Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2011
Какие отдельные идеи и факты, изложенные в монографии, привлекли наше внимание?
Во-первых, поражает скачкообразный рост популярности и привлекательности монастырской жизни в современной России: «… в 1988 году в России было всего 18 православных монастырей, то уже в 2008 году действующих монастырей стало 459…» (с.5). При этом мы не должны забывать, что поселения, подвория, скиты организуются не только в лоне Православной Церкви, много подобных поселений учреждают и другие религиозные и духовные конфессии. Автор видит в этом тенденцию к предпочтению альтернативных форм социального бытия вследствие конфликта личности и общества. В самом деле, массовый «исход в монастырь» падает на трудные перестроечные времена. Ряд авторов перестроечного периода указывали на неспособность (возможно, нежелание) людей принять новую социальную реальность, адаптироваться к ней и как выход – уход в монастырь (см., например, работы Г.И. Абелева, А.Баркер, А.А.Скородумова и т.д.). Мы полагаем, что массовый исход - это некий симптом серьезного духовного раскола в Российском обществе. Это - несогласие отдельных слоев населения с производимыми переменами, утрата духовного единства нации.
Вторая интересная идея книги – изменение акцентов в формах деятельности современных монастырей. Они привлекли много образованных, интеллигентных людей, которые и там продолжают духовное, интеллектуальное, культурное служение: развитие православных идей, популяризация духовных книг, исследования истории Православной церкви, возрождение церковной музыки, живописи и пения.
Третья весьма полезная находка автора – рассмотрение монастыря как социального института. Несомненно, весьма интересно понять, каково место монастырей в обществе, их роль, функции, значение и влияние на жизнь остального социума. Автор умело и тактично подчеркивает выраженную специфику социальной организации монастырей: централизм, иерархичность, некорыстное служение и т.д. В подобном социологическом анализе – несомненная новизна работы.
Таким образом, в монографии И.В. Астэр можно найти много полемичных, новых, оригинальных идей, требующих широкого и всестороннего обсуждения.
Волкова Антонина Никитична, д. филос. н., профессор кафедры связей с общественностью и психологии массовых коммуникаций ЛГУ им. А.С.Пушкина, volkova. antonina@inbox.ru
РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕСПЕЦИАЛИСТА О ФЕНОМЕНЕ СОВРЕМЕННОГО МОНАШЕСТВА
Монография И.В. Астэр представляет собой оригинальное многоплановое сочинение, необычное для потока богословских, философских и культурологических трудов новейшего времени, осмысляющих или апологизирующих православие, православную церковь, её структуры и деятельность.
Автор стремится к объективности изложения, что позволяет читателю делать собственный анализ представленных фактов и собственные выводы. Перед читателем неторопливо и планомерно развёртывается картина устоев и эволюции русского православного монашества, исторического прошлого монастырей и их современного состояния. Рассматриваются их социальный и социально-экономический статус, культура взаимодействий с миром и внутренних взаимодействий, их уклад и нравы насельников.
Хотелось бы подчеркнуть два момента, вернее, два вывода, которые напрашиваются после изучения этой крайне полезной монографии. Оба они являются социальными аспектами видения православного монашества, монастырей и монастырского быта.
С одной стороны, монастыри предстают как иерархизированные, бюрократизированные структуры. Тем не менее, и в них люди остаются людьми со свойственными человеческим сообществам неформальными взаимоотношениями, наличием неформальных лидеров и иерархии. Таким образом, уединение от мира, молитва и послушание не предохраняют от групповых взаимодействий, характерных для человека как существа социального.