Журнальный клуб Интелрос » Человек вчера и сегодня » Выпуск 5
Один из жанров, наиболее характерных для французской литературы, включая философскую литературу, – жанр афоризма. В качестве знаменитых примеров можно привести «Максимы и моральные размышления» Ларошфуко и «Характеры» Лабрюйера.
Расцвет афоризма в XVII в. – классическом веке для французской культуры – связан с возникновением и распространением салонов. Для салона ключевое искусство – изысканная беседа, умение точно и емко формулировать свои мысли, выражать их в лаконичной, запоминающейся форме. Беседа, состоящая из блестящих, остроумных высказываний, – особый, типичный для салонного общения тип коммуникации. Можно вспомнить парадоксы Оскара Уайльда, тоже связанные со светской культурой.
Салон – итальянское изобретение XVI в., которое процветало во Франции XVII–XVIII вв. В Италии XVI в. некоторые малые дворы превращались в интеллектуальные центры, часто формировавшиеся вокруг прекрасной и высокообразованной патронессы, какими были Изабелла д’Эсте или Елизавета Гонзага.
Слово «салон» впервые появилось во Франции в 1664 г. Оно образовано от итальянского salone, производного от sala – так называлась большая приемная в итальянских дворцах. Салон стал важным местом обмена информацией. Литературные собрания и раньше получали наименование по названию помещения, в котором они проводились, например cabinet, réduit, ruelle или alcôve. Вплоть до конца XVII в. такие собрания часто происходили в спальне: дама, лежа в постели, принимала близких друзей, которые рассаживались на стульях или табуретах вокруг кровати. Эта камерная атмосфера контрастировала с утренним приемом у Людовика XIV (petit lever), где все присутствовавшие стояли. Слово ruelle (дословно «улочка») обозначало пространство между кроватью и стеной спальни. Обыкновенно оно использовалось, когда речь шла о собраниях précieuses – интеллектуального и литературного круга женщин, сложившегося в первой половине XVII в. Первым салоном во Франции стал отель Рамбуйе. Он образовался вокруг Катрин де Вивонн, маркизы де Рамбуйе (1588–1665), и функционировал с 1607 г. вплоть до ее смерти. Маркиза, которую часто называли просто мадам де Рамбуйе, была дочерью и наследницей Жана де Вивона, маркиза Пизани. Её мать Джулия принадлежала к аристократической римской семье Савелли.