Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2011

Е.Е.Эпштейн
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Главной проблемой современного трансформирующегося российского общества является проблема политической культуры. Проблема политической культуры имеет не только огромное теоретическое, но и практическое значение. В период реформ политическое сознание индивидов претерпевает многочисленные изменения, что не может не отразиться на политической культуре. Интерес к изучению проблем российской политической культуры обусловлен многочисленными трансформациями в общественной и экономической сферах, так как демократизация и либерализация общества позволяют развивать духовную свободу личности.

В этом перечне проблем едва ли не самыми значительными оказались те, что были обусловлены особенностями историко-политического развития и социокультурных традиций, так как, не изучив духовные истоки россиян, нельзя осознать и решить проблемы современной российской политической культуры и невозможно прогнозировать её будущее развитие.

Духовные ценности представляют основу культуры народов и этносов. Так, согласно мнению профессора кафедры философии Балтийского государственного технического университета (Военмех) А.П. Мозелова, феномен духовности всегда был основополагающим фактором развития русской культуры [10], а известный православный мыслитель В.В. Зеньковский прямо связывал начало духовности с началом целостности человека: «…равномерное развитие всех сил человека не наблюдается даже в физическом созревании человека. Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развились до возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями» [4].

В общественной дискуссии на протяжении более двух столетий активно обсуждается вопрос о принадлежности русского менталитета к восточной или западной культуре. Однако, согласно мнению доцента Воронежского государственного университета С.Н. Жарова, «российская мысль всё время оказывается в ситуации ложного выбора между западной цивилизацией и традиционной культурой. В этом смысле весьма поучительны закономерные неудачи российских реформаторов, начиная с Петра I, механически переносивших в Россию формы западной цивилизации, игнорируя при этом общественные ценности Запада и России» [3].

Среди неотъемлемых качеств российского менталитета следует указать такие, как: «самобытность и самостоятельность, свободолюбие и патриотизм, могучая сила воли, творческий дух и доброта, талантливость, упорство в достижении цели, сочетание мужественной природы с женственной мягкостью» (Н.О. Лосский), «широкая крайность и выражение эмоционального состояния» (А.К. Толстой), «чрезмерное кратковременное напряжение своих сил и привычка работать скоро, лихорадочно и споро» (В.О. Ключевский), «широта русской души» (Н.А. Бердяев). Однако данные тенденции перестали быть доминантой в советский период, когда утвердилось господство марксистской материалистической философии и советской культуры.

Определённые стереотипы и шаблонные стандарты советской политической культуры перечислены в зарубежной и отечественной политологии. Так, профессор Университета Род-Айленд (США) Н. Петро утверждает, что русский народ преклоняется перед своими лидерами (царем-батюшкой, генеральными секретарями ЦК КПСС); не стремится участвовать в управлении страной и потому является легко манипулируемым; что у россиян существует врождённая предрасположенность к авторитаризму, если не тоталитаризму [12].

В самом деле, даже во времена сталинизма в России не было открытых массовых восстаний против диктатора, советские граждане голосовали всегда так, как хотела правящая партия, а склонность КПСС к единоличному решению важнейших государственных вопросов никогда не оспаривалась ни массами, ни Советами различных уровней. Действительно, Россия в советский период являлась страной, где у большинства населения откровенно отсутствовало стремление к демократии в её либеральном толковании.

Изучая советскую культуру, профессор университета Джона Хопкинса Р. Такер подчеркивал, что культура – это традиционный образ жизни общества, сочетающий как принятые в нём склад мышления и верования, так и модели поведения в смысле убеждений, веры в идеи и в вождей. Согласно мнению Такера, российская политическая культура «извечно зиждется на убеждениях и доверии к власти, и именно поэтому Россия всегда была “обществом верящих”: «… И так же было после него – и это ужасно – во времена Сталина, который пытался с помощью террора преобразовать систему убеждений, унаследованную от ленинских времен, в систему, в которой бы он сам, наиподлейший правитель в российской истории, фигурировал бы как объект благоговейного обожания для своего народа. Хрущёв разбил вдребезги эту слепую веру в вождя, не сумев воссоздать культуру доверия власти на новом основании, хотя и пытался сделать это» [14]. Советскому человеку постоянно внушали тезис В.И. Ленина о «возможности каждой кухарки управлять государством». В действительности В.И. Ленин утверждал следующее: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством» [7].

Разумеется, кухарка так и осталась до сих пор некомпетентной в вопросах государственного управления, однако слова В.И. Ленина использовались в пропагандистских, демагогических целях [5]. Впрочем, среди советских партийных руководителей действительно было очень много малообразованных людей, например, К.Е. Ворошилов (1881-1969 гг.) и М.Л. Каганович (1893-1991 гг.). Однако советскому обывателю никогда и не пытались внушить, что именно от него, от каждого человека в отдельности, от индивидуальной личности и его гражданской ответственности зависят судьбы государства. Скорее наоборот – коммунистический режим откровенно исповедовал политику двойных стандартов – высшие органы власти очень жёстко поддерживали монополию партии на подбор политической элиты страны. Получалось, что в результате регулирования участия обывателей в политике, советские граждане просто формально одобряли уже принятое партийной номенклатурой решение и голосовали за уже выбранных властью, когда народные представители, по сути, назначались. Политическая власть в СССР концентрировалась в руках высшего руководства партии, прежде всего, Политбюро КПСС и Генерального Секретаря, как верховного правителя, с именем которого и персонифицировался политический курс (сталинщина, брежневщина, андроповщина).

 За скепсисом и апатией советских граждан, формально поддерживающих руководящую роли партии, согласно ст. 6 Конституции СССР 1977 г., скрывалась очень любопытная часть советской политической культуры – тотальное «двоемыслие». Таким образом, дуалистическая культура нового социалистического человека в СССР состояла из молчаливого «операционного кода», складывающегося из реальных правил деятельности и представлений относительно функционирования политической системы. Так, профессор РГГУ В.В. Разуваев, подметивший специфику двоемыслия советского человека, утверждал, что советский человек в народном юморе и анекдотах реализовывал свои потребности к участию в политике государства: «вполне естественно, что в народном юморе государственные решения неизбежно приобретают чрезмерно упрощённый, почти всегда даже анекдотический характер. Этот нарочито примитивизированный способ решения проблем, во-первых, вполне натурален для народного юмора. Во-вторых, он […] совершенно естественен для страны, где подавляющее большинство населения было лишено даже представления о процессе принятия государственных решений» [13]. Согласно мнению В.В. Разуваева, советский человек лишь внешне производил впечатление послушного и лояльного гражданина. На самом же деле, смеховая стихия была безжалостна к государству: «Даже беглый анализ народного юмора показывает, что основным объектом политических анекдотов в советское время становились власть имущие (на высшем уровне) и коммунистическая идеология. При этом весьма примечательно, что именно они и были “другие” по типичным советским представлениям, именно им противостояла народная мудрость, именно они вызывали основное смеховое раздражение масс» [13].

В данном контексте весьма характерен анекдот про камчадала, который побывал на съезде КПСС, вернулся к себе домой и говорит: «Я теперь понял лозунг “Всё для блага человека”. Я даже видел этого человека в президиуме съезда». Однако этот пример отражает всего лишь «внутреннее» непослушание советского человека социалистической системе, скрытое за формально-беспрекословным исполнением всех предписаний государства-партии.

Следует также отметить квази-религиозные аспекты советской политической культуры, сохранившей экономические, социальные, бытовые «корни» религии, как и потребность в религиозных способах сакрализации (освящения) общественной практики [1]. В некоторых республиках СНГ систематическое насаждение культов руководящих личностей и государственных лидеров в настоящее время получает поддержку и освящение со стороны легализованных и возрождаемых религиозных институтов. Таким образом, культ личности на постсоветском пространстве используется как противовес возможным, а иногда и реальным, сепаратистским движениям в этих странах.

На рубеже XX-XXI веков социально-экономическая ориентация России на демократическое общество, а также социальные и экономические реформы обусловили социокультурные проблемы России. Недостаток духовности имеет место в жизни современной России, а бездуховность обусловлена господством мнимой духовности. В бездуховности отражается нравственный кризис общества, когда многих людей сегодня объединяет стремление впасть в обывательство. В целом же, на основе мониторинговых исследований, прошедших в России в сентябре 2006 – январе 2007 гг. в рамках третьего раунда «Европейского социального исследования», в котором приняло участие 2437 российских респондентов, следует констатировать, что главное устремление россиян выражается ориентацией на креативный и социально значимый успех [8]. От этого в значительной степени и будет зависеть политическая культура и поведение представителей российского общества в первые десятилетия XXI века.

В определённой степени противоречивый облик и нестабильность российской демократии и её институтов связаны с болезненными процессами трансформации системы ценностей россиян, с мучительными попытками выработать новую, современную систему ценностей. Однако, связь между ценностными ориентациями граждан, в том числе их представлениями о демократии, с одной стороны, и стабильностью демократии, демократических политических и правовых институтов, с другой, не является простой причинной связью. Ценностные предпочтения россиян, по мнению В.И. Пантина, не определяют впрямую устойчивое функционирование политических институтов демократии [11]. Однако причины нестабильности и противоречивости российской демократии этими факторами не исчерпываются.

Следует также отметить, что среднестатистический российский гражданин не представляет своего места в системе демократической власти и не осознает своих гражданских прав. К тому же, «общественное недовольство не имеет конкретной направленности, а потому диффузно». Поэтому «диффузный протест против политики властей легко превращается в просьбу о помощи, адресованную тем же властям» [6].

Однако в подлинно демократическом обществе политическая активность «должна быть проникнут демократическим духом и идеологией, уважением к достоинству человека» – отмечает профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ О.А. Митрошенков [9]. Её целью является становление сильной судебной власти, самостоятельной и независимой от законодательной и исполнительной властей, а также эффективные судопроизводство и администрирование. При этом осуществление политико-правовых и социально-экономических реформ обуславливает важное значение проблемы русской духовности в контексте жизнеспособности и выживания России и её народов. Более того, в современных условиях общей нестабильности социально-политической и национально-демографической обстановки, серьёзных экономических трудностей, негативных социальных последствий перехода к рыночным отношениям такой константой является сфера ценностей и социокультурных традиций. Для развития гармоничной личности в эпоху реформ необходимо уделять внимание общечеловеческим и общенациональным ценностям.

Религия предоставляет яркий пример того, как духовные феномены культуры выполняют аксиологические функции. Через утверждение своих догм религия фактически одобряет духовный опыт веры и этим самым несёт во взаимоотношения людей ценностный смысл, имеющий действительно всеобщее значение. Так полагают сторонники религиозного воспитания и образования подрастающих поколений, подключая к этому общеобразовательную школу, колледжи и даже вузы. Сторонники этого нововведения считают, что таким образом можно будет решить проблему духовно-нравственного воспитания [2].

Однако С.Н. Жаров отмечает, что «сегодня реформация русской духовности вовсе не обязана быть религиозной» [3]. Каким бы спорным не было данное мнение, это суждение может стать основой для дальнейших дискуссий о необходимости религиозного просвещения в рамках учебной программы общеобразовательных учреждений.

В период реформ проблема формирования высших духовных ценностей является чрезвычайно актуальной и своевременной. Проблема конструирования высших духовных ценностей должна быть решена в рамках системы соответствующих институтов и учреждений, а также посредством эффективной национальной политики государственных ведомств. Прерогативой государства и общественных организаций, в первую очередь, должна стать забота о поощрении общественно значимых идеалов как духовных ценностей. В основу этой программы могут быть положены разработка и утверждение следующих идей:

идея возрождения духовных истоков русского народа как особенного исторического развития и соответствующая духовному менталитету, культуре обычаев и нравов, психологии, мышлению, языку, искусству, литературе и традиции россиян;

идея любви к Отечеству и гордости за принадлежность к России, которая выражается как особая система убеждений личности и готовность способствовать процветанию Родины.

Программа развития духовного потенциала россиян, основанная на особенностях российской политической культуры, может быть продолжена и дополнена. Однако каковыми бы не были основные идеи данной или аналогичных программ, эти идеи должны основываться на синтезе (совмещении) национальных и общечеловеческих ценностей, не противоречащих основополагающим установкам российского менталитета.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что политическая деятельность индивида состоит из взаимодействия материальных аспектов социально-политической действительности и духовных аспектов политической культуры. Успешное проведение социальных и рыночных реформ является залогом стабильного развития общества.

В настоящее время духовность является основой для интеграции общества. Рыночные механизмы в некоторой степени отвергают многие принципы духовного воспитания человека как «меры всех вещей», препятствуют личному самоопределению и самоутверждению индивида в процессе своей деятельности. Поэтому, многие экономические и общественные реформы только тогда могут быть успешными, когда они ориентируются на духовное совершенствование человека.

Рассматривая особенности прошлого и настоящего российских духовных ценностей и политической культуры, трудно вычленить какие-либо их характерные черты. Данные затруднения обусловлены тем, что не всегда представляется возможным выделить сугубо российские духовные ценности из общечеловеческих ценностей. Единственными сугубо российскими духовными ценностями можно считать достижения в области культуры и техники, которые стали мировым достоянием.

В период реформирования российской социально-политической системы правительственным учреждениям и общественным организациям необходимо уделять внимание формированию духовного мира личности, поощрять гармоничное развитие мировоззренческих и ценностных факторов личностного роста. В процессе осуществления социальных и экономических реформ необходимо прилагать усилия для развития и воспитания духовности российских граждан, особенно молодежи. Несмотря на многочисленные проблемы пореформенной России, необходимо развивать систему политического образования и воспитания как органического средства приобщения к политической культуре и формирования духовного мира личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л.Н.Митрохин. — М.: Издательство Института философии РАН, 1994. — С. 47-48.

2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. — Москва, 24-29 июня 2008 г. — Режим просмотра: http://www.patriarchia.ru/data/846/206/1234/Patriarch_Sobor_doklad.doc

3. Жаров С.Н. Цивилизация и культура в исторических судьбах Запада и России // Вестник ВГУ. — Серия 1, Гуманитарные науки. — 1999. — № 1. — С. 58-59.

4. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сборник-альманах богословских, искусствоведческих, художественных очерков. — М.: Столица, 1991. — С. 120-121.

5. «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Ленин. Плакат. 1925 г. Режим просмотра: http://www.davno.ru/posters/1925/poster-1925b.html

6. Левада Ю.А. Общественное мнение на переломе эпох: ожидания, опасения, рамки. К социологии политического перехода // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2000. — № 3 (47). — С. 18.

7. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? (1917 г.) // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-ое изд. — T. 34. — М.: Политиздат, 1958-1975. — С. 315.

8. Магун В.С., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. — 2008 (январь-февраль). — Т. 93. — № 1. —С. 33-58.

9. Митрошенков О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему правопорядку // Социологические исследования. — 2004. — № 5. — С. 113.

10. Мозелов А.П., Гречаный В.В. Российская философия сегодня: духовность, русская идея, выживание // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М.С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — Режим просмотра: http://anthropology.ru/ru/texts/mozelov/rusppf_01.html 11.

Пантин В.И., Лапкин В.В. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий / Под ред. В.И. Иовцева. — Дубна: изд-во ООО «Феникс+», 2001. — C. 100-135.

12. Петро Н. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии // Политические исследования. — 1998. — №1. — С. 36-51.

13. Разуваев В. Народный смех в советской политической культуре 60-80-х годов // Независимая газета. — 2000. — 7 ноября.

14. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. — 1990. — №№ 1, 2, 6, 9.

 

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба