Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2009

Музыкотерапия как метод социальной реабилитации

Одним из активно разрабатываемых сегодня методов социально-реабилитационной работы является музыкотерапия (лечение музыкой) [1].

Музыкотерапия используется в социальной реабилитации лиц, обладающих наркозависимостью (алкоголь, табакокурение и пр.), лиц с ограниченными возможностями здоровья (имеющих проблемы со зрением, слухом, развитием интеллекта, опорно-двигательным аппаратом и др.), а также оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (сиротство, лишение жилья, тюремное заключение и т. п.).

Существуют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически – психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью [2].

Вместе с тем музыкотерапия выступает в двух видах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная музыкотерапия применяется в рамках но-доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом. Групповая музыкотерапия используется тогда, когда в центре внимания находятся особенности коммуникативного поведения клиента и его переживаний, связанных с этим поведением.

Успешность социально-реабилитационной работы на основе музыкотерапии обеспечивается гармонизующим, социально-адаптационным воздействием музыки на человека. Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека – как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоёв: физико-акустического (ритм, темп, тембр, динамика), коммуникативно-интонационного (интонация) и духовно-ценностного (лад, тональность, мелодия, гармония, форма, жанр) [3].

Учитывая значимость музыкотерапии в социально-реабилитационном процессе, отметим наличие интересных (и эффективных с точки зрения социальной реабилитации) современных отечественных и зарубежных методик психотерапевтического применения музыки. Среди наиболее известных российских методик нужно назвать модели В. И. Петрушина [4], С. В. Шушарджана [5], В. М. Элькина [6], Р. Блаво [7]. Остановимся на них подробнее.

Свою методику В. И. Петрушин называет «музыкально-рациональной психотерапией». Суть её в строго-логическом (рациональном) применении средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях. При этом важнейшими такими средствами автор считает темп и лад в музыке. По мнению В. И. Петрушина, музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет его психотерапевтическое использование) в зависимости от темпа и лада его звучания. Данную установку Петрушин иллюстрирует следующим образом:

                                                      Минор

 

печаль

 

гнев 

  

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Медленно

спокойствие

         

 

радость

Быстро

 

 

 

                        

                                Мажор                   

                             

 

 

 

На основе утверждаемого положения автор предлагает две таблицы.

Первая:

 

Обобщённые характеристики музыкальных произведений,

отражающих сходное эмоциональное состояние

Основные параметры музыки

Основное настроение

Литературные определения

Названия произведений

Медленная

Мажорная

Спокойствие

Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, нежная,

задумчивая

А. Бородин, Ноктюрн из Струнного

квартета; Ф. Шопен, Ноктюрны Фа

мажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Ми

мажор, крайние части; Ф. Шуберт,

«Аве Мария»; К. Сен-Санс, «Лебедь»;

С. Рахманинов, Концерт № 2 для ф-но с орк., начало II ч.

Медленная

Минорная

Печаль

Сумрачная,

тоскливая,

трагическая,

унылая,

скорбная

П. Чайковский, начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ, «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»); Ф. Шопен, Прелюдия до минор, Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк, «Мелодия».

Быстрая

Минорная

Гнев

Драматическая,

взволнованная,

тревожная,

беспокойная, злая, отчаянная

Ф. Шопен, Этюды №№ 12, 23, 24,

Скерцо № 1, Прелюдии №№ 16, 24;

А. Скрябин, Этюд № 6;

П. Чайковский, Увертюра «Буря»;

Р. Шуман, «Порыв»; Л. ван Бетховен, финалы сонат №№ 14, 23.

Быстрая

Мажорная

Радость

Праздничная,

ликующая,

бодрая,

весёлая

Д. Шостакович, «Праздничная увертюра»; Ф. Лист, финалы венгерских рапсодий №№ 6, 10, 11, 12; В. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» (I и IV ч.); Л. ван Бетховен, финалы симфоний №№ 5, 6, 9.

 

Вторая:

 

Лёгкая музыка

Серьёзная музыка

Низкая когнитивная сложность

Ритм – наиболее важное средство выражения

Преобладание мелких форм

Художественный образ, как правило, статичен

Восприятие может быть поверхностным и рассеянным

Направленность переживания преимущественно экстравертированная

Разрядка музыкального переживания осуществляется в движении

Музыкальное произведение как бы нисходит к потенциальным возможностям слушателей

Музыка неотделима от повседневного быта, для которого она нередко служит фоном при решении внеэстетических задач

Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу «здесь и сейчас»

Выразительные средства имеют тенден-цию к унификации и космополитизму

Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения

Популярность музыки обусловливается, главным образом, личностью исполнителя

Самосознание личности растворяется в коллективном переживании

Высокая когнитивная сложность

Мелодия и гармония – наиболее важные средства выражения

Преобладание крупных форм

Художественный образ

динамичен

Восприятие носит сосредоточенный и углублённый характер

Направленность переживания преимущественно интровертированная

Разрядка музыкального переживания осущест-вляется в образах фантазии и воображения

Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель в своем развитии предварительно поднялся до его уровня

Музыка отделена от повседневного фона жизни и является самоцелью для решения эстетических задач

Музыка приобщает человека к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда»

Выразительные средства стремятся быть самобытными и оригинальными

Наибольшую ценность имеют старые про-изведения

Популярность музыки обусловлена именем композитора

Самосознание личности концентрируется в субъективном переживании

 

Методика С. В. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определённым органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определённый орган и производит психотерапевтический эффект. Следующая, предлагаемая автором, таблица иллюстрирует сказанное:

 

 Название

  1-й тон

    Kong

    2-й тон

Shang

    3-й тон

Yido

    4-й тон

Zhi

   5-й тон

     Yu

   Западная нота

 c

до

  d

 ре

  e

 ми

 g

     соль

 a

ля

   Музыкальная

      функция

   тоника

супертоника

   медианта

 доминанта

 супердо-минанта

   Символическая

 функция

   кайзер

   министр

     народ

государст-венное дело

естествен-ный мир

        Фаза

   земля

    металл

    дерево

    огонь

    вода

  Орган

селезёнка

    лёгкие

    печень

   сердце

   почки

 

Согласно Шушарджану, указанное воздействие звука связано также с его динамикой, тембром и др. показателями.

Что касается методики В. М. Элькина, то она опирается на психологическую цветодиагностику, созданную швейцарским учёным М. Люшером, основанную на соответствии восьми цветов восьми эмоциональным состояниям человека (чёрного цвета – трагической погружённости в себя; коричневого – печали; серого – отрешённости; фиолетового – мечтательности; синего – покоя; зелёного – задумчивости; жёлтого – радости; красного – энергетического подъёма). Каждый из предложенных Люшером цветов, как считает В. М. Элькин, может быть «представлен» тремя тональностями (мажорными или минорными, в зависимости от цвета), обеспечивающими психотерапевтическое воздействие музыки. Вот как это выглядит в предложенной Элькиным таблице:

 

      Тональность

  Цвет

    Музыкальные произведения

 

фа минор

 

 

 

 

        Чёрный

 

 

 

 

Ф. Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»; М. Глинка, «Прощание».

 

до минор

 

Б. Марчелло, Концерт для гобоя с орк. (медл. часть); И. Брамс, Третья симфония (II часть).

 

соль минор

Т. Альбинони, «Адажио»; Г. Свиридов, «Романс» (из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель»).

 ре минор

 

 

 

      Коричневый

П. Чайковский, «Октябрь».

 

         ля минор

Л. ван Бетховен, «К Элизе»; Э. Григ, «Песня Сольвейг» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»).

         ми минор

А. Дворжак, «Мелодия»; С. Рахманинов, «Вокализ».

ля-бемоль (соль-диез) минор

 

 

         Серый

 

Ф. Шуберт, «Баркарола».

ми-бемоль минор

Р. Шуман, «Интермеццо».

си-бемоль минор

А. Скрябин, Этюд.

        си минор

 

 

     Фиолетовый

 

А. Бородин, «Хор полонянок» (из оперы «Князь Игорь»).

фа-диез минор

Э. Григ, «Сердце поэта».

до-диез минор

Ф. Шопен, Вальс (№ 7).

        Си мажор

 

 

 

         Синий

Л. ван Бетховен, Концерт № 5 для ф-но с орк. (II часть).

    Фа-диез мажор

Э. Григ, «Весна».

        До-диез

(Ре-бемоль) мажор

Ф. Шопен, «Фантазия-экспромт».

       Фа мажор

 

 

        Зелёный

В. Моцарт, Концерт № 21 для ф-но с орк. (II часть), «Эльвира Мадиган».

       До мажор

И. С. Бах, Прелюдия (из I и II т. ХТК).

     Соль мажор

Ф. Шуберт, «Экспромт».

       Ре мажор

 

 

         Жёлтый

Э. Григ, «Свадебный день в Трольхаугене».

       Ля мажор

Ф. Шопен, Прелюдия (№ 7).

      Ми мажор

Ф. Шопен, Этюд.

  Ля-бемоль мажор

 

Красный

Ф. Шопен, Этюд.

 Ми-бемоль мажор

Н. Паганини, Концерт № 2 для скр. с орк. (II часть).

 Си-бемоль мажор

 

Ф. Шуберт, «Аве Мария».

 

Методика Р. Блаво (автор именует её «энергоинформационной») связана с древнеиндийским учением о семи чакрах – энергетических центрах человека, расположенных вдоль позвоночника, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их «зоне влияния». (Названия чакр, снизу вверх: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна и Сахасрара.) Воздействем на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа.

Из зарубежных методик в первую очередь следует отметить разработки С. Грофа – Grof S [8], Х. Швабе – Schwabe Сh. [9] и А. Менегетти – Menegetti A. [10]. Рассмотрим их.

С. Гроф использует музыку в качестве психотерапевтического средства в рамках разработанной им холотропной (от греч. holos – весь, целый и tropos – поворот, направление) терапии: в холотропной терапии применяется гипервентиляция, а также специально подобранная музыка для индукции неординарных состояний сознания в оздоровительных целях. Как указывает С. Гроф, «во многих великих духовных традициях разработаны приёмы звукового воздействия, индуцирующие не только состояние транса, но обладающие гораздо более специфическим влиянием на сознание. К ним, прежде всего, относятся тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфистских орденов, индуистские бхаяны и киртаны и особенно древнее искусство нада-йоги, или способа единения через звук. Индийские учения постулируют специфическую связь между звуками определённых вибраций и чакрами. Систематически используя это знание, можно оказывать влияние на состояние сознания в желаемом и предсказуемом направлении» [11]. Автор подчёркивает, что при проведении сеанса холотропной терапии с использованием музыки необходимо «полностью подчиниться музыкальному потоку, позволить ему резонировать во всём теле и отвечать (реагировать) на него в спонтанной непосредственной манере» [12]. И ещё важное замечание С. Грофа: для того, чтобы музыка стала «очень мощным инструментом индуцирования и поддержания необычного состояния сознания… она должна обладать высоким техническим качеством и достаточной мощностью…» [13].

В своей методике Х. Швабе выделяет ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии.

«Ретроспективная фаза имеет задачей заставить пациента пережить необходимость активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести к конфронтации пациента со своей внутренней жизнью, своими переживаниями. До того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными конфликты преобразуются в конкретные представления. Эта трансформация может служить предварительной ступенью к словесной психотерапии» [14].

В проспективной фазе, по Швабе, возможны два подхода. Первый подход – разрядка психического напряжения, выражением которого могут быть различные функциональные расстройства органов. Второй – развитие потребности в слушании музыки, ведущее к стабилизации уравновешенного самочувствия [15]. В этой фазе Х. Швабе предполагает использование индивидуальной направленной (на определённые лечебные задачи) и ненаправленной музыкотерапии. Наибольшее значение, по мнению Х. Швабе, имеет индивидуальная направленная музыкотерапия. Как считает учёный, «первая (индивидуальная направленная музыкотерапия. – А. К.) непосредственно включается в ситуацию “врач – пациент” (в последнее время вместо понятия «пациент» употребляется термин «клиент». – А. К.), между тем как индивидуальная ненаправленная музыкотерапия может быть включена в план лечения нескольких пациентов в одной и той же форме и одновременно» [16]. Индивидуальная направленная музыкотерапия у Х. Швабе, выступает в трёх формах: коммуникативной, реактивной и регулирующей.

Согласно Швабе, «коммуникативная форма заключается в совместном слушании музыки с целью создания атмосферы взаимного – между врачом и больным – доверия» [17], «реактивная форма… должна вызвать разрешающую аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Реактивная форма особенно показана тогда, когда пациент, склонный к рационализированию, уклоняется от существа дела, когда психотерапевтический диалог застопорился…. Регулирующая форма индивидуальной музыкотерапии имеет задачей тренировку пациента в саморегулировании» [18].

Важная роль, с точки зрения Х. Швабе, принадлежит и групповой музыкотерапии. По его мнению, наиболее эффективный метод групповой музыкотерапии – пение (групповая вокалотерапия). Как полагает Швабе «преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере – функциям гортани, шейной мускулатуры, лёгких, диафрагмы и, по существу, всего организма – с ориентацией на группу» [19].

Методика А. Менегетти основывается на активном вовлечении телесности в музыкотерапевтический процесс. Задача музыкотерапевта, по Менегетти, используя средства музыкальной выразительности, прежде всего звучание ударных инструментов, вызвать у участников процесса (работа проводится главным образом с группами) телесное ощущение радости бытия, что, по его мнению, ведёт к оздоровлению организма. «Музыкотерапией, – утверждает Менегетти, – занимаются не для укрепления тех или иных органов: в самом деле, она не ставит целью лишь излечение, а стремится усилить тот естественный процесс, посредством которого счастливое бытие формирует человека. Исцеление же является неизбежным следствием этого» [20].

Огромное значение А. Менегетти придаёт эротическому началу в музыкотерапии. И это понятно, поскольку с точки зрения Менегетти «в сущности, истинный эротизм – это здоровье. Здоровый – это “некто целостный и мудрый”. Первоначально понятие “здоровый” обозначало человека, обладающего телесной целостностью и жизненной силой, то есть умевшего объединить каждую часть организма в своём внутреннем.

Основная концепция здоровья состоит именно в этом. А энергией, питающей здоровье, является эротизм. Эрос – вершина органической жизненной силы». И далее вывод: «Эротический компонент в музыкотерапии является определяющим» [21].

Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости обучения музыкотерапии. Отметим, что такое обучение уже ведётся в Санкт-Петербурге.

 

Примечания:

1.             См.: Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006. С. 364.

2.             В настоящее время в странах Западной Европы и США чаще всего используется активная музыкотерапия (см. об этом: Матвеев Н. В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. № 2. С. 65-67; Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. СПб., 2003), в России – пассивная, или рецептивная (см.: Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. С. 273-304; Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Новосибирск, 1995).

3.             Подробнее об этом см. в наших работах: Клюев А. С. 1) К обоснованию работы в области музыкотерапии // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября-1 декабря 2000 года. СПб., 2001. С. 92-94; 2) Музыка как средство психотерапевтического воздействия // Психиатрические аспекты общемедицинской практики: Сб. тезисов научной конференции с международным участием. СПб., 2005. С. 275-276.

4.             Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.

5.             Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М., 1994.

6.             Элькин В. М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000.

7.             Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб., 2003.

8.             Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. М., 1991. С. 50-61.

9.             Излагается по: Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., 1972. С. 146-155.

10.         Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. СПб., 1992.

11.         Гроф С. Указ. соч. С. 51.

12.         Там же. С. 52.

13.         Там же. С. 53.

14.         Вольперт И. Е. Указ. соч. С. 149-150.

15.         Там же. С. 150.

16.         Там же.

17.         Там же.

18.         Там же. С. 151.

19.         Там же. С. 153.

20.         Менегетти А. Указ. соч. С. 18.

21.         Там же. С. 28. Дополнительно о современных музыкотерапевтических методиках см.: Клюев А. С. 1) Некоторые современные отечественные методики музыкотерапии // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. СПб., 2006. С. 249-254; 2) Некоторые современные зарубежные методики музыкотерапии // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 13. СПб., 2006. С. 262-269; 3) Современные методики музыкотерапии // Учёные записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. Т. 7. Вып. 1. 2007. С. 105-109.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба