Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2012

И.Е. Сазонов, Е.Е. Никифорова
Отношение учащихся общеобразовательных учебных заведений Cанкт-Петербурга к общественной жизни

В данной статье мы изложим только ту часть исследования, проведенного сотрудниками СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР», которая отражает отношение учащихся общеобразовательных учебных заведений к общественной жизни Санкт-Петербурга. Надеемся, что эта публикация поможет не только молодежи Санкт-Петербурга, но и других регионов сформировать свое отношение к общественной жизни.

Анализ отношения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга к общественной жизни представляется чрезвычайно важным, так как процессы социальной и профессиональной адаптации неразделимы и протекают совместно. Отношение к общественной жизни респондентов покажет нам, как протекает процесс социальной адаптации у выпускников школ.

Анализировать отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга к общественной жизни мы будем проводить, руководствуясь информацией, полученной в результате обработки ответов респондентов на следующие вопросы: «Какие молодежные организации, объединения, учреждения Вы знаете?», «Каким образом Вы принимаете участие в общественной жизни школы?», «Как Вы думаете, можете ли Вы влиять на то, что происходит в обществе, в вашем городе, в учебном заведении своей личной активностью?», «Как Вы проводите свое свободное время?», «Как Вы чувствуете себя в современной жизни?».

Начнём с вопроса о молодежных организациях, объединениях, учреждениях.

Молодёжные организации выполняют важную функцию в обществе, помогая молодым людям проходить процесс социализации. Присутствуя и принимая участие в жизни молодёжи, такие организации поддерживают молодых людей в период становления личности.

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос 11: «Какие молодежные организации, объединения, учреждения Вы знаете?» (можно дать несколько вариантов ответа)

   

Количество человек

В %


Не знаю

22

26,8

1

КВН

9

11,0

2

Вектор

7

8,5

3

Дом молодежи

7

8,5

4

СЮП

6

7,3

5

Наши

5

6,1

6

Волонтерское движение

4

4,9

7

ДДЮТ, ДТЮ

4

4,9

8

Клуб «Радогор»

3

3,7

9

Районный совет молодежи

3

3,7

10

Молодая гвардия

3

3,7

11

Союз коммунистической молодёжи РФ

3

3,7

12

АТТ «Мозайка»

3

3,7

13

Левый фронт

2

2,4

14

Народный коллектив танца «Россия»

2

2,4

15

Ночные клубы, дискотеки

2

2,4

16

Спортивные секции

2

2,4

17

Театральная студия «Игрища»

2

2,4

18

Тонус

2

2,4

19

Художественная школа, художественные кружки

2

2,4

20

Юпитер

2

2,4

21

Авангард красной молодёжи

1

1,2

22

Белая Россия

1

1,2

23

Готы

1

1,2

24

Благотворительный фонд «Дарина»

1

1,2

25

Движение против нелегальной иммиграции

1

1,2

26

За Русь

1

1,2

27

Игровые клубы

1

1,2

28

Клуб «Три кита»

1

1,2

29

ЛГБТ

1

1,2

30

Музыкальная школа

1

1,2

31

Мы против наркотиков

1

1,2

32

Наша земля

1

1,2

33

Национал-большевистская партия

1

1,2

34

Панки

1

1,2

35

Россия для русских

1

1,2

36

СДЮШОР «Дружба»

1

1,2

37

СДЮШОР «Зенит»

1

1,2

38

Собрание членов школьного совета

1

1,2

39

Церковь

1

1,2

40

Школа танцев

1

1,2

41

ЭМО

1

1,2

Стоит отметить, что большинство респондентов (59,6 %) не ответили на данный вопрос, только 40,4 % опрошенных дали ответ. 26,8 % из них дали ответ «не знаю». Данные факты дают нам основания утверждать, что деятельность молодёжных организаций неизвестна или неинтересна большинству учащихся 11-х классов.

Данный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов. Это дало возможность увидеть, сколько молодёжных организаций респонденты смогут назвать самостоятельно. Учащиеся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений смогли самостоятельно назвать 41 организацию, деятельность которых, по их мнению, связана с молодёжью.

Большинство респондентов в качестве молодёжной организации назвали КВН (11,0 %).

Второе место делят «Вектор» и «Дом молодёжи» (по 8,5 % соответственно).

На третьем месте находится организация с аббревиатурой СЮП (7,3 %).

Четвёртое место занимает молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» (6,1 %).

Пятое место делят такие организации, как «Волонтерское движение» и ДДЮТ, ДТЮ (Дома детского и юношеского творчества) - по 4,9 % соответственно.

К незначительной группе молодёжных организаций, объединений и учреждений, каждую из которых назвали по 3,7 % молодых людей соответственно, относятся Клуб «Радогор», Районный совет молодежи, «Молодая гвардия», «Союз коммунистической молодёжи РФ» и АТТ «Мозайка».

«Левый фронт», Народный коллектив танца «Россия», ночные клубы, дискотеки, спортивные секции, театральная студия «Игрища», «Тонус», художественная школа, художественные кружки и «Юпитер» были отмечены всего по 2,4 % респондентов соответственно.

Наименее известными молодёжными организациями, в число которых также вошли молодёжные течения, являются «Авангард красной молодёжи», «Белая Россия», «готы», благотворительный фонд «Дарина», «движение против нелегальной иммиграции», «за Русь», «игровые клубы», клуб «Три кита», ЛГБТ, «Мозайка», музыкальная школа, «Мы против наркотиков», «Наша земля», «Национал - большевистская партия», «панки», «Россия для русских», СДЮШОР «Дружба», СДЮШОР «Зенит», собрание членов школьного совета, церковь, школа танцев, ЭМО.

Информированность о молодёжных организациях в среде выпускников учащихся

11-х классов общеобразовательных учебных заведений чрезвычайно низка. Для большинства молодых людей эти организации не играют важной роли в жизни и, соответственно, не помогают проходить социальную адаптацию.

Рассматривая вопрос об участии учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений в общественной жизни учебного заведения, отметим, что такое участие характеризует их как молодых людей с активной жизненной позицией. Вовлечённость в общественную жизнь учебного заведения позволяет молодым людям приобретать навыки общения, организационные навыки, навыки планирования и развивать ответственное отношение к делу, позволяющие им подготовиться к взрослой жизни. Процесс прохождения социализации у таких молодых людей будет проходить спокойнее.

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос 10: «Каким образом Вы принимаете участие в общественной жизни школы? (можно отметить несколько вариантов)

 

Количество человек

В %

выполняю разовые поручения классного руководителя

98

50,3

праздники

97

49,7

экскурсии с классом, туристические походы

87

44,6

спортивные соревнования

69

35,4

дискотеки

45

23,1

конкурсы

42

21,5

являюсь членом школьного совета

30

15,4

не участвую

30

15,4

КВН

24

12,3

3,9 % респондентов оставили графу для ответов незаполненной. Вероятно, у данной части выпускников школ общественная жизнь учебного заведения не вызывает интереса. К этой же группе относятся респонденты, отметившие вариант «не участвую» - 15,4 %.

Большинство респондентов отметило вариант ответа «выполняю разовые поручения классного руководителя» - 50,3 %.

Самым популярными общественными мероприятиями, в которых учащиеся регулярно принимают участие, являются праздники (49,7 %).

Следующими наиболее предпочтительными мероприятиями, в которых принимают участие респонденты, являются экскурсии с классом и туристические походы (44,6 %).

Спортивными соревнованиями интересуются 35,4 % опрошенных.

23,1 % выпускников 11-х классов школ импонируют дискотеки, конкурсы интересуют 21,5 % респондентов.

Меньшая часть опрошенных отметила вариант ответа КВН (12,3 %).

Таким образом, большая часть молодых людей, обучающихся в 11-х классах общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга, вовлечена в общественную жизнь учебного заведения, участвуя в организации развлекательных мероприятий. Только 15,4 % являются членами школьного совета. Можно с уверенностью предположить, что данная группа респондентов занята серьёзной общественной деятельностью.

Обратимся к мнению респондентов к вопросу о возможности их влияния на общественную жизнь – распределение ответов на этот вопрос покажет нам уровень социальной активности опрошенных молодых людей.

Таблица 14

Распределение ответов на вопрос 14: «Как Вы думаете, можете ли Вы влиять на то, что происходит в обществе, в вашем городе, в школе своей личной активностью?»

(можно отметить только 1 вариант)

 

Количество человек

В %

да

93

45,8

нет

44

21,7

затрудняюсь ответить

66

32,5

Итого:

203

100,0

Большая часть респондентов считает, что может повлиять на события, происходящие городе, учебном заведении и в обществе своей личной активностью (45,8 %).

Группа респондентов с прямо противоположным мнением составляет меньшую часть (отрицательный ответ – 21,7 %). Затрудняются с ответом 32,5 % молодых людей.

Хотя 45,8 % респондентов дали положительный ответ на вопрос о возможности влияния на процессы, происходящие в обществе, в целом отметим, что большая часть учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга не считает, что может повлиять на жизнь общества своей личной активностью (54,2 %).

Обратимся к вопросу о том, как выпускники 11-х классов школ проводят свободное время. Способ проведения свободного времени является своеобразным индикатором интересов и ценностных ориентаций молодых людей.

Таблица 15

Распределение ответов на вопрос 12: «Как Вы проводите свое свободное время?

(можно отметить несколько вариантов)

 

Количество человек

В %

свободный отдых

139

70,6

сижу за компьютером

133

67,5

посещаю факультативы, дополнительные занятия, репетитора, готовлюсь к экзаменам

132

67,0

занимаюсь любимым делом

112

56,9

занимаюсь физкультурой и спортом

69

35,0

свободного времени практически не имею

42

21,3

читаю книги

3

1,5

работаю

1

0,5

с родителями

1

0,5

Как видно из таблицы 15, большинство респондентов отметили вариант «свободный отдых» - 70,6 %. Большинство выпускников 11-х классов школ проводят свободное время без определённых занятий, к такому виду отдыха можно отнести прогулки и встречи с друзьями.

На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у учащихся 11-х классов школ находится компьютер (67,5 %).

Такой способ проведения свободного времени, как посещение факультативов, дополнительных занятий, репетиторов и подготовку к экзаменам, находится у респондентов на третьем месте (67,0 %).

Данное распределение досуговых предпочтений молодёжи является характерным для старшего школьного возраста.

Четвёртое место в распределении ответов на данный вопрос (56,9 %) было отдано занятиям любимым делом.

На пятом месте (34,5 %) располагаются занятия физкультурой и спортом.

21,3 % опрошенных отметили, что практически не имеют свободного времени, что объясняется подготовкой к поступлению выпускников 11-х классов школ в учебные заведения профессионального образования.

Далее в таблице находятся такие варианты проведения досуга, отмеченные самостоятельно, как «читаю книги» - 1,5 %, «работаю» – 0,5 % и «с родителями» - 0,5 %.

Вариантами досуга, которые способствуют социальной и профессиональной адаптации молодых людей, являются посещение факультативов, дополнительных занятий, репетиторов, подготовка к экзаменам, занятия любимым делом, физкультурой и спортом, чтение книг, работа и проведение свободного времени с родителями.

Как видно из распределения ответов респондентов на вопрос № 12, образ жизни большинства респондентов в основном связан со свободным отдыхом и компьютером. Но в то же время многие учащиеся 11-х классов школ выбирают в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации.

Обратимся к итоговому вопросу раздела – о том, как учащиеся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений чувствуют себя в современной жизни.

Таблица 16

Распределение ответов на вопрос 13: « Как Вы чувствуете себя в современной жизни?»

(можно отметить только 1 вариант)


Количество человек

В %

скорее уверенно

83

40,9

уверенно

77

37,9

не уверенно

36

17,7

другое

7

3,5

Итого:

203

100,0

Как мы видим из распределения ответов, представленных в таблице 16, большинство учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений чувствуют себя в современной жизни скорее уверенно и уверенно (40,9 % и 37,9 % соответственно).

17,7 % опрошенных чувствуют себя в современной жизни неуверенно. Безусловно, данной группе молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества с тем, чтобы данная группа молодых людей была более уверена в себе, своих силах. Такая поддержка даст возможность этой группе молодёжи преодолеть трудности социальной адаптации. Получив всестороннюю поддержку, молодые люди будут легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.

3,5 % опрошенных выбрали вариант ответа «другое».

В целом можно констатировать, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей чувствуют себя в современном обществе вполне уверенно (78,8 %). Данный факт даёт нам основания предположить, что большинство учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений имеют достаточное количество внутренних ресурсов для прохождения социальной и профессиональной адаптации.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба