Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2011

Иваненко А.А.
Критика и библиография.

ПРОЧЕСТЬ ФИХТЕ

Фихте И.Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008 – 752 с. – (Сер. «Слово о сущем». Составление, примечания и вступительная статья А.Г. Ломоносова).

Частота цитирования гегелевского высказывания о том, что философия есть эпоха, схваченная в мысли, порой кажется обратно пропорциональной частоте его постижения во всей глубине и широте его следствий. Продуманное всерьез, оно вовсе не ограничивает философию ролью прилежного историографа наличного, как это высказывание чаще всего истолковывают. В хорошо известном у нас (особенно старшему и среднему поколению) одиннадцатом тезисе о Фейербахе Карл Маркс недовольно отрезает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы его изменить», чем отворачивается от всегда якобы пассивной философии, констатируя ее конец и восхождение нового – социально-активного, революционного мировоззрения. Однако быть схваченным в мысли означает нечто иное, чем просто быть налицо. Схватывая, мысль выходит из-под опеки порождающего наличное бытие мира принципа и овладевает им как своей собственностью. Благодаря этому принцип наличного мира выступает преодоленным, поскольку он есть уже не чуждая, противостоящая мысли сила, а момент в ее собственной стихии. Движение истории, таким образом, всегда опосредуется обращением мысли на себя; историческое движение всегда двухтактно – оно состоит из углубления мысли в себя и последующего разворачивания из нее небывалого, отвечающего ей и потому более совершенного принципа нового состояния мира и человека. С того момента, когда первый такт этого движения стал протекать в чистой стихии мышления, самоуглубление мысли получило название философии. С тех же самых пор философия, вопреки запальчивому высказыванию молодого Маркса, шаг за шагом неуклонно изменяет мир. Разумеется, это происходит не потому, что философия есть какая-то особая, отличная от мира сила, а потому, что она есть всеобщая форма, в которой неотвратимая и всемогущая логика мироздания полностью овладевает собой, ибо очищается от случайности и произвола настолько, насколько это вообще возможно. Поэтому под конец исторического развития философской мысли в ее движении достигается тот пункт, когда мысль не просто углубляется в собственную стихию, но и начинает отдавать себе в этом отчет. Именно такой момент в истории философии представляет собой учение Иоганна Готлиба Фихте.

Из всего сказанного ясно, что это выдающееся достижение философской мысли не могло не иметь самых значительных последствий как в области собственно философской, так и в более широком поле всеобщей культуры. Именно поэтому представляемый здесь том избранных сочинений великого немецкого идеалиста заслуживает самого серьезного внимания. Собранные в нем произведения уже издавались на русском языке, отчего это, конечно, отнюдь не первое знакомство с ними наших читателей. Задача предлагаемого издания заключается в ином. Она задана спецификой философского учения И.Г. Фихте. Особенность наукоучения, как окрестил свое детище сам Фихте, состоит в том, что оно не было изложено автором от начала и до конца систематическим образом, а потому ни в одном из его сочинений мы не встретим мысль наукоучителя во всей полноте ее развития и следствий. Для этого она оказалась еще недостаточно конкретной. Однако достигнутая степень конкретности философского мышления позволила Фихте глубоко осмыслить почти все области существования духа, благодаря чему разумом впервые оказались озарены не только основания научного знания, но и мировой истории, нравственности, политики, религии, образования – короче, всех важнейших областей духовной жизни. Это сочетание выдающейся культурной значительности творческого наследия Фихте с недостаточной проявленностью в нем единства различных сторон действительности и мысли ставит перед читателем Фихте нелегкую задачу, способствовать решению которой взялся составитель этого уникального русского издания, по замыслу и исполнению во многих отношениях превосходящего все предыдущие, причем не только отечественные.

Выбор произведений, вошедших в данный том, естествен, а их расположение – гармонично, поскольку реконструируют сам ход развития фихтевской мысли. Открывает издание знаменитая статья «О понятии наукоучения». Таким образом, знакомство читателя с системой взглядов Фихте начинается с его основополагающего замысла всеобщей науки. Продолжением и разъяснением исходного посыла выступают два авторских введения в наукоучение. Вместе эти произведения представляют ту сторону философии Фихте, которая выше была обозначена как углубление мысли в себя. Вторая, более обширная часть издания представляет читателю развертывание принципа мысли в разнообразные формы живой жизни духа. Согласно Фихте, за изменением способа мышления с необходимостью должно следовать преобразование способа существования всего человеческого рода. Центральная роль в этом изменении принадлежит ученым, ибо их целенаправленная воспитующая деятельность есть сознательный залог будущего человечества. Каким в свете этого должно стать образование и каковы пути осуществления ученым его предназначения – этим насущным вопросам посвящены курсы лекций Фихте о назначении и сущности ученого. Цикл лекций «Основные черты современной эпохи» детально раскрывает перед нами ход и перспективу мировой истории, что позволяет его автору выявить скрывающуюся за многообразием исторических феноменов логику развития человеческого рода и необходимое место современной эпохи в этом развитии. Наконец, работы «О достоинстве человека», «Назначение человека» и «Наставление к блаженной жизни» разворачивают мысль Фихте в этическом и религиозном ракурсах.

Единственное, что вызывает некоторое сомнение в отношении выбора произведений для данного тома, это отсутствие в нем центральной части искомой Фихте системы – изложения основы всего наукоучения. Как представляется, это может несколько обеднить представление читателя об основательности учения философа. Чтобы этого не случилось, ему можно посоветовать изучить «Основу общего наукоучения» по другому изданию фихтевских сочинений (например, по первому тому двухтомника Фихте, вышедшего в Петербурге в издательстве «Мифрил» в 1993 году).

И последнее: тому, кто приступает к знакомству с содержанием этой замечательной книги, непременно стоит начать его со вступительной статьи, написанной составителем и выразительно названной им «Идея спасения в философии Фихте». Она со знанием дела вводит в весьма актуальную для современной России проблематику, разработанную Фихте, обращая внимание читателя не только на остроту и проницательность его интеллекта, но и на высокую нравственность, одухотворяющую творчество одного из величайших мыслителей всех времен и народов.

Кандидат филос. наук., доцент А.А. Иваненко
(Кафедра философии РГПУ им. А.И. Герцена)

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба