Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2009
Сюкияйнен Л.Р. предлагает классифицировать ислам как «народный», ориентированный на традиционные формы быта, культурные традиции, обычаи и образцы светского поведения мусульман, и ислам «официальный», олицетворяющий религиозный культ и догматику, проявляющийся в деятельности мечети, религиозных объединений и центром[22]. Кроме того, отечественные специалисты выделяют следующую специфичную черту российского ислама, заключающуюся в сравнительно низком уровне культуры, что объясняется длительной изоляцией российских мусульман и их религиозных институтов от главных мировых мусульманских центров, от исламской политико-правовой культуры.
Стремясь систематизировать все данные категории, Семенов В.В. представляет современный «татарский ислам» в «трех ипостасях:
- ислам мечети, который становится все менее национальным – имамы теперь учатся и повышают квалификацию в арабском мире, а проповеди произносят на русском языке;
- ислам интеллигенции – «неоджадидизм», «евроислам», которые, по мнению ортодоксов, граничат с ересью;
- народный, особенно деревенский, ислам с местными обычаями, обрядами и преданиями»[23].
Таким образом, краткий анализ исламоведческой отечественной историографии показывает, что данные дефиниции - «неоджадидизм», «евроислам», «татарский ислам» находятся в тесной взаимосвязи, однако четкое понимание содержания этих категорий пока отсутствует, что требует дальнейшего исследования вопроса.[1] Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000; Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000; Семенов В.В. Этнические мусульмане и межнациональные отношения в Поволжье // Ислам в России: Взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс, 2007; Хасанов М. Феномен российского мусульманства // Ислам в татарском мире: История и современность. Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля – 1 мая 1996 г. Казань: Панорама-Форум, 1997 и т.д.
[2] Хакимов Р.С. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // НГ-Религия. 1997. 23 октября. С. 31.
[3] Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. С.146.
[4] Хакимов Р.С. Ислам и элита Татарстана. Выступление на семинаре «Ислам после СССР». Май, 2002 // Сайт Центра восточных культур ВГБИЛ.
[5] Джадидизм (от араб. «усул-и-джадид» – новый метод) – буржуазно-националистическое движение, зародившееся среди татарской буржуазии в 1890-е гг., затем в 1890-х гг. получило распространение в Средней Азии. Первоначальные приверженцы Джадидизма выступали за реформу образования, под которой понимались европеизация мусульманского образования, устранение феодальных пережитков, приспособление к потребностям капиталистического общества и т.д. После 1917 г. сторонники Джадидизма выступали против Советской власти, активно участвовали в басмаческом движении // Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1984. С. 126.
[6] Хакимов Р. С. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // НГ-Религия. 1997. 23 октября. С. 32.
[7] Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М.: РАГС, 2000. С. 76.
[8] Хасанов М. Феномен российского мусульманства // Ислам в татарском мире: История и современность. Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля – 1 мая 1996 г. Казань: Панорама-Форум, 1997. С.147.
[9] Татарская нация: Прошлое, настоящее, будущее. Казань: Панорама-Форум, 1997. С. 59-99.
[10] Татары. М.: Наука, 2001. С. 538.
[11] Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. С. 97.
[12] Мухаметшин Р.М. На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2003. С. 162.
[13] Семенов В.В. Этнические мусульмане и межнациональные отношения в Поволжье // Ислам в России: Взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 89.
[14] Ислам и проблема идентичности татар // Эхо веков. 2002. № ¾. С. 16-17.
[15] Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002. С. 204.
[16] Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. С. 150.
[17] Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. С. 150-151.
[18] Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
[19] Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 2004; Чуев А.В. Законодательная поддержка традиционных религий России // Государство и религиозные объединения (материалы научно-практической конференции 25 января 2002 года). М., 2002 и т.д.
[20] Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и настоящего) / Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. и др. М.: Издательство РАГС, 1996. С. 9.
[21] Зоркальцев В. «Религиозные организации – один из наиболее важных институтов гражданского общества, хотя еще и не очень заметный в России…» // www.religare.ru, 27.01.2003.
[22] Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права РАН, 1997. C. 6.
[23] Семенов В. В. Этнические мусульмане и межнациональные отношения в Поволжье // Ислам в России: Взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 89.