Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

ЧТО ЗНАЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТИИ?

"...в последнее время иногда можно услышать, что Православие для якутов — чужая вера, что возрождать нужно «свои», языческие традиции, а христианство оставить для русских, и пусть каждый идет своей дорогой. Мне в этом вот что непонятно: выходит, и русские должны вернуться в свое язычество, которое было до крещения в 988 году, и греки должны снова поклоняться олимпийским богам? Если так рассуждать, иным народам придется вновь начать приносить человеческие жертвы — ведь этого требует «вера отцов»..."

alt Священник Павел Слепцов,
настоятель Введенского храма в Сунтаре


Особенность якутского Православия, на мой взгляд, — в чистосердечной, почти детской вере, на которую способны наши народы. За трехсотлетнюю историю Православия на нашей земле вера стала частью жизни многих якутов, эвенов, эвенков, юкагиров… Мои земляки принимали Христа с радостью. К сожалению, революция не дала Православию окончательно укрепиться в сознании людей. И вот теперь приходится многое начинать заново. Правда, в последнее время иногда можно услышать, что Православие для якутов — чужая вера, что возрождать нужно «свои», языческие традиции, а христианство оставить для русских, и пусть каждый идет своей дорогой. Мне в этом вот что непонятно: выходит, и русские должны вернуться в свое язычество, которое было до крещения в 988 году, и греки должны снова поклоняться олимпийским богам? Если так рассуждать, иным народам придется вновь начать приносить человеческие жертвы — ведь этого требует «вера отцов». А со Христом что же, останется горстка евреев?.. По-моему, это абсурдно. Господь заповедовал апостолам: «Идите и научите все народы». Поэтому лично я очень переживаю за то, что сейчас происходит. И хочу, чтобы вера укоренялась быстрее. Хотя по своему опыту я знаю: всякий, кто не довольствуется формальной «жизнью в традиции», но ищет Истину — обязательно ее найдет, но на это тоже нужно время.

Валентина Болотнева,
прихожанка храма Новомучеников и Исповедников Российских, г. Алдан


Православная вера в Якутии нужна. Очень. Как только у нас в Алдане построили храм, народ сразу как бы проснулся: стали приходить на службы, читать Писание, жития… И постепенно стала меняться сама жизнь. Очень много молодых сейчас становятся прихожанами. Они венчаются, крестят детей — и уже по-другому начинают друг к другу относиться, между ними всё больше любви...
alt

alt Валентина Чувашлёва,
директор Ленского филиал МАК-Банка


Ленск — небольшой город, мы живем здесь «тесным мирком». Молодежь, от нечего делать, начинает выпивать, кто-то «подсаживается» на наркотики… К этому можно по-разному относиться: закрывать глаза, разводить руками, надеяться, что погуляют — перестанут… Но мы ведь знаем, что не перестанут. Если родители вовремя не одернут, то дело далеко зайдет. А у родителей часто то внимания не хватает, то аргументов. В этом деле главный помощник для нас, как мне кажется, — храм.
Не так давно мы пережили социализм. Мы верили, что у нас есть мощная опора и в трудные минуты нам обеспечена поддержка. Но потом мы оглянулись и увидели, что вокруг — пустота. А ведь мир и человеческая природа не терпят пустоты. Мы и так слишком долго были в забытьи, и если мы не хотим худшего, нужно открыть свои сердца для Христа. Нам пора возвратиться в Православие.
Ирина Дмитриева,
главный редактор православной молодежной газеты «Логос», г. Якутск


Я думаю, что Православие вошло не только в быт, но и в духовное дыхание народов, населяющих Якутию. Так говорят старики. Об этом свидетельствуют и исторические факты. Лично для меня вера — это моя радость, печаль, счастье, забота, надежда, сила, слабость — всё. Отними у меня веру, и что останется? Научная степень, дипломы, корочки союзов, награды в конкурсах — этот хлам, удобрение для тщеславия и гордыни? Я слишком трудно врастала в Православие, приживалась, приживлялась к нему, оживала в нём — через протест, сомнения, претензии, недовольство Богом и Церковью. Может быть, поэтому так дорожу обретённым — смыслом, миром, любовью (пока ещё не своей, во мне любви мало, но мне её много — от Христа, от Его людей). Мне интересны параллели, которые есть в христианизации наших народов. По существу, и русская и якутская литература — это побочный продукт христианской проповеди, миссионерства.
О чём мне из Якутии хотелось бы сказать тем в России, кто пытается Христа «приватизировать». Когда мы стоим в храме, люди разных национальностей, и слышим о том, что Православие — это религия русских, то бывает очень больно. Потому что в Боге нет уже давным-давно ни грека, ни еврея, ни якута, ни русского, ни юкагира, ни француза, ни эвена, ни чукчи, ни англичанина — но все и во всём Христос. Мы в Якутии это особенно остро переживаем. Для нас особая радость чувствовать, что все мы — братья и сестры, родней родных. И пусть большинство из нас не знают якутского языка (не научили), но зато, когда все мы едиными устами и единым сердцем поём: «Айыы Тойон, абыраа!», «Господи, помилуй!», то являем собой один народ — Божий, оставаясь при этом якутами, русскими, юкагирами, украинцами, в общем, самими собой.
Православие помогло мне в большей степени ощутить, что я часть не только русского, но и якутского народа. Так случилось, что четверо из моих крестников, как у нас говорят, «сахаляры». В них течёт и русская, и якутская кровь, а есть ещё черкесская и даже негритянская. И что? Как делить будем? Национализм — это отвратительно. Национализм в Православии — это кощунство. Одна прихожанка возразила мне как-то: «Надо смотреть на вещи шире». А разве можно шире, чем Христос — с Креста?
alt

alt Юрий Михайловский,
старший инспектор 16-й пожарной части МЧС г. Нерюнгри, отец пятерых детей

Без Христа в нашей северной жизни выстоять невозможно. Я, например, прекрасно понимаю: надейся на себя — не надейся, но без Бога детей не поднимешь, не вытянешь, не воспитаешь. Я видел, как живут неверующие многодетные семьи. Им очень тяжело, им не позавидуешь.
У нас тоже многодетная семья, моя супруга очень хотела, чтобы у нас был свой дом, земля, огород, чтобы дети привыкали к земле и могли от своих трудов питаться. Для этого нужно переезжать в среднюю полосу, и мы, в принципе, так и хотели поступить. Но — не вышло… Мы живем здесь в более сложных условиях, но зато вокруг нас — замечательные люди: простые, надежные. Мы все друг за дружку держимся. Но главное — мы держимся за храм.
Бог помогает на многое взглянуть иначе. И когда понимаешь, что главное в жизни — спасение души, сразу приходит осознание: ведь спасаться можно в любом месте, в любом климате. Главное — был бы храм...
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба