Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2012
92-й параграф Идей-I содержит примечательную ссылку, в которой Гуссерль кратко резюмирует свое отношение к проблеме внимания, упоминая в том числе и те разделы своих работ, в которых он уже касался данной темы. В частности, упоминаются 22-23-й параграфы второго и 19-й параграф пятого Исследования. Кроме того, в 113-м параграфе Идей Гуссерль ссылается на 35-й, 37-й и 92-й параграфы данной работы. Представляется небезынтересным, руководствуясь этими указаниями как путеводной нитью, проследить эволюцию взглядов Гуссерля на проблему внимания.
Так, в 22-м параграфе, говоря о фундаментальном пробеле в феноменологическом анализе внимания, Гуссерль держится в русле критики теории абстрагирования как результата внимания (этой теории посвящена вся 3-я глава второго Исследования). Наряду с общим требованиями, которым должна удовлетворять теория внимания, формулируется и специфически феноменологическое требование: «…она должна была себя спросить, как акт внимания относится к акту придания значения или подразумевающему [предметность] акту, который превращает имена и прочие выражения в осмысленные» [1, 152]. Главным предрассудком локковской теории абстрагирования Гуссерль считает отождествление предметов внимания с психическими содержаниями [3]. Гуссерль настаивает на том, что направленность внимания на пережитые психические содержания не может дать абстрактную идею. Внимание как надстройка над актом созерцательной данности атрибута заменяется специальным актом данности вида [4]. В дальнейшем в этом параграфе предлагается различать чувственное и нечувственное абстрагирование; но по-видимому в любом случае имеет место акт нового типа (идеация?), а не акт простого внимания.
Трудность нашего исследования состоит в том, что Гуссерль анализирует теорию абстрагирования, а не теорию внимания. Образование абстрактных понятий в результате внимания к пережитому психическому содержанию им отвергается, но отсюда не следует никакой положительной теории собственно внимания. Внимание рассматривается здесь как технический термин, который может отождествляться с интенциональностью.
Иногда создается впечатление, что Гуссерль отождествляет внимание и сознание: «Объем единого понятия внимания настолько ... широк, что он … охватывает всю область созерцательного и мыслительного полагания… В конечном итоге, он простирается настолько же широко, как и понятие сознания о чем-либо» [1, 156].
Другим аналогом внимания оказывается предпочтение. «Когда мы говорим, различая, об актах внимания как об определенном предпочтении внутри сферы сознания, то это касается определенного различия, которое не зависит от вида, или типа, сознания (от модуса сознания)» [1, 156]. В первом издании предпоследнее предложение выглядело несколько по-другому. В частности там стоит: «Когда мы говорим о направленности внимания (Aufmerken) как определенном предпочтении в пределах сферы актов, в которых мы нечто замечаем (Bemerken), это касается определенного различия, которое не зависит от вида, или типа, представления (от модуса представления)» [1, 156].
Далее речь идет об акте «замечать нечто» (bemerken), который упоминался в первом издании как синоним внимания. Причем предполагается, что это «простой, не поддающийся дальнейшему описанию способ» [1, 156] – способ осознания созерцаний как раздельных. Этот способ осознания раздельности далее называется способом выявления и обнаружения созерцаний. Подобная характеристика акта замечания отождествляется далее с отрицанием различий в модусе представления и пониманием внимания как высвечивающей и заостряющей функции. Оба эти условия как считает Гуссерль, чрезмерно сужают понятия [5].
Развивая тему различия предмета и психического содержания Гуссерль подчеркивает, что предмет, в отличие от психических связей есть то, что имеется в виду [1, 157]. Подобное предметное (а не психическое?) существование содержания возникает лишь в акте подмечания, который надо полагать и отождествляется Гуссерлем с вниманием. Вновь подчеркивая размежевание психического содержания и устремленности к содержанию, Гуссерль говорит, что только последнее можно назвать представлением. Таким образом различие представлений, да и вообще различие как таковое, задается не содержанием, а актом подмечания или интенциональностью. В частности, членение логических форм руководствуется не психическим содержанием, а актами подмечания (внимания?) или модусами сознания. Опять же следует отметить, что хотя 23-й параграф и называется «Осмысленные высказывания о внимании относятся ко всей сфере мышления, а не только к сфере созерцания», и сам Гуссерль ссылается на него в своих Идеях-I как на содержащий его решение проблемы внимания, речь в нем идет скорее о различии психического содержания и интенциональных актов. Но в силу того, что последние называются им здесь «актами подмечания», то возникает возможность отождествления внимания и интенциональности.
Помимо двух параграфов второго Исследования Гуссерль в соответствующем параграфе Идей упоминает еще и 19-й параграф 5-го исследования [1, 378]. Речь идет о различиях в способе фундирования актов, а в качестве примера берется различие между звучанием слова и смыслом (со ссылкой на выражение и смысл). При этом оказывается, что в структуре сложных актов «внимание» оказывается синонимом различий значимости и соответственно – «предпочтения». Сложность акта (комплекс) по-видимому состоит в объединении актов выражения, актов значения и актов осуществления в созерцании. При этом существенным оказывается не только способ объединения, но и активность. Понятие активности особенно важно в контексте нашей темы, потому что оно используется Гуссерлем для пояснения роли внимания в функционировании сложных актов. Так, в различии выражения и значения живет наш интерес, который и переводит наше внимание со знака (выражения) на обозначаемое [6]. При этом третий элемент комплекса – осуществление в созерцании – характеризуется «преобладающим интересом» [7].
Подчеркнем, что здесь как и ранее внимание используется Гуссерлем как технический термин; он не выстраивает теории внимания, а лишь исследует его сдвиги (в Идеях они будут названы аттенциональными) в реальном феноменологическом процессе. Причем конституирующими в этом процессе выступают предметы внимания (в данном случае выражение и значение), сам же акт внимания определяется побочно и метафорически (луч света).
Говоря о возможности особого поворота к физическому аспекту выражения, Гуссерль добавляет, что «… мы имеем здесь дело с одним случаем общего и, несмотря на все усилия, недостаточно проясненного факта, факта внимания» [1, 382]. Далее делается важное уточнение, еще раз подчеркивающее то, что Гуссерль отказывает вниманию (вероятно в пику чрезвычайно распространенных в то время психологических теорий внимания, о чем сам он позднее пишет в Идеях) в статусе самостоятельного акта, определяя его как функцию; функцию интенционального переживания: «… внимание есть особая функция, которая принадлежит актам в уточненном выше смысле интенсиональных переживаний» [1, 382].
Дескриптивному пониманию интенциональных переживаний (которое по-видимому и позволяет выделить внимание как их функцию) препятствует смешение пережитого и интенциональной предметностью. Наличие интенционального акта оказывается условием возможности внимания к соответствующей предметности: «Акты должны быть налицо, чтобы мы могли в них "жить" и иногда "растворяться" в их осуществлении, и, в то время, когда мы делаем это … мы обращаем внимание на предметы этих актов» [1, 382].
Косвенно характеризуя внимание (в контексте проблемы сложных актов) как предпочтение, которое выделяет один акт из других одновременных ему, Гуссерль задается риторическим вопросом о статусе этого предпочтения; должно ли оно «само расцениваться как акт» или речь идет «скорее о простом осуществлении модусов актов» [1, 383], склоняясь к последнему варианту. Тем самым Гуссерль еще раз подчеркивает, что в его задачу не входит разработка теории внимания. Его лишь интересует та функция, «… которую выполняет внимание как выделяющий фактор типологических свойств акта в составных актах; благодаря этой функции внимание оказывает существенное влияние на феноменологическое формообразование последних» [1, 383].
Посмотрим теперь, каким образом Гуссерль анализирует внимание в Идеях. Говоря об актуальности и неактуальности палагания он замечает, что различие между ними «… находится в близкой связи с ранее обсуждавшимися различениями актуальности внимания и невнимания» [2, 346]. Тут же следует сноска, в которой Гуссерль указывает те переграфы в которых уже заходила речь о нашем предмете.
Первым упоминается 35-й параграф, открывающий вторую главу (Сознание и естественная действительность). Здесь рассмотрение когито в качестве акта сопряжено с анализом модификации в направлении неактуальности. Параграф начинается с феноменологического описания восприятия на элементарном примере видения-ощупывания. При этом данное «полностью конкретное переживание» в качестве своего неотъемлемого элемента содержит «относительную неясность» и «неполную определенность». Различая переживание восприятия и воспринятое, Гуссерль снабжает их индексами cogitatio и cogitatum соответственно. Первый абзац заканчивается дескрипцией нюанса воспринятое-воспринимаемое; так что «… воспринимаемое вполне может быть переживанием сознания, однако очевидно и то, что такая материальная вещь, как вот этот данный в переживании восприятия лист бумаги, принципиально — никакое не переживание, но бытие, отличающееся вполне отличным видом бытия» [2, 108].
Продолжая дескрипцию восприятия, Гуссерль снабжает его предикатами обращенности к предмету и схватывания. Затем схватывание трансформируется в выхватывание. Понятно, что феномен выхватывания подразумевает фон или задний план. Вот тут мы по-видимому и приближаемся к специфическому для данного случая решению проблемы внимания; внимания как выхватывания, выделения, актуализации, сопровождающегося различением переднего и заднего плана перцептивного поля (до акта внимания – однородного). В плане феноменологической дескриции восприятия листа бумаги на фоне других предметов на письменном столе это выглядит следующим образом: «Вокруг листа бумаги лежат книги, карандаши, стоит чернильница и т. д., и все это тоже „воспринимается" мною, все это перцептивно есть здесь, в „поле созерцания", однако пока я обращаюсь в сторону листа бумаги, они лишены любого, хотя бы и вторичного обращения и схватывания» [2, 108]. Явление как более широкое понятие может сопровождаться выхватыванием или положенностью для себя. Предметы на заднем плане не обладают такой спецификацией явления: «Они являлись, но не были выхвачены, не были положены для себя» [2, 108]. Итак сознание наряду с обращенностью к предмету (вниманием?) содержит ореол сознания (невнимание, модус неактуальности?). Понятно, что, разница между обращенностью и ореолом является не статической, а динамической. Эта динамичность внимания выражается Гуссерлем с помощью метафоры поворота взгляда [8]. Рассмотренное на примере восприятия распространяется затем и на воспоминание, и на фантазию [9].
Актуальная обращенность и модус неактуальности (как синонимы внимания и невнимания) сопровождаются также индексами эксплицитного и имплицитного переживания [2, 109]. При этом еще раз подчеркивается различие между явлением предметного (как более широким понятием) и вниманием как «направленностью духовного взора» [10]. Однако, как выясняется, объем понятия актуальности как направленности-на или обращенности-к (интенциональности?) не совпадает с объемом понятия выхватывания (внимания?) [11]. Тем не менее понятие актуальности совпадает с понятием cogito. По крайней мере, актуальности «…в своем контрастном сопоставлении с неакутальностями, и определяют отчетливый смысл выражения "cogito", „я сознаю что-либо", „я осуществляю акт сознания"» [2, 110]. Сопровождая концепт cogito метафорой бодрствующего Я, которое «непрерывно осуществляет сознавание в специфической форме cogito» [2, 110], Гуссерль вновь добавляет, что «…непрерывно протекающая цепочка cogitationes постоянно окружена средой неактуального, всякий миг готовой перейти в модус актуальности, подобно тому, как, напротив, и актуальность — в неактуальность» [2, 110].
Хотя 36-й параграф и не называется Гуссерлем в ряду тех, что посвящены проблеме внимания, тем не менее в предыдущем параграфе, говоря о важном для нас аспекте тождества и различия актуальности и выхватывания в плане модификации актуальности, он обещает вернуться к этой теме именно здесь. При этом выясняется, что «…модифицированная cogitatio это тоже сознание, причем сознание того же самого, что и соответствующее немодифицированное сознание» [2, 111]. Заметим, что модифицированность cogito в данном случае означает нахождение его в модусе неактуальности. Таким образом, направленность-на (или обращенность-к) характеризует как актуальное, так и неактуальное состояние cogito. Эта сущностная характеристика и есть интенциональность. Иными словами, интенциональным остается и неактуальное cogito.
Это позволяет предварительно разрешить спорный вопрос о соотношении интенциональности и внимания как отношение субординации: внимание это характеристика cogito в модусе актуальности (которая делит объем понятия интенциональности с cogito в модусе неактуальности). О том, что данное решение лишь предварительное, требующее дальнейшего уточнения, говорит следующий пассаж: «… и в сущности неактуального сознания заключено то, в какого рода cogitationes следует переводить его посредством обсуждавшейся выше модификации, какую мы называем „обращением принимающего к сведению взора на прежде не принимавшейся к сведению"» [2, 111-112]. Модификация, о которой здесь идет речь, с большой долей вероятности может быть названа модификацией внимания (о вероятности приходится говорить в силу того, что в приведенной цитате мы наблюдаем метафору). Таким образом, по-видимому и неактуальное сознание обладает модусом внимания, но лишь потенциально, как возможность стать сознанием актуальным.
Говоря далее о переживаниях в предельно широком смысле, охватывающем как интенциональные, так и неинтенциональные переживания, Гуссерль иллюстрирует последние на примере ощущения. При этом снова используется метафора обращения или поворотя взгляда [12]. Возвращаясь в этом контексте к застарелому спору о соотношении психологического содержания и интенциональности, Гуссерль замечает: «Это белое есть нечто неотделимо принадлежное сущности конкретного восприятия — принадлежное в качестве реальной конкретной составной. Это данное как предлагающее себя содержание являющейся белизны бумаги выступает как носитель интенциональности, однако само по себе оно не есть сознание чего-либо» [2, 112].
Следующий 37-й параграф как раз посвящен различию интенциональности (направленности-на) и внимания (схватывания) [2, 112]. Отметим, что здесь феномен cogito характеризуется только как актуальное (а не любое) интенциональное переживание. Направленность на интенциональный объект далее индексируется метафорой взгляда, который изливается из Я [13]. При этом оказывается, что «… такое неотделимое от сущности cogito, от сущности акта как такового обладание чем-либо во взгляде, в духовном взоре, в свою очередь не есть особый акт и, в частности, не может смешиваться ни с восприятием (даже и в сколь угодно широком смысле), ни с другими разновидностями актов, родственными восприятиям» [2, 113]. Таким образом, обладание чем-то во взгляде (интенциональность) отличается от внимания (схватывания) [14]. При этом модус внимания отличается от модуса актуальности [15].
Принятие сознанием этого особого модуса (модуса внимательности) меняет просто осознание (духовную направленность-на) на схваченность [16]. Далее модус внимания характеризуется не только как схватывание, но и как обращение [17]. Однако тождество схватывания и обращения оказывается неполным; в негносеологических актах оказывается возможным обращение без схватывания [18]. Таким образом говорить об обращении внимания можно лишь метафорически, не даром Гуссерль берет это словосочетание в кавычки; ведь обращение духовного взора (интенциональность) не есть схватывание (внимание). Интенциональный объект «… становится схватываемым предметом лишь в особом „опредмечивающем“ повороте» [2, 114]. Данное различие Гуссерль разбирает на примере акта оценивания: «…„быть обращенным к чему-либо в оценивании“ еще не значит „обладать ценностью в качестве предмета", в том особом смысле схваченности, в каком мы должны обладать предметом, чтобы делать предикативные высказывания о нем» [2, 114]. Возникает возможность говорить о двоякой интенции, двоякой обращенности-к: «Если в акте оценивания мы направлены на что-то, то это направление на что-то есть внимание к этому и схватывание его; при этом же мы направлены также и на ценность — но только не по способу схватывания» [2, 114]. И тут становится очевидной неполная тождественность актуальности и внимания, о которой уже заходила речь. Познавательный, опредмечивающий, представляющий модус интенциональности как синоним внимания оказывается не исчерпывает весь объем модуса актуальности: «Модусом „актуальность" обладает не только представление чего-либо, но и обнимающее его оценивание» [2, 114]. При этом оказывается, что и сама внимательность имеет различные модусы [19]. Обладание ценностью отличается от внимания к предмету. «Внимание» здесь характеризуется как предметное постижение. Тем не менее, выходящий на данном этапе за рамки внимания полный интенциональный объект (в данном случае ценность), может стать предметом внимания на следующем этапе [20]. Это особенно важно в сфере ценностей и в сфере практики, где первоначально схватываемый физический объект конечно не тождественен его ценности или практическому значению. Однако эта ценность и это практическое значение могут стать (имеют возможность модификации-объективации) предметами внимания.
В 92-м параграфе Гуссерль вновь возвращается к проблеме внимания. Так, суммируя уже сказанное он обозначает проблематику внимания как «особого рода сдвиги сознания» [2, 292-293]. Здесь как и ранее в 37-м параграфе он использует метафоры духовного взора и луча взгляда [21]. Далее эти феномены обозначаются уже не в переносном (метафорическом), а в прямом смысле: «Они играют главную роль, когда речь заходит о „внимании“, и их же, не размежевывая феноменологически с другими феноменами и смешивая с этими последними, именуют модусами внимания» [2, 293]. Впрочем, ни метафоры, ни традиционная терминология в данном случае не устраивают автора Идей, а поэтому он вводит новый термин: «Мы, с нашей стороны, намерены зафиксировать это выражение и, кроме того, говорить об аттенциональных сдвигах» [2, 293]. Возможные сдвиги внимания, или аттенциональные сдвиги «…предполагают существование ноэтического ядра и необходимо неотъемлемо характеризующих его моментов» [2, 293]. При этом аттенциональные сдвиги «…не переменяют относящиеся сюда ноэматические осуществления» [2, 293].
Отметим, что здесь как и ранее проблема внимания не становится предметом специального рассмотрения; сдвиги внимания лишь поясняют введенную в рассмотрение ноэтико-ноэматическую структуру сознания. Действующим агентом или актом здесь выступает ноэза, и духовный взор (синоним внимания) реализуется через посредство ноэзы. В сложных случаях, когда переплетаются интенциональные акты различного рода (как в данном случае ноэза восприятия и ноэза воспоминания) и возникает проблематика аттенциональных сдвигов. Интересно, что даже то косвенное определение внимания, которое мы находим внутри ноэтико-ноэматической проблематики является скорее негативным. Гуссерль скорее говорит о неустойчивости внимания, о его колебании и блуждании; то есть скорее о невнимании, чем о внимании. Так, оставаясь в пределах одного интенционального слоя, в данном случае восприятия мы фиксируем аттенциональный луч «… с относящимся к нему определенным блужданием» [2, 294].
Характеризуя внимание в аспекте его неустойчивости Гуссерль говорит о способах изменения зафиксированного переживания, называя это изменение, эту неустойчивость „изменения просто в распределении внимания и его модусов“ [2, 294]. Итак, внимание для Гуссерля не является конститутивным моментом сознания, каким является к примеру ноэма, ведь в распределении внимания «… ноэматический состав переживания остается тождественным» [2, 294]. Изменение, или аттенциональный сдвиг лишь отдает предпочтение тому или иному предметному моменту. В результате можно говорить о модусах внимания, таких как «быть напрямую особо замеченным» или «замеченным наряду с другими», совершенно незамеченным» [2, 294-295]. При этом речь вновь заходит о модусах актуальности и неактуальности [22].
Говоря о том, что модификации внимания затрагивают не только ноэтические, но и ноэматические моменты переживания, Гуссерль добавляет еще одну метафору внимания: «Обычно внимание сравнивают с ярким светом, который освещает пространство» [2, 295]. По-видимому, эта метафора (движение светового пятна) позволяет лучше пояснить концепт аттенционального сдвига [23]. При этом еще раз подчеркивается, что внимание и его обращения не являются конститутивными моментами сознания; речь может идти лишь о «модификации способа явления» [2, 295]. Однако эти модификации оказываются довольно существенными, в результате уже нельзя говорить о «чем-то остающемся тождественным», а о коренных изменениях, которые претерпевают ноэмы. В тоже время «… речь идет о необходимых модусах способа данности тождественного» [2, 295]. В ноэматическом аспекте наличие аттенциональных модификаций не позволяет говорить о сохранении некоего аттенционального ядра [24].
В тоже время в ноэтическом аспекте можно говорить если не об определяющей, так об обуславливающей роли внимания: «… ноэсы… обусловливаются модусами внимания, а прежде всего — позитивной внимательностью» [2, 296]. Актовая, ноэтическая сторона сознания в своей обращенности к интенциональному объекту «… заключает в себе позитивное внимание, обращаемое на то, в направлении чего занимает позицию „я“» [2, 296].
Функционирование внимания, которое вновь обозначается метафорой блуждающего взгляда, подтверждает наличие координации между актовой (ноэтической) и содержательно-смысловой (ноэматической) стороной сознания: «…функция блуждающего и в отношении охватываемого им пространства то расширяющегося, то сужающегося взгляда означает существование особого рода измерения коррелятивных ноэтических и ноэматических модификаций» [2, 296].
Характерно, что определение внимания через модальность и функцию относит его к субъективному (психологическому?) уровню феноменологии: «Аттенциональные конфигурации обладают в своих модусах актуальности … характером субъективности» [2, 296]. Тот факт, что луч внимания «излучается чистым „я“ и ограничивается предметным» [2, 296] не меняет дела: «… Такой луч не расстается с „я“, но он есть луч „я“ и остается таковым» [2, 296]. В результате вниманию внутри полного интенционального переживания отводится роль некоей «жизни» в смысле субъективной беспокойно-блуждающей активности, не конституирующей и не меняющей смыслового содержания интенционального объекта. В модусе внимания чистое я выступает как некая свободная (спонтанная?) сущность, которая «… означает не что иное, как именно такие жизненные модусы — модусы вольного исхождения из себя самого, возвращения в себя и к себе, спонтанной деятельности, страдания, возможности познавать нечто в объектах опытным путем и т. д.» [2, 297].
В завершение этого параграфа Гуссерль делает сноску, содержащую ряд существенных для нашей темы положений. Так, он критически относит проблематику внимания к разряду психологии, а именно к сенсуалистическому аспекту последней [25]. Как известно, уже в логических исследованиях Гуссерль скептически отнесся к попыткам выстроить теорию абстрагирования на эмпирически понятом внимании. Суть собственно гуссерлевской концепции внимания сводится к факту взаимосвязи между вниманием и интенциональностью [26]. Однако, насколько можно судить по расмотренному нами материалу в этой взаимосвязи внимание играет не конститутивную, а атрибутивную роль.
Последний раз (в рамках рассматриваемых нами текстов) к проблеме внимания Гуссерль возвращается в 113-м параграфе [2, 346]. Здесь он продолжает анализировать тему модификации нейтральности и полагания. Так, речь заходит о дифференциации полагающего сознания. Первой дифференциацией оказывается различение актуального и потенциального полагания. Родовое понятие (полагание) обозначается как позициональное сознание. При этом оказывается, что «Различие между актуальностью и потенциальностью полагания находится в близкой связи с ранее обсуждавшимися различениями актуальности внимания и невнимания, однако не совпадает с таковыми» [2, 346]. С учетом модификации нейтральности «… в общее различение актуальности и неактуальности в аттенциональной обращенности Я входит двойственность» [2, 346-347].
Гусерль различает полагающее и нейтральное сознание по принципу наличия (полагающее) и отсутствия (нейтральное) действительных предикабилий. Именно аттенциональные актуальности (=внимание?) раскрывают эту дифференциацию «… посредством обращенности к различным предикатам сознаваемого предметного» [2, 347]. Включение внимания (=атенциональная актуальность?) «… ведет лишь к актам сплошь нейтральным, либо же к предикатам, сплошь модифицированным» [2, 347].
Восприятие означает не только то, что вещь является, но и то, что Я примечает являющуюся вещь [27]. Для примечания (=внимания?) в отличие от явления необходимо примечающее Я (эго). В обращении к образу, в фантазии в отличие от актуального восприятия тоже действует некое схватывание (=внимание?): «„Схватывание" обладает тут актуальностью обращения-к, но оно не есть „действительное" схватывание, а простое схватывание в модификации „как бы", полагание — это не актуальное полагание, а модифицируемое в таком „как бы"» [2, 349]. При этом и внутри фантазии благодаря отвлечению внимания возможен переход от актуальности к потенциальности нейтрализованного полагания [28]. Но сознание в данном случае остается не полагающим, а нейтральным. Тоже самое рассматривается не только на примере фантазии, но и на примере воспоминания [29]. Так, неактуальные воспоминания возникают путем отвлечения внимания (отведения взгляда). Характерно, что воспоминание может являться, но не быть актуальным. В свою очередь привлечение внимания (аттенциональная актуальность) превращает потенциальные полагания в актуальные.
В модификации нейтральности внимание в модусе потенциальности («мы обладаем аттенциональными потенциальностями») хотя и может стать активным, но получающиеся акты являются нейтрализованными, т.е. в модусе «как бы» [30]. Иными словами «…Простое обращение взгляда не способно устранить такую нейтральность — равно как в иных случаях не способно породить актуальность полагания» [2, 350]. Если отождествить обращение взгляда, схватывание и внимание, то окажется, что фон схватывания в отличие от схватываемого лишен «особых полаганий существования» [2, 350]. Таким образом можно сделать вывод, что внимание как-то связано с полаганием существования. В свою очередь обращение взгляда со схватываемого на окружение превращает последнее в схватываемое, а тем самым полагает его актуальное бытие. Окружение в этом контексте предстает как «единство потенциальных полаганий» [2, 350].
Что касается фона схватываемой вещи, в частности фона воспоминания или всприятия, то это фон может быть как пространственным, так и временным. Последний никогда не осуществляется «в форме актуальных полаганий или тезисов». В любом случае вниманию принадлежит роль актуализации потенциальных полаганий [31]. Воображение и фантазирование как модификации нейтральности тоже обладают «аттенциональными задними планами» [2, 350]. Речь о заднем плане возможна только в контексте внимания в смысле обращения взгляда и схватывания. Иными словами задний план это потенциальный объект внимания [32].
В качестве итога можно отметить, что в Логических Исследованиях внимание связывается с предметным началом (или опредмечиванием), а в Идеях – с «Я» (жизнью Я в акте), с исхождением луча духовного взора; с субъективностью, а не с предметностью.
ПРИМЕЧАНИЯ
Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / Перев. с нем. В.И. Молчанова. – М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: Академический проект, 2009.
«Такого рода оспариваемая теория абстрагирования становится возможной только благодаря введенному Локком предрассудку, что предметы, на которые сознание непосредственно и собственным образом направлено, и в особенности предметы внимания, необходимо должны быть психическими содержаниями, реальными (reell) событиями в сознании» [1, 152].
«…следовало бы, с точки зрения нашей концепции, провести следующие различия: между актами, в которых созерцательно "дан" атрибутивный момент, и выстроенными на них актами, которые, вместо того чтобы быть актами простого внимания, направленного на этот момент, скорее суть акты нового типа; обобщая, они имеют в виду соответствующие виды (Spezies)» [1, 154].
«…если отрицают, в подобном же смысле, все различия в модусе представления и рассматривают внимание как высвечивающую и заостряющую функцию, которая господствует в этой области, то при этом чрезмерно сужают понятия, более широкое значение которых все же нельзя отменить и к которым неизбежно вновь возвращаются» [1, 156].
«Выражение хотя и воспринимается, но в том восприятии "нет нашего живого интереса"…; мы обращаем внимание, если мы не отвлекаемся, вместо знаков скорее на обозначенное; следовательно, преобладающая активность присуща смыслопридающим актам» [1, 379].
«Что касается… актов… созерцания…, то они притязают на преобладающий "интерес"» [1, 379].
«…возможны известные модификации исконного переживания, какие мы обозначаем как свободный поворот „взгляда" — не просто и не собственно физического, но „духовного взгляда", — который от листа бумаги, замеченного первым, переходит к тем предметам, какие являлись уже раньше того, следовательно „имплицитно" уже сознавались здесь, — они-то после поворота взгляда и становятся сознаваемыми эксплицитно, воспринимаемыми „со всем вниманием" или же „отмечаемыми наряду с иным"» [2, 108-109].
«…от сущности всех подобных переживаний — их мы берем в полной их конкретизации — неотделима замечательная модификация: таковая переводит сознание, находившееся в модусе актуальной обращенности, в сознание в модусе неактуальности, и наоборот» [2, 109].
«Может быть так, что предметное уже является нам в восприятии, либо же в воспоминании или фантазии, но мы еще не „направлены" на него своим духовным взором, не направлены даже и вторично, не говоря уже о том, чтобы мы были в каком-либо особом смысле „заняты" всем этим» [2, 109].
«…„направленность-на", „обращенность-к", — чем отмечена актуальность — отнюдь не покрывается, как то было в избранных простейших примерах чувственных представлений, с выхватывающим принятием к сведению объектов сознания» [2, 110].
«В переживании восприятия вот этого листа белой бумаги, конкретнее же в его компоненте, сопряженном с качеством „белизна бумаги", мы путем подобающего поворота своего взгляда обретаем данное в ощущении „белое"» [2, 112].
«От самого же cogito неотделим имманентный ему „взгляд-на" объект, взгляд, который с другой стороны изливается из „Я", так что никогда не может быть так, чтобы его не было» [2, 113].
«… интенциональный объект сознания … отнюдь не то же самое, что схватываемый объект». «… схватывание покрывается тем, что мы на что-либо обращаем внимание, что-либо замечаем…» [2, 113].
«… в этом внимании или схватывании, дело не в модусе cogito вообще, не в модусе актуальности, но, если приглядеться, то в особенном модусе акта, в таком, какой может быть принят любым осознанием или же любым актом, если те еще не приняли его прежде» [2, 113].
«Если акт примет такой модус, то интенциональный объект этого акта будет не просто сознаваться, находясь во взоре духовной направленности-на, но это схваченный, замеченный объект» [2, 113].
«Если говорить о вещи, то к таковой мы можем быть обращены не иначе, как схватывая ее, — и так ко всем „попросту представимым“ предметностям: обращение (пусть то будет даже и в измышлении) есть тут ео ipso „схватывание“, „обращение внимания“» [2, 113-114].
«…в акте оценивания мы обращены к ценности, в акте радости — к радостному, в акте любви — к любимому, в действовании — к действию, и мы все это тогда не схватываем» [2, 114].
«Во всяком акте царит один из модусов внимательности. Однако, если таковой не сводится к простому сознанию чего-либо, если в таком сознании фундируется еще и дальнейшее, „выражающее свое отношение“ к этому чему-то сознание, это что-то и полный интенциональный объект (например, „что-то“ и „ценность“), равно как внимание и обладание в духовном взоре расходятся между собой» [2, 115].
«… к сущности таких фундируемых актов принадлежит еще и возможность модификации, благодаря которой их полные интенциональные объекты становятся предметами внимания и в этом смысле предметами „представляемыми“» [2, 115].
«Принято метафорически говорить о, „духовном взоре“, о „луче взгляда“ чистого Я, о том, куда обращается и от чего отворачивается этот луч» [2, 293].
«…группа модусов актуальности отделяется от модуса неактуальности и от того, что мы попросту называем невниманием» [2, 295].
«То, что специфически замечается во внимании, находится в более или менее ярком световом пятне, но это замеченное может затем и зайти в полутень, и задвинуться в полнейшую тьму» [2, 295].
«… положение не таково, чтобы все совокупное ноэматическое содержание, характеризующееся соответствующим модусом внимания, так сказать, аттенциональное ядро, сохранялось постоянно при всевозможных аттенциональных модификациях» [2, 295-296].
«Внимание — это главная тема современной психологии. Нигде сенсуалистический по преимуществу характер последней не бросается в глаза так, как в разработке этой темы» [2, 297].
«…до сих пор, насколько мне известно, не была особо подчеркнута даже сущностная взаимосвязь, какая существует между вниманием и интенциональностью — тот фундаментальный факт, что внимание есть не что иное, как один из основным видов интенциональных модификаций» [2, 297].
«„Восприятие" в нормальном смысле слова означает не только вообще, что какая-либо вещь является Я в своем живом и телесном настоящем и телесном настоящем присутствии, но и то, что Я примечает являющуюся вещь, схватывает и полагает ее как действительно сущую здесь» [2, 348-349].
«Когда же духовный взор отвлекается от фикта, то аттенциональная актуальность нейтрализованного полагания переходит в потенциональность: образ по-прежнему является, однако он оставляется „без внимания“, он не постигается в модусе „как бы“» [2, 349].
«Очень похоже дело обстоит тогда, когда мы сравниваем „актуальные" (не нейтральные, не действительно полагающие) воспоминания с такими, в каких воспоминаемое, — скажем, путем отведения взгляда — хотя по-прежнему и является, но уже не полагается актуально» [2, 349].
«В модификации нейтральности, относящейся к воспоминаниям, т. е. просто к фантазиям, мы вновь обладаем аттенциональными потенциальностями, преобразование которых в актуальности, правда, производит „акты" (cogitationes), однако акты исключительно нейтрализованные, исключительно доксические полагания в модусе „как бы"» [2, 349].
«Во всех подобных случаях актуализация „потенциальных полаганий" посредством соответствующих обращений взгляда (аттенциональная актуальность) необходимо приводит ко все новым актуальным полаганиям, и это неотделимо от сущности таких положений дел» [2, 350].
«…„задний план" — это рубрика для потенциальных обращений взгляда и „схватываний"» [2, 350].