Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2011

С.В. Семендяева
Становление и развитие института помилования в России

Российское право основывается на принципах справедливости, законности и гуманизма. Следовательно, оно допускает возможность освобождения лиц, осужденных за совершение преступлений, от отбывания наказания по различным основаниям. Этим и объясняется особое место, занимаемое институтом помилования.
В России институт помилования берет свое начало в период феодальной раздробленности, когда публичная власть была недостаточно централизована и каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своих владений.
Помилование в нашей стране применялось во все времена в Киевской Руси и Царской России, в советское и постсоветское время. Однако, российскому  законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей -  амнистии, которое появилось на много позже. Вплоть до 1917 года в законодательстве фактически не использовался термин «амнистия». Амнистию заменяли по сути «помилование» или «прощение».
 Необходимо отметить, что помилование применялось не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.
Помилование как акт царской милости  использовалось монархами на протяжении всей истории Российского государства. Так, А.Я. Гришко отмечает, что практика массового помилования преступников возникла на религиозной основе, «под влиянием идеи о том, что милость, оказываемая преступникам, есть известная религиозная жертва Богу, требующему благодарности» .
В те времена тесный союз между церковью и государством создал особую форму прощения преступников. Так помилование применялось по большим церковным праздникам, таким как Пасха, начало Великого Поста, канун Светлого воскресения и т.д.
После распада древнерусского и образования централизованного российского государства право помилования имел только  царь. Длительное время это не закреплялось законодательно.
Первым законодательным актом, в котором нашло отражение помилование, хотя не было дано точное толкование, стал Судебник 1550 года . В нем устанавливалось, что лицо остается в опале до определения наказания или до наступления помилования. Упоминание о праве государя на помилование имелось и в Соборном уложении 1649 года .
Дальнейшее развитие институт помилования получил при императоре Петре I. Он решительно порывает право помилования с религиозными основаниями, при этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о милостях осужденным от 4 ноября 1721 года по случаю мира со Швецией действие царя характеризуются как «генеральное прощение и отпущение вин».
Особое значение для развития института помилования имеет период правления императрицы Екатерины II. В манифестах того времени полностью исчезает религиозная мотивировка помилования. Милость характеризуется не как акт благочестия, а как мера разумной политики, рассчитанная на исправление виновных.
Новое в применении помилования, по мнению А.Я. Гришко, отмечается во времена царствования Александра I. Вместо сложных ограничений для отдельных категорий обвиняемых и осужденных, устанавливается деление лиц подлежащих помилованию, на состоящих под следствием или осужденных и приговоренных. Объем монаршей милости для разных категорий был различен: находящиеся под следствием и судом получали полное помилование, а осужденные – частичное.
При Николае I преступникам, привлеченным к суду, предоставляется право отказа от прекращения следствия в связи с помилованием. В годы его царствования была проведена систематизация законов о помиловании и всемилостивейших манифестов.
Дальнейшая регламентация института помилования произошла при кодификации российского законодательства в первой половине XIX века. Так, в 1845 году вышло «Уложение о наказания уголовных и исправительных», которое предусматривало институт помилования. Согласно ст.ст. 170,  171 Уложения помилование могло исходить от Верховной Самодержавной власти и Монаршего милосердия и выражалось в устранении для виновного карательных последствий за совершенное им преступление .
Уголовное Уложение, принятое в 1903 году, предусматривало институт помилования и почти дословно воспроизводило формулировки Уложения 1845 года. Помилование и прощение виновного не зависело от усмотрения суда, а непосредственно исходило от Верховной Самодержавной власти и являло собой Монаршее милосердие . 
В новом издании основных законов (1906 год) определялось право монарха даровать помилование . В исключительных случаях помилование в дореволюционной России возбуждалось судом. Ходатайства суда о помиловании согласно именному Указу от 25 ноября 1865 года подлежали докладу Николаю II через Министра юстиции. С ходатайством о помиловании вправе были обращаться и сами правонарушители .
После революционного переворота Временным правительством 7 марта 1917 года был издан указ об амнистии. В первых строках Указа говорилось об объявлении общей политической амнистии. Этот правовой акт является первым актом, принятым в виде амнистии в XX веке.
Советское уголовное законодательство, в том числе и институт помилования, формировалось в сложных исторических условиях. В первые годы Советской власти с 1917 по 1920 годы правом освобождения от наказания обладал суд, реализуя тем самым право помилования. Пункт 7 декрета Совета народных комиссаров «О суде» от 24 ноября 1917 года определял, что право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, принадлежит судебной власти.
На основании п. «С» ст. 49 Конституции РСФСР 1918 года правом помилования наделялся и Всероссийский центральный исполнительный комитет РСФСР (ВЦИК РСФСР). Он рассматривал ходатайства осужденных к смертной казни, решая вопрос об их помиловании. Суды же применяли помилование в отношении осужденных, приговоренных к другим видам наказания.
Декретом  ВЦИК РСФСР от 21 ноября 1920 года утверждено Положение о народном суде РСФСР, которое предоставило суду только право условного досрочного освобождения обвиняемого от наказания и досрочного освобождения. Права применения помилования суд был лишен и вопросы помилования остались прерогативой ВЦИК РСФСР, который рассматривал ходатайства не только в отношении осужденных к смертной казни, но и ко всем другим видам наказания. Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года также не предоставлял суду права самому применять помилование, но суд вправе был ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК РСФСР.
В соответствии со ст. 69 Конституции СССР 1924 года право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохранялось за ЦИК этих республик .
Это же положение было сохранено в Конституции СССР 1936 года.
Несмотря на провозглашенные принципы гуманизма, справедливости, законности, эскалация жестокости в уголовной политике, начатая в конце 1920-х начале 1930-х годов,  продолжалась не только перед второй мировой войной, но и в военный период.
Великая Отечественная война существенно изменила правовую политику государства. Усиление репрессий и культ личности Сталина способствовали снижению политической направленности амнистии. В эти годы большей значимостью обладало помилование.
Изменения в уголовно-правовой политике произошли после смерти Сталина и карательная политика государства стала более гуманной. Большее значение уделялось предупреждению правонарушений, исправлению лиц, совершивших их.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года, предусматривали в числе иных оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания – амнистию и помилование.
Новым этапом в развитии правовых институтов помилования, а также амнистии можно считать принятие Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 годах.
УК РСФСР и УК других союзных республик наряду с институтами досрочного и условно-досрочного освобождения от наказания, замены лишения свободы другим, более мягким наказанием предусматривали освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования.
Акты помилования  издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти. После принятия постановления Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1964 года «О форме актов Президиума Верховного Совета СССР по вопросам помилования» акты помилования стали издаваться в форме указа, а решения об отклонении ходатайства о помиловании в форме постановления Президиума. Исключение являлись акты о помиловании, издаваемые Президиумом Верховного Совета РСФСР. Решение о помиловании оформлялось также постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР.
Помилование осуществлялось не только по инициативе высшего органа власти, но и по ходатайству осужденного, его защитника или родственников, общественных организаций, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ и др.
В любом случае при ходатайстве о помиловании  администрация исправительно-трудового учреждения представляла подробную характеристику о поведении осужденного, его отношение к учебе и труду, сообщая свое мнение о целесообразности применения помилования, а при необходимости и мнение наблюдательной комиссии.
Согласно ч.1 ст.5 Основ уголовного судопроизводства помилование, как и амнистия, допускались не только к осужденным за преступления, но и до возбуждения уголовного дела, и в процессе его расследования. Такое законодательное решение нередко подвергалось критике, хотя на практике помилование до возбуждения дела фактически не применялось.
Конституция СССР 1977 года значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев  освобождение от ответственности и наказания по амнистии и помилованию в любой стадии процесса .
Амнистия и помилование, согласно Конституция СССР 1977 года являлась прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза ССР и его Президиума, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов.
В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР «О порядке осуществления помилования и рассмотрения Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании» от 1 сентября 1980 года говорилось: «В исключительных случаях в порядке помилования может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление». Как правило, помилование применялось к лицам, осужденным за совершение преступления.
Помилование не вносило каких-либо изменений в действие правовых норм, а только определяло их применение к единичным отношениям. Помилование выражалось в прекращении возбужденного уголовного дела, в полном или частичном освобождении от отбытия как основного, так и дополнительного наказания; замене неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием; снятие судимости.
Распоряжением Президента СССР от 14 ноября 1990 года для предварительно рассмотрения ходатайства о помиловании осужденных и подготовки соответствующих предложений при  Президенте СССР была образована Комиссия по вопросам помилования. По решению Комиссии в ее работе принимали участие народные депутаты, представители государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Помилование осуществлялось постоянно, а не периодически, как, например, акты амнистии, которые как правило издавались один раз в год или в два года.
В конце 1980-х начале 1990-х годов намечается линия гуманизации уголовного права. Продолжением общей гуманизации уголовного права и дальнейшей демократизации метода уголовно правового принуждения является сужение сферы уголовной ответственности и наказуемости. В эти годы на практике широко применяется институт помилования и другие поощрительные методы уголовного законодательства, даже, несмотря на изменения государственной ориентации, т.е. распад СССР и другие политические кризисы.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а в 1996 года принят новый Уголовный Кодекс Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право не только на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, но и право просить о помиловании или смягчении наказания .
Согласно п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации, право помилования осужденных принадлежит Президенту Российской Федерации,  как высшему должностному лицу страны. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.
В целях совершенствования механизма реализации помилования Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» образованы комиссии по вопросам помилования.
Следует отметить, что помилование должно осуществляться в интересах осужденного, но не во вред правам, свободам и интересам иных граждан и всего общества.
До принятия «Положения о порядке рассмотрении ходатайств о помиловании в Российской Федерации» отмечалась тенденция роста применения помилования.
В 1992 году помилование было применено к 2 726 осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в 1995 – к 4 988, в 1999 –к 11 627, в 2000 – к 12 836 осужденным. Столь широкое применение помилования, на наш взгляд, не соответствует его исключительному характеру.
Статистика помилований последнего десятилетия выявляет иную тенденцию: в 2002 году помилование было применено к  182 осужденным, в 2003 – к 187, в 2004 – к 72, в 2005 – к 42, в 2006 г. – к 9, в 2007 – нет, в 2008 – к 1, в 2009  – к 12 осужденным.
Такая тенденция настораживает: трудно себе представить, чтобы среди тысяч осужденных в нашей стране не нашлось хотя бы одного осужденного, достойного милосердия и снисхождения.
Из этого можно сделать вывод, что в нашей стране в современный период еще не устоялась какая-либо определенная практика в вопросе помилования и не выработаны соответствующие стандарты.
Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба