Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2019
Чижиков Эдуард Николаевич,
начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,
член-корреспондент Академии геополитических проблем, генерал-лейтенант внутренней службы, кандидат экономических наук,
E-mail: lvn55555@mail.ru
Eduard Nikolaevich Chizhikov,
Chief of the St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,
PhD in Economics
E-mail: lvn55555@mail.ru
Лукин Владимир Николаевич,
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России
(Санкт-Петербург),
ведущий научный сотрудник Центра организации научно-исследовательской и редакционной деятельности,
профессор кафедры философии и социальных наук,
доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,
действительный член Академии геополитических проблем и
Петровской академии наук и искусств,
ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН
Lukin Vladimir Nikolaevich
St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,
Leading Researcher of the Research and Publishing Center,
Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,
Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,
Full member of the Academy of Geopolitical Problems,
Full member of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts,
Associate scientific researcher of the
Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences
E-mail: lvn55555@mail.ru
УДК 327.7
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье представлен экспресс-анализ современного состояния материальных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации, меры Правительства по решению существующих проблем, алгоритм расчета потребностей в материальных ресурсах в Арктике.
Ключевые слова: материальные ресурсы, Арктическая зона Российской Федерации, алгоритм, экономическая безопасность, риски и угрозы, планирование, прогнозирование, факторы, количественная оценка.
ON THE ISSUE OF DETERMINING THE REQUIREMENTS FOR MATERIAL RESOURCES IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article presents a express analysis of the current state of material resources in the Arctic zone of the Russian Federation, Government measures to address existing problems, the algorithm for calculating the needs for material resources in the Arctic.
Key words: Material resources, the Arctic zone of the Russian Federation, algorithm, economic security, risks and threats, planning, forecasting, factors, quantitative assessment.
Проблема определения потребностей в материальных ресурсах в Арктической зоне Российской Федерации (далее – АЗРФ) актуализирована современным состоянием этих ресурсов и необходимостью изменения ситуации в целях обеспечения экономической безопасности государства на его северном и северо-восточном флангах.
Состояние материальных ресурсов остается таким, как было отмечено в апреле 2019 года на стратегической сессии с региональными управленческими командами Арктической зоны России, организованной Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее – Министерство) и Центром энергетики Московской школы управления «Сколково», что требуется новая стратегия развития Арктики. Перед Министерством поставлена задача по ее разработке с действием до 2035 года к 1 декабря 2019 года.
Ресурсы необходимы для ускорения экономического развития арктического региона страны, повышения качества жизни людей, проживающих в Арктике. В настоящее время состояние в социальной сфере АЗРФ существенно хуже, чем в среднем по Российской Федерации. Так, например, в 16 из 23 территорий ниже среднероссийской ожидаемая продолжительность жизни. В 15 из 23 территорий выше среднероссийского значения доля ветхого и аварийного жилищного фонда. При соответствующем материально-техническом обеспечении АЗРФ может стал одним из драйверов роста российской экономики [1].
Достижение цели по росту объёма грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн будет выполнено только в том случае, если в АЗРФ появятся новые производства, дающие такую грузовую базу. Реализуемые проекты, направленные на решение этой задачи, могут обеспечить перевозку в ближайшей перспективе только до 47 миллионов тонн [2].
Ряд распоряжений Правительства Российской Федерации направлены на создание условий для расширения материальных ресурсов в Арктике. Так, Распоряжением №1281-р порт Диксон включён в список портов, открытых для захода иностранных судов. За счёт реализации инвестиционных проектов планируется строительство угольного терминала для вывоза угля с месторождения на участке р. Лемберова. Планируется строительство нефтеперегрузочный терминал для погрузки нефти, добываемой на Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях. Запланировано также создание терминала для перегрузки на морские суда угля, поступающего с Сырадасайского угольного месторождения. Благодаря реализации этих инвестиционных проектов будет обеспечено увеличение грузопотока по Северному морскому пути [3].
В целях удовлетворения потребностей в материальных ресурсах развивается «Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного) и автомобильных дорог федерального значения», утвержденная распоряжением Правительства от 19 марта 2013 года №383-р. (далее – схема территориального планирования). Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1283-р от 14 июня 2019 года в эту схему внесены изменения, предусмотренные федеральным проектом «Морские порты России», в части строительства морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений в морском порту Диксон [4].
Современная экономическая политика должна учитывать принципиально новый, территориальный аспект, который характеризуется рядом обстоятельств. Прежде всего, изменение в соотношении сил в мире неизбежно ведет к тому, что безопасность России во многом будет обеспечена ее способностью контролировать труднодоступные восточные регионы страны и Арктике. В Арктике, в частности, предусматривается дальнейшее совершенствование аэродромной сети и портовой инфраструктуры, планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на архипелагах в акватории Северного Ледовитого океана – на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. В настоящее время возобновил работу аэродром Темп, расположенный на острове Котельный (Новосибирские острова).
Экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации в сочетании с жесткими климатическими условиями усиливает актуальность разработки методического аппарата прогнозирования потребностей материальных ресурсов (далее – МР), учитывающего дифференцированные потребности конечных потребителей, в том числе и в условиях развития чрезвычайных ситуаций с соответствующими рисками.
К значительному ущербу населению и экономике территорий Арктического региона могут приводить чрезвычайные ситуации, вызываемые метеорологическими природными явлениями – шквальными ветрами, сильными морозами, а также весенне-летними половодьями, сопровождаемыми ледовыми заторами на реках Арктического региона.
В соответствии с существующим порядком прогнозирования и планирования материальных ресурсов исходными данными являются объемы поставок, указанные в заявках потребителей.
Особенностью труднодоступных районов и Арктической зоны является необходимость прогнозирования поставок материальных ресурсов, исходя из дифференцированного их потребления во времени.
То есть в процессе прогнозирования и планирования поставок материальных ресурсов необходимо учитывать возможность создания требуемых запасов на период межсезонья. В этом случае для планирования поставок должен учитываться их ассортимент. Например, по продовольственной группе товаров определяются приоритеты в пользу наименований, которые не входят в перечень скоропортящихся (за исключением потребителей, обеспечение которых возможно на основе использования местных ресурсов).
Непосредственно при прогнозировании процесса обеспечения материальных ресурсов допускается дисперсия потребления под влиянием объективных факторов, что позволяет повысить гибкость управления за счет повышения оперативности в принятии управленческих решений на основе прогнозов. В качестве основного показателя эффективности прогнозирования и планирования поставок материальных средств выступает обеспеченность потребителей, которая не может быть ниже заданного уровня. В этом случае планирование поставок материальных ресурсов в труднодоступные Арктические районы должно учитывать создание запасов на период межсезонья. Дополнительным показателем в данном случае является объем текущих и переходящих запасов (в том числе, на период межсезонья), которые должны покрывать потребности потребителей. Соответственно, необходимо решить задачу количественной оценки объемов дифференцированной во времени потребности потребителей в ресурсах на основе интерполяции и осуществления прогностических расчетов.
Для количественной оценки интерполяционной и экстраполяционной составляющих прогноза потребности в материальных ресурсов использование традиционных теорий математической статистики затруднительно. Это связано с тем, что динамичность рассматриваемых систем не позволяет собрать для выполнения статистических расчетов достаточно репрезентативную статистику. На практике достоверная проверка гипотез и корректировка параметров дисперсионных моделей зависит от ряда существенных факторов.
Поэтому предлагается использовать эвристическую процедуру метода последовательных усреднений, отражающую исходное состояние системы поставок материальных ресурсов в труднодоступные районы АЗРФ через фиксированную совокупность статистических данных о потреблении конкретного вида материальных ресурсов (Yi) в пределах относительно непродолжительного числа отчетных периодов (ni) в виде следующего алгоритма (рис. 1.1) [5]:
Рис.1.1. Блок-схема алгоритма
– выбор стандартных функций теории вероятности и математической статистики (обосновывается выбор нормального закона распределения и метода последовательных усреднений, устанавливается интегральный вектор потребности продовольствия для каждого прогнозируемого периода, формируется графическое и математическое представление состояния процесса потребления материальных ресурсов);
– установление параметров длительностей прогнозируемых периодов в поквартальном разрезе [8].
Для расчета прогнозируемой потребности в материальных ресурсах предлагается использовать следующее соотношение:
,
где – прогнозируемая потребность МР (тонн);
– остатки материальных ресурсов на начало отчетного периода (тонн);
tк – продолжительность отчетного периода (в днях);
tn – относительное время центра анализируемых периодов (в днях);
– время от окончания центра предыдущего периода до времени доведения прогнозируемой потребности материальных ресурсов (в днях) [9].
Экспериментально установлено, что прогноз приемлемо достоверен при условии, когда число прогнозируемых периодов в 1,5–3 раза меньше числа точек, характеризующих исходное состояние системы.
Следовательно, при прогнозировании потребления продовольствия в квартальном разрезе приемлемо достоверной базой является информация о потреблении за последние 6 –12 отчетных периодов.
Следует заметить, что проблеме обеспечения материальными ресурсами собственных арктических территорий в целях укреплениях экономической и безопасности в целом уделяют внимание эксперты и исследователи циркумполярных государств. Так, Бейлиз А. (Bailes Alyson J.K.) обосновывает необходимость многофункционального анализа геополитической и геоэкономической ситуации в Арктике. Рассматривая риски и угрозы безопасности Арктического региона она утверждает, что в краткосрочной перспективе наиболее вероятными триггерами для насильственных инцидентов могут быть действия Гринпис или аналогичных экоактивистов, особенно если они будут получать соответствующую поддержку со стороны официальных органов. Это может являться препятствием для создания определенных материальных ресурсов в освоении Арктического пространства. В качестве примеров исследователь приводит ключевые невоенные аспекты арктической безопасности в Арктических стратегиях Исландии (2011 год) и Фарерских островов (2013 год): охрана окружающей среды и изменение климата; экономическая безопасность с ее подразделами управления ресурсами, транспорта, энергетики, продовольствия и т.д.; а также гуманитарные и социальные вопросы, включая вопросы, касающиеся коренных народов.
Смысл экономической безопасности заключается, по мнению Бейлиз в том, что государства и их народы нуждаются в определенном уровне ресурсов или надежном доступе к ним. Сюда отнесены конкретные важнейшие источники снабжения энергией, продовольствием, водой, а также инфраструктурные системы и услуги (банковское дело и информационные технологии), жизненно важные для связи, распределения и потребления; справедливое распределение ресурсов и государственной поддержки, таких как социальное обеспечение и обеспечение доходов, безопасность на работе или трудовые права.
Среди рисков одним из основных названа «неосторожная гонка за ресурсами, которая может не только ускорить деградацию и разрушение природных сред, но и усугубить проблему климата».
Применение подходящих моделей регулирования, в том числе моделей процесса разработки экономической политики, других видов ноу-хау и целевого финансирования, должно минимизировать последствия наращивания материальных арктических ресурсов [10].
В этой связи, курс Российской Федерации на дальнейшее ускорение освоения Арктической зоны Российской Федерации актуализирует проблему управления материальными ресурсами.
Управление может быть успешным только при условии научного определения потребностей в разного вида материальных ресурсов в разное время.
Практическое использование предложенного алгоритма определения таких потребностей позволит повысить эффективность экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и будет способствовать укреплению экономической безопасности страны.
Литература