Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2007

К.Г. Шерьязданова. Республика Казахстан и глобализация

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века стала глобализация . Ее суть состоит в расширении взаимосвязей людей, государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка, интернационализация экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Глобализация выражается во взаимопроникновении культур, цивилизаций, в усилении стандартизации образа жизни и поведения людей. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений - региональных и общественных организаций, приоритет прав человека и свобод, универсализации правовых норм, социальных стандартов и т.д. [1] .

С наступлением эпохи глобализации культурному многообразию человечества брошен вызов со стороны массовой культуры и ответом на него может быть последовательное и постоянное обращение и сохранение национальных культурных ценностей, способствующих позитивному решению стоящих перед обществом проблем, становится крайне актуальным вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности и самобытности традиционной культуры казахского и других народов Казахстана [2].

Речь идет о возрождении и развитии казахской культуры, чтобы она была конкурентоспособной по отношению к западной культуре. В условиях всевозрастающей глобализации необходим конструктивный диалог ценностей традиционной культуры народов Казахстана и либерально-демократического общества. Необходимы законы, регулирующие отношения в сфере культуры транзитного общества и обеспечивающие уникальность культуры народов.

Для Казахстана существует несколько возможных вариантов дальнейшего исторического развития, реализация которых зависит от степени осознания национальных интересов суверенного государства различными слоями общества. Проанализировав различные параметры складывающейся общественной ситуации, необходимо дать прогноз исторического развития.

Другим путем трансформации отечественной культуры может оказаться ее вхождение в тюркско-исламский мир, с которым связывает многовековая общность национальных корней языка, традиций и обычаев. При этом в Казахстане вряд ли будут доминировать формы чисто мусульманской культуры. В казахских степях веками исповедовались и сосуществовали различные религии, среди которых бытовали и древнее христианство, и буддизм, а традиции тенгрианства по своей значимости немногим уступали исламу.

Наконец, наиболее интересным и в то же время перспективным путем развития культуры в XXI веке может оказаться тот, который мы бы образно определили как « евразийское культурное пространство ». Волею судеб Казахстан оказался между Европой и Азией, хотя и не географически, а скорее, демографически и культурно. Возникает вопрос в контексте диалога культур и цивилизаций Востока и Запада, в частности, способна ли образоваться некая евразийская общность различных этносов и вероисповеданий как первооснова возникновения образа национальной культуры Республики Казахстан?

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отмечает: «Идеология традиционализма логически связана с кризисом социалистической идеологии. Действительно, к чему можно обратиться, если прежние догмы оказались несостоятельными? Наверное, к самому простому, понятному и в то же время глубоко нравственному в жизни каждого народа – к традициям. Их роль в жизни народа неоспорима. Культурные традиции всегда были источником социального возрождения. Возврат к своим истокам, культурным корням – это, конечно, позитивный процесс. К тому же необходимо отказаться от упрощенческой трактовки традиций и общественного прогресса. Опыт современного мира убедительно показывает, что некоторые традиционные структуры очень органично вплетаются в ткань нынешней цивилизации. Без опыта невозможно и новаторство. Именно традиции позволяют человеку не потеряться, а приспособить свой образ жизни к стремительным изменениям современного мира» [3].

Процесс глобализации не только порождает однообразные структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к «глокализации» - адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям [4]. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур не безоговорочного подчинения, а селективного выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними.

Обсуждение последствий и противоречий глобализации выводит на проблему устойчивого развития . Его концепция признается одним из главных достижений научной и общественной мысли. По рекомендации ООН, Казахстан принял национальную стратегию и концепцию устойчивого развития [5]. Это выход на путь социально-ориентированного развития экономики, управления общественными процессами в духе компромисса на почве общественного интереса.

Процесс глобализации открывает новые возможности развития, связанные с всемирным распространением новейшей технологии и форм организации производства, одновременно обеспечивает высокий материальный статус работника, требует от него научных знаний и мобилизует его на творческую инициативу и интеллектуальные способности.

В последние годы в странах СНГ удельный вес стоимости научно-технических работ в среднем составил около 1% ВВП. Уровень затрат на науку и проектные работы по отношению к ВВП в США, Германии, Японии в течение последних лет составлял примерно 3%, в Великобритании и Франции – более 2%.

В социально-экономическом развитии Казахстана наступил качественно новый этап . Необходимы решения по углублению реформ, обеспечению стабильного, динамичного развития всех сфер общественного и государственного строительства.

Это требует всестороннего учета тенденций экономического развития как внутри страны, так и за рубежом, принимая во внимание вовлеченность Казахстана в систему мирохозяйственных связей.

В этих условиях как закономерность должно повыситься участие государства в создании высоких технологий. Это может быть достигнуто на основе постоянного развития и диверсификации государственной научной политики, обеспечения реализации наиболее значимых результатов фундаментальных исследований. Нужно увеличивать государственный заказ научным организациям с использованием механизмов конкурсного отбора, а также концентрировать бюджетные средства на финансирование важнейших приоритетных разработок.

Ускорение структурно-инвестиционных преобразований в промышленности невозможно без усилия государственного влияния на процессы внедрения наукоемких технологий с помощью налоговых, бюджетных и внешнеторговых экономических инструментов.

Для Казахстана решение вопросов устойчивого развития является условием сохранения независимости страны и глобализации. Глобализация затрагивает промышленность, особенно наукоемкие и высокотехнологические отрасли, что предполагает возрастание стоимости промышленных технологических исследований. Развитие отечественного научного потенциала предстает залогом повышения конкурентоспособности товаров, что важно для вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира.

В настоящее время успешно проводятся исследования по проблемам глобализации и устойчивого развития республики, разрабатываются модели участия Казахстана в процессах глобализации и интеграции в региональные сообщества.

Казахстан в условиях глобализации заинтересован в стабильной системе и устойчивом развитии как внутри страны, так и в системе международных отношений. Идет процесс расширения позиции диверсификации деятельности национального капитала, создаются отечественные компании, в том числе транснациональные, которые имеют общенациональное значение и во многом определяют экономическую мощь государства. Крупные компании служат организационной основой совершенствования управления экономикой и ее роста, ускорения инновационно -инвестиционной динамики.

В средне- и долгосрочной перспективе особое значение для внешнеэкономической стратегии имеет создание отечественных ТНК.

Консолидация национального капитала, создание крупных межотраслевых корпораций инициируется Президентом республики. Задача заключается в том, чтобы дать импульс формированию эффективных противовесов мировым ТНК. Именно отечественные компании должны составлять активную конкуренцию иностранному капиталу за освоение недр, развитие промышленности, модернизацию структуры экономики.

Президент республики призвал национальный капитал последовательно осваивать новые сферы в экономике и стать опорой государству. Именно национальный капитал будет играть преобладающую роль в определении условий и темпов прихода иностранного капитала в будущем.

Лицо экспорта Казахстана определяют энергоносители и металлы, что ведет к опасному структурному дисбалансу, структурной деформации экономики. Как показывают расчеты российских экономистов, ориентация на топливно-энергетический и сырьевой комплекс в долгосрочной перспективе эквивалентна консервации уровня жизни населения [6].

Важнейшей задачей стоит разработка правовых основ и экономических правил привлечения инвестиций. Казахстан должен следовать цивилизованным формам и правилам привлечения иностранного капитала, которые сложились в ведущих странах, поскольку это объективное следствие закона конкуренции. В случае принятия указанных норм и правил не будет основания для недоверия, коррупции и спекуляции по поводу контрактов с зарубежными компаниями. Подобный подход к решению вопроса позволяет в будущем преодолеть неравноправный характер соглашений.

Главный приоритет страны в условиях глобализации – содействие развитию национальной экономики. Для достижения этой цели необходимо добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, в том числе и в ВТО.

Для республики вступление в ВТО связано с сокращением импортных пошлин до 3-4% для промышленной продукции, что будет ударом по отечественному производству.

Необходимо обратиться к методам «разумного протекционизма», что не поощряется господствующей в ВТО идеологической доктриной радикального либерализма, теорией открытости внутреннего рынка стран-членов ВТО для зарубежных товаров, рабочей силы, закрывая его для инвестиций в перерабатывающие сферы. Это может затруднить реализацию долгосрочной стратегии развития республики по формированию в ней развитого конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса.

Следующим аспектом глобализации является то, что она способствует формированию у человека нового типа идентичности, так называемого «общечеловеческого». Благодаря СМИ, массовой культуре, индивид включается в мировое культурное, социальное, политическое и иное пространство. Он отождествляет себя не только со своим этносом и национальным государством, но и чувствует свою сопричастность к происходящим в мире событиям, человек все в большей мере ощущает себя «гражданином мира», и эта новая идентичность находится в сложном отношении, а иногда вступает в явный конфликт с его идентичностью гражданина определенного государства.

Для стран бывшего СССР данный конфликт имеет существенное значение. Для них, включая и Казахстан, несмотря на давление глобальных процессов, жизненное значение имеет укрепление национальной государственности, являющейся фундаментальным социально-политическим условием существования их народов. Национальное государство является решающим звеном социально-экономических и политических преобразований общественной жизни.

C первых дней своего суверенного существования Казахстан заявил о своей твердой приверженности соблюдению принципов и норм международного права. Во внешней политике государства отданы приоритеты миролюбию, уважению территориальных границ других государств и невмешательству в их внутренние дела, признанию сохранения мира на планете и отказу от войны в любых целях.

Внешняя политика Казахстана в эпоху глобализации включает в себя сделанный обществом выбор в пользу демократии, общечеловеческих ценностей и правового гражданского государства. В основу ее заложены требования обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан, защиты прав и достоинств граждан, создание эффективной и динамичной экономики, стабильных демократических институтов.

Юридическая основа сотрудничества Казахстана с зарубежными странами представлена более 15 тысячами документов, что позволило, как отметил Президент Н. Назарбаев «дипломатическими мерами защитить государство, от реальных и потенциальных угроз», а также получить международные гарантии безопасности Казахстана [7].

В настоящее время по развитию экономики Казахстан занимает 9-е место в мире, по величине территории входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, что убедительно доказывает ежегодный экономический рост на уровне 9-10 % ВВП в год [8].

Активы созданного в 2000 году Национального фонда в настоящее время составили свыше 12 миллиардов долларов.

При этом на экономический рост Казахстана повлияли в основном два существенных фактора: во-первых, благоприятная конъюнктура мировых товарно- экспортных рынков, во-вторых, лидирующее положение Казахстана среди стран Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций.

В стране была создана продуманная правовая база, основанная на специально принятом Законе «Об иностранных инвестициях», которая дала возможность инвесторам из других стран получить такие же права, как и отечественные инвесторы. В результате, в стране оказалась самая высокая в СНГ доля иностранных инвестиций на душу населения. За пятнадцать лет своего суверенного существования страна получила свыше 20 млрд. долларов в виде прямых иностранных инвестиций. Так, только в 2003 году из всех поступивших прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан, доля США составила 24,6%, Великобритании 15,4%, Швейцарии 12,9%, Италии 11,6%, Нидерландов 9,6% и т.д. [9].

В Казахстане иностранными государствами были открыты около 100 кредитных линий, стали функционировать сотни офисов зарубежных фирм, межотраслевых и внешнеэкономических ассоциаций, десятки концернов и консорциумов.

Однако, следует подчеркнуть, что радикальная экономическая переориентация Казахстана с целью интеграции в мировое хозяйство для удовлетворения потребностей населения явилась делом сложным и далеко не однозначным, на этом пути встретились серьезные препятствия и тормозящие факторы. Так, сдерживающими факторами являлись: состояние экономики, незавершенность структуры внешнеэкономических связей, сложность решения таких проблем, как экологическая, социальная и т.д.

В современных условиях Казахстан с его обширной территорией, запасами нефти и газа и ключевым местоположением приобрел стратегическое значение, как для Соединенных Штатов Америки, так и их западных союзников, для двух своих мощных соседей – Китая и России. Продуманная и прагматичная линия поведения на международной арене, выдержанная политика в отношении других постсоветских государств, своевременный отказ от ядерного потенциала, сбалансированная политика в отношении как западных, так и восточных инвесторов обеспечили Казахстану достойное место в мировом сообществе. Казахстаном были предприняты определенные усилия по обеспечению национальной безопасности и стабилизации ситуации, непосредственно в Центрально- азиатском регионе. Уважение и признание со стороны мирового сообщества вызвало стремление Казахстана к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Казахстан, будучи принятым 5 марта 1992 года в ряды ООН, являясь сторонником идеи всеобщего ядерного разоружения с 1992 года стал активным участником ОБСЕ, а 26 мая 1995 года уже произвел демонтаж, утилизацию и вывоз ядерного оружия со своей территории. Позже, на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, он выступил инициатором постоянно действующего Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА).

Мировой общественностью высоко оценены усилия Казахстана по присоединению к программе «Партнерство во имя мира», его активная роль в составе созданного под эгидой НАТО центрально-азиатского батальона по поддержанию мира (ЦЕНТРАЗБАТ). Казахстан стал также активным участником вновь созданной Шанхайской организации сотрудничества.

Вместе с тем, новой угрозой на рубеже ??? века для всех стран Центральной Азии и Казахстана стал незаконный оборот наркотиков, являющийся важным каналом, усиливающим коррумпированность общества, зыбкость его устоев. Казахстан, по утверждениям зарубежных экспертов, занимает 89 место из 99 по коррумпированности. [10]

Всему этому способствует наличие таких ситуаций и фактов, как: вынужденная миграция населения из соседствующих нестабилизированных государств, наличие на ее территории части Чуйской долины – «естественного полигона» наркотиков, непосредственная близость со страной-источником мирового опия Афганистаном .

Колоссальные финансовые потоки, получаемые от наркобизнеса, непосредственно влияют на политику стран, через которые они проходят, дестабилизируют обстановку в регионе. В этой связи Казахстан с большим одобрением отнесся к итогам недавно прошедшей 58-й сессии Генеральной Ассамблеи, принявшей специальную Конвенцию ООН против коррупции. Присоединение к данному документу стран Центрально-азиатского региона, включая Казахстан, дает возможность укрепить региональную стабильность на всем этом континенте.

В вопросах международного сотрудничества сказывается активная позиция Главы государства, его умение вести активный диалог со всеми странами мира. Огромный вклад Президента в поддержание мира и безопасности на азиатском субконтиненте позволили Казахстану превратиться из объекта в субъект геополитики . Еще в начале суверенного пути им была предложена специальная программа «Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного государства» ( 1992 г .), позже переросшая в Президентскую Программу «Казахстан- 2030» по обеспечению макро-и микроэкономической стабилизации экономики.

В настоящее время Республику Казахстан признают свыше 120 государств мира, почти с 100 из них установлены дипломатические отношения, более чем с 70-ю странами поддерживаются торгово-экономические связи. Казахстан вышел в мировые лидеры по экспорту зерна, поставляя свою продукцию более чем в 40 стран мира.

Казахстан ныне характеризует широкомасштабная интеграция в мировое сообщество, взаимовыгодное партнерство и тесное сотрудничество в решении глобальных проблем, в том числе экономических, экологических и социальных. Страна выстраивает такую линию поведения на международной арене, которая позволяет ей перейти к решению проблем более высокого порядка. В настоящее время она активно начала реализовывать ряд амбициозных проектов, к числу которых следует отнести, сформулированную Президентом Нурсултаном Назарбаевым, задачу вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Глобализация также является процессом унификации традиций, культур, религии и идеологии. Современный мир характерен наличием культур с диаметрально противоположными ценностями, идеологиями, историческими традициями. В нем представлены мощные мировые и традиционные религиозные системы. Практика показывает, что чем теснее взаимодействие стран с разными историческими традициями, религиями и идеологиями, тем сильнее их толерантность по отношению друг к другу.

В связи с этим хотелось бы отметить, что уже на второй год своей независимости Республика Казахстан стала инициатором и провела на своей территории международный форум «На пути к духовному согласию», где духовная толерантность была проявлена в качестве важнейшего приоритета внешней политики государства.

Символично, что проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий именно на казахстанской земле стало традицией. Недавно прошедший Второй съезд продемонстрировал всему человечеству, что проблему общечеловеческих и межрелигиозных отношений можно решать с помощью переговоров, избегая какой бы то ни было вражды.

На съезде Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что за годы независимости в нашей многонациональной стране прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения, благодаря чему выстроена казахстанская модель экономического развития и достигнуты определенные успехи, что Казахстан в своей практической политике исходит из уважения внутренней свободы человека, что, в свою очередь, детерминирует межконфессиональную толерантность [11]. Наряду с исторически традиционной исламской культурой, в стране созданы условия для развития всех мировых и традиционных религий. Поэтому Казахстан и стал одним из крупнейших в мире центров межрелигиозного диалога. Проведение Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий, способствуя развитию сотрудничества религиозных общин, прежде всего, приобрело большую значимость для международных политических отношений, что выразилось в принятой на съезде Декларации, отражающей глобальную потребность в замене идеологии противостояния культурой мира, идеологией толерантности, согласия и диалога.

Одной из важнейших форм восприятия и претворения в жизнь идей культуры мира является укрепление межнационального согласия, повышение культуры межэтнических взаимоотношений. На этом фоне особенно видны достижения Казахстана в построении многонационального, мультикультурного общества, в котором обеспечено равенство представителей всех наций и народностей, гармоничное сочетание прав и свобод человека.

 

Литература:

•  Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. Алматы, 1993. С. 10.

•  Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., Логос, 2002. с. 9-14.

•  Ашимбаев М., Идрисов А. Глобализация: сущность и тенденции// Центральная Азия в системе глобальных отношений. Сборник материалов конференции. С.14.

•  Нысанбаев А.Н. Глобализация и транзитное общество// Центральная Азия в системе глобальных отношений. Сборник материалов конференции.

•  Вайцзеккер Э., Ловинс Э. Четыре фактора. Удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов. Доклад Римскому клубу. М., 2000.

•  Проблемы теории и практики управления. №1, 2000. С. 21-24.

•  Токаев К.Ж. Внешняя политика Республики Казахстан: достижения и перспективы// - Дипломатический курьер, №4 (10) 2006, с. 7.

•  Статистический ежегодник Казахстана// Statistical Yearbook of Kazakhstan : Статистический сборник// Под ред. К.С. Абдиева – Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003, с. 370-371

•  Олкотт Марта Брил. Казахстан: непройденный путь/ Москва, Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2003. С 10-11.

•  Мир и региональная безопасность в Центральной Азии. Материалы международной конференции. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2003. С. 24-25.

•  Второй съезд лидеров мировых и традиционных религий // Казахстанская правда, 13 сентября 2006 г .

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба