Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2009

Рецензия

Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.] ; под науч. ред. Ч.С. Кирвеля. – Гродно ; ГрГУ, 2008. – 532 с.

Мир начала XXIвека – мир глобальных изменений и противоречий, мир динамичный, неустойчивый, необыкновенно хрупкий и непредсказуемый; мир, где оказались деформированными сами основы бытияне только социума, но и отдельной личности. Стремительная смена ценностных ориентиров, разрушение традиционных представлений, привычных моделей поведения и способов деятельности воспринимается массовым сознанием как катастрофа.В такой ситуации резко возрастает интерес к социальному прогнозированию, поскольку человечество не может созидать свое настоящее, не заглянув хотя бы на несколько лет вперед. Именно представления о будущем фундируют определенные социальные идеалы и цели, выступающие регулятивными принципами социальной жизни и деятельности. Для восточнославянских странвопросы, связанные с перспективами бытия и развития, оказались актуальными вдвойне, посколькуих собственная системная трансформация совпала с глобальными преобразованиями. «Какое будущее ожидает эти страны?», «QuoVadis, человечество?» – эти вопросы, содержащие в себев себене только теоретическую, но и практическую составляющие, находятся в центре размышлений авторов монографии «Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов», изданной в Республике Беларусь.

Монография подготовлена коллективом авторов под научным руководством доктора философских наук, профессора кафедры философии Гродненского государственного университета Ч.С.Кирвеля.Она является одной из немногих работ на постсоветском пространстве, в которых осуществлен не только системный анализ трансформационных процессов в восточнославянских странах в контексте происходящих сегодня глобальных изменений, но и рассмотрены возможные сценарии дальнейшего развертыванияглобализационных процессов, а также перспективы развития восточнославянских народов.

Рецензируемая работа начинается с обсуждения теоретико-методологических проблемсоциального познания (гл.1 «Современные глобальные трансформации и проблема построения новой объяснительной модели развития общества»). Это не случайно и вполне оправдано. Методологический плюрализм, характерный для современного обществознания, в том числе и для социальной философии, предполагает не просто выбор парадигмальных оснований проводимого исследования, но и их последующее теоретическое обоснование. Обусловлено это тем, что внутри любой парадигмы уже заложена определенная степеньадекватности познания изучаемому объекту, а также характер и направленность возможных теоретических выводов. Автором 1-ой главы убедительно показано, что линейно-детерминистские и прогрессистские идеи не могут являться теоретико-методологическим фундаментом дляпостроения объяснительной и прогностической моделей современных социальных процессов, что необходимо отказаться от понимания истории как чего-то предзаданного. По мнению автора, наиболее адекватной современной социальной динамике является синергетическая парадигма с ее идеями нелинейности, открытости, многомерности, вероятностной причинности. Интересной и продуктивной является авторская мысль о том, что построение новой динамической концепции социальной реальности предполагает синтез различных когнитивных практик, синтез рационального, дорационального и внерационального способов постижения общественного бытия. Данный вывод строится на понимании социального бытия как результата кооперативных действий людей, которые не только мыслят, осознанно ставят перед собой цели, но также чувствуют, переживают происходящие социальные процессы, а нередко и живут иллюзиями, руководствуются социальными мифами. Нельзя не согласиться с авторской идеей о том, что социальный выбор (а без него, в принципе, невозможна социальная динамика) должен предваряться рядом экспертиз: экологической, гуманитарной, аксиологической и др.

В рецензируемой монографии (гл.2 «Векторы глобальных перемен: от фантома однополярности к полицентристскому мироустройству») глубоко и всесторонне исследуются проблемы глобализации, определяются векторы глобальных перемен, аргументировано доказывается, что представления о современном мире какисключительно однополярном, уже не соответствуют действительности. Сегодня, считает автор 2-ой главы, мы наблюдаем начавшийся процесс формирования новой геоструктуры мира. Процесс этотсложный и противоречивый,потенциально содержащий в себе не только разные вариантыосуществлениясоциальных трансформаций, но также разные социальные и гуманитарные последствия. В работе отмечается, что уже сейчас существуют предпосылки для формирования новых центров развития и силы и возникновения полицентристского мироустройства. Вместе с тем это не означает, подчеркивает автор, что данный процесс осуществится автоматически. Его реализация зависит от многих факторов, в том числе и от субъективных: от мировоззренческих позиций субъектов социального действия, от характера принимаемыхими решений, от выбранных средств и методов практической деятельности.

Большое внимание в рецензируемой работе уделено рассмотрению исторической судьбы восточнославянских народов (гл.3 «Восточнославянские народы в эпоху глобализации: выбор пути развития»). Весьма интересной и методологически продуктивной является мысль о том, что основным модусом бытия восточнославянских народов является модус переходности, что обусловливает драматизм их существования, а нередко и трагичность судеб.

Проблема бытия и дальнейшего развития восточнославянских народов в условиях глобализации рассматривается не только в 3-ей главе, она обсуждается во всех главах монографии, являясь интегральной. Рассматривая вопрос о возможных сценариях будущего данных народов, авторы исходят из теоретико-методологической предпосылки, согласно которой человечеству для своего сохранения необходимо решить две взаимосвязанные задачи: 1) обезопасить себя от духовного вырождения, 2) остановить процесс разрушения биосферы. Решение этих проблем должно быть заложено в моделях и стратегиях развития восточнославянских стран, в том числе российскогои белорусского обществ.

Большое внимание в рецензируемой работе уделено исследованию роли государствообразующего начала в трансформационных процессах (гл.4 «Роль и значение государствообразующего начала в исторических судьбах восточнославянских народов»). Рассмотрение даннойпроблемы в рамках философского дискурса позволяет автору выявить потенциальные возможности государственности в решении проблем, стоящих сегодня перед восточнославянскими странами.

В соответствии с логикой, задаваемой синергетической парадигмой, ряд глав монографии посвящен анализу сущности и специфики социокультурного бытия восточнославянских народов (гл.5,6,9), поскольку синергетика рассматривает культуру как системообразующий фактор, как особое информационное пространство, в которомнаходятся и в котором созидаются программы организации бытия, как социума, так и отдельной личности. Интересным и хорошо аргументированным является материал, посвященный проблеме ментальности восточнославянских народов. В гл.5 («Специфика ментальности и исторический путь восточнославянских народов») анализируются долговременные факторы формирования менталитета славян, его специфика и доминанты; рассматривается взаимосвязь менталитета с социокультурными изменениями, происходящими в рамках восточнославянских социальных пространств. Глубокий анализ специфических черт восточнославянской ментальности позволяет автору сделать вывод об отсутствии у восточнославянских народов устойчивой цивилизационной идентичности, что в условиях глобализации создает для них дополнительные трудности при выборе собственного пути исторического развития. Проблема идентичности и возможные варианты ее решения анализируются в главе, посвященной духовно-мировоззренческим основаниям социокультурного бытия восточнославянских народов (гл.6 «Духовно-мировоззренческие основания социокультурного бытия восточнославянских народов»). Анализ исторической динамики аксиосферы белорусского общества позволяет определить роль ценностных детерминант в процессе его самоопределения и выработки собственной стратегии развития (гл.9 « Социокультурные ценности как факторы развития Беларуси в условиях глобальной трансформации современного общества»).

В рецензируемой работе отмечается, что попытки решения проблемы цивилизационной идентичностирусская философия начала предпринимать уже во 2-ой трети XIXвека. Один из вариантов ее решения был предложен евразийством. рассмотрению евразийского проекта посвящена 7-ая глава («Евразийская идея: история и современность») монографии.

В данной главе автор не только анализируетосновные идеи классического евразийства и его установку на цивилизационную идентичность Россия – Евразия, но и характеризует новоевразийские перспективы.Автором подчеркивается, что вопрос о евразийской сущности России остается дискуссионным. Но, несмотря на это, отмечает он, евразийские идеи и практика содержат в себе значительный интегративный потенциал, поскольку они имеют наднациональный смысл, а евразийский проект ассоциируется с поиском Россией своего собственного пути развития.

В рамках рассмотрения возможных сценариев будущего восточнославянских народов в монографии анализируется парадигма постиндустриального общества, выявляется ее содержание и сущность, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности ее использования при разработке стратегии развития данных народов (гл.8 «Постиндустриальная парадигма и стратегия инновационного развития Республики Беларусь»).

Монография имеет четкую структуру. В конце каждой главы дана литература, что позволяет читателю расширить и углубить свои знания по заинтересовавшему его вопросу. Примечательным является тот факт, что большая часть авторов монографии – это бывшие аспиранты Ч.С.Кирвеля, ныне уже кандидаты философских наук и самостоятельные исследователи. Данная работа позволяет с полным правом утверждать, что в городе Гродно появилась интересная социально-философская школа.

Вместе с тем некоторые высказанные в работе идеинуждаются в конкретизации и уточнении, являются дискуссионными. Так, например, трудно согласиться с утверждением, что из пространства западной культуры исчез мир ценностей, поскольку вне ценностного измерения бытие человекаи общества в принципе невозможны (гл.6). Скорее всего,автор имел в виду исчезновение из западной культуры подлинно духовных ценностей, но на это необходимо было указать.

Достаточно спорным является утверждение, что в восточнославянских странах идея коммунизма сформировала экономически ориентированного человека. Этот процесс начался значительно раньше, что явилось одной из причин кризиса христианской системы ценностей и мировоззренческих установок в России в конце XIX– начале XX века. Не в последнюю очередь данный кризис был вызван «идеологизацией» самой религии, ведь сращивание религии с государством всегда ведет к ослаблению ее духовного потенциала, порождаетфеномен прагматизации веры. По мнению автора6-ой главы, процесс идеологизации религии был характерен только для Запада, с чем также трудно согласиться, поскольку предпосылки этого явления начали оформляться и в России уже после реформ Петра I.

К сожалению, между главами не всегда просматриваются «логические мостики», что несколько затрудняет восприятие рецензируемой работы как чего-то целостного. В этой связи логично было бы включить в монографию главу, посвященную анализу специфики восточнославянской культуры, рассмотреть роль социокультурного фактора в социальной динамике. Это позволило бы объединить главы 5,6,7,9.

Однако высказанные замечания и пожелания не снижают достоинств монографии. Она представляет собой глубокое, полемически заостренноеисследование, разноплановое как по характеру рассматриваемых проблем, так и по предлагаемым вариантам решения. Это делает ее интересной не только для специалистов, но и для тех, кому не безразлична судьба восточнославянских народов.

МЕЛЬНИКОВА Л. Л., к. ф. н.,доцент,

заведующая кафедрой общественных наук Учреждение образования

"Гродненскийгосударственный аграрный университет"

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба