Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2012
Оценивая итоги реформ в экономике с момента образования Казахстана как самостоятельного суверенного государства, прежде всего, необходимо отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели экономического развития. Если на первом этапе, который длился с 1991 по 1997 годы, происходил процесс перехода казахстанского общества от административно-командной системы отношений к рыночной, то в последущие годы благодаря принятию и реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» обеспечен процесс достижения долгосрочных целей и приоритетов развития по построению устойчиво развивающейся экономики. В целом периоды формирования экономической модели в Казахстане можно условно разбить на несколько этапов.
Первый этап - 1992-1997 годы. На первом этапе происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции. На этом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказалось на всех направлениях развития, и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.
На этом этапе экономика Казахстана развивалась низкими темпами и была неустойчивой. В 1995 году уровень производства ВВП достиг наиболее низкой отметки – 61,4% к 1990 году.
В 1993 году Казахстан принял Программу неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ, что позволило, прежде всего, сохранить стабильную социально-политическую обстановку в стране; внедрить свою национальную валюту, полностью решить проблему по наполнению казахстанского рынка потребительскими товарами; перейти от административно-командной экономики к рыночной экономике.
В декабре 1995 года была принята Программа действий Правительства по углублению реформ в 1996-1998 годах с целью закрепления достигнутых в 1994-1995 годах результатов в области макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преобразований, прекращение спада производства и затем - обеспечение подъема экономики и роста уровня жизни народа.
Принятые в рамках Программы меры по снижению уровня инфляции, реформа финансового сектора и предприятий, модернизация производственной инфраструктуры, создание стимулов для роста инвестиционной активности и притока прямых инвестиций в высокоэффективные конкурентоспособные производства, усиление государственной политики поддержки предпринимательства, совершенствование механизмов государственного регулирования экономики и децентрализация управления и поэтапная приватизация, а также усиление адресно акцентированной поддержки социально незащищенных слоев населения, позволили стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Было восстановлено производство продукции в промышленности, увеличились объемы оказываемых услуг в транспортной отрасли, стабилизировалась деятельность торговли и сферы обращения. В итоге, в 1996-1997 годы прирост ВВП Казахстана, соответственно составил 0,5% и 1,7%, объемы производства промышленной продукции возросли на 0,3 % и 4,1 %, в транспортной сфере - на 1,8 % и 4 %, в торговле и сфере обращения рост составил 10,7 % и 3 %.
Второй этап - 1998-2006 годы. Значительным событием второго этапа стало принятие Стратегии развития «Казахстан – 2030» и определение в его рамках основных долгосрочных приоритетов и целей развития страны на пути построения новой модели экономического развития. Принятая Стратегия была нацелена на обеспечение экономической безопасности страны через эффективное использование уже имеющейся топливно-энергетической базы, создание новой современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, модернизацию и создание новых производств в обрабатывающей промышленности, создание благоприятной инвестиционной среды с целью привлечения иностранных инвесторов в различные сектора экономики, развитие внешнеторговой политики и интеграционных процессов с целью обретения своего места в общемировой торговле и т.д.
На каждом этапе необходимость решения кратко и долгосрочных стратегических задач требовал проведения социально-экономических реформ и принятия более эффективных решений, направленных на совершенствование структуры экономики и улучшения качества жизни населения.
В связи с принятием в 1997 году Стратегии развития "Казахстан - 2030" основные усилия Правительства были направлены на:
- завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;
- принятие программ: борьбы с бедностью, расцвет Астаны – расцвет Казахстана, строительства и реконструкции автодорог;
- принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.
В августе 2000 года с целью обеспечения стабильного социального экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен был создан Национальный фонд Республики Казахстан (Фонд). В течение 2001 года практически полностью отработан и запущен механизм функционирования Фонда. Благодаря активам фонда в конце 2001 года и в начале 2002 года, в период заметного снижения мировых цен на нефть, удалось избежать секвестирования бюджетных расходов, поскольку необходимая разница между плановыми показателями и фактическим их исполнением была профинансирована из стабилизационной части Фонда. С момента создания и к концу 2010 года активы Фонда значительно возросли, в декабре 2001 года они составили 1,2 млр. долларов США, к концу 2010 года – 30,6 млрд. долларов США. В настоящее время Фонд стал одним из действенных инструментов в стабилизации экономики и финансовой сферы в условиях негативного влияния внешних факторов, в том числе ухудшения конъюнкуры цен и снижения спроса на основные экспортные товары Казахстана на мировом рынке и других факторов.
В 2003 году для дальнейшего укрепления модели устойчивого развития приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года - Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.
В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.
На втором этапе проведение государством политики по совершенствованию структуры экономики, диверсификации и обеспечению ее конкурентоспособности в купе с благоприятным инвестиционным климатом и ростом спроса на сырьевые ресурсы обеспечили высокие темпы роста экономики Казахстана. В среднем ежегодные темпы роста ВВП Казахстана в этот период превысили 10 %.
Третий этап – 2007 год и последующие годы. Начиная со второй половины 2007 года, экономика Казахстана подверглась негативному влиянию мирового экономического кризиса. Первая волна нестабильности на мировом финансовом рынке в августе 2007 года, явившаяся следствием кризисной ситуации на ипотечном рынке США, привела к закрытию внешних рынков заемного капитала. Резкое сокращение внешних заимствований и дефицит ликвидности ограничили объемы кредитования банками секторов экономики, прежде всего, это коснулось строительного рынка и сферы торговли. В свою очередь, относительно высокая зависимость роста экономики от этих секторов способствовало замедлению роста экономики в целом. По итогам 2007 года реальный рост ВВП составил 8,9% против 10,7 % в 2006 году.
В 2008 году для экономики Казахстана, также как и для экономики большинства стран, основной характерной чертой стала усиление проблем, связанных с привлечением внешних займов, ростом цен на товары и сырье, снижением выпуска товаров в результате сокращения спроса, замедление роста доходов населения и сокращением кредитной активности банков. В целом ухудшение внешних условий стало одним из основных причин замедления темпов роста ВВП по итогам года до 3,3%.
В 2009 году экономика Казахстана начала свое развитие в условиях нарастания негативного влияния глобального экономического кризиса, низкого уровня мировых цен на ресурсы, что привело к заметному снижению деловой активности и спаду производства в стране. Благодаря реализации антикризисных мер, которые были утверждены в Плане совместных действий Правительства, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы (План), удалось не допустить рецессии казахстанской экономики, и по оценке в 2009 году в приросте ВВП в 1,2% эффект антикризисных мер обеспечил дополнительный прирост экономики на 3%.
План реализовывался по основным пяти направлениям: 1) стабилизация финансового сектора; 2) решение проблем на рынке недвижимости; 3) развитие малого и среднего бизнеса; 4) развитие агропромышленного комплекса; 5) реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Наряду с Планом была реализована Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров или Дорожная карта.
Для финансового обеспечения Плана и Дорожной карты, по решению Главы государства были использованы средства Национального фонда на общую сумму более одного триллиона тенге.
В 2010 году ВВП страны в реальном выражении возрос на 7%. При этом наибольший вклад в реальный прирост ВВП обеспечен ростом в промышленности (2,8 п.п. из 7,0% или около 40% роста экономики), ростом объемов торговли (1,4 п.п. или 20,4% реального роста экономики) и услуг транспорта (0,6 п.п. или 8,7% реального роста ВВП).
За годы реформ произошли изменения в структуре экономики. Сейчас основную долю в ней занимает сектор производства услуг, где за последние десять лет динамично развивились: транспортно-коммуникационная сфера, финансовый сектор, гостиничный и туристический бизнес, торговля и сферы, обслуживающие рынок недвижимости. В производстве товаров доминирующую роль занимала промышленность, прежде всего, горно-металлургическая. Высокими темпами развивалась строительство, в том числе рынок жилищного стоительства и смежные с ним отрасли.
Структура ВВП, %
1998 |
1999 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
ВВП |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Производство товаров |
37,9 |
42,8 |
45,9 |
43,4 |
44,8 |
43,4 |
45,6 |
44,0 |
44,2 |
Производство услуг |
56,7 |
52,4 |
48,4 |
52,0 |
51,6 |
54,2 |
52,1 |
54,6 |
52,8 |
Источник: Агентство РК по статистике
С первых дней проведения рыночных реформ, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, стало одним из главных приоритетов экономической политики. Сегодня он играет важную роль в сохранении стабильных притоков иностранных инвестиций в экономику страны. Всего за период с 1993 года и по январь-сентябрь 2010 года общий приток прямых иностранных инвестиций составил более 122 млрд.долл.США.
За годы реформ Казахстан смог значительно увеличить свой внешнеторговый потенциал. Так, если в 1995 году внешнеторговый оборот Казахстана составлял $9 млрд., то в 2010 году он достиг $90 млрд., объем экспорта возрос с $5 млрд. в 1995 году до $60 млрд. в 2010 году, импорт соответственно – с $4 млрд. до $30 млрд. Казахстан сегодня экспортирует нефть, черные и цветные металлы, зерно и отдельные виды готовой продукции обрабатывающей промышленности.
Использование различных инструментов регулирования инфляционных процессов, начиная от либерализации торговли в самом начале реформ, а в последущие годы - совершенствование инструментов таможенно-тарифной политики, меры по развитию конкуренцию и снижению ценового сговора, укреплению производственного потенциала, до принятия ограничительных мер денежно-кредитной политики позволили значительно снизить уровень инфляции в стране. В 1993 году инфляция составила 2165%, в 1994 г.- 1158,3%, 2008 г. – 18,8 %, в 2010 году - 7,8% и сохранилась в заданном интервале 6-8 %.
С начала рыночных реформ регулирование рынка труда и сферы занятости в Республике Казахстан осуществлялось преимущественно в формате специальных программ занятости населения. В частности, реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003-2005 годы, Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы. В 2008 году с учетом негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса утверждена Стратегия занятости и переподготовке кадров (Дорожная карта), направленная на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест. На ее финансирование было направлено 191,5 млрд. тенге в 2009 году и 150,6 млрд. - в 2010-м. Всего за два года реализовано более восьми 8,8 тысяч проектов, в том числе 2009 году – более 5,2 тысяч, 2010 году . – 3,6 тысяч проектов. Всего создано 390,6 тысяч рабочих мест, в том числе 2009 г. - 258,6 тыс., 2010 г. – 132,0 тыс.
В целом меры, предпринимаемые в рамках Дорожной карты, оказали положительное воздействие на ситуацию на рынке труда и стабилизацию численности безработного населения в стране. Так, если уровень безработицы на начало 2009 года составлял 6,6% от численности экономически активного населения, то в конце 2010 г. он сложился на уровне 5,5 %.
Динамичное развитие экономики Казахстана за годы независимости позволило качественно повысить уровень жизни населения. ВВП на душу населения, в Казахстане начиная с 1993 года, имеет устойчивую тенденцию к росту, если в 1993 году этот показатель составлял 696,2 долларов США, то в 2003 году он достиг 2068,1 доллара США. За период с 2004 по 2009 годы ВВП на душу населения увеличился в более чем в 2 раза и составил в 2009 году 7257,1 долларов США. Хотя, в 2009 году в результате негативного влияния мирового кризиса на экономику страны ВВП на душу населения сложилось ниже, чем в 2008 году, в 2010 году его размер все же превысил его докризисный уровень и составил 8957,2 долларов США.
Следует отметить, что высокие темпы роста экономики в 2010 году удалось обеспечить за счет реализации как системных, так и краткосрочных мер, которые, прежде всего, направлены на расширение внутреннего спроса и восстановление инвестиционной активности в стране, а также на создание прочной базы для решения стратегических задач экономики в период посткризисного развития.
В 2010 году в Казахстане был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Ее основной целью является обеспечение качественного роста экономики через проведение ее модернизации, развитие человеческих ресурсов и укрепления институциональной базы, которые, в свою очередь, должны способствовать форсированному индустриально-инновационному развитию страны и повысить на качественно новый уровень благосостояние граждан страны.
В этом же году стартовала Государственная программа по формированному индустриально-инновационному развитию на 2012-2014 годы. Карта индустриализации Казахстана стала ключевым механизмом реализации Государственной программы. Она позволяет государству совместно с бизнесом вырабатывать правильные инвестиционные решения и обеспечивать взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.
В перечень проектов Карты индустриализации включены все значимые для экономики Казахстана проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям Госпрограммы. Проекты Карты индустриализации реализуются в таких приоритетных секторах экономики Казахстана как АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации, машиностроение, туризм, космическая деятельность.
Механизмом реализации Госпрограммы на региональном уровне стала принятая Программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на усиление бизнес-активности и создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. В рамках данной программы четко определены роль каждого института развития, механизмы их взаимодействия с местными исполнительными органами и бизнесом, а также источники финансирования мер по поддержке предпринимательства.
Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан
|
1993 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
ВВП, млрд. тенге |
29,4 |
2599,9 |
7560,6 |
10213,7 |
12849,8 |
16052,9 |
17438,1 |
21513,3 |
Реальное изменение ВВП,% |
90,8 |
109,8 |
109,7 |
110,7 |
108,9 |
103,3 |
101,2 |
107 |
ВВП на душу населения, долл. США |
695 |
1229,0 |
3771,3 |
5291,6 |
6771,6 |
8513,5 |
7257,1 |
8957,2 |
Инфляция к декабрю предыдущего года |
2265,1 |
109,8 |
107,5 |
108,4 |
118,8 |
109,5 |
106,2 |
107,8 |
Валовые иностранные прямые инвестиции, млрд. долл. США |
1,3 |
2,8 |
6,6 |
10,6 |
18,5 |
19,6 |
19,5 |
13,1[1] |
Уровень безработицы, % |
11,02 |
12,8 |
8,1 |
7,8 |
7,3 |
6,6 |
6,6 |
5,5 |
Источник: Агентство Республики Казахстан по стативтике, Нациоанльный Банк
Республики Казахстан.
Как определено в заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики, в 2011 году экономическая политика будет направлена на:
1) повышение конкурентоспособности казахстанской экономики;
2) реализацию программ, направленных на диверсификацию экономики, в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию;
3) обеспечение стабильной занятости и роста доходов населения;
4) реализацию государственных программ развития человеческого капитала, включая образование, здравоохранение и развитие языков.
Повышение конкурентоспособности будет достигнуто за счет обеспечения макроэкономической стабильности, улучшения инвестиционного и бизнес-климата, институционального развития, уровня технологического и инновационного развития, качества развития человеческих ресурсов страны, а также уменьшения торговых барьеров и расширения экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭП.
В 2011 году будут значительно активизированы внутренние и внешние инвестиционные ресурсы в перерабатывающие сектора экономики и развитие инфраструктуры страны, дополнительно будут запущены новые индустриальные и инновационные проекты в рамках Карты индустриализации.
В поддержку развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, продолжится реализация Дорожной карты бизнеса 2020 по четырем направлениям: поддержка бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей и усиление предпринимательского потенциала.
С целью дальнейшей интеграции в глобальную торгово-экономическую систему одной из приоритетных задач во внешнеэкономической политике будет ускорение процесса вступления Казахстана в ВТО в тесной координации со странами-партнерами по ТС. Правительство продолжит принятие мер по повышению благосостояния населения и поддержке социально уязвимых слоев населения.
Одним из основных приоритетов экономической политики в 2011 году станет регулирование ценообразования и обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь, на социально значимые продовольственные товары. Для этого со стороны Правительства и местных исполнительных органов продолжится работа по дальнейшему развитию оптовых (коммунальных) продовольственных рынков и торговой инфраструктуры, насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией, регулированию ценообразования на услуги субъектов естественных монополий. Кроме того, будет усилена работа по защите конкуренции, выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, ценового сговора, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, спекулятивного роста цен, сокращению посреднических звеньев между производителями продукции и конечными потребителями.
В этом году принята Программа занятости 2020, которая направлена на снижения уровня безработицы, в особенности в сельской местности. В рамках Программы, кроме обучения и переподготовки самозанятого, безработного и малоимущего населения, предусматривается создание банка данных рабочих мест. Также будут предложены меры для обеспечения мобильности трудовых ресурсов.
Общеизвестно, что коррупция это один из главных негативных проявлений социально-экономического развития любого общества. Каждая страна по своему борется с его проявлением, но здесь конечная цель очевидна, это создание формирование положительного имиджа страны на международной арене, расширение возможностей в привлечении новых инвестиций и укреплении конкурентных преимуществ на внешнем рынке, развитие предпринимательства и т.д. И для повышения эффективности противодействия коррупции в Казахстане в марте 2011 года принята отраслевая «Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы». В ней определены несколько основных задач: расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции; повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков; повышение антикоррупционного мивовоззрения и снижения уровня теневой экономики. Итогом ее реализации должна стать снижение индекса восприятия коррупции в рейтинге «Трансперенси Интернэшил» к 2015 году не ниже 90 места среди 180 стран.
Список использованной литературы:
1. Программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы.
2. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».
3. Указ Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О национальном фонде Республики Казахстан».
4. Казахстан в цифрах 1991-2008 год. Статистический сборник/Агентство Республики Казахстан/Астана, 2009 год – 76-82 с.
5. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан за январь-декабрь 2010 года/ Статистический сборник/ Агентства Республики Казахстан по статистике/Астана/ 2011 год – 92 с.
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 13 «О Заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики на 2011 год».
6. Программа занятости 2020 в Республике Казахстан.
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2001 года № 308 «Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы».
[1] за 9 месяцев 2010 года данные платежного баланса РК