
2) прагматическому – своевременность, полнота, частота использования информации, величина затрат на информационное обеспечение хозяйственной деятельности.
Финансовый анализ осуществляется на прочном фундаменте информационного обеспечения, центральным звеном которого выступает система учетно-аналитического обеспечения. Информационное обеспечение финансового анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию. На уровне организации одной из составляющих информационного обеспечения финансового анализа на перспективу являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, ибо, чтобы управлять надо, при прочих равных условиях, владеть необходимой информацией.
Исследование проблемы информационного обеспечения перспективного финансового анализа показало, что имеются два принципиально различающихся подхода к данному вопросу. Один подход, сторонниками которого являются Г.В. Савицкая, М.С. Абрютина, Н.П. Любушин, является достаточно распространенным в отечественной литературе, он ограничивает финансовую базу информационного обеспечения исключительно бухгалтерской отчетностью, второй подход, сторонниками которого выступают О.В. Ефимова, Т.Б. Бердникова, предполагает использование значительно более широкого круга информации.
Первый подход к определению информационной базы, по нашему мнению, сужает возможности перспективного финансового анализа и его результативность. Выделяя в финансовом анализе в качестве его составляющей оценку финансового состояния, можно утверждать, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, достаточна только для ретроспективного анализа финансового состояния, тогда как перспективный анализ финансового состояния требует дополнительной информации о тенденциях развития внешней и внутренней среды. Еще более широкий круг информации необходим для обоснования инвестиционных решений, рассмотрения финансовых альтернатив и других вопросов перспективного финансового анализа.
При формировании информационного обеспечения перспективного финансового анализа необходимо выявить наиболее ценную информацию, позволяющую производить анализ исходя из интересов его отдельных субъектов. Следовательно, на объем и состав собираемой информации существенное влияние оказывают конкретные цели проведения финансового анализа с учетом значимости анализируемой проблемы для пользователей, надежность имеющихся данных и уровень остающейся в них неопределенности, соотношение затрат и выгод от проведения аналитических работ.
Принципиальное значение для перспективного финансового анализа имеет информация, характеризующая собственников предприятия, с помощью которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более или менее точное представление о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли.
Информация, содержащаяся в учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных групп собственников предприятия на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или уменьшения уставного капитала, распределения прибыли и формирования фондов и резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия.
Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы финансового анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового состояния, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.
Преимуществом информации финансового учета и отчетности является ее сравнительная достоверность, поскольку она отражает события, уже имевшие место, при этом, показатели одной группы измерены количественно. Тот факт, что формирование показателей финансового учета и отчетности базируется на общих методологических принципах ведения бухгалтерского учета с определенными допущениями, позволяет говорить о достаточно высокой степени надежности такой информации (разумеется, если есть уверенность в соблюдении составителями бухгалтерской отчетности этих принципов). Вместе с тем ключевая для финансового анализа информация финансового учета и отчетности может быть использована только при условии полного понимания тех принципов и правил, на основе которых она была сформирована, а также условностей и допущений, которыми сопровождается измерение ресурсов, источников их образования, доходов и расходов предприятия.
Чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа, то есть «витриной» организации.
В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы, являющиеся информационной базой финансового анализа:
1) форма №1 «Баланс предприятия»
В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется "На начало года" и "На конец года", что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей
Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности:
2) форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»
На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается "качество" прибыли;
3) форма №3 «Отчет о движении капитала»
Позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов;
4) форма №4 «Отчет о движении денежных средств»
Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую;
5) форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений;
6) «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.
Чтение финансовой отчетности как один из методов финансового анализа используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации.
Наиболее информативной формой для анализа и оценки является бухгалтерский баланс. Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческой деятельности (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.).
Баланс отражает состояние предприятия в денежной оценке.
В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. В I разделе «Внеоборотные активы» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование, т.е. основные средства; долгосрочные финансовые вложения, в т.ч. инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.
Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, наличие у предприятия свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. Так, в разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте самая низкая. В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками предприятия и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Пассив баланса состоит из трех разделов.
В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» отражаются обязательства перед собственниками или собственный капитал, который в свою очередь состоит из двух частей:
1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения предприятия и впоследствии в виде дополнительных взносов - Уставный капитал;
2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли: Добавочный капитал и Резервный капитал
В разделах IV и V пассива баланса отражаются внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.
На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.
Очень важно понимать, что бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом, отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Так, некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма №5). Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 используются для оценки финансового состояния предприятия. Таким образом, рассматриваемые формы раскрывают, объясняют и делают наглядными особенно интересные статьи баланса, которые даны в нем в свернутом виде.
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя:
- прибыль (убыток) от реализации продукции;
- операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);
- доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).
В форме №2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны сумма налога на прибыль и отложенные налоговые обязательства.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. Эта форма делает доступной и быстрой к пониманию результат деятельности любой организации, в том числе и некоммерческой. Она составлена таким образом, что, взглянув на нее, даже неподготовленный пользователь может составить представление о том, насколько прибыльно работает предприятие, а также и о наличии коммерческих направлений деятельности и их эффективности у некоммерческих предприятий.
Логические связи, описанные выше, дополняются информационными связями, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах.
Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель «Использование прибыли», приводимый в форме №2 расшифровывается по направлениям использования и интересен нам не сам по себе, а как элемент организации хозяйственного процесса организации.
Знание этих контрольных соотношений помогает лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления путем визуальной проверки отдельных показателей и арифметических соотношений между ними.
Необходимо отметить, что, анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции. Не стоит забывать, что и сам баланс, являясь отчетной формой, не свободен от некоторых ограничений. Остановимся на наиболее важных из них.
Во-первых, баланс отвечает на вопрос, что представляет собой предприятие на данный момент согласно используемой учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение.
Во-вторых, по данным отчетности можно рассчитать целый ряд аналитических показателей, однако все они будут бесполезны, если их не с чем сравнить. Баланс рассматриваемый изолировано, не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости. Поэтому его анализ должен проводиться в динамике.
В-третьих, баланс есть свод моментальных данных на конец отчетного периода и в силу этого не отражает адекватно состояние средств предприятия в течение отчетного периода. Это относится прежде всего к наиболее динамичным статьям баланса. Так, наличие на конец года больших по удельному весу запасов готовой продукции вовсе не означает, что это положение было в течение года постоянным, хотя сама по себе такая возможность не исключается.
В-четвертых, показатель прибыли, являющийся одним из важнейших показателей деятельности предприятия, отражен в балансе не достаточно полно. Представленная в нем абсолютная величина накопленной прибыли в отрыве от затрат и объема реализации не показывает, в результате чего сложилась именно такая сумма.
В-пятых, необходимо понимать, что итог (валюта) баланса вовсе не отражает той суммы средств, которой реально располагает предприятие, его «стоимостной оценки». Основная причина состоит в возможном несоответствии балансовой оценки хозяйственных средств реальным условиям вследствие инфляции, используемых методов учета и др. Баланс дает лишь учетную оценку активов предприятия и источников их покрытия; текущая рыночная оценка этих активов может быть абсолютно другой, причем, чем длительнее срок эксплуатации и отражения на балансе данного актива, тем больше разница между его учетной и текущей ценами, т.е. заинтересованному пользователю необходимо обратить внимание на дату приобретение любого актива. Даже если предположить, что активы приведены в балансе по их текущей стоимости. Валюта баланса, тем не менее, не будет отражать точной «стоимостной оценки» предприятия, поскольку «цена» предприятия в целом, как правило, выше суммарной оценки его активов, но может быть и ниже. Появляется эта разница, а следовательно и коэффициент корреляции вследствие следующих обстоятельств: регион, где расположена организация и даже политическая обстановка в нем; наличие деловых связей и должной деловой репутации организации; наличие товарной ниши. В случае некоммерческой организации необходимо учитывать значимость и перспективность решаемой социальной задачи, ее социальную полезность.
В балансе имеются также статьи, завышающие его валюту в силу существующей методологии формирования уставного капитала. Согласно нормативным документам сумма задолженности учредителей по вкладам в уставным капитал отражается по дебету субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». С момента возникновения этой задолженности и до момента ее погашения (а этот период может достаточно затянуться) валюта баланса оказывается завышенной на величину непогашенной задолженности учредителей.
Итак, можно сказать, что основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. движение от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на хозяйственную деятельность предприятия.
При недостаточно развитых рыночных отношениях, экономической грамотности, опыта ведения бизнеса или социальных программ всех участников делового оборота принятие любых управленческих решений в том числе и инвестиционных должно обязательно сопровождаться анализом отчетности субъекта.
На высоком профессиональном уровне это должны делать узкие специалисты: бухгалтера, аудиторы. Однако им нужно иметь необходимый инструментарий для того, чтобы принятое самостоятельно руководителями любого ранга решение было грамотным и обоснованным. Решение этого вопроса лежит в плоскости применения информационных технологий.
Применение информационных технологий поднимает финансовый анализ на качественно новую ступень. Новые возможности, открывшие­ся для анализа, обусловлены исключительными особенностя­ми ЭВМ: низкая стоимость, высокая производительность, надежность, простота обслуживания и эксплуатации, гибкость и автономность использования, наличие развитого про­граммного обеспечения, диалоговый режим работы и др. При­менение информационных технологий позволяет реально повысить производитель­ность труда экономиста, бухгалтера, плановика и других спе­циалистов за счет децентрализации процесса автоматизиро­ванной обработки экономической информации, совмещения непосредственно на рабочем месте их профессиональных зна­ний с преимуществами электронной обработки информации.
Отдельные рабочие места, соединенные в единую вычислительную сеть, по­зволяют перейти к комплексной компьютеризации финансового анализа.
Комплексная компьютеризация анализа обеспечивает:
- во-первых, сохранение целостности (системности) анализа при условии децентрализованной обработки информации. В теории анализа хозяйственной деятельности уже созданы основы системного комплексного анализа, обеспечивающие функци­ональную, техническую, методическую и информационную сов­местимость составных частей анализа как единого целого. Благодаря этому достигаются объективность анализа и его достоверность. В условиях децентрализованной обработки ин­формации целостность анализа не разрушается, не отменяется единство целей и задач анализа с точки зрения его системных свойств. Поэтому можно говорить о том, что развитой сети распределенных баз данных соответствует система распреде­ленных задач хозяйственной деятельности; однако отдельные задачи АХД, промежуточные результаты и т.д., как бы важны они ни были, должны проходить через призму общей системы комплексного анализа, реализующей все частные задачи;
- во-вторых, информационные технологии обеспечивают соединение процесса об­работки информации с процессом принятия решения.
- в-третьих, информационные технологии обеспечивают повышение оперативности и действенности анализа.
Применение вычислительной техники позволяет управляющему решать задачи анализа непосредственно на своем рабочем месте. Он ведет личный контроль над всеми стадиями процесса обработки инфор­мации, имеет возможность оценить полученные результаты, грамотно использовать их для обоснования принимаемых решений.
Компьютерный анализ непосредст­венно следует за учетом, а также выполняется в ходе хозяй­ственного учета и, таким образом, превращает подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деяте­льностью в постоянно действующий фактор повышения эф­фективности производства за счет актуализации всего инфор­мационного фонда предприятия.
Методика финансового анализа, ориентированная на использование информационных технологий, должна удовлетворять требованиям систем­ности, комплексности, оперативности, точности, прогрессив­ности, динамичности. Только на основе выполнения этих тре­бований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенап­равленное повышение эффективности хозяйственной деятель­ности по результатам анализа.
Существенное значение для автоматизации на базе современных информационных технологий имеет формализованное описание задач анализа исходя из единых принципов построения условных обозначений показа­телей. В чем необходимость формализации задач анализа хозяйственной деятельности?
Во-первых, формализация задач облегчает их последу­ющую алгоритмизацию и программирование для ЭВМ.
Во-вторых, формализация задач четко высвечивает дейст­вительную потребность в исходных данных для анализа.
В-третьих, формализация устраняет дублирование анали­тических задач, облегчает группировку их в блоки для одно­временной обработки.
В-четвертых, формализованная задача анализа становится непосредственным объектом экономико-математического мо­делирования, что существенно повышает глубину аналитичес­кого исследования хозяйственной деятельности. Эти объектив­ные предпосылки к росту ожидаемого эффекта от формализа­ции задач анализа постоянно питают интерес аналитика и под­талкивают его к использованию математической символики.
Наиболее эффективной организационной формой исполь­зования информационных технологий является создание на их базе автоматизиро­ванных рабочих мест бухгалтеров, экономистов, плано­виков и т.д. Под автоматизированным рабочим местом аналитика понимают профессионально ориентированную малую вычис­лительную систему, предназначенную для автоматизации ра­бот по анализу хозяйственной деятельности.
Опыт проектирования автоматизированного рабочего места аналитика и других систем по­зволяет обобщить требования к их функционированию:
- свое­временное удовлетворение вычислительных и информацион­ных потребностей экономиста при проведении анализа хозяй­ственной деятельности;
- минимальное время ответа на анали­тические запросы;
- возможность представления выходной ин­формации в табличной и графической форме;
- возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображе­ния конечного результата;
- повторение процесса решения зада­чи с любой произвольно заданной точки (стадии) расчета;
- возможность работы в составе вычислительной сети;
Согласованную работу всех устройств информационной системы и их взаимо­действие с человеком обеспечивает программное обеспечение автоматизированного рабочего места аналитика. В составе программного обеспечения выделяют общее программное обеспечение и функци­ональное программное обеспечение. Базовыми прог­раммными средствами при создании функционального программного обеспечения автоматизированного рабочего места аналитика являются программные средства для подготовки текстов (текстовые редакторы или текстовые про­цессоры), программные средства для подготовки табличных документов (табличные процессоры или электронные ведомо­сти), программные средства для автоматизации работ по соз­данию и ведению баз данных, поиску требуемых сведений для подготовки различных документов.
Большое распространение на практике получили интегрированные пакеты функционального программного обеспечения, включающие в свой состав текстовый процессор, табличный процессор, СУБД, а также конкретный командный файл настройки программного обеспечения на конк­ретный режим обработки информации. Это позволяет организовать работу экономиста на автоматизированном рабочем месте в режиме «меню» с максимальным учетом его профессиональных требований, сочетающих целостную обработку чисел, текстов и графиков, а также другой деловой информации.
Программное обеспечение анализа хозяйственной деятельности представляет собой совокупность программ обработки аналитических таблиц по методике комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Задачи ана­лиза сгруппированы в десяти разделах:
1. Комплексный обзор обобщающих показателей хозяй­ственной деятельности.
2. Анализ организационно-технического уровня производ­ства и качества продукции.
3. Анализ объема продукции.
4. Анализ использования основных фондов и работы обо­рудования.
5. Анализ использования материальных ресурсов.
6. Анализ использования труда и заработной платы.
7. Анализ себестоимости продукции.
8. Анализ прибыли и рентабельности.
9. Анализ финансового состояния.
10. Комплексная оценка хозяйственной деятельности.
Автоматизированное рабочее место аналитика позволяет перевести данные о работе предприятия из пассивной в активную форму, преобразовать их в новые знания, в источник новых подходов и решений, материализуя информацию в повышение эффектив­ности производства.
В рамках автоматизированного рабочего места аналитика весь информационный фонд предприятия функционирует в форме базы данных, базы зна­ний и программных средств. Базы данных представляют собой фактографические данные о хозяйственной деятельности. Ин­теллектуальной оболочкой их полезного прочтения являются базы знаний — методы и методика анализа. Программные средства образуют инструмент автоматизированного исполне­ния аналитических задач для информационного обслуживания хозяйственной деятельности. При этом пользователь имеет возможность легко переходить от од­ного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Этот информационный комплекс иначе называется корпоративной информационной системой – КИС. Эксплуатация комплекса предусматривает достижение сле­дующих целей:

снижение трудоемкости и стоимости аналитического про­цесса;

сокращение сроков обработки аналитических данных,

по­вышение их качества и достоверности;

создание условий для перехода к безбумажной технологии обработки аналитических данных;

обеспечение директивных сроков представления установ­ленных результатов анализа;

повышение гибкости и управление аналитическим про­цессом;

совершенствование организации труда аналитических ра­ботников.

В настоящее время большая часть корпоративных информационных систем на Западе строится на основе ERP – систем (Enterprise Resource Planning или планирование ресурсов предприятия). В данные системы входит и модуль управления финансами.
Помимо приведенных выше действий ERP – система позволяет осуществлять электронный обмен данными с другими системами, моделировать некоторые ситуации, связанные с прогнозированием и планированием.
Существует несколько причин того, что руководители компаний приходят к выводу о необходимости внедрения ERP систем.
Первый блок причин, который можно выделить, условно можно назвать «внешнеполитическими». К ним, в первую очередь, относится желание менеджеров компании увеличивать ее капитализацию всеми доступными им средствами. Одно из этих средств - внедрение современной информационной системы, которая, по мнению бизнес-партнеров, может означать прозрачность информационных потоков компании, легкость аудита, а также финансовую устойчивость компании.
Второй блок причин условно назовем «хозяйственным». Это, прежде всего, необходимость получения полной информационной поддержки управленческих решений на всех стадиях процесса управления: прогнозирование, планирование, учет и контроль результатов деятельности. Четкое планирование и контроль внутренней финансово-хозяйственной деятельности является базисом благополучия компании, позволяет направить ресурсы компании в наиболее необходимом направлении (внутренний аспект). Конкурентоспособно только то предприятие, которое может оперативно реагировать на запросы своих клиентов, максимально быстро и качественно удовлетворяя их потребности или даже предвидя их (внешний аспект).
На основании анализа существующих причин руководство предприятия должно прийти к принципиальному «стратегическому» решению о необходимости внедрения информационной системы.
Планирование и конструирование корпоративных информационных систем (КИС) должно выполняться с соблюдением следующих требований:
- модули конструируются сразу с учетом общей стратегии работы корпорации;
- механизмы взаимодействия программных модулей разрабатываются до начала конструирования самих модулей;
- интерфейсы сопряжения программных модулей должны быть точно документированы (обычно в качестве корпоративных стандартов);
- потоки данных необходимо оценить и сопоставить с возможностями имеющихся или планируемых сетей телекоммуникаций;
- набор модулей конструируется в виде блоков, «навешиваемых» на интерфейсы сопряжения. Одни и те же модули могут применяться в различных подразделениях одной организации.
- высокий уровень унификации говорит об однородности организационной структуры, что на практике, к сожалению, реализуется редко;
- рабочие места во всех подразделениях, подлежащих автоматизации, формируются из программных модулей и объединяются в единую бизнес-схему.
- установка аппаратуры и средств телекоммуникаций осуществляется в соответствии со схемами рабочих мест и потоков данных.
Для большой корпорации управление финансами с помощью информационных технологий можно представить в виде пирамиды.
Сначала разрабатываются методики учета и управления, корпоративные стандарты взаимодействия модулей и сразу после этого – модули автоматизации работы головной компании. На первых этапах работы обобщенные аналитические данные можно вводить в систему вручную, а также получать из старых программ автоматизации, уже работающих на фирме.
На следующих этапах развития корпоративной информационной системы автоматизируются участки, создающие первичные документы. Например, получение, отпуск товаров, планирование финансовых операций, бухгалтерский учет и т.д. эти модули подключаются к корпоративной информационной системе через интерфейсы данных, что уменьшает вероятность возникновения случайных ошибок при вводе данных вручную.
На следующих этапах автоматизируется процесс передачи управляющих данных (планы, бюджеты и т.п.).
Корпоративные информационные системы предназначены не только для автоматизации бухгалтерского и управленческого учета, но и всех стадий производственного процесса, от стадии планирования производственных заданий и технической подготовки производства до выпуска, складирования и реализации готовой продукции. Однако их применение не всегда является единственно возможным вариантом в связи с рядом проблем, возникающим в процессе их использования.
Прежде всего, нужно остановиться на ограничениях возможностей корпоративных информационных систем.
1. Информационная система обеспечивает поддержку только формализованных процессов. То есть таких, которые описаны, и на практике выполняются в соответствии с утвержденными инструкциями. Однако фактически, даже в организации с хорошо отлаженным управлением, к тому же действующей в стабильных условиях, формализации поддаются не более 80% бизнес-процессов. Остальные 20% настолько изменчивы, что зафиксировать их практически невозможно.
2. Довольно редко компании строят свою деятельность на «однородном! бизнесе. Чаще всего их бизнес в той или иной степени диверсифицирован. Автоматизация управления такими «конгломератами» весьма затруднительна, когда ставится задача «свести» в рамках одной системы различные бизнес-процессы, принципы учета и планирования. Для многопрофильных холдингов нереально ставить задачу построения единой интегрированной системы, поскольку корпорации развиваются динамично; одни бизнесы покупаются, другие продаются, а по своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку эти системы дорогостоящие, да и сам процесс внедрения занимает много времени. Из-за постоянного изменения структуры организации проект создания интегрированной системы для холдинга, однажды начавшись, может никогда не завершиться.
Перечисленные проблемы приводят к тому, что на практике чаще всего осуществляется «лоскутная» автоматизация корпоративного управления, при которой информационные технологии внедряются, прежде всего, на тех участках, где наиболее ощутимы потери, связанные с отсутствием оперативной управленческой информации.
При этом остается открытым вопрос: "Какими средствами обеспечить планирование, учет и контроль на верхнем уровне управления корпорацией?" Ведь организация, как единое целое, нуждается в скоординированном планировании и систематическом отражении результатов своей деятельности. Это нужно, прежде всего, высшему руководству компании. Ответом на этот вопрос стало появление специализированных программных продуктов для бюджетирования. Их роль в семействе программного обеспечения, используемого для корпоративного управления, состоит в интеграции процессов планирования, учета и контроля на уровне всей корпорации.
Для более точного понимания различий между КИС и системами бюджетирования необходимо обратить внимание на технологические различия между ними.
КИС являются системами транзакционного типа, обеспечивающими регистрацию хозяйственных операций и их интерпретацию в соответствии с управленческим планом счетов. В таких системах наиболее эффективно поддерживаются задачи управленческого учета. Однако для планирования деятельности предприятия на достаточно продолжительный период (квартал и более) транзакционный механизм в большинстве случаев практически не пригоден. Действительно, планировать деятельность предприятия с точностью до отдельных хозяйственных операций можно только в рамках вполне определенного заказа.
Системы бюджетирования по своей сути являются аналитическими инструментами для накопления и анализа управленческой информации, которая представляется в виде многомерных таблиц. Они наиболее удобны для разработки и анализа планов. Однако решение задач учета на их основе связано с определенными сложностями. Такие системы не предусматривают непосредственной регистрации каждой хозяйственной операции. Поэтому данные о фактическом исполнении плана либо вводятся вручную в агрегированном виде (как сумма за определенный период по определенной бюджетной статье), либо необходимые данные извлекаются из учетной системы, агрегируются и импортируются в систему бюджетирования автоматизированными способами. После этого появляется возможность проведения сравнительного анализа.

Литература

1. Барановская Т. П. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: Изд-во Финансы и статистика. – 2003, - 416 с

2. Верников Г. Основные принципы выбора программного обеспечения для построения корпоративной информационной системы// http://www.cmdsoft.ru/

3. Кочнев А. Автоматизация бюджетирования и управленческого учета // http://www.klerk.ru/

4. Патрушина С. М. Информационные системы в экономике. – М.: Изд-во Бизнес, - 2004, - 352 с.

5. Петров М. В. Методология внедрения информационных систем // http://www.atkcg.ru/

6. Петров М. В. Информационные технологии как инструмент управления финансового директора // http://www.atkcg.ru/

7. Стрелец И. А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Изд-во Экзамен, - 2003, - 256 с.

8. Фомин П. А. КИС: Бюджетирование – теория и практика производственно-финансового планирования и анализа // Финансы и кредит. – 2003. - №1. – с. 23 – 26.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба