Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2011

Ш. Аббасова
Гармоничная личность – один из приоритетов национальной идеи Узбекистана
Просмотров: 3183

Одним из главных приоритетов реализации идеологии национальной независимости является формирование нравственно цельной и духовно богатой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности. Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими достижениями национальной и общечеловеческой духовной культуры. На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству.Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой. В нашей стране общество помо¬гает человеку обеспечивать и наращивать свое физическое здоровье. Создается максимум условий для постоянных и всесторонних занятий физической культурой и спортом высших достижений. Создание оптимальных условий для занятий спортом органически сочетается с процессом реализации Национальной программы по под¬готовке кадров, развития спорта в частности.Идея воспитания гармонично развитой личности всегда была органической частью национальной культуры узбекского народа. Являясь составной частью традиционной народной культуры, она впитала философию Ислама, обогащалась с неизменной опорой на идеи выдающихся мыслителей Центральной Азии – Абу Насра аль-Фараби и Алишер Навои.В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования. Она позволяет сформировать полноценно гармоничную личность. Рассмотрим ближе основные фак¬торы, способствующие формированию гармоничной личности в демократическом обществе.1. Духовное богатство. Как мы отмечали ранее, формиру¬ется на основе органичного, свободного усвоения общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Это должно про¬исходить свободно, без давления извне, каких-либо насильственно внедряемых предписаний. В то же время не должна формироваться всеядность, человек должен уметь отличать плохое от хорошего, «зерна от плевел».2. Нравственная цельность подразумевает стройную нравственную систему у каждого человека, могущую выдержать проверку жизненной практикой. Нравственно цельный человек воспринимает те или иные нравственные ценности осознанно, понимает смысл тех или иных нравственных запретов и разделяет их необходимость.1. Независимое мышление — мышление, не опирающееся на какие-либо стереотипы. Человек, обладающий им, критически осмысливает любую сложную жизненную ситуацию и стремится найти рациональный выход из нее. Люди, обладающие независимым мышлением, не допустят никаких форм насилия над собой. И в то же время независимо мыслящий человек опасен для тоталитарного, закрытого общества.В нашей стране целям формирования гармонично развитой личности отвечающей потребностям демократического правового государства и гражданского общества служит национальная програм¬ма по подготовке кадров. В этой связи целесообразно выделить три основных направления, по которым осуществляется реформа образования в нашей стране.1.     Изменение структуры системы образования. Придание ей большей гибкости.2.     Изменение содержания образовательных программ, их большая связь с современностью.3.     Новые методы воспитания учащихся.Рассмотрим, вкратце сущность этих аспектов и то, как они направлены на формирование гармонично развитой личности.Говоря о тех качествах личности, необходимых в демократи¬ческом обществе, которые должна воспитать новая система преподавания, необходимо выделить следующие стороны:1. Интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения.2. Уверенность в том, что общество защитит право личности на выражение своего мнения.3.     Уважение к праву других людей выражать свое мнение, толерантность.4.     Сознание ответственности за свои высказывания. Свобода выражения своего мнения не должна превращаться в распущенность, вседозволенность.Совокупность таких качеств как интеллектуальная и психоло¬гическая готовность к выражению своего мнения, толерантность и ответственность составляет такое необходимое качество личности как правовая культура.Правовая культура как необходимый атрибут индивидуализма является неотъемлемым качеством гармонично развитой личности в свободном обществе. Она выражает готовность человека быть толерантным этому обществу, жить в согласии с его законами и способствовать его социальному прогрессу.Правовая культура отнюдь не тождественна знанию законов, управляющих обществом. Далеко не все граждане общества знают в совершенстве управляющие им законы. Однако каждый человек имеет моральную обязанность соблюдать их. Осознание этой обязанности, понимание того, что «незнание законов не освобождает от ответственности за их соблюдение» и составляет природу правовой культуры. В то же время, люди, прекрасно знающие законы могут обладать криминальным сознанием, у них может отсутствовать ответственность за соблюдение законов.Правовая культура воспитывается в ходе как процесса воспи¬тания и образования, так и в ходе самого становления институтов правового государства, в частности, судебно-правовой реформы. В качестве основной предпосылки эффективности судебно-правовой реформы Президент нашей страны И.А.Каримов рассматривает независимость суда. Он отмечает, что реформы судебной системы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение подлинной независимости и самостоятельности судей, выносящих свои решения. Только тогда человек, который раньше рассматривал суд только как карательный орган, будет обращаться в суд как в орган, который обязан защитить его права и свободы, его интересы.Эффективность проведения судебно-правовой реформы имеет самое непосредственное отношение к формированию гармоничной личности, поскольку именно судебно-правовая реформа приводит к тому, что создаются гарантии осуществления прав человека. Гарантии осуществления прав личности приводят к формированию пра¬вовой культуры, которая является необходимым условием гармоничного развития личности.Таким образом, гармония, гармоничное развитие личности включает в себя органичное сочетание духовного и физического совершенства гражданина, понимания прав и обязанностей в гражданском обществе. Последний же, в свою очередь, одним из главных компонентов, приоритетов национальной идеи Узбекистана.
Архив журнала
кр№1, 2020№4, 2019к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба