Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2007

Хроника научной жизни

Информация о работе Научного центра проблем образования переходного периода при Институте телевидения, бизнеса и дизайна на XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» (Санкт-Петербург, апрель 2007 г .) и на Международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» (Санкт-Петербург, апрель, 2007).

На пленарном заседании конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство», с докладом «Этические императивы религиозного сознания и нравственное воспитание» выступила директор Центра д.ф.н., проф. М.Г. Заборская.

В рамках конференции Научным Центром был проведен Круглый стол «Взаимоотношения поколений в условиях «переходного периода» и глобализация: конфликт или сотрудничество» (руководители: д.ф.н., проф. М.Г. Заборская, д.ф.н. проф. И.Б.Романенко, д.ф.н., проф. Е.М.Сергейчик)

В своем вступительном слове Е.М. Сергейчик призвала участников дискуссии обратить внимание на то, что глобализация разворачивается на фоне перехода нашего общества к рыночной экономике и глубокой трансформации политических и других социальных институтов, в том числе и института образования. Возможность получить хорошее образование и интересную, высокооплачиваемую, престижную работу, которая позволит свободно передвигаться по миру, имеет незначительная часть молодежи. И хотя в педагогической и философской литературе основной целью образования признается развитие личности, хотя образование рассматривается как социальный лифт, в реальности выбор в области образования ограничен возможностями и потребностями региональной экономики, с материальными возможностями молодых людей, а не с их интересами, стремлением к творческой самореализации. Усложняет современную ситуацию и отсутствие национальной идеи, которая могла бы консолидировать молодежь и старшее поколение на основе гуманистических ценностей. Эти ценности могли бы служить противовесом безыдейности, бездуховности значительной части населения, утратившей смысложизненные ориентиры в обществе, когда господствовавшая идеология стала маргинальной, а новая не сложилась. В условиях переходного периода надо не только понять основной вектор социального развития, но и увидеть многомерность современного образования, перед которым стоят сложные задачи реформирования всего общественного устройства на всех его уровнях.

В своем выступлении д.ф.н., проф. С.П.Иваненков (С.-Петербург) подчеркнул, что социализация молодежи в условиях глобализации включает два конкурирующих между собой института: образование и средства массовой информации. Что касается образования, то в условиях усиливающейся миграции, охватывающей и Европу и Россию, очень важны четко сформулированные цели образования, которые будут содействовать развитию личности с устойчивыми ценностными ориентирами. И здесь большое значение имеет понимание преподавателями, учителями, работниками системы образования в целом своей гуманитарной миссии. Кроме того, старшее поколение, преподаватели, учителя должны владеть средствами массовой коммуникации, поскольку от этого в значительной мере зависит оперативность получения информации, необходимой не только для профессиональной деятельности, но и для общения со студентами, учениками, для понимания их интересов.

Соглашаясь с основными идеями С.П.Иваненкова, д.ф.н., проф. Б.Г.Ушаков (С.-Петербург) обратил внимание на то, что в условиях глобализации очень важно понимание целей образования, реализация которых может мобилизовать все образовательное сообщество на решение проблем, вызванных к жизни переходным периодом. Однако проблема заключается в том, что в реальности нет ни общепринятых целей образования, нет опыта развития стратегического мышления, нет системы ценностей, способствующих консолидации общественности. Более того, в самих образовательных учреждениях зачастую низкий уровень обеспечения информационными технологиями. Это обстоятельство усиливает неравенство различных учреждений образования и препятствует решению задач, которые инициированы процессом глобализации.

По мнению аспирантки Е.Г.Алексеевой (С.-Петербург), все петербургские школы обладают возможностью обучить детей работе с компьютером, практически все дети имеют навыки в области современных информационных технологий. Проблема заключается в том, чтобы школа могла научить учеников пользоваться информацией, т.е. отбирать ту, которая способствовала бы их личностному росту, подготовке к дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Однако в современной школе отсутствуют гуманитарные предметы, которые способствовали бы формированию ценностных ориентаций, востребованных развитием современного российского общества, находящегося в условиях радикальных преобразований. Кроме того, в силу различных обстоятельств современная семья не в состоянии оказывать соответствующее ее предназначению влияние на детей, нередко предоставляя их самим себе.

По мнению д.ф.н., проф. Шалаева В.П. (Йошкар-Ола) основная проблема переходного периода в условиях глобализации в том, что утрачена духовность. Материальное благополучие и на Западе и в России привело к тому, что к власти пришел «материальный человек» с его мечтами о «материальном коммунизме». Этот массовый человек постоянно тиражируется и его вкусы, потребности выдаются за образцовые. Но поскольку духовность есть сущность человека, она неистребима и, в конечном счете, должна быть восстановлена. В современных непростых условиях носителями и хранителями духовности остаются, прежде всего, учителя и преподаватели.

Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг проблемы поиска возможностей преодоления межгенерационного отчуждения, обусловленного разрывом между различными системами ценностей, и налаживания сотрудничества между представителями различных возрастов на основе общих для них позитивных ценностей. Участники Круглого стола пришли к общему мнению, что в условиях переходного периода роль образования становится чрезвычайно важной, следовательно повышается и ответственность всех, кто занят в этой сфере деятельности.

В заключительном слове, проф.Е.М. Сергейчик отметила, что в ходе дискуссии были поставлены такие проблемы, которые требуют дальнейшего осмысления и обсуждения. Многие участники дискуссии обращали внимание на то, что учителя, преподаватели, родители, т.е. люди старшего поколения должны стремиться к тому, чтобы лучше понимать молодежь, в известном смысле «соответствовать» их уровню владения современными информационными технологиями. Но остается проблема ценностей старшего поколения, которые могут послужить основой для взаимопонимания и сотрудничества представителей различных возрастных групп в условиях переходного периода, когда необходима консолидация общества, объединение его усилий в преодолении негативных тенденций, обострившихся на фоне глобализации.

 

На пленарном заседании конференции Международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» с докладом «Глобализация образования и социальные стратегии современности» выступил научный руководитель Научного центра д.ф.н., проф. В.И. Стрельченко.

В рамках конференции Научным центром был проведен Круглый стол «Образование и молодежная культура в условиях переходного периода: опыт России и Европы» (руководители: д.ф.н., проф. В.И.Стрельченко, д.ф.н., проф. Ч.С. Кирвель, к.ф.н., доц.С.В.Полатайко).

Предваряя дискуссию, проф.В.И. Стрельченко обратил внимание присутствующих на то, что в нашем обществе происходит распад рефлексирующих структур, основанный на дистанцировании от традиционных подходов к анализу социальных явлений, в том числе и к образованию. В методологическом плане исследования отталкиваются не столько от науки в ее классическом понимании, сколько от культуры. Вместе с тем, по-прежнему, используется технократическая терминология, напр. «коррекция поведения», «педагогический эксперимент» и проч., за которой стоят вполне определенные технократические приемы манипулирования людьми. Существенные изменения, которые произошли в европейской философии науки, начиная с 17 века, позволяют сегодня говорить о «культурсубъективизме», т.е. о том, что наши представления об образовании укоренены, прежде всего, в культуре. Речь идет, во-первых, о необходимости формирования новых стратегии мышления, об изменении его фундаментальных ориентиров. И здесь намечается путь к пониманию сходства и различия социального опыта молодежи Запада и Европы, а также понимания специфики осмысления нашей молодежью своей роли в развитии современного российского общества. Во-вторых, важен вопрос о естественно возникших и искусственно созданных формообразованиях культуры, которые сегодня влияют на развитие нашего общества, находящегося в условиях переходного периода. Здесь мы выходим на проблему влияния глобализации на общественные процессы, происходящие в России в целом, и на формирование и развитие современной молодежной культуры.

В своем выступлении д.ф.н. проф. А.А. Грякалов (С.-Петербург) подчеркнул необходимость изменения стратегий мышления с тем, чтобы оно соответствовало реалиям современного мира и способствовало взаимопониманию поколений, чьи взгляды могут существенно расходиться. Вряд ли можно считать продуктивным решение современных проблем с позиций «бунтующего» или «массового» человека. Современный постмодернизм подчеркивает исчерпанность сложившихся стратегий мышления, например, идеи космополитизма. Как показывают современные исследования, народы, вовлеченные в процесс глобализации, не хотят ассимилироваться и всеми возможными способами стремятся к сохранению своей собственной культуры. Поэтому понятие глобализации заменяется понятием глокализации. Структурированным оказывается не только сознание, но и бессознательное. Поэтому в современной философии и возникает проблема выработки стратегии «сборки». Современная молодежь по стилю мышления, безусловно, отличается от старшего поколения, но ее рациональность «инорациональна». Люди старшего поколения должны это понимать, поскольку различные типы рациональности сосуществуют сегодня в одном пространстве. Отсюда важна стратегия «топоса», стратегия топологики, т.е. сосуществования. Примером может быть массовая и элитарная культура, которые находятся не в иерархических отношениях, а сосуществуют в одном культурном пространстве.

В продолжение дискуссии д.пед.н., проф. А.В.Москвина (Оренбург) обратила внимание на то, что современная западная культура предстает как открытая, динамичная, а российская как более закрытая, стремящаяся к сохранению своих культурных традиций. Следует выработать такую модель взаимодействия культур, которая способствовала бы обмену опытом в области образования, а не утрате его специфики в условиях нарастающей глобализации.

В качестве примера успешного решения проблемы взаимоотношений между поколениями можно считать, по мнению аспирантки Чжоу Кэли (Китай), можно рассматривать ситуацию в современном Китае. С одной стороны, молодежь активно осваивает новые профессии, овладевает новейшими информационными технологиями, изучает иностранные языки, получает образование в различных странах, осваивая тем самым зарубежный опыт в различных сферах деятельности. С другой стороны, образовательная политика Китая направлена на поддержание традиций страны, на сохранение ее самобытности, что крайне необходимо в условиях глобализации.

В ходе дальнейшей дискуссии мнения участников разделились. Если одни рассматривали глобализацию как процесс экспансии западных образцов культуры, поглощающий национальные культуры и нивелирующий их специфику, то другие полагали, что есть культуры, например, японская, которые успешно сочетают ценности глобального мира с национальными традициями. От того, какая тенденция будет преобладать, зависит и характер взаимоотношений между Россией и странами Запада и Востока, втянутыми в процесс глобализации.

Подводя итоги дискуссии, проф.В.И. Стрельченко отметил, что ситуация, которая сложилась в мире в начале XXI , в. по своему драматизму сопоставима с ситуацией начала прошлого века. Речь идет о широком распространении скептицизма, вызванного релятивизацией существовавшей системы ценностей, что в конечном итоге ведет к социальному атомизму. Как хорошо показал в своих исследованиях Хайек, эффективность рыночной экономики неизбежно влечет за собой снижение «социальных инстинктов», т.е.стремления людей к консолидации. Распад традиционной системы ценностей в нашем обществе свидетельствует о происходящей смене общественного строя. Отсюда настоятельная необходимость осмыслить проблемы современного образования в условиях переходного периода, с тем, чтобы выработать такие социальные стратегии, которые способствовали бы успешному развитию нашей страны в условиях глобализации.

 

 

 

Проф. Заборская М.Г., проф. Сергейчик Е.М, проф. Стрельченко В.И.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба