Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2011

Наталья Кудряшова
Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалиста сельскохозяйственного профиля

Процессы глобализации и информатизации в мировом пространстве, социально-экономические изменения, происходящие в России, открытость России международному сообществу, усиление международных культурных контактов, широкий обмен специалистами в области науки и практики, переход к экономике знаний требуют современных специалистов, обладающих профессионально-коммуникативной компетентностью. В сфере сельскохозяйственного производства востребован специалист, обладающий высоким интеллектом и уровнем культуры, способностью к управленческой и предпринимательской деятельности, установлению деловых контактов, умением видеть проблемы, выдвигать гипотезы, находить рациональные пути их решения, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире.

В научном проекте «Наша современная школа», в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010г.) указывается, что наиболее важной проблемой для образования является достижения в области его гуманизации, ориентация на развитие личности, фомирование жизненных ценностей, в том числе профессионально-коммуникативной компетентности, социальных норм и других элементов культуры.

Парадигмальные изменения в образовании требуют развития принципиально новых образовательных технологий в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным методам, основанным на простом воспроизведении готовой информации. Система высшего образования, ориентированная на традиционные результаты педагогического процесса в виде знаний-умений-навыков, оказывается неспособной подготовить студента к комплексному решению жизненных и производственных задач. В вузах преобладают традиционные методы обучения, не всегда используются инновационные технологии.

Возникает вопрос поиска педагогических условий обеспечивающих эффективное формирование профессионально-коммуникативной компетентности специалиста сельскохозяйственного профиля. Этим обусловлена необходимость нового подхода к содержанию образования и педагогическим технологиям, перехода от квалификационного подхода к компетентностному подходу в профессиональном образовании. Данный подход в научно-педагогической литературе рассматривается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Он предполагает переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций определяющих интеллектуальный и трудовой потенциал способности выпускника.

Исследователи отмечают, что профессиональная компетентность является высшим компонентом личности, которую принято понимать как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, способностей, достаточных для осуществления профессиональной деятельности. В состав профессиональной компетентности включают мобильность знания; гибкость метода; критичность мышления; системный и междисциплинарный стиль мышления; информационную грамотность и др. Критерием их сформированности служит признание общественной значимости профессиональных результатов, высокий авторитет специалиста в области профессиональной деятельности.

К.В.Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Он утверждает, что профессиональная компетентность в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром, а в основе показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста (3).

И.В. Волгин подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста состоит не только из определённого объёма знаний и опыта, но и в большей мере из умений актуализировать накопленные знания, умения и способности использовать их в реализации своих профессиональных функций (1).

Под профессиональной компетентностью специалиста сельскохозяйственного профиля мы подразумеваем, степень квалификации специалиста, позволяющая ему успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность, то есть образовательный уровень специалиста, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности к эффективной их реализации в своей деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность рассматривается в научной литературе как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций взаимодействия.

Овладение коммуникативной компетентностью, по мнению Я.В. Садчиковой и И.П.Беккер, означает готовность вступать в процесс общения в соответствии с реально возникшей коммуникативной ситуацией (4).

Показателем сформированности данной компетентности является умение выстраивать целостные, связные и логичные высказывания, используя всё богатство выразительных средств языка, а также способность понимать и адекватно интерпретировать любые виды коммуникативой активности партнеров по общению.

Профессионально-коммуникативную компетентность специалиста сельскохозяйственного профиля мы рассматриваем, как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности.

Аграрная экономика сейчас остро нуждается в притоке компетентных специалистов, творческих, оригинально мыслящих и нравственно состоятельных людей. В условиях рыночной экономики руководители сельскохозяйственных предприятий, специалисты и фермеры должны обладать навыками в области менеджмента, бизнеса, принятия решений, технологии производства (2). Исходя из этого, мы классифицировали виды профессионально-коммуникативной компетентности которыми, по нашему мнению, должен обладать специалист сельскохозяйственного профиля, на ключевые (общенаучные), базовые (социально-личностные) и специальные (профессионально-ориентированные).

К ключевым (общенаучным) относятся: свободное владение иностранным (прежде всего английским) языком в области профессиональной деятельности и межличностного общения; знание современных компьютерных технологий.

К базовым (социально-личностным) относятся: знание основ делового общения и способность работать в коллективе; умение ориентироваться в стандартных ситуациях производственной деятельности и способность к адаптации в новых условиях; умение принимать нестандартныерешения в профессиональной области; обладание навыками межличностных отношений; понимание проблем организации и управления деятельностью научных и производственных коллективов.

Специальные (профессионально-ориентированные) компетентности включают: владение теорией и навыками практической работы в избранной области деятельности; способность к управленческой и предпринимательской деятельности; способность анализировать свою деятельность, делать необходимые выводы и формулировать предложения.

Таким образом, компетентный специалист сельскохозяйственного профиля должен обладать способностью к управленческой и предпринимательской деятельности, преодолевать стереотипы, решать сложные вопросы, контролировать и корректировать свою деятельность, принимать решения в критических или нестандартных ситуациях, побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели, разрешать конфликты и смягчать разногласия, устанавливать деловые контакты, уметь использовать инновации.

Проведенный нами опрос (670 респондентов) показал, что только 11,2 % студентов вузов Оренбургской области мотивированы на развитие профессиональной компетентности, 41% не знают что такое профессиональная компетентность, 47,8% считают, что компетентность, как личностное качество не обязательна для человека. Наши данные совпали с результатами исследования ЦИСН (Центр исследований и статистики науки) о низком уровне сформированности профессиональной компетентности. Между тем, в образовательном процессе вуза не используются возможности для эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности. В вузах преобладают традиционные методы обучения, не всегда используются инновационные технологии.

Анализ научной литературы, опыт собственной деятельности позволили выявить педагогические условия, с помощью которых будет возможно формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Таким образом, эффективность процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалиста сельскохозяйственного профиля будет обеспечена реализацией следующих педагогических условий: - повышения мотивации (к изучению иностранного языка) студентов; - повышения творческой активности студентов; - обогащения содержания образовательного процесса.

Выявленные условия требуют апробации в опытно-экспериментальной работе.

Литература

1. Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 1999. – 734 с.

2. Стукач В.Ф., Тетерева А.М. Экономическая подготовка конкурентноспособного специалиста аграрного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3 – С. 97-101 URL: www.science-education.ru/31-1182

3. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: Автореф. дисс. к.п.н. – Йошкар-Ола, 2006 – 26 с.

4. Я.В.Садчикова, И.Л.Беккер Формирование межкультурной компетентности студентов нелингвистических факультетов вуза в процессе обучения иностранному языку // Педагогическое образование и наука, 2008, №4.



Другие статьи автора: Кудряшова Наталья

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба