Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2011

Т.Б. Юртаева
Потенциал культурно-образовательного пространства в развитии нравственно-правовой культуры студента
Просмотров: 5655

В период социокультурных и социально-экономических преобразований, в процессе перехода  к экономике знаний, система образования обращается к проблеме человека, его культуры, индивидуальности, воспитанию в духе высокой нравственности и уважения к закону. На практике мы сталкиваемся с тем, что правовые знания носят в основном теоретизированный характер, наблюдается дефицит нравственно-правовой культуры. В этих условиях возникает потребность в специалисте нового типа, обладающего ценностной ориентацией нравственно-правового поведения. Несомненно, институты образования имеют возможности в развитии нравственно-правовой культуры студента, что находит отражение в «Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования»: «удовлетворение  потребностей  личности  в  интеллектуальном, культурном  и  нравственном  развитии; сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества». 

В научной литературе понятие «нравственно-правовая культура личности» рассматривается как интегративное качество, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъекту быть дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной экономики, нести ответственность по её качеству в отношении  государства и общества. Овладение нравственно-правовой культурой способствует накоплению опыта позитивного социального поведения, осознанию социальных ценностей, пониманию действующих законов, их социокультурной, социально-экономической и личностной значимости. 

В научной литературе обосновано, что на развитие личности в онтогенезе наряду с наследственностью, воспитанием, влияет пространство и деятельность самого человека. С этих  позиций развитие нравственно-правовой культуры требует создания определенных условий, одним из которых является создание культурно-образовательного пространства, - пространства, «позволяющего студенту осознать ответственность за выбор содержания и форм деятельности» [1, c. 34].  Культурно-образовательное пространство является наиболее «близким» к личности студента, особо значимым и небезразличным для него. Именно оно имеет бесконечные возможности трансляции опыта нравственно-правовой профессиональной деятельности, освоения мира в целом и построения ценностных нравственно-правовых отношений во всех сферах человеческого бытия.

Среди ученых ещё нет единого подхода к характеристике понятия «культурно-образовательное пространство». Его сущность, содержание, структура и функции не получили должного освещения в научных исследованиях. Мы рассматриваем феномен культурно-образовательного пространства по аналогии с экономическим, информационным, политическим пространством не как геометрическую площадь, объем, который имеет определенную форму, а как субъективную форму восприятия, совокупность отношений. Впервые подобная трактовка пространства отражена у И. Канта и Г. Лейбница, обосновавших релятивисткую концепцию пространства. В философии образования подобный подход обоснован И.К. Шалаевым, А.А. Веряевым. Авторы подчеркивают множественность локальных образовательных подпространств (библиотека, культурные учреждения, клубы по интересам, общественные организации, студенческое самоуправление и др.). Следовательно, можно говорить о личностном культурно-образовательном пространстве, формирование которого зависит от индивидуальных склонностей и предпочтений субъектов образования и об интеграции их деятельности в целях развития нравственно-правовой культуры студента. 

В образовании феномен культурно-образовательного пространства изучают     А.И Бондаревская, Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. Авторы развивают идеи об образовательном, культурном и воспитательном пространствах, исходя из которых культурно-образовательное пространство учебного заведения является системообразующим компонентом построения субъект-субъектных отношений: субъекта и культуры, субъекта и социума в целом. Вслед за указанными авторами для нас культурно-образовательное пространство предстает как «интегрирующее в себе природную сущность культуры с социокультурными возможностями образования» [2, с. 59]. 

Немаловажной характеристикой культурно-образовательного пространства является его временная составляющая. Тенденции современного образования таковы, что перед студентом стоит возможность выбора из огромного многообразия возможностей освоения различных знаний и элементов культур, отталкиваясь от собственных смысложизненных ориентаций не только в период студенчества в процессе обучения, но также на протяжении всей жизни. Именно учет временной компоненты, по В. Бацыну, позволяет оказать помощь студенту в самоопределении в образовательном процессе, наметить контуры дальнейшего образовательного маршрута, обеспечивая тем самым его непрерывность. Специфика предмета нашего исследования позволила нам конкретизировать понятие культурно-образовательного пространства  ссуза как особым образом структурированное многообразие отношений, аккумулирующее и способствующее освоению и трансляции культуры, тем самым обеспечивая культурную и индивидуальную идентификацию личности студента.  То есть все компоненты культурно-образовательного пространства служат цели развития личности студента и уровня его культуры.

Рассмотрение положения о диалектике части и целого позволяет сделать вывод о том, что культурно-образовательное пространство отдельно взятого учебного заведения может интегрироваться в единое (цельное) культурно-образовательное пространство города, региона, страны, и, наконец, в глобальное культурно-образовательное пространство. Следовательно, представляется возможным выделить уровни, на которых существует культурно-образовательное пространство, и рассмотреть двустороннюю зависимость, определяющую взаимосвязь конкретных пространств (рис. 1). Как видно из рисунка, именно многоуровневость позволяет студенту использовать в разной мере потенциал каждого из пространств для формирования личностного культурно-образовательного пространства.

Педагогическая практика показывает, что работа преподавателя в культурно-образовательном пространстве имеет другой вектор, расширяет возможности для удовлетворения потребностей студента в развитии нравственно-правовой культуры за счет предоставления студенту возможности выбрать содержание и форму индивидуальной организации образовательного процесса и снабдить студента инструментарием, который понадобится на его пути овладения нравственно-правовой культурой. Становится значимой роль социального окружения студента: элементы нравственно-правовой культуры, принятые в данной общности, влияют на характер взаимоотношений между субъектами и на эффективность развития нравственно-правовой культуры. При помощи культурно-образовательного пространства «снимаются» многие ограничения (субъект-объектные отношения, «воздействие» как прием воспитания), поскольку создается положительная ценностная нравственно-правовая ориентация и транслируется опыт позитивного поведения.

В ходе специально организованной опытно-экспериментальной работы, создание культурно-образовательного пространство являлось одним из условий успешной работы по развитию нравственно-правовой культуры студента. Это был целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе педагогического потенциала культурно-образовательного пространства, открытом выражении личного мнения, выработке нравственно-правовых качеств. На первом этапе (подготовительном) мы способствовали формированию положительной мотивации к развитию нравственно-правовой культуры, ориентировали студента на нравственно-правовые ценности путем создания ситуаций самооценки, убеждения, успеха, стимулирования, профессиональной направленности. На втором этапе (содержательно-развивающем), создавая проблемные ситуации и ситуации ответственных решений, гарантирующие освоение ценностей нравственно-правовой культуры на каждом занятии, мы закладывали основы будущей нравственно-и правоориентированной профессиональной деятельности, развивали творческий и индивидуальный подход к сфере хозяйствования. При реализации третьего этапа педагогического эксперимента (результативного), создавались ситуации самовоспитания и рефлексии, при помощи которых студент учился нести ответственность за принимаемые им  решения и развивать самостоятельно личностно важные и профессионально значимые нравственно-правовые качества.

Фиксируя положительное влияние культурно-образовательного пространства на каждом из этапов работы, мы заметили, что пространство изменилось: стало открытым, диалогичным, дискуссионным. В результате студенческой инициативы был организован межфакультетский «круглый стол», где обсуждались актуальные вопросы: «Почему современные студенты, как показывает практика, имеют слабое представление о нравственно-правовой культуре?», «Каково значение нравственно-правовой культуры «сегодня» для успешной деятельность «завтра»?»,  и «Что нужно сделать, чтобы каждый осознал необходимость развития и самостоятельно развивал нравственно-правовую культуру не только обучаясь в ссузе, но и в дальнейшей жизни?». Благодаря свободному обмену мнениями, студенты учились оперировать правовой терминологией, вести деятельность в соответствии с нормами, принятыми в обществе, анализировали экономико-правовые явления с позиций высокой нравственности и права. Студенты положительно оценили характер работы в культурно-образовательном пространстве и предложили программу собственного клуба, в котором обсуждают как глобальные теоретические вопросы соотношения экономики, права и культуры, так и актуальные вопросы, применимые в повседневной хозяйственной деятельности.

Постепенно включаясь и создавая собственное культурно-образовательное пространство в рамках ссуза, студенты приобщались к более глобальным его уровням: принимали участие в вузовских, городских, общероссийских конференциях по проблемам студенчества, культуры, по вопросам профессионального становления, развития нравственно-правовой культуры. Был организован собственный сайт, на котором вопросы форума, в числе прочих, носили нравственно-правовой характер: «Для чего нужна нравственно-правовая культура современному человеку?», «Приведите примеры ситуаций, где недостаток нравственно-правовой культуры затруднил решение каких-либо проблем», «Поделитесь примерами нравственно-правового поведения, с которыми вы столкнулись в повседневной жизни». 

Результаты нашего исследования подтверждают: культурно-образовательное пространство оказывает непосредственное влияние на развитие и уровень сформированности нравственно-правовой культуры по трем критериям: мотивационно-ценностному, гностическому, деятельностному. Каждый из критериев развивается по определенным позициям.

Мотивационно-ценностный критерий развивается по следующим направлениям:

- студентом осознается необходимость нравственно-правового регулирования, развивается устойчивая положительная мотивация к развитию нравственно-правовой культуры; 

- становятся осознанными нравственно-правовые мотивы деятельности;

- развивается правосознание, склонность действовать исходя из нравственно-правовых установок;

- развиваются нравственно-правовые качества личности.

Гностический критерий содержит следующие позиции:

- в процессе общения студент усваивает нормы и ценности нравственно-правовой культуры, принятые в обществе, сопровождающие переосмысление и переоценку имеющихся знаний;

- анализ источников информации обогащает понимание сущности нравственно-правовой культуры, её значения и способов применения, в том числе в будущей профессиональной деятельности;

- студент изучает нормативно-правовые акты, регулирующие будущую профессиональную деятельность;

- студент знакомится со способами применения имеющихся знаний на практике.

Деятельностный критерий определяют следующие позиции:

- студент становится способным строить нравственно-правовые отношения, корректно взаимодействовать с широким кругом людей вне зависимости от социальной, национальной, религиозной и пр. принадлежности;

- студент проявляет активность, принимает участие в органах студенческого самоуправления, причастен к созданию внутренних документов учебного заведения, становится способным разработать устав группы;

- студент свободно анализирует и находит нравственно-правовые способы преодоления затруднений, отстаивает свои гражданские права;

- происходит понимание точки зрения, противоположной собственной;

- развивается самостоятельность, способность добывать знания из имеющихся в распоряжении источников информации.

Полагаем, что восхождение студента к ценностям нравственно-правовой культуры становится реальностью в том числе благодаря созданию культурно-образовательного пространства ссуза. Целенаправленно созданное пространство создает атмосферу ценностей и образцов успешного нравственно-правового поведения в экономической среде, служит источником развития как личности, так и общности студентов. Реализация данного условия может стать ключевым элементом, способствующим развитию нравственно-правовой культуры студента, необходимой ему в будущем для выполнения основной социальной роли – человека, способного строить правовые отношения с Другим.

Список использованной литературы

1. Соколова, Л.Б. Меняющееся образование в меняющемся мире / Л.Б. Соколова // Вестник ОГПУ.– Оренбург: ГОУ ВПО ОГПУ. – 2008. - №2(52) - С.124-129

2/ Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография  / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003. – 456 с. 

3. Бацын, В. «Вертикаль власти» в многомерном образовательном пространстве / Бацын, В. // Управление шк. - 2002. - №25-26.-С.8. - С. 2002 

4. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: культурол. подход к проблеме / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика / [БГПУ и др.]. – Барнаул, 1998. – № 2. – C. 23–31

5. Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Монография. Томск: Бия, 2008. - 279 с.

 

Архив журнала
к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба