Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №10, 2010
Представленные книги дают дополняющие друг друга переоценки той роли, которую играло духовенство в истории русской интеллигенции, гражданского общества и революционной политике в конце XIX и в начале XX в. Основываясь на исследованиях русского приходского духовенства (прежде всего [Freeze 1983]), авторы в ревизионистском духе новейшей историографии русского православия данной эпохи (см., например, работы Криса Чулоса, Лоры Энгелстайн, Кимберли Херрлингер, Надежды Кизенко и Веры Шевцовой) пытаются пересмотреть традиционно негативные трактовки духовного сословия Российской империи и церковных институций как внутренне слабых и сопротивлявшихся переменам, политически и социально отсталых или, что еще более ужасно, как малозначительных и неуместных в контексте быстрой модернизации и революционных потрясений, захвативших Россию последних пятидесяти лет царского режима. В обоих исследованиях дана картина русского духовенства (по крайней мере его наиболее прогрессивного крыла), где данное сословие представлено модернизирующейся, все более и более вовлеченной в социальную проблематику и политически активной группой, которая отнюдь не была в разладе со своим временем, адаптировалась к вызовам, порождаемым социальными трансформациями этой исторически ключевой эпохи, и которая сама по себе играла важную роль в этих процессах. Обе книги рисуют образ духовенства как неотъемлемой части русского интеллигентного слоя, разделявшей интеллигентские базовые ценности социального прогресса, а также стратегии гражданской активности