Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2011

Р.О. Курец
Любительские театры в Иркутской области

Точка зрения: Летопись иркутского театра началась с актёров-любителей. Да и теперь в Иркутске и Иркутской области работает много любительских театров. Арнольд Харитонов совершенно прав, говоря, что «любителями… движет только любовь, и ничего, кроме неё. Пока она живёт, они – на сцене. Исчезнет – уйдут и они… У самодеятельных театров – свой путь, именно в самобытности их притягательность» [Харитонов 2009].
Примеры:
I. Рождение иркутского театра.
1. 24 января 1787 года в Иркутске открылся любительский театр - третий в России (после Тулы – 1777 год и Харькова – 1785 год), а в Сибири – первый! Режиссёром и главной актрисой первого иркутского театра стала «жена местного чиновника» Мария Ивановна Троепольская. В многотомной «Истории Сибири» дана только фамилия [История Сибири, Т.2 1968, с. 337], а имя и отчество Троепольской я узнала из книги В. П. Сидорченко, (правда, Виталий Петрович Сидорченко пишет, что наш любительский театр был в Сибири уже четвёртым: после Омска, Тобольска и Барнаула) [Сидорченко 2003, с. 12-15]. Публике предлагались комедии и трагедии А. П. Сумарокова, комедии А. О. Аблесимова и Д. И. Фонвизина.
2. Прошло несколько лет, и в 1803 году Е. П. Солдатов открыл театр, который работал только на святках и на Пасху. В этом театре ставились комические оперы и вертепные комедии.
3. А позже, в 1805 году ссыльные – князь В. Н. Горчаков и бывший гвардейский офицер А. П. Шубин – «устроили общедоступный полупрофессиональный театр» [Кудрявцев 2003, с. 180-181].
4. Кроме театра В. Н. Горчакова и А. П. Шубина, был открыт театр Клепикова и Кондратьева. В театре Клепикова во время представления сначала показывали вертеп, а уже потом комическую оперу. Вот в этом театре зрители, покупая билеты, могли и поторговаться.
5. «…Во всё время губернаторства Трескина театр не возобновлялся, только в 1816 году было три частных спектакля», - пишет Иван Калашников. Два первых спектакля были поставлены учителями гимназии: 18 февраля – драма Коцебу «Добрый солдат» и водевиль «Мельник», 12 апреля – драма Коцебу «Пожертвование собою» и его же комедия «Несчастные». А 23 апреля в старом генерал-губернаторском доме чиновники и учителя гимназии играли водевиль «Сбитенщик». В 1817 году был ещё один спектакль – в семинарии «играли трагедию «Димитрий Самозванец», не Сумарокова, но какого-то древнего сочинителя» [Калашников 1990, с. 277-279].
6. В 1830-е годы, как отмечает в своей книге Виталий Петрович Сидорченко «в солдатских казармах» ставили «народную драму «Царь Макси непокорный сын его Адольф», а также спектакль «Францель Венециан» [Сидорченко 2003, с. 25,28].
7. Ещё через десять лет, в начале 1840-х годов, вспоминает Всеволод Вагин, «несколько молодых людей, служивших в казённой палате, со своими жёнами вздумали организовать театральную труппу», директором которой стал учитель Флеровский, «один из замечательнейших оригиналов того времени». Театр Флеровского был в вокзале городского сада. Ставились водевили, «Параша-сибирячка». Актёры пели русские и цыганские песни [Вагин 1990, с. 463-464].
8. В 1842-43 годах, ещё одна «группа любителей театра… решила играть комедийные спектакли». В. П. Сидорченко уточняет, что возглавил эту труппу «сын чиновника Иван Гудков». И «в зале Преображенского училища» актёры-любители сыграли «комедию Княжнина «Сбитенщик» и «Мельника» Аблесимова. Труппе Ивана Гудкова удалось проработать всего два года, но в 1850 году Иван Гудков стал актёром в профессиональной труппе Маркевича [Сидорченко 2003, с. 28,38].
9. Сменил труппу И. Гудкова Лев Сухоруков. Его актёры ставили спектакли в публичном саду в зале Общественного собрания. Но и театру Сухорукова не была суждена долгая жизнь – он перестал работать уже через год [Сидорченко 2003, с. 28].
10. В 1880-е годы в Александровской каторжной тюрьме (когда её началком был И. И. Лятоскович, а тюремным инспектором – Александр Петрович Сипягин) был театр, «исполнителями в котором были сами арестанты». Об этом пишет Иван Попов, редактор газеты «Восточное обозрение» [Попов 1989, с. 21]. Ниже будет приведён пример современного театра «арестантов» (см. пример 19 в части II).
11. В начале 20-го века «в клубе общества приказчиков каждую субботу ставили… водевиль», на сцене Ремесленного собрания шли «общедоступные спектакли от городской комиссии народных развлечений». На семейных вечерах Общества любителей музыки и литературы ставились сценки с «нравоучительными сюжетами типа «Простушка и воспитанная»», а «в театре при детской площадке» как только становилось теплее, начинались «утренние и вечерние представления». Н. Денисов не только оформлял спектакли и был антрепренёром в театре, но и ставил спектакли вместе с начальницей 2-й женской гимназии Шлепниковой. Об этом пишет Валентина Рекунова в цикле статей о жизни Иркутска [Рекунова 2009].
Актёры-любители ставили спектакли и во многих небольших городах Иркутской губернии. Подробно об этих любительских театрах можно прочитать в работе Г. В. Оглезневой и С. В. Дорош «Культурная жизнь уездных городов Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX веков». Как пишут Г. В. Оглезнева и С. В. Дорош, любительский театр «был одинаково популярен у городской интеллигенции, которая участвовала в спектаклях», и у простых горожан, поскольку он возник на основе фольклорного театра. К тому же, спектакли часто бывали благотворительными. А власть поощряла любительский театр, как «одно из средств отвлечения народа от пьянства», причём репертуар строго контролировался, были изданы списки разрешённых пьес [Оглезнева, Дорош 1998]...
При подборе репертуара главную роль в те годы играли вкусы публики.
II. Любительские театры в XX и XXI веках.
1. В посёлке Звёздный, на строящейся Байкало-Амурской магистрали, в 1974 году был создан театр «Молодая гвардия». Создал этот театр Анатолий Байков, а актёрами стали члены бригады путеукладчиков Александра (а по другим данным Владимира) Бондаря. Анатолий Байков приехал на БАМ из Чухломы «заведовать клубом «Таёжник» и поднимать самодеятельность в поселке Звёздный». Первой постановкой, как пишет Ольга Кучкина, стало «Заседание парткома» как наиболее ясное по ситуациям и человеческим типам» [Кучкина 1978]. По другим данным, летопись «театральной бригады» началась с постановки «Города на заре» по А. Арбузову (это - пьеса о строительстве Комсомольска-на-Амуре). «Днём парни работали на просеке, а вечером собирались сначала в палатке, а потом и в отстроенном клубе на репетиции своего первого спектакля «Город на заре». И никому из них не надо было вживаться в образы героев арбузовской пьесы, ведь и они строили свой город на заре, свой Звёздный»... Так рассказывал о театре «Молодая гвардия» М. Кусургашев. А потом были и новые премьеры: «До первых петухов», «Молодая гвардия», «А поутру они проснулись». Позже театр переехал в посёлок Магистральный [Кусургашев]. Имя Анатолия Байкова носит одна из станций Байкало-Амурской магистрали.
Как писал один из авторов пьесы «Город на заре» Александр Галич, учащиеся Московской театральной студии «сами эту пьесу писали (под редакцией Арбузова), сами режиссировали (под руководством Плучека)...» Да и сама Студия «открылась и начала существовать как театр» 5 февраля 1941 года именно спектаклем «Город на заре». Но в 1956 году А. Арбузов «опубликовал эту пьесу под одной своей фамилией». Более того, «уже зная всё то, что мы знали в эти годы», пишет А. А. Галич, «он снова позволил себе вытащить на сцену, попытаться выдать за истину ходульную романтику и чудовищную ложь». Говоря так, А. А. Галич уточняет, что речь идёт о том, что «снова появился... троцкист и демагог Борщаговский, снова кулацкий сынок Зорин соблазнял честную комсомолку Белку Корневу» [Галич Возвращение,229, 236] ... Но надо сказать, что «в предисловии... Арбузов оговаривается, что пьеса эта не является делом рук одного человека, и перечисляет имена всех, причастных к её созданию». Правда, текст всё-таки Арбузов заново отредактировал [Заклинание Добра,397].
2. Поэт Николай Добронравов вспоминает, что «в Москве в конце 70-х или начале 80-х» он «видел спектакль, который привозил в Москву самодеятельный коллектив классического балета Усть-Илимской ГЭС». Тогда «сибиряки привезли балет на музыку Александры Пахмутовой «Озарённость», который шел и в Большом театре» [Кузнецов].
3. В городе Черемхово в 1970-е – 1980-е годы в клубе имени Ленина на машиностроительном заводе имени Карла Маркса (ставшим позже Домом культуры) работал любительский театр «Юность». Режиссёром театра «Юность» был Анатолий Щербина, который в то время работал режиссёром в драматическом театре. Культурная жизнь Дома культуры при машиностроительном заводе имени Карла Маркса закончилась после ухода с должности его директора Бориса Андреевича Скупченко. Б. А. Скупченко стал директором Дворца культуры «Горняк». Первым спектаклем стала постановка по пьесе «Сашка». Сейчас театром руководит Галина Машеева.
4. В селе Анга Качугского района народный театр «Взор» работает уже много лет. Если сказать более точно, то в 1965 году комсомольцы создали агитбригаду «БОКС» («боевой орган комсомольской сатиры»). А в 1990 году «агитбригада стала театром миниатюр». Очень интересен репертуар театра «Взор». Дело в том, что артисты ставят «пьесы, затрагивающие социальные стороны жизни» (часто – негативные). И темы пьес весьма интересуют жителей сёл». В качестве примера Ольга Контышева называет пьесу М. Ворфоломеева «Приговор» (о пьянстве и его последствиях – а это «больной» вопрос для сельской местности). Режиссёр театра «Взор» Татьяна Чемякина говорит, что «жизнь сама подсказывает темы» для спектаклей [Контышева 2008].
5. В Качуге уже 40 лет работает народный театр. Среди его постановок: «Предложение» по А. П. Чехову, «Кадриль», «Выходили бабки замуж», по В. М. Шукшину «А поутру они проснулись», по А. Гельману «Скамейка» [Беспрозванный 2009]...
6. О театре слепых «Надежда» автором данной статьи написана отдельная статья, поэтому этот театр здесь только упоминается. Подробнее о театре «Надежда» и его мужественных артистах можно прочитать в статьях Ирины Покоевой («Пятница», 2004), Алены Богатых-Корк («СМ Номер один», 2009), Михаила Ивкина («Копейка», 2007), Натальи Димитриевой («Аргументы и факты в Восточной Сибири», 2005)...
7. Иркутский эстрадный театр «День Победы» - театр на двоих. Актёры этого театра: Дмитрий Иванов и Антонина Истомина. Сначала этот театр назывался: «Эстрадный театр сатиры и юмора». Д. Иванов пародировал известных артистов, а Антонина Истомина пела [Яковлева А. Театр].
8. В посёлке Шиткино Тайшетского района Иркутской области учитель русского языка и литературы Павел Алексеевич Косенко создал театр (сначала это был драмкружок при Шиткинском Доме культуры, позже – народный театр «Окно»). В репертуаре театра спектакли: «Собаки» – о брошенных на произвол судьбы детях, «Звёзды на утреннем небе»: как уточняет Андрей Савченко, это спектакль «о событиях, предшествовавших Олимпиаде-80, когда из Москвы выселяли всех проституток за 101-й километр», пьесы Степана Лобозерова «Семейный портрет с дензнаками» и «По соседству мы живём» [Савченко 2006]…
9. Театр «Диалог» создан Валентиной Семёновной Просекиной. Первым спектаклем «Диалога» 7 апреля 1980 года стала постановка по пьесе Ольги Кучкиной «Страсти по Варваре». Начинал театр «Диалог» «в обезглавленной Иерусалимской церкви, где тогда размещалось театральное отделение училища культуры». Потом были помещения в Клубе железнодорожников и Доме культуры и техники Иркутского завода тяжёлого машиностроения имени В. Куйбышева. «Постоянную прописку «Диалог» получил в Иркутском энергетическом колледже», где он сейчас и работает, уточняет Александр Кошелев. За эти годы в репертуаре театра были самые разные пьесы: «Физики» Фридриха Дюрренматта, «Старший сын» А. В. Вампилова, «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, «Чайка» А. П. Чехова [Кошелев 2007]…
Теперь немного о спектакле «Физики». В спектакле по «Физикам» Дюрренматта играли Ольга Куйдина, Радион Хайрутдинов, Виктор Верхозин… Олег Быков отмечает, что артистам театра «Диалог» «удалось передать глубинную мысль «физиков» - мы никогда не сохраним нашу Землю, любовь, если не придём к пониманию друг друга, если не сумеем противопоставить разрушительным инстинктам силу нравственного и духовного очищения» [Быков 2001, с. 283].
10. «Хор «Сибирь», театр балета «Солнечные блики» (во Дворце культуры имени Наймушина), театр танца «Вдохновение», ансамбль русских народных инструментов…» - и это, как отмечает Татьяна Николаева, ещё не все творческие коллективы, работающие в городе Усть-Илимск [Николаева 1997].
11. Театр «Под знаком Водолея» (создан Владимиром Фёдоровичем Скороходовым в лицее Иркутского государственного университета), первый спектакль – «Выстрел» по А. С. Пушкину – в феврале 1997 года. В театре ставили спектакли: «Три мушкетёра» Дюма, «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, «Дракон» Шварца, «Трудно быть Богом» Стругацких, «Понтий Пилат» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Жартун 2007]. «Каждый человек – режиссёр своей роли», – любит повторять он, и мы, его самодеятельные артисты, давно уверовали в истину этих слов. Правда в том, что всё в наших руках: можешь и в жизни, а не на сцене сыграть подлеца, жулика и лгуна, а можешь – героя, борца, романтика...» Это слова актрисы театра «Под знаком Водолея» Софьи Дурыниной [Дурынина 2009]. Студия существует много лет.
12. Театр Александра Гречмана можно назвать театром, который «вышел из театра «Диалог». В его репертуаре спектакли: «Человек, который смеётся» (по роману Виктора Гюго), «Утиная охота» (по А. В. Вампилову), «РЕВИзор не РЕВИзор» (по Н. В. Гоголю), «Возвращение со звёзд» (по роману Станислава Лема), «Орфей спускается в ад» (по пьесе Теннеси Уильямса), «Вы Столь Забывчивы Сколь Незабвенны» (по пьесам Марины Цветаевой), «Mein Kleiner Pavel» (пьеса Анны Иоффе), «Ромео с Добрым Утром» (по Уильяму Шекспиру) и другие. Подробнее об этом театре можно узнать на его официальном Интернет-сайте.
13. Нижнеудинский народный театр «Экспромт» работает более 20 лет. Режиссёр театра Галина Викторовна Каминская. За долгие годы работы театр поставил спектакли по произведениям А. Н. Островского, К. Симонова, Мольера, Лопе де Вега, В. Гуркина…, всего 50 постановок [Просекина]. В октябре 1987 года в городе Нижнеудинск появился театральный клуб «Экспромт». Режиссёр и создатель его – Галина Каминская. В 1988 году театр стал Народным. В репертуаре – классика и современные авторы. За долгие годы «Экспромт» «стал театром-семьёй», отмечает Светлана Жартун, а «на спектаклях... всегда аншлаги», ведь жители города привыкли к своему театру, к «его сценическим работам, полным актёрского вдохновения, порывов души», и к умению режиссёра «подбирать для... репертуара сюжет пьес, которые могли произойти в любом месте и в любое время». Поэтому и ставит «Экспромт», «в основном спектакли о любви» (это и «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру, и «Загнанная лошадь» по Ф. Саган и многие другие) [Жартун 2008].
15. «Любительский театр «Юность» создан в 1990-е годы «при Музее декабристов. Его руководитель — заслуженный работник культуры Алексей Худяков. Большинство актёров — студенты различных учебных заведений города. Один из известных спектаклей театра — постановка по произведению журналистки из Екатеринбурга Марины Порошиной «Но Твоя да будет воля» о последней дуэли Александра Сергеевича Пушкина [Сайт «Театральные новости].
16. Можно также сказать и о театре-студии Ивана Вырыпаева «Пространство игры», основанной в 1998 году [Венецианский лев в руках] (работал в Иркутске до 2001 года).
17. И о Театре эстрадной песни «Маэстро» из города Нижнеудинск… В помещении бывшего кинотеатра «Саяны» «работает Театр эстрадной песни «Маэстро», руководитель Владимир Брагин.
18. Нужно назвать и домашний театр «Приют комедиантов» из посёлка Магистральный Казачинско-Ленского района. «В составе труппы 36 участников - от 8 до 60 лет. Они разбиты на три возрастные группы». Руководитель театра – Галина Пальчик [Сайт: www.rusradio.nsk.ru].
19. «Театр-студия «Джентльмен-шоу» открыт в исправительной колонии N4, расположенной в поселке Плишкино под Иркутском… Инициатором создания театра-студии выступил начальник ГУИН по Иркутской области полковник Павел Радченко» [Сайт: pressa.irk.ru/irkutsk/2004].
20. В 1975 году в Усть-Илимске Василий Владимирович Гуляев создал «любительский театр трудящейся молодёжи». «Спектакли по пьесам советских драматургов официальными властями принимались со скандалами. Театр трудящейся молодежи ставил пьесы, которые волновали умы людей», пьесы, «o которых говорили и спорили». По мнению Ольги Кучкиной, «в Усть-Илимске весь театр вырос из личной заинтересованности вопросом, личной боли, личного участия. Здесь неотделим человек от актёра, актёр от гражданина, а гражданам в основном 16-18-20 лет» [Кучкина 1978]. Поэтому, театр смог проработать всего семь лет. «В 1981 г., после постановки спектакля «Кто сказал, что земля умерла», о Владимире Высоцком, который запретили, Гуляеву пришлось уехать из города»… В 1985 году «выпускник Щукинского театрального училища Евгений Пиндюрин основал театральную студию «Диалоги». Первым в жизни студии было поэтическое представление «При свете жизни» (1985)…
21. Во многих детских садах Иркутской области ребятишки ставят настоящие спектакли. В детском саду № 154 Иркутска стал традицией Театральный фестиваль, который начинается в День театра, 27 марта. Каждая из четырёх групп «готовит две постановки – на русском и английском языках» (как пишет Мария Веснушкина, с четырёх лет дети в этом садике изучают иностранный язык). Режиссёр-постановщик – музыкальный руководитель детского сада Галина Аркадьевна Петрова [Веснушкина 2009].
22. Театр глиняной игрушки «Огонёк» из Пивоварихи. Ребятишки поставили спектакль «Тихвинская площадь» по сказке Юрия Баранова [Контышева 2009].
23. Детский народный театр «Колокольчик» из посёлка Мишелёвка Усольского района. Кстати, в посёлке Мишелёвка есть театральный коллектив взрослых артистов. Он так и называется «Театральные встречи», и руководит им Елена Литовкина. Первые спектакли жители Мишелёвки начали ставить много лет назад: «в 50-60-е годы прошлого века» в Мишелёвке «работал Ленинградский режиссёр Вениамин Рыбаков». В репертуаре артистов из пьесы Островского «Женитьба Бальзаминова», Метерлинка «Синяя птица», сказки «Конёк-Горбунок», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик»... Вообще, Мишелёвка славится своими коллективами художественной самодеятельности. Ведь это не только вышеупомянутые «Театральные встречи» и «Колокольчик». Это и «детский театр-спутник» «Маски» и танцевальные группы и фольклорный кружок и вокальный ансамбль... Всем этим, как пишет Ирина Алексеева, жители Мишелёвки обязаны директору Дома культуры Светлане Николаевне Сушко [Алексеева 2009].
24. Театр «Чудак» руководитель - Леонид Владимирович Беспрозванный. В репертуаре театра «Чудак»:
- и спектакли по классике, например, «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому. Правда, с некоторыми изменениями: в спектакле появился персонаж, которого не было у автора. Это «лицо от театра, гистрион, ведущий действие».
- и новеллы современных авторов, как «Заблудившийся голос» Александра Образцова («это составная часть спектакля «Он и она»). Этот спектакль, по мнению Леонида Беспрозванного, об отношениях мужчины и женщины, о том, как «догнать… ускользающее счастье», о том, как «мечется душа» [Беспрозванный 2009]…
26. Театр «Факел» (город Ангарск), режиссёр Александр Иванович Кононов. Кстати, Александр Иванович Кононов был когда-то артистом театра «Чудак». Начинался театр «Факел», как пишет Валерий Кирюнин, «в 1950-х в клубе «Комсомолец»» постановкой «Беда от нежного сердца» по В. Сологубу…, и «первым режиссёром был Борис Лазаревич Чураков»... А «имя своё и статус народного театра» получил «Факел» уже «в конце 60-х при Георгии и Людмиле Мамонтовых». Вот тогда-то и стал Дворец культуры «Современник» местом жизни и работы «Факела». На сцене «Факела» ставились: «Женитьба Бальзаминова» по А. Н. Островскому, «Оркестр» по Ж. Аную, спектакли по произведениям «В. Шекспира, А. С. Пушкина, А. В. Вампилова, А. П. Чехова», «Дарио Фо («Свободная пара», «Я жду тебя, любимый!»), В. М. Шукшина «А поутру они проснулись» [Кирюнин 2009]…
27. Детский театр «Любимовка». Основан в 1988 году. Поставил в 2005 году спектакль по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». Руководитель театра - Людмила Дмитриевна Петергерина
28. Детский эстрадный театр «Ералаш» при Дворце детского и юношеского творчества. Руководитель: Зоя Федотова.В 1982 году Зоя Федотова создала агитбригаду «Время, вперёд!» Именно из неё впоследствии и «вырос» театр «Ералаш».
29. В школе искусств поселка Мельничный Нижнеудинского района ребята ставят музыкальные спектакли. Так, на Первый фестиваль детских музыкальных спектаклей, проходивший в 2000 году в школе № 47 города Иркутск, они привезли спектакль «Три мушкетёра», (режиссёр Екатерина Куклина).
30. А детский музыкальный театр «Трубадур» из города Братск (руководитель Константин Магидин) «привёз» на фестиваль «сказку «Гуси-лебеди» и …мюзикл В. Дашкевича «Пеппи Длинныйчулок».
31. Детский театр школы искусств N 7 (руководитель Наталья Кологреева) представил «детскую оперу «Деревенские истории», написанную иркутским композитором Лидией Янковской».
32. Конечно, нужно сказать о театре «Синяя птица» школы N 47 города Иркутск (руководители Александр Булдаков и Сергей Маркидонов) – они показали «Сказку о попе и работнике его Балде».
«Уже стал традиционным областной фестиваль молодёжных любительских театров «Алые паруса». Инициатор фестиваля – Иркутский драматический театр, при поддержке комитета по молодёжной политике Иркутской области. «Основная цель фестиваля - повышение общественной значимости, развитие и пропаганда молодёжного театрального искусства в Иркутской области». В 2006 году «в фестивале приняли участие 40 театральных коллективов из 17 муниципальных образований» [Государственный доклад «Молодёжь Иркутской области» 2006, с. 126]. Директор театра юного зрителя Виктор Токарев сказал, что «взрослого человека уже не перевоспитаешь. Если даже он увидит что-то ценное, то, конечно, может отреагировать, но вряд ли изменится. А когда личность ещё только формируется, ребёнку можно рассказать о добре, любви, чести, совести, и он это впитает, как губка. Искусство для детей формирует мировоззрение, с которым они, став взрослыми, пойдут по жизни» [Орлова Е. Виктор Токарев].
Возвращаясь к примерам любительских театров, необходимо назвать следующие коллективы:
33. В Иркутском медицинском институте работал студенческий театр миниатюр. Много лет им руководила артистка театра музыкальной комедии Народная артистка России Елена Константиновна Волошина [Негода Виват]. А в самом начале, в 1956 году драмкружком медицинского института «руководили заслуженный артист РСФСР Александр Николаевич Терентьев и Раиса Васильевна Курбатова» [Беркович С театром,13]. «Автором многих программ студенческого театра эстрадных миниатюр» был иркутский профессор, доктор медицинских наук» Владимир Викторович Шпрах [Альтер И. Владимир].
34. Школа современной хореографии «Шаги». В её репертуаре спектакли: «Гадкий утёнок» - «хореографическая сказка» по Г. Х. Андерсену,  «История одной дороги» - «хореографические откровения в двух картинах», «Счастье на цыпочках» - «одноактный спектакль, домашняя сюита» (музыка: «Группа «Белый Острог» и песни из репертуара Анны Герман), «Нарисованная» - «одноактный спектакль по мотивам произведения Н. В. Гоголя «Невский проспект» [Школа совр.хореогр.Шаги]. 2-3 июня 2009 в актовом зале Иркутского государственного технического университета зрители смогли насладиться «детской хореографической сказкой» «У меня зазвонил телефон» по К. Чуковскому. Причём, играли как взрослые участники Школы, так и дети [Чугина«Шаги]. А в 2010 году в гости к артистам студии «Шаги» приехали артисты детской балетной студии Ecole-de HB (Эколь Дэ Ханаё) из японской префектуры Исикава. Японские танцоры показали свою интерпретацию балета «Щелкунчик» [Сайт ИрГТУ]. Классическая музыка понятна всем людям, независимо от национальной принадлежности. Конечно, здесь сказывается различие традиций и менталитета, но, как видно из изложенного выше, это может и не являться проблемой.
35. В иркутском государственном техническом университете работает Народный театр «Предместье» (режиссёр Лариса Серикова-Киркица). 21 июня 2008 года в театре «Предместье» состоялась премьера спектакля по пьесе Анны Родионовой «Кошка на раскалённой крыше» о жизни «молодой пары Кузнецовых, которые сгоряча развелись, но вынуждены продолжать жить под одной крышей… Каждая сцена спектакля откликается где-то внутри, смехом ли, слезой ли, надеждой»… По словам народного артиста Российской Федерации Виталия Константиновича Венгера «такие спектакли будут побеждать «времянки», которыми в последнее время увлекаются театры…, постановки воспитывают не только тех, кто участвует в них, но и тех, кто пришёл в зрительный зал» [Ващук Браво].
36. В иркутском лингвистическом университете работает студенческий театр эстрадных миниатюр [Сайт Ирк.лингвистического университета].
37. В иркутском государственном университете путей сообщения работает театральная студия «Эхо». Создала её в 1986 году Елена Николаевна Безродных. Первым спектаклем студии «Эхо» стала постановка «До третьих петухов» по мотивам повести В. М. Шукшина. Для спектаклей выбираются «только те произведения, которые имеют нравственный заряд, служат воспитанию души человека на заповедях Христа» [Житов Премьера за премьерой]. На фестивале «Студенческая весна» в 2009 году артисты из студии «Эхо» показали спектакли «До свидания, овраг» и «Фантазии на железнодорожную тему». И обе постановки были удостоены дипломов первой степени. Один диплом студенты получили за спектакль большой формы, другой – за спектакль малой формы» [Ленский В ответе].
38. Студенты Иркутского музыкального колледжа ставили «детскую оперу «Квартет» Ростислава Григорьевича Бойко, оперу-сказку Ирины Геннадьевны Ляпустиной «Дикие лебеди», оперу Г. Пёрселла «Дидона и Эней»», а «8 мая 2008 года состоялась премьера оперы С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». «Режиссёр – народная артистка РФ Елена Константиновна Волошина», роли исполняли: Одарка – Ирина Быкова, Карась – Пётр Соколов [Чернова «Приятный]…
39. Театр-студия «Восприятие» при иркутском государственном университете (в 2007 году был «самым молодым любительским театром Иркутска», корпус № 5 ИГУ, ул. Чкалова, 2). В рамках фестиваля «Студенческая весна», театр показал свой первый спектакль «Хозяин» по пьесе Виктора Розова. Подробнее об это театре можно узнать на официальном сайте Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова.
40. Студенческий театр Юридического института иркутского государственного университета «Цилиндр», режиссёр Александр Братенков [Сайт молод.театр.движения]. В 1998 году будущие актёры учились у Геннадия Гущина. «Своеобразной «пробой пера» стал спектакль по произведению И. С. Тургенева «Муму», получивший символическое название «Встать, суд идет!». 1 апреля 2001 года ребята показали спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца!», а в июне того же года – «водевиль студенческого театра «Молчание» («муж не купил жене новую шляпку, на что она в ответ применила новую методу супружеской войны «молчание». Но все возвращается на круги своя, в семье воцаряется мир и согласие.»).  Потом были постановки по рассказу «Мужчины» и «постановка произведений А.Аверченко - «Роковая гребёнка» и пьесы «Лето»» [Сайт Юрид.Ин-та ИГУ]...
41. Театр «Эксперимент» (режиссёр Ольга Владимировна Шмидгаль) работает в Байкальском государственном университете экономики и права. Также, в БГУЭП работает Студенческий театр миниатюр [Сайт БГУЭП]. Инициаторами создания театра «Эксперимент» были Надежда Кривобокова, Игорь Щеглов и Сергей Черников. Дебют состоялся в 2000 году [Языков «Моё].
42. А в Сибирском институте права, экономики и управления «народился» театр «Откровение». Руководиль театра Вера Поскрёбышева поставила с артистами-любителями спектакль по рассказам Александра Вампилова. И с этим спектаклем они выступили в 2008 году на фестивале «Театральная осень на Байкале» [Беспрозванный Подмастерья у птицы].
43. Любительский театр-студия «Созвучие» в иркутском педагогическом колледже (режиссёр Лилия Клопот).
44. В посёлке Новая Игирма любительский театр существует «чуть ли не с 1913 года». Сейчас артисты театра «Наш дом» сохраняют «»первозданное отношение к сцене», которое Александр Кононов определяет, как»непосредственность» и «наивность» [Кононов БАМ, станция Театральная].
45. Театр миниатюр «Чапля» (г. Шелехов). «Долгое время ребята этого коллектива занимались в Школе искусств у Антонины Анатольевны Ворошиловой». 15 октября 2003 года «состоялась первая репетиция» в Доме Культуры «Металлург», директором которого стала А. А. Ворошилова. Среди постановок «Чапли»: «Игра как жизнь или жизнь как игра», «Осторожно, злая собака» [Захарченко Чапля].
46. Корсукский народный театр «Аялга», его актёры ставят пьесы на бурятском языке (в том числе, и переводят произведения русских писателей) [Сайт: vesti.irk.ru/obshestvo/2005/07/20/ 20692/].
47. Театральная студия «Флирт» Братского государственного университета, режиссёр Андрей Юрьевич Некрасов. Театральная студия «Феникс», «руководитель Ирина Юскина». «Народный студенческий театр «Шар», «руководитель Ольга Алексеевна Головина» - всё это театральные коллективы из Братского государственного университета [Сайт газ.Братский университет], [Жартун Не затеряться Алым]. Народ.студ.театр «Шар» показал в рамках фестиваля «Алые паруса» в 2008 году спектакль по пьесе «Старший сын» А. В. Вампилова [сайт драмтеатра].
48. В городе Усть-Илимск работает Театр моды «Ворожея. Дети в этом театре «одновременно актёры, художники-модельеры, портные». Театр создан «в 1993 году педагогом по технологии Светланой Михайловной Курьяновой (с 2002 года театр в составе Дома моделей)… С 1995 года это дело переняла Л. В. Шаповал» [Модель влияния бизнеса].
49. Надо сказать ещё и о «телевизионном театре» Иркутска. С 1957 по 1967 годы в Иркутске ставили много ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СПЕКТАКЛЕЙ. Первым спектаклем стал в 1958 году «Город на заре» А. Арбузова о строительстве города Комсомольск-на-Амуре. Первые спектакли ставила режиссёр Раиса Курбатова, а актёрами были «студенты самодеятельной театральной студии Горного института». Телевизионный театр как раз ставил, в основном, спектакли по произведениям иркутских писателей. Инсценировали все повести В. Г. Распутина [Зырянова Мастера и история].
Можно назвать ещё многие коллективы актёров-любителей. Ведь играют на сцене и взрослые, и студенты, и школьники (всех возрастов), и даже ребятишки из детских садов. Также можно назвать и спектакли, поставленные учениками церковно-приходских школ...
Нужно отметить, что в 2007 году «заместитель начальника штаба Нижнеудинского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России» Алексей Прошко вручил коллективу Молодёжного театра благодарность за активное вовлечение молодежи города Нижнеудинск в творческую жизнь города» [Сайт Web-штаба Молодой гвардии].
 «Главный специалист областного центра народного творчества Валерий Дмитриевич Кирюнин… знает и любит артистов и режиссёров каждого театрального коллектива и драмкружка - и в больших городах, и в районных центрах, и в маленьких деревнях. Можно смело считать, что он - центр всего любительского театрального движения в Иркутске и области» [Сухаревская Есть интеллигенты]. Кстати, он же ставит и спектакли в Качугском народном театре [Беспрозванный Качугские].

Любительскими все эти театры, театральные студии и кружки можно назвать «с большой натяжкой». Да, официально, они любители. Но играют вполне профессионально (в некоторых случаях это отмечают не только простые зрители, но и профессиональные артисты и режиссёры).
«Основными задачами комитета» по культуре Иркутской области «в развитии театрального искусства на 2006 год» были определены:
- «формирование государственных заказов на создание театральных спектаклей, воспитывающих патриотизм, нравственность, поддерживающих общественную мораль;
- расширение комплекса услуг для населения через развитие новых форм работы по привлечению в театр различных социальных групп населения; реализация плана мероприятий «Театр и молодёжь»;
- развитие межрегиональных отношений в театральной сфере, расширение внутригосударственного обмена, поддержка практики обменных гастролей, фестивалей, конкурсов» [Сайт комитета по культуре Ирк.обл.].

Литература
1.     История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5т. : Т. 2 / АН СССР, Отд-ние истории Сибири, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. - Л.: Наука, 1968. - 538 с.
2.    Сидорченко, Виталий Петрович Иркутская антреприза / Виталий Сидорченко. – Иркутск: Иркутская областная типография №1 им. В. М. Посохина, 2003. – 392 с., ил.
3.         Кудрявцев Ф. А. Иркутск. Очерки по истории города / Ф. А. Кудрявцев, Г. А. Вендрих. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971. - 436 с.
4.    Иркутские повествования, 1661-1917: [в 2 т.] / авт.-сост. А. К. Чернигов. – Иркутск: Оттиск, 2003. – Т. 2. – 431 с., ил.
5.    Калашников, И. Записки иркутского жителя / Иван Калашников // Записки иркутских жителей / сост. М. Д. Сергеев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. – с.255-396.
- Вагин, В. Сороковые года в Иркутске / Всеволод Вагин / /Записки иркутских жителей / сост. М. Д. Сергеев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. – с.449 -482.
- Попов, И. И. Забытые иркутские страницы : Записки редактора / И. И. Попов. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. – 384 с., ил.
- Оглезнева Г. В., Дорош С. В. Культурная жизнь уездных городов Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX веков / Г. В. Оглезнева, С. В. Дорош // Сибирский город XVIII - начала XX веков : межвузовский сборник. Выпуск 1. – Иркутск: ИГУ, 1998.
-Рекунова В. В борьбе за кассу / Валентина Рекунова // Конкурент-ВСП. – 2009. – 2 мая.
- Харитонов А. Любите ли вы театр? / Арнольд Харитонов // Восточно-Сибирская правда. – 2009. – 24 июня.
-. Кучкина О. Действующие лица и исполнители / Ольга Кучкина // Комсомольская правда. – 1978. – 21 февраля.
-. Галич, А. А. Возвращение : Стихи. Песни. Воспоминания / А. А. Галич. - Л.: Музыка, 1990. - 317 с. : a-ил
-. Заклинание Добра и Зла : сборник : Александр Галич : сборник / сост. Н. Г. Крейтнер. - М.: Прогресс, 1991. - 576 с. : a-ил
-. История Театра драмы и комедии Усть-Илимска. С сайта: www.ust-ilimsk.ru
-Кузнецов Александр «Усть-Илимск, песня молодости». С сайта:  http://www.pakhmutova.ru/songs/ak281299.shtml
- Кусургашев М. «2 х 20 или 40 счастливых лет». С сайта радиостанции «Юность»: http://www.radiounost.ru/region/ rnews.html?id=334&rid=214
-Контышева О. Концерт при свете фар / Ольга Контышева // Копейка. – 2008. – 10 сентября.
- Контышева О. Сказочная глина / Ольга Контышева // Копейка. – 2009. - 3 июня.
-Беспрозванный Л. Качугские искорки. Народному театру «КаНТ» исполнилось 40 лет / Леонид Беспрозванный // Восточно-Сибирская правда. – 2009. –30 апреля.
- Беспрозванный Л. И цветок, и садовник. Доктор технических наук на сцене любительского театра / Леонид Беспрозванный // Восточно-Сибирская правда. – 2009. – 9 июля.
-Яковлева А. Театр сатиры на двоих / Алина Яковлева // СМ Номер один. – 2008. - 3 апреля.
- Савченко А. Когда «Окно» открыто... / Андрей Савченко // Восточно-Сибирская правда. – 2006. - 31 января.
-Кошелев А. Театр без занавеса / Александр Кошелев // Восточно-Сибирская правда. – 2007. – 3 мая.
- Быков О. В. Карнавал и молитва / Олег Быков. – Иркутск: ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001. – 448 с., ил.
-Просекина В. С. Диалог со зрителем. С сайта: http://www. ocnt. isu. ru/ sborniki/sb2000/
-Николаева Т. Без мечты – как без крыльев / Татьяна Николаева // Восточно-Сибирская правда. – 1997. – 13 марта.
- Жартун С. Под знаком Зодиака / Светлана Жартун // Восточно-Сибирская правда. – 2007. – 7 февраля.
-Жартун С. Неугасимый огонь любви / Светлана Жартун // Восточно-Сибирская правда. –2008. – 27 марта.
- Дурынина С. Каждый – режиссёр своей роли / Софья Дурынина // Восточно-Сибирская правда. – 2009. – 5 мая.
-Сайт «Театральные новости»: http://www.theatre.ru/news/ 2005/ 11/15/
-Венецианский лев в руках Ивана Вырыпаева //Аргументы и факты в Восточной Сибири. – 2006. – 13 сентября.
- Сайт: www.rusradio.nsk.ru
- Сайт: pressa.irk.ru/irkutsk/2004
- Веснушкина М. Детский театр : как колобок по-английски заговорил / Мария Веснушкина //Копейка. – 2009. – 29 апреля.
- Алексеева И. Живая мозаика творчества / Ирина Алексеева // Восточно-Сибирская правда. – 2009. –13 октября.
- Кирюнин В. Любовью созданная жизнь. Театру «Факел» исполняется 50 лет / Валерий Кирюнин // Восточно-Сибирская правда. – 2009. – 7 апреля.
-Государственный доклад "Молодежь Иркутской области" / И. В. Шпаков [и др.]. - Иркутск: ЦСИУМ, 2006. - 168 с. : z-табл.
- Орлова Е. Виктор Токарев : У Иркутского ТЮЗа доверительная интонация / Елена Орлова // Областная газета. - 2008. - 17 ноября.
Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба