Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2008
Три проблемы в одном флаконе
Барлыбаев Х.А. «Человек. Глобализация. Устойчивое развитие».
М., Издательство РАГС, 2007.
В условиях существенных цивилизационных подвижек в процессе современного мирового развития, а также коренного перелома в устройстве российского общества и вызванного этим кризисного его состояния, обостряется необходимость кардинального обновления содержания обществоведческих наук, призванных раскрывать суть указанных перемен и выявлять ориентиры дальнейшего общественного развития. Ныне общепризнано, что продуктивными в этом отношении являются поиски смежных для разных наук областей исследования, нахождение новых методологических основ, методических приемов и инструментариев исследования современных сложных общественных явлений.
В свете сказанного очевидной является исключительная актуальность и теоретическая ценность рецензируемой работы профессора Х.А. Барлыбаева «Человек. Глобализация. Устойчивое развитие». Естественно, работа не лишена определенных недостатков и упущений, которые, как и ее достоинства, могут быть предметом отдельных научных дискуссий, статей и обсуждений в разных источниках и форумах. Здесь же в ограниченных пределах рецензирования представляется целесообразным остановиться на новых моментах и свежих идеях, которых в работе имеется достаточно много.
При самом общем подходе главной особенностью данной работы представляется то, что в ней осуществляется взаимосвязанный анализ категорий философской антропологии, происходящих ныне глобализационных процессов и проблем перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. О том, насколько успешно удалось автору решить поставленную задачу, очевидно, можно дискутировать, но правомерность постановки самой этой проблемы не вызывает сомнений. Во всяком случае, в теоретический актив автора в этом отношении можно отнести содержание таблицы на странице 281, претенциозно названной «Периодическая таблица системы «человек – глобализация – устойчивое развитие». В ней автор впервые выделяет 18 параметров человеческой природы, которые определяют соответствующие направления глобализации и меры по переходу к устойчивому развитию. Тем самым преодолевается утвердившееся в литературе положение, когда представления о параметрах человеческой природы не имеют системной целостности, глобализационные процессы сводятся к двум-трем направлениям (как правило, финансово-экономическому и информационному), а меры по переходу к устойчивому развитию вообще не обладают конкретным практическим содержанием.
Иными словами, автор монографии не ограничивается взаимосвязанным анализом указанных научных проблем, а в каждой из исследуемых областей выдвигает новые положения и свежие трактовки известных положений. Так, в исследовании проблем философской антропологии вкладом автора в данной важной области можно считать последовательное раскрытие человеческой природы, начиная с установления закономерностей становления человека, выявления человеческого в человеке, рассмотрения его природы исходя из анализа его места в мире людей и в окружающем мире, соотношения в нем человеческого, недочеловеческого и нечеловеческого. При этом автор последовательно проводит идею о том, что решающую роль во всех проявлениях человеческой природы играет сознание человека. Таким образом, в книге при анализе человеческой природы демонстрируется своеобразный монизм – она определяется через проявления сознания в самых различных аспектах. Представляется правомерным системное разграничение структуры сознания по двум основополагающим элементам: интеллектуальному и духовному сознанию человека, а не бессистемное выделение его бесчисленных проявлений, как это обычно делается в литературе по антропологии. Это положение позволяет ученому дать четкую и последовательную классификацию и группировку различных сфер человеческой жизнедеятельности, обусловленных тем или иным параметром природы человека. В этом отношении исключительный интерес представляет приведенная в книге «Периодическая таблица системы «природа – человек – общество» (стр. 199), где в систематизированном виде представлены взаимосвязи, взаимообусловленность и взаимодействие разнообразных проявлений человеческой природы с окружающей человека природной средой и социумом.
Не будет преувеличением сказать, что многие изложенные в рецензируемой работе Х.А. Барлыбаева теоретические положения являются новым словом в философской антропологии. Это относится как к целостному представлению атрибутов человеческой природы, изображенной в упомянутой таблице, так и к множеству изложенных положений по тексту книги, таким как: человеческое в человеке; сознание – порождение и одновременно катализатор развития и инструмент удовлетворения потребностей человека; сознание – источник усиления жизнеспособности и безопасности человека; сознание – фактор жизни человека в воображаемых мирах; сознание как источник опасности для самого человека; человек в мире людей и в окружающем мире; общение – катализатор сознания; сознание – воплощение мировосприятия человека и творец его мировоззрения; сознание – источник формирования нравственности, морали и этики; о соотношении индивидуального и коллективного сознания; корни нечеловеческого и недочеловеческого в человеке и др.
Взаимосвязи между человеческой природой и глобализационными процессами, рассмотренные во II разделе монографии, исходят из положений о том, что человечество есть развернутый человек, и природа человека выступает первоосновой развития глобализации. Исключительно важное теоретическое и практическое значение в данном разделе имеют положения, разграничивающие и классифицирующие направления глобализации как, с одной стороны, конструктивные и, с другой, – деструктивные. Следует согласиться, что сами по себе приведенные положения являются новым словом в философском анализе глобализационных процессов. Более детализированное раскрытие взаимосвязей между природой человека, глобализационными процессами и мерами по переходу к устойчивому развитию дано в главе XI под названием «Человек в условиях неустойчивой глобализации». Здесь изложены в сгруппированном виде направления глобализации: во-первых, связанные непосредственно с природой человека и вытекающими из этого насущными мерами по обеспечению перехода к устойчивому развитию; во-вторых, определяемые процессами из сферы «человек-общество» и требуемыми ими мерами движения к устойчивому будущему; в-третьих, обусловленные явлениями в системе «природа-человек-общество» и вытекающими из нее необходимыми мерами по осуществлению перехода к устойчивому обществу.
В исследовании проблем, связанных с концепцией устойчивого развития, автор не мог делать особо новых открытий: эта проблема достаточно хорошо проработана и освещена в литературе. Авторским достижением в этой части можно считать осуществленный взаимосвязанный анализ проблем перехода к устойчивому развитию с процессами глобализации и многогранной природой человека, а также систематизированное и исключительно актуализированное изложение современного содержания концепции устойчивого развития. Здесь важно то, что точкой отсчета анализа служит глубокое и обостренное раскрытие характера, причин и источников неустойчивости современного мирового развития. При анализе содержания собственно концепции устойчивого развития важными являются положения, на которые, как правило, в литературе обращается мало внимания: стратегия устойчивого развития выступает единственным спасительным суператтрактором современного мирового развития; магистральным направлением преобразований должно быть усиление конструктивных и ослабление деструктивных сторон глобализации; важнейшими предпосылками перехода к устойчивому развитию выступают интеллектуально-гуманистические и политические факторы.
Весьма важными, интересными и убедительными являются идеи проф. Барлыбаева Х.А. при раскрытии им методологической роли исследования философской антропологии в разработке общефилософских и научных проблем. Как пишет автор: «Обоснованный ранее тезис о том, что человечество является развернутым человеком, позволяет обосновать двойственное методологическое значение философской антропологии: с одной стороны, как общенаучного фундамента исследования человека всеми естественными, техническими, социологическими и гуманитарными науками, и, с другой – как системообразующей методологической основы изучения этими науками проблем общества (человечества) в целом как развернутого человека» (с. 277). Исходя из данного тезиса автор приходит к правомерному выводу о том, что человековедение, экология и социология ныне выступают ведущими научными направлениями изучения проблем выживания современного человечества. Это положение наглядно видно из весьма интересного рисунка на стр. 283, характеризующего соотношение и взаимосвязь природы, человека и социума и, соответственно, роль и место различных наук в изучении указанных сфер и их соотношения. Большой интерес и серьезные размышления вызывает странно звучащее и длинное определение системы, характеризующей симбиоз указанных трех сфер – (БАСАТС) биоантропосоциоагротехносфера. Автор правомерно подчеркивает диалектическую противоречивость указанного симбиоза: «Противоречивость этого единства характеризуется тем, что начиная со второй половины ХХ века между биосферой, с одной стороны, и антропо-, социо-, агро-, и техносферой – с другой, редко идет открытая, а чаще – скрытая борьба на взаимное уничтожение. Поскольку человечество не может отказаться ни от одной из указанных сфер и ликвидировать их, то его задача заключается в том, чтобы устранить их борьбу на взаимное уничтожение и гармонизировать их взаимодействие, усовершенствовать БАСАТС как основу своего выживания» (с.285).
В положительный актив рецензируемой работы смело можно отнести и то, что она, обладая весьма глубоким теоретическим содержанием, одновременно имеет четко обозначенные «выходы» на практику, затрагивает наиболее актуальные проблемы современности. Об этом можно судить по всему тексту монографии и в ее заключении. В целом вдумчивого читателя при ознакомлении с работой Х.А. Барлыбаева «Человек. Глобализация. Устойчивое развитие» ждут немало моментов озарения от соприкосновения с интересными и глубокими идеями, искрометными и образными сравнениями, фундаментальными и продуктивными «семенами» научных размышлений по разным проблемам.
В.А. Михайлов
Заведующий кафедрой внешнеполитических и
федеративных отношений РАГС при Президенте РФ,
доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ