Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №25, 2015
Екатерина Александровна Мельникова
Музей антропологии и этнографии
(Кунсткамера) РАН,
Санкт-Петербург
Melek@eu.spb.ru
Говоря о системе государственных музеев, мы привыкли рассматривать их как инструменты политического управления и идеологического контроля. Знаменитая андерсоновская триада «карта, перепись, музей» определяет типичные и самые распространенные средства производства и демонстрации национального единства в государствах национального типа. Хотя эта модель вполне отвечает реалиям советских музеев второй половины XX в., сегодня музеи существуют в более сложном пространстве ре гионального брендинга, моды на локальную символику и мифотворчество. Получив определенную независимость от федерального финансирования, маленькие музеи приобрели возможность выбирать предмет и способ репрезентации. В случае музеев, находящихся на приграничных территориях, этот выбор усложняется существованием совершенно различных интерпретаций прошлого региона, становившегося в разные эпохи частью различных историй и различных историописаний. Эта статья о том, как музеи делают выбор в такой ситуации