Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2007

Л.С. Нурбосынова
СМЫСЛ ЖИЗНИ: ПОИСКИ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ

Смысл жизни - интегративное, регулятивное понятие, присущее развитой мировоззренческой системе, которая истолковывает и предписывает смысл, свободу ценности, моральные нормы предстоящей социальной деятельности. В этом отношении представлялся своего рода идеал человека, в постижении и достижении которого зачастую усматривалось основное назначение человека, смысл его существования. Во все времена, во все эпохи смысл жизни состоял в создании себя – в реализации своих способностей и дарований, в развитии творческих возможностей, духовного богатства в интересах общества, в целях осуществления прогресса народа, наций, человечества в целом.

Понятие смысла жизни для каждого отождествляется с высшей степенью благости, т.е. тем, к чему бы стоило стремиться. Исходя из этого, может быть , понята вся человеческая деятельность: человек живет и действует во благо себе и для создания достойных условий своего существования на этой земле. Даже если смысл жизни человека в самоубийстве, значит, индивид видит в этом один-единственный выход из злополучно сложившейся ситуации и уход из жизни выступает в качестве блага для него одного.

Логическим стержнем понятия смысл жизни в социально-философском анализе выступают понятия «смысл» и «жизнь». Более развернутое истолкование трех значений термина «смысл» содержится в «Советском энциклопедическом словаре». Понятие «смысл» интерпретируется следующим образом: смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но самоопределяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т.п.); в логике, в ряде случаев в языкознании - то же, что значение [1]. В целом, при отсутствии мысли не только не может быть никакого «смысла», но и сама постановка вопроса о смысле становится бессмысленной.

Слово «жизнь» имеет ряд значений: 1) органическая, «живая» природа в отличие от неорганической; 2) жизнь представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека; 3) жизнь понимается как жизненный путь человека в целом или в какой-либо определенной сфере; 4) характеристики физиологического существования до переносных значений, когда речь идет о чем-то ценном, важном (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»); 5) «Жизнь человека, век его, все продолжение жизни его, от рождения до смерти; также род и образ жизни его, быт, деяния, поступки, похождения и прочее» (В.И.Даль) [2].

Понятие «жизнь» на подсознательном (рефлективном) и сознательном уровне ассоциируется с высшей ценностью. Согласно Г.Зиммелю, а впоследствии Г.Риккерту, жизнь - есть объект «переживания»: жизнь нужно пережить, но ее никак нельзя познать. «Ценность моей жизни зависит лишь от рода моей жизни или от особенности моих переживаний»,- писал Г.Риккерт [ 3 ] . Для того, чтобы войти в самое интимное, эмоционально-субъективное ядро внутреннего мира личности, оно должно быть пережито, выстрадано. Данное положение можно перевести и на смысл. Понятие смысла жизни, получая импульсы из объективной действительности, тяготеет к внутреннему единству, идейная целостность которого конституируется ценностью.

Смысл задает темп бытию человека, выраженного в социальной деятельности как форме самореализации человека в мире. Действительно, стремление к смыслу обладает тем, что в американской философии и психологии получило название «ценность для выживания» (Р.Хаббард «Самопознание»). Выжить для того, чтобы осуществить свое предназначение, выраженное в заботе о семье (1динамика), заботе о близких (2динамика), заботе об окружающих (3), заботе о природе (4) вплоть до заботы о космосе (8). Следовательно, человек смотрит на действительность через свое объективное практическое отношение к ней, ибо данная действительность является условием бытия человека, с одной стороны, и источником угроз его существованию - с другой. Сохранение себя как природного существа с этой точки зрения может рассматриваться как абсолютная задача бытия человека.

Человек в мире и мир в человеке – два тезиса, указывающих, во-первых на то, что человек находится в мире («брошен в мир» абсурда), противостоящем человеку, с одной стороны, и являющимся условием его существования, с другой стороны; во-вторых, мир в человеке – есть осмысление индивидом себя и своего отношения к окружающему его миру, т.е. выработка собственной мировоззренческой позиции. Эти два тезиса дают основание утверждать, что нахождение смысла человеком является жесткой необходимостью для нормальной жизнедеятельности. Нахождение смысла происходит во вполне закономерном процессе столкновения внешнего объективного мира и внутреннего субъективного начала.

О взаимообусловленности общества и человека отмечал М.Вебер. По его мнению, происходит взаимодействие смысловых универсалий прошлого в форме «картин мира» и человека, его осознанием, переработкой и дополнением в данную картину нового смысла.

Понятие смысла жизни сопряжено с поисками истины бытия. Поиски истины, смысла являются многотрудным процессом, отмечает С.Донентаев в стихотворении «Думы»:

Да, трудно думать, трудно смысл найти,

Но нет без дум достойного пути! .

Создавая смысл, человек создает мир человека – социально-культурную реальность, несущую смысловую насыщенность.

Оформившаяся модель смысла жизни у субъекта зависит от следующих немаловажных факторов: от ценностных предпочтений субъекта, от его волевых усилий и ответственности - от которых зависит результат в достижении определенной цели. В конечном итоге, вышеуказанное, служит непосредственно целям социальной адаптации. Для каждого общества, каждой цивилизации, каждой исторической эпохи, существуют свои общезначимые, универсальные ценности, от которых понятие смысла жизни получает «кровь и плоть», т.е. содержание, которые, в той или иной мере, частично или целиком, навязываются индивидуальному сознанию людей с непременной силой и зависят от него не в большей степени, чем законы природы. По словам Когана Л.Н., цель жизни человека «задается» самой действительностью.

Полный анализ понятия смысла жизни невозможен без рассмотрения понятия смерти. Осознание того, что человек как биологическая особь смертен, вносит коррективы в жизнь человека. Человек начинает познавать цену времени и соответственно планировать. Существует общеизвестная дилемма: «Смысл смерти заключается в смысле жизни». Именно через смерть, через небытие человек начинает познавать цену жизни своего существования. Данное положение предполагает, что смысл смерти состоит в придании жизни определенности. Можно сказать, что снимая жизнь, как процесс, и превращая ее в нечто итоговое, окончательное, завершенное, смерть выступает критерием истинности жизни. Глубокий смысл смерти в том, что человек не имеет нравственного права на «алиби в бытии» (М.М.Бахтин), на уклонение от своей «долженствующей единственности», от того единого, неповторимого и потому чрезвычайно ответственного «поступка», каким должна явиться вся его жизнь. Другими словами, смысл смерти есть не что иное, как оборотная сторона смысла жизни. По этому поводу ливанский писатель – эссеист Д.Халель писал, что «…когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться к смерти, ибо смерть есть не что иное, как еще одна тайна жизни» [ 4, с.231 ] .

Вклад в данную проблему Востока и Запада следует рассматривать в совокупности, т.к. понятие жизни включает в себя чувственный, созерцательный и разумный (рациональный) опыт. Мы как часть целого, часть жизненного процесса в целом должны просто открыть себя, свое внутреннее начало переживанию опыта, чувственному насыщению и разумному обогащению духовного, что является неотъемлемой частью сущности человека, его бытия.

Философский анализ смысла жизни тесно связан с проблемой свободы, т.к. без нее не существует человеческой деятельности. Она является стержневым элементом системы ценностей, которые обеспечивают единство культуры, философии, творчества человека, смысла и цели его бытия. Любой творческий акт – это, прежде всего, реализация свободы человека, что в свою очередь ведет к реализации смысла жизни, для которой необходимо вереница целенаправленных идей. Смысл жизни и цель жизни - неразрывные между собой понятия, но далеко неравнозначные. Смысл жизни заключается в ее объективной значимости, а цель - субъективное проявление или отражение объективного смысла жизни человека. Смысл жизни – генеральная линия личности, его жизненная программа, достигаемая посредством целей, а цели – это пути к достижению смысла. Человек хочет осознать, какой великий смысл сегодня имеет его настоящая жизнь для будущего.

Отсюда становится яснее и вопрос о соотношении смысла жизни и идеала. Идеал есть форма проявления смысла жизни, т.к. предполагает идеальную конструкцию на будущее. Всякий идеал есть продуманный смысл, к реализации которого надлежит стремиться, базирующийся на представлениях о нравственном совершенстве. Идеал человека – это законченный обоснованный смысловой образ, имеющий у индивида глубокую убежденность в его правоте, истинности. «Идеал – есть объективная истина» (Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф.).

Понятие смысла жизни неотделимо от понятий самореализация, самоопределение, самоутверждение. Причем, необходимо отметить, что достижение и реализация смысла каждым человеком в течении жизни подразумевает, во-первых, работу над самим собой, являющийся необходимым элементом, во-вторых, систематически заниматься самоанализом, ведущее за собой воспитание ума, которой большую роль отводили философы Древнего Востока. К примеру в философии Абая Кунанбаева – «устраивать себе самоотчет» или мысль, оставленная в древнеиндийской философии в Упанишадах - «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

Одним из ведущих исследователей данной проблемы ХХ столетия считают Виктора Франкла и его работу «Человек в поисках смысла». В своем теоретическом осмыслении В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли, исходя их этих учений, он объясняет понятие смысла жизни. В. Франкл утверждает, что у каждого человека должна быть воля к поиску смысла. Для обретения смысла существует три пути: творческая деятельность заключается в ценностях сопереживания; принять с достоинством и мужеством все удары судьбы, не потеряв смысла; остаться человеком с большой буквы. Понятие смысла жизни для человека выступает в форме императива, требующего своего разрешения, сообразно данной эпохе. Вспоминается «Миф о Сизифе» (А.Камю), где человек призван нести на себе ношу – искать и находить смысл в жизни, которому сопутствуют противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека.

Структура и механизм понятия смысл жизни получает свое развитие через следующие параметры. В самом начале выделяем сознание, т.к. именно открытие человеческого сознания стало определять бытие в целом. С появлением сознания человек стал осознавать себя на исторической арене, в обществе, искать свое место в мире как уникальное существо. Самосознание индивида подразумевает выработку смысла жизни в несколько этапов: 1) поиск смысла жизни (проходит через ценностный и смысловой аспект); 2) нахождение или общая направленность в смысловом потоке (в качестве необходимого элемента выступает свобода (выбора), затем самодеятельность (творческий импульс); 3) реализация себя, утверждение своего «я» в мире, в определенной общественно-исторической среде. Взаимосвязь смысла жизни и ценностных установок заключается в стремлении достичь такого смысла, который выступает ценным по отношению к нему. Смысл жизни как проблема не может существовать вне общества, в свою очередь, общество не может функционировать без смысла - они взаимосвязаны и взаимопроникают.

В целом, смысл жизни призван постичь всеобщие истины, но при этом всегда говорит только на определенном национальном языке. И в этом нам видится источник ее творческой активности, т.к. данная проблема находится в динамике ее исторического развития.

Одним из компонентов мировой философской мысли является казахская философия. Ее вклад в сокровищницу мировой мысли значителен – она обогатила содержание понятия смысла жизни через всестороннее познание человека и мира, сущности человека, его социальное творчество, через гуманное отношение между человеком и природой, человеком и Богом, человеком и Миром, тем самым, приближаясь к объективному познанию. В гармонии, в искренности и чистоте человеческих отношений Абай Кунанбаев в семнадцатом слове, где в аллегорической форме предстают Воля, Разум и Сердце, видит истинный смысл существования, как человека, так и великого мира: «Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих» [ 5,с.31 ] , - восклицает Абай. Исламизация кочевой цивилизации казахов благотворно повлияла на ментальность, укрепила духовность народа, открыла новые грани осмысления своей жизни человеком. Суфизм как антропологическое учение делает упор на внутреннее самосовершенствование человека (реализация в нем Бога), которое определяется толерантным отношением к другим этносам и культурам, а также оставила следы образовательно-воспитательных принципов, восходящих к религиозно-духовным истокам и философии.

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как духовного стержня, противостоящего, всему бездуховному. Историчность культуры имеет особую ценность в национальном самосознании и воспринимается каждым человеком и выступает как высшая интеграция его ценностей. Понятие смысла жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов. «Непосредственная близость протоказахов к реалиям бытия, чувственная близость к наблюдаемому и воспринимаемому миру, укорененность в этом бытии выразились в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, иных миров существования, смысла бытия, нравственных устоев» [ 6,с.111 ] . В природе казахского мышления человек не выделяется из природы, а значит, не противоречит ей, а живет в гармонии с ней, т.к. он является частью ее. Данное положение предполагает возведение окружающей среды в ранг высшей ценности наряду с жизнью человека, имеющей смысл в познании. Казахский народ так же, как степь, был открыт веянию новых идей и отнюдь не чужд религиозной нравственности. Ментальность казахских номадов определялась толерантным отношением к другим этносам и культурам. Это обусловлено тем, что на территории Казахстана существовали зороастризм, христианство, ислам.

Проблема смысла жизни должна вбирать в себя такие ценности как осознание долга перед бытием и необходимость служения истине. К примеру, Абай указывал, что труд (4,42 сл.), знание (38,18 сл.), искусство понять других (31,37 сл.), а также такие положительные черты характера, как честность, порядочность, уважение к родителям (29 сл.) являются истоком совершенствования духовного, за которыми последуют доброе имя, слово и дело.

Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфистской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А.Яссауи. И познание величия создателя - цель жизни человека. Это дается как разумом и сердцем (чувствами), так и сверхчувственным способом, где мышление рассматривается как форма отношения между человеком и Богом. По мнению А.Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью.

Познавая вечный разум, человек может достигнуть высоты духовности. Основным критерием духовности, по Абаю, является любовь и правда, которые выступают связующим звеном между богом и человеком: «В ком господствуют чувства любви и справедливости – тот – мудрец, тот - учен» (45 сл.) [ 5,с.90 ] . В связи с этим положением Б.К.Кудайбергенов отмечает: «Духовность формируется там, где люди хотят узнать правду и добиться справедливости, утвердиться на жизненном поприще поисками целей, смысла и идеалов правды и справедливости, в реальной жизни…» [ 7,с.33 ] . По Абаю, «все имеет свою цель, свою причину. Человек, имеющий тягу к знаниям, обязан помнить – любое дело должно вершиться целенаправленно» [ 5,с.76 ] . Жизнь без смысла, цели и содержания не имеет ни какой ценности не только в земной, но и в загробной жизни. Религия содержит в себе глубоко нравственный смысл, проникающий в глубины человеческого сознания, в сокровенное «я».

Как и Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев поставил в центр своих философских взглядов проблему человека и истинность его бытия. «Три истины» - это одно из произведений, отличающихся глубиной философских раздумий в поиске смысла жизни. Шакарим вчитывается в тексты теософских сочинений на различных языках мира, задаваясь вопросом: «В чем же смысл человеческой жизни?». Человек, по мнению мыслителя, лишенный угрызений совести, является глубоко безнравственным. Аналогична мысль В.Франкла, утверждающего, что совесть - орган смысла. «Суть и смысл твоей жизни, - пишет Шакарим, - заключается в том, как ты проживешь ее на этой земле, что ты оставишь после себя» [ 8,с.98 ] . В любом поступке, действии человека раскрывается душа, которое определяет богатство его содержания. О человеческой деятельности в духовном пространстве рассуждал Абай и другие казахские мыслители.

В социально-философской мысли Казахстана проблема смысла жизни рассматривается с конечным результатом жизни - ее смерти. В старости человеку свойственно анализировать прожитую жизнь. И до ужаса страшна смерть, когда человек вдруг открывает, что всю жизнь жил не так, т.е. всегда нужно помнить о смерти, как пределе, которая обрывает жизнь человека и если, говоря религиозными словами, «ты не выполнил свою миссию» - уходишь из этого мира «Скорбя» (Абай). Поэтому в казахском миропонимании жизнь как мир имеет черты непостоянства, изменчивости, обманчивости, которой не стоит доверять , указывал Шал-акын.

В еще большей форме непостоянство бытия в мировоззрении казахов выразилось во вполне закономерном процессе, когда казахский народ оказался на перепутье, после присоединения Казахстана к России. Присоединение Казахстана к России явилось сложным и противоречивым процессом, объективно имевшим прогрессивное значение в развитии казахского общества. Этот период можно назвать периодом просвещения в те области познания, недоступные в системе феодальных отношений. Ученые Казахстана видят в этом прогрессивное значение для культурного движения. И недаром тех людей (личностей), внесших огромный вклад в дело развития культуры, науки, просвещения, называют казахскими просветителями. И это верно! В связи с присоединением активизировалась экономическая и общественная жизнь в Казахстане, а проникновение демократических и просветительских идей изменило смысл и направление общественно-политической мысли казахского общества, обогатило их.

Оседлый образ жизни требовал коренного поворота в политической, хозяйственной, семейно-бытовой сфере, что повлекло за собой изменения в духовных основах общества – это крушение родовых устоев, традиций и ценностного отношения к миру. Рушились родовые устои и традиции, ценностное отношение к миру, которое заключалось в мировоззрении кочевника. Кочевник ставил себя, свое «Я» в центр Вселенной, Степи в соотношении с пространством, временем и обстоятельствами. Исходной точкой отсчета - «Я» он находил смысл в самой жизни, в продолжении рода как единица общества; смысл пространства - в бескрайних степных просторах; смысл времени – в поиске истины, в осмыслении жизни; смысл обстоятельств заключался в уникальности кочевого образа жизни. Оседлый образ жизни в корне опровергал установившееся миропонимание, будучи в полной противоположности. Менялся вековой уклад жизни, народ не мог понять сути и смысла перемен. Ислам стал идеологией, этикой, ответом на вопрос о смысле бытия, помогшим противостоять бездуховности.

Сложные социально-политические отношения в крае тормозили факторы духовной жизни, т.к. подавляли инициативу, талант прогрессивно настроенных людей. Понятие смысла жизни напрямую было связано с общественно-политической ситуацией в стране, требующей улучшения жизни... Поэтому казахской интеллигенции была предуготовлена борьба за смысл прогрессивного обновления существующего строя или за его замену, в условиях консерватизма, неравенства и жестокой эксплуатации человека человеком. Коллизия заключалась в том, что иждивенческая позиция богатых и их неопровержимое слово втягивало большую часть населения в невежество, забитость, где процветали междоусобицы, взяточничество и воровство. Абай писал: «Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд изуродовал душу твою, народ». Такое состояние приводило к падению экономики, итогом чего явилась и отсталость в духовном развитии. Духовное обнищание вело к безнравственности, где материальные ценности стояли выше человеческой жизни. Казахское просвещение свое назначение видело в борьбе со старыми, традиционными родовыми представлениями и в воспитании нового человека, просвещенного, образованного, трудолюбивого, деятельного, ответственного. Казахская просветительская мысль, по сути своей, явилась ответом на те колоссальные изменения, которые произошли в жизни народа после присоединения Казахстана к России. Речь идет о культе знания и веры, о значении духовного возрождения для развития общества и каждой индивидуальности. Мир преходящ, но неизменными остаются духовные ценности. Поэтому, жизнь - не покой, а борьба с покоем. Она творение, созидание, вечное восстание против притягательной силы «вчерашнего», против инертности и пассивности. Природа смысла реальна и реализуема в том случае, когда сообразна общественному устройству.

Великий акын казахских степей Жамбыл Жабаев указывал на глубоко укорененную социальную природу человека. «Социальность в плоти и крови, даже в имени моем», - говорил Жамбыл. М.Жумабаев не раз подчеркивал, что именно в обществе и через общество, в процессе постоянной деятельности человек изменяет не только окружающий мир, но и собственную жизнь, осмысливая ее со своим народом.

Наиболее же яркое выражение бытия человека, творческий подход к обоснованию объективного мира выражены в мудрых афоризмах, имеющих философский характер . Не иначе как эти мудрые слова позволяют индивиду ориентироваться, находить смысл, что имеет немаловажное значение в реализации себя. Эта традиция в казахском миропонимании издавна и является ценной. Много веков тому назад древнегреческие философы Платон, Демокрит и другие, говорили – цени мудрость, распространяй ее среди людей, помни, что многосторонняя мудрость несет счастье людям.

Казахская философская мысль выделяет триединую природу понятия смысла жизни, включающую в себя: 1) Постижение истины, приближение посредством нахождения путей к ней, т.е. «процесс искания истины» (А.Касабек), который заключается в общем: быть едиными в духовном и социальном пространстве, «быть созданием Вселенной и совестью человечества» (С.Л.Рубинштейн); 2) Постижение принципа любви, справедливости, т.к. «суть человека - духовность, любовь, человечность» (А.Капышев, С.Колчигин); 3) Творчество, которое предполагает выявление всех жизненных отношений. Суть человеческого способа бытия и состоит в творческой деятельности, в попытке самоутверждения человека в мире. Творчество в казахской философии выражается «в близости к реалиям бытия» (М.С.Орынбеков), «к универсалиям культуры, к запахам гор и степей, к ветрам кочевой цивилизации» (А.Нысанбаев).

Ядро понятия смысла жизни, по мнению психолога В.Э.Чудновского [ 9 ] , заключается в своеобразном для каждого субъекта соотношении «горизонтального» и «вертикального» измерений - стремления «забежать вперед» (мысленно представить себе собственную жизнь в целом) и стремления «вверх» - к высоким ценностям и духовным идеалам. В казахской философской мысли особо актуальной была проблематика смысла жизни в «горизонтальном» измерении, т.к. мыслилась жизнь с ее конечностью, взаимосвязанной с неустойчивостью и непостоянством бытия. Вполне естественно, что в горизонтальной плоскости измерения смысла жизни существует явное противоречие, заключающееся в конечности земной жизни.

Казахская мысль стремилась обрести прочный смысл в «вертикальном» измерении, поскольку она связана с обретением вечного смысла, вечной жизни как высокого идеала. В большинстве случаев происходит коллизия в процессе становления смысла жизни. Имея своей предпосылкой, высокие ценности и идеалы, этот процесс в итоге дает результат, прямо противоположный устремлениям человека. Вспоминаются сформулированные И.Кантом три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для осуществления смысла жизни: «Что я могу знать?», «Что я должен сделать?», «На что я могу надеяться?». Последний вопрос указывает на иллюзорный характер ожидаемого. Данный процесс связан с «многоликостью» человеческого мышления, с тем, что оно не остается на одном уровне развития по отношению к выполняемым функциям.

Понятие смысла жизни ассоциируется с жизненной программой, находящей свое отражение в социуме, в ценностях, аккумулированных в истории культуры. И то, какую жизненную программу предпочтет индивид, зависит от внутренней содержательности. Значит, смысл жизни требует решения и определения личностью себя, своей судьбы, своей истории и т.д.

Понятие смысла жизни – это глубоко мировоззренческая проблема, направленная одновременно на существование человека в мире, на познание этого мира, его ценностного потенциала, субъектно-объектного отношения и всего богатства взаимоотношений в этом мире. Насколько человек установит и утвердит относительную гармонию в отношениях с окружающим миром, осмыслит себя как часть природы, общества, космоса, настолько понятие смысла жизни будет приближаться к абсолютному постижению самого себя и мира, в результате чего человеку откроется еще одна тайна бытия, откроются новые перспективы воплощения человеческого духа.

 

 

 

Литература:

•  Советский энциклопедический словарь.- М.,1981.-С.1240.

•  Даль В.И. Толковый словарь.- М.,1955.Т.1.-С.541.

•  Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос. – 1912-1913. Кн.1-2. Ионин Л.Г. Георг Зиммель. М.:Мысль,1981.-С.35.

•  Этика: словарь афоризмов и изречений. /Сост. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д./.- М.: Аспект Пресс,1995. –335с.

•  Книга слов // Абай. Записки забытого // Шакарим; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. – Алма-Ата: Жазушы,1992. – 128с.

•  Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов.- Алматы: ? eea ,1994. – 207с.

•  Кудайбергенов Б.К. Социально-философские поиски духовности (историко-философские истоки и современные проблемы). Автореф. дисс. …д. филос. н. - Алматы: МГП «Принт» ИФВЭ НАН РК. –59с.

•  Кудайбердиев Ш. Шыгармалары: (Олендер, дастандар, кара создер). – Алматы: Жазушы,1991. – 80б.

•  Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни //Вопросы психологии. – 1999. - №4. – С.116.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба