Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №25, 2015
Константин Анатольевич Богданов
Институт русской литературы
(Пушкинский Дом) РАН,
Санкт-Петербург
konstantin.a.bogdanov@gmail.com
Термин «фетишизм», как известно, был введен в научный оборот французским историком и лингвистом Шарлем де Броссом (в сочинении «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», 1760) как определение религиозного поклонения, объектами которого являются вещественные предметы — культ «земных и материальных предметов», одаренных «божественной силой». Сам Бросс видел в таких предметах (в число которых он включал как природные, так и искусственно созданные объекты: куски дерева и коры, львиные хвосты и камни, ракушки, растения, животных и изображения животных и многое другое) примеры верований, обнаруживающих общие «приемы мышления» — «явления, сопутствующие одной общей религии, распространенной далеко по всей земле» и отличающейся в этом своем качестве от других известных нам религий [Бросс 1973: 16]. Последующая история религиоведения и этнографии варьировала степень «божественного», которой, по Броссу, определялись характер и функции многообразных фетишей