Имя:
Пароль:

ЗАСЕДАНИЯ СЕЗОНА 2005-2006
На печать

Заседание клуба от 20 декабря 2005 года
Просмотров: 8285

20 декабря состоялось очередное заседание интеллектуального клуба "Красная площадь".
Тема заседания: "Кризис цивилизации сквозь призму антропологии".

Открывая заседание, руководитель клуба Александр Неклесса указал на ряд особенностей переживаемого исторического "момента истины". Летопись последнего столетия демонстрирует кризис прежнего порядка вещей. Сегодня кардинально меняется прочтение основ социального космоса: под сомнением оказались многие познанные и признанные закономерности жизни человеческого сообщества. Складывающаяся реальность требует радикального обновления методологии познания и действия на основе примата интенсивной практики, отличительными свойствами которой являются динамизм (турбулентность, энергийность), критичность (предельные состояния и их трансценденции), нелинейность (вероятность значительных изменений в короткие сроки). А также личностный, антропологический фактор, значение которого стремительно нарастает. Происходящая ломка прежнего уклада сопровождается увеличением масштаба конфликтности, проявляющейся не только в социально-политической сфере, но также в области ментальных практик и аксиологических ориентаций.

С докладом, раскрывающим основное содержание темы заседания, выступил директор Института синергийной антропологии Сергей Хоружий. Докладчик обратил внимание собравшихся на происходящий, буквально на глазах, антропологический поворот, который прослеживается как в области новых научных изысканий, так и в бурных проявлениях повседневности. Усложняются взаимоотношения человека с его коллективной памятью – он перестает воспринимать себя как своего рода "гаранта истории" и начинает претендовать на роль ее стороннего наблюдателя. Одновременно человек все чаще избегает больших нарративов – равно как и больших смыслов. Происходящие изменения настолько масштабны, что они не вписываются в сугубо оценочные рамки, но выходят на фундаментальный уровень. Для понимания новой реальности требуется иная функциональная модель человека, каковую докладчик видит в синергийной антропологии, уходящей своими корнями в практику православного исихазма. В данной модели совершенно другое звучание получают два базовых принципа классической антропологии. Принцип энергийности становится языком духовных практик, выводящих человека на уровень рефлексивного, а не аналитического постижения мира. А принцип предельности, существования на грани возможного обеспечивает уже земное, прижизненное трансцендирование личности. Однако в настоящее время опыт предельного существования все чаще скатывается к разного рода маргинальным практикам с бессознательным или виртуальным. На деле же нынешние практики предельного опыта являются лишь имитацией инобытия, так как не затрагивают системообразующей антропологической топики. Поэтому на повестку дня выходит задача всеобъемлющей девиртуализации личности.

Главный редактор сайта "АПН.ру" Борис Межуев поделился своими размышлениями о принципиальной возможности конструктивной виртуализации как способа богопознания. Практики с бессознательным являются естественными для натуральной антропологии. Поэтому вряд ли оправданным выглядит их однозначное отрицание именно как несостоятельных и имитационных.

Сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко представил свое видение проблемы, описанной докладчиком, ссылаясь также на исторический опыт исихазма и сопутствовавших его развитию богословских полемик о тварности энергий (спор о природе Фаворского света между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским). Особое внимание в данном контексте выступивший обратил на возможность обoжения человека, а также на ренессансный поворот во взгляде на эту проблему.

Заведующая Сектором социальной философии Института философии РАН Валентина Федотова выразила сомнение в правильности считать сегодняшний кризис цивилизации именно антропологическим по своей сути. Социальная доминанта кризиса очевидна, и задача гуманитарных мыслителей как раз и заключается в том, чтобы найти ее верное соотношение с описанной докладчиком антропологической феноменологией.

Философ Валерий Подорога не согласился с предложенной докладчиком антропологической системой координат, определяемой взаимным соотнесением двух принципов – энергийности и предельности. По его мнению, данная схема упрощает более содержательную антропологическую реальность и существенно ограничивает возможности ее системного описания и постижения.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов обозначил в первую очередь проблемный комплекс, связанный с трансляцией антропологического понимания цивилизационного кризиса в область современной политической активности.

Соруководитель клуба "Красная площадь" Владимир Майков развил тезис докладчика об антропологическом кризисе современности, уподобив такой кризис нескольким пороговым возрастным изменениям развивающейся личности.

Председатель Консервативного совещания и обозреватель радиостанции "Маяк" Егор Холмогоров подчеркнул, что в настоящее время имеет место не просто антропологический кризис, а именно кризис ренессансного человека. Вместе с тем исторический опыт отнюдь не перечеркивается определенной социализацией энергийных и предельных практик, но, напротив, обеспечивает надежное основание выстраиванию своего рода "инфраструктуры спасения".

Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов представил свое видение соотношения собственно антроплогической и социально-политической составляющих в кризисе современной цивилизации. Противоречие здесь во многом снимается, если подойти к указанной проблеме системно, выстраивая многоуровневые аналитические конструкции.

Руководитель научных проектов Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) Геннадий Бордюгов указал на значимость приобщения историков к задаче рассмотрения генезиса и поиску путей преодоления антропологического кризиса. В этом смысле весьма продуктивным может оказаться так называемое "пространственное прочтение" антропологической антропологии, позволяющее ретроспективно смоделировать те или иные сюжеты прошлого, представив их гипотетическую развертку в пространстве и времени.

Генеральный директор Института экономических стратегий Александр Агеев остановился на значимости учета антропологического фактора при осуществлении перспективного проектирования мегасоциальных процессов. При этом даже в таких, казалось бы, далеких от "энергийности" и "предельности" сферах как область финансовых операций или корпоративное строительство.

Редактор сайта "Бунич.ру" Андрей Парамонов проанализировал специфику антропологического фактора в медийной индустрии, в частности на телевидении, отметив, что на уровне обыденного восприятия проблема нередко сводится к сугубо манипулятивным технологиям, хотя в реальности она намного более многогранная. На деле необходим более взвешенный и объективный подход к проблеме виртуальности, явлющейся в наши дни средством социальной коммуникации, далеко не однозначной по своей сути.

Бывший великий мастер Великой Ложи России и бывший великий командор Верховного Совета России Георгий Дергачев взглянул на антропологический кризис с точки зрения посвятительных практик закрытых обществ, и в частности неоднозначной истории развития российского масонства постсоветского времени. Причем, даже в таком специфическом социуме, как масонство, "виртуальность" в наши дни усиливается и профанирует сакральную сторону этой специфической деятельности.

Исполнительный директор клуба "Красная площадь" Дмитрий Андреев, главный редактор сайта www.intelros.ru, развил один из тезисов докладчика о произошедшем в эпоху Ренессанса сворачивании практик, основанных на формах бытийной предельности, напомнив, в частности, собравшимся мысль Умберто Эко о Ренессансе как перекодировке пространства личности с высоких смыслов на имитации и виртуальные симулякры.

Президент Попечительского Совета клуба "Красная площадь" Андрей Бунич, подводя итоги заседания, подчеркнул крайнюю востребованность подобных диспутов в наше время в России, на которых только и может выкристаллизовываться адекватное понимание стремительного усложнения практики. Члены и гости клуба были также поздравлены с наступающим Новым годом и Рождеством. Завершилось заседание новогодним банкетом.