Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2010
Масштабноеуглубление экологического кризиса к началу XXI века требует нового подхода кпроблеме формирования новой парадигмы в экологическом сознании человека иобщества. Сегодня всё чаще говорят о новой инвайронментальной парадигме (NEP). Основу этой парадигмы составляетфилософия инвайронментализма, сформировавшаяся к середине ХХ века.
Инвайронментальныеконцепции в современной науке характеризуются, прежде всего, своимирадикальными ценностными ориентациями, а также морально-нравственными ирелигиозными аспектами.
Инвайронментализм(с англ. environment –«окружающая среда») – это, прежде всего, общетеоретическая и мировоззренческаяориентация, в центре внимания которой находится взаимодействие социальныхобразований со средой их обитания, проявляющееся в различных сферахтеоретизирования, таких как социология, философия, право, этика, эстетика ит.п. Также под инвайронментализмом понимается движение за качество средыобитания. В рамках социологии инвайронментализм представляет собой дисциплину,использующую социально-экологический подход и ограничивающую его рамкамилокального сообщества с окружающей его средой.
Вфилософии же инвайронментализм раздвигает рамки локального сообщества иэкстраполирует свой понятийно-категориальный аппарат на глобальный уровень.Более того, инвайронментализм – это философско-методологический подход в наукеи философии, направленный на изучение человеко-средовых отношений и улучшениекачества среды обитания человека и всего живого на планете[1].Появление философии инвайронментализма отражает концептуальный «экологическийповорот», который становится, можно сказать, самым значительным событием вистории научно мысли после так называемого «лингвистического поворота», ознаменовавшегов своё время начало аналитической традиции в современной философии[2].Ключевой особенностью инвайронментализма является то, что он развивается не только как теория, но и какопределённая коммуникативная практика, направленная на расширение когнитивной ипраксеологической области деятельностичеловека и формирование экологическиориентированной «жизненной политики» общества. Это означает, что цель научнойработы в инвайронментализме преломляется в задачу сделать мир более приемлемыми обитаемым для человека и всего живого на земле[3].
Сегодняинвайронментальное течение в философии в целом оправдывается глубокимэкологическим кризисом, перед лицом которого закономерно очутилосьчеловечество. Сторонники различных и порой противоречащих друг другу инвайронментальныхконцепций сходятся во мнении, что необходимо формирование новых ценностныхориентиров, моральных принципов и даже религиозных установок.
Каковыже эти ориентиры, принципы и установки?
Противникиинвайронментализма считают, что глубина экологического кризиса есть искуснаявыдумка личностей, стремящихся обогатиться, используя экологические проблемыкак источник прибыли. Так ли это на самом деле?
Центральнымпринципом в большинстве инвайронментальных концепций является приоритет:«Окружающая среда – главная ценность». Претворение этого приоритета в жизньпроизведёт революцию в общественного сознания на всех уровнях. Новаяинвайронментальная парадигма должна заменить приоритет: «Человек – царьприроды». Абсолютно естественным является тот факт, что на пустом местевозвести здание теории невозможно, а вот фундаментом как раз и служитэкологический кризис, охвативший нашу планету. Перечисление всех слагающихкризиса не является целью данной статьи.
Человеческаяистория существования на Земле сравнительно мала. Но за всё это короткое времячеловек постоянно вступал в конфликт с окружающей средой (как осознанно, так инеосознанно). Когда население Земли было незначительным, ущерб вовсе был незаметен. Но когда постепенно человек стал захватывать новые территории,называемые экосистемами, тогда и начались первые трудности. К XXI веку всё обернулось как нельзя хуже.Принцип – «свобода и жизнь – человека превыше всего» в ближайшем будущем можетбыть просто неосуществим, ввиду гибели природы.
Какуже отмечалось выше, инвайронментализм стал первой попыткой донести до сознаниячеловечества всю шаткость нашего существования на Земле. А главное, необходимобыло показать, что природа нуждается в защите, по крайней мере, для того, чтобыпродолжить жизнь на земле.
Формированиеи развитие науки экологии оказало влияние на совершенствование научногоаппарата, методов исследования окружающей среды и места человека в ней, ноименно представители инвайронментализма и различных экологистских концепцийвпервые заговорили о создании новой инвайронментальной парадигмы. Центром этойпарадигмы выступает окружающая среда.
Возведениев культ окружающую среду, глобальную экосистему со стороны инвайронменталистов,имеет как своих сторонников, так и противников. Так, например, некоторыепредставители религиозных культов бьют тревогу и утверждают, что только Богможет руководить природой, а также обвиняют экологистов в язычестве и безбожии.
Необходимоотметить, что культ Земли, Природы существовал всегда. По сути, любая религияфундирована мифами о зарождении природы, в которых она становится Матерью всегоживого и неживого. Чем же плохо язычество, если оно стремится к спасениюМатери-природы? Ведь религиозные конфессии мира не могут противостоять нетолько хищническому уничтожению природныхресурсов, как на поверхности земли, так и внутри неё, но и истреблению людьмидруг друга.
Крайниепредставители инвайронментализма ставят природу выше человека. Жертвуячеловеком на благо природы инвайронментализм, в ряде критических работ, получилславу антигуманного направления в науке и философии.
Нов инвайронментализме проблема взаимоотношений человека и природырассматривается с двух позиций. Во-первых, влияние человека на окружающуюсреду, во-вторых, влияние окружающейсреды на человека. Задачей своей инвайронментализм видит сохранение балансамежду человеком и окружающей средой. Более того, к основным приоритетнымнаправлениям в инвайронментализме относится сокращение вмешательства человека вокружающую среду (естественно в негативном проявлении, хотя любое вмешательствов конце концов приводит к малому или большому кризису).
Ценностныеориентации инвайронментализма в корне отличаются от ориентаций предшествующих иныне существующих социально-экологических концепций и направлений. Конечно же,инвайронменталисты не умаляют ценности человеческой жизни и добродетелейчеловека, им отводится значительное место. Однако, тенденция такова, что безизменения глобальных ценностных ориентиров дальнейшее существованиечеловечества на Земле становится проблематичным.
Природав инвайронментализме одухотворяется, и, можно даже найти связь его с пантеизмом, панентеизмом игилозоизмом. Но, с другой стороны, прослеживаются и элементы атеизма, так какБог из этой системы (т.е. системы Человек – Природа – Общество) устраняется вряде экологистских концепций. Природа наделяется духовной, нравственной силой.Сила эта позволяет человеку довольствоваться всеми её сторонами с лишком.Однако, человек во взаимоотношениях с этой силой переступил все допустимыеграницы и теперь она угрожает самому человеку. Поэтому в инвайронментализметакже остро стоит вопрос и о защите человека от силы могущественной природы.Этот аспект позволяет говорить о том, что истинная сущность инвайронментализма– гуманистическая. Как же соотнеститакое, на первый взгляд противоречивое, соотношение?
Делов том, что Природа представляется не пассивной, инертной силой, а активным,постоянно движущимся и развивающимся живым механизмом. Если этот механизмначинает давать сбой (а в данном случае результатом такого сбоя служитнерациональная промышленная и хозяйственная человеческая деятельность), топредсказать дальнейшее движение и изменение могущественной силы невозможно.Человечество своим халатным попустительством поставило под угрозу не столько существованиеЗемли, сколько своё собственное.
Конечно,есть мнение, что новые ценностные ориентации, предлагаемые инвайронментализмом,угрожают устоявшимся общечеловеческим ценностям. И дело заключается здесь дажене в том, что инвайронменталисты чересчур активно пропагандируют свои ценностии пытаются убедить (а иногда и запугать) человечество в предстоящей глобальнойэкологической катастрофе. Здесь решающее значение имеет боязнь человеческойцивилизации пересмотреть имеющиеся моральные, духовные, эстетические,религиозные, политические, философские и др. ценностные ориентиры, так как этоповлечёт за собой ломку устоявшихся традиций, уклада жизни, отказ от некоторыхблаг цивилизации, которыми беззаботно пользовались люди на протяжении многихвеков.
Таксуществует ли угроза инвайронментализма (или ивайронментальная угроза) на самомделе? Предположим, что нет. Противники инвайронменталистских и радикальныхэкологистских концепций утверждают, что все их предостережения не больше чемплод воспалённого воображения и лжепророчества. И действительно,инвайронменталисты иногда и перегибают палку, утверждая, что спасение флоры ифауны дороже спасения человека. Но вся соль здесь в том, что именно человеку вомногом своим исчезновением обязано бесчисленное количество исчезнувших навсегдавидов животного и растительного мира. Ещё одним негативным веянием, по мнениютех же противников, является призыв инвайронменталистов к отказу от мяснойпищи. Вот здесь можно заметить, что с каждым годом в мире вегетарианцевстановится больше, правда не все по идеологическим соображениям. Ну и каков жевывод? Да, иногда в своих прокламациях,митингах, демонстрациях и акциях современные инвайронменталисты доходят досмешного. Но так уж ли это смешно? В мире более 1 миллиарда человек голодает,не имеет крова над головой и доступа к чистой питьевой воде; каждый год наземле становится меньше представителей флоры и фауны. Так как же привлечьвнимание государств и народов к этим глобальным проблемам? Другого подходаникто не предлагает.
Итак,обозначить переход от общества, беззаботно продолжающего жить и прожигатьбогатства природы к обществу, рационально распределяющему каждую крупицу,данную природой с ярко выраженным экологическим сознанием (переход к Новойинвайронментальной парадигме), инвайронменталистам удалось. Но что же будетдальше? Как сложатся отношения в триаде «Человек – Природа – Общество» в рамкахинвайронментальной идеологии, которая рано или поздно займёт место идеологиивойны и сепаратизма, продолжающих диктовать мировой порядок сегодня.
Инвайронментализмпредлагает необычную систему ценностей и установок, моральных принципов и дажедогм. В данном аспекте речь идёт о формировании и фундировании экологическойактивности и ответственности, как составных элементов экологического сознания.В нашей республике такая проблема стоит очень остро. И дело не только вАральском кризисе, проблеме опустынивания и проблеме перспективногораспределения питьевой воды. Сущность кроется глубже – в человеческом сознании.Окружающая среда должна стать идеалом, если хотите – и долом, которому должнопоклоняться всё человечество. Сохранение окружающей среды, хотя бы в имеющихсямасштабах – цель жизни всего человечества. Поэтому некоторые противники инвайронментальных концепций убеждены, чтоидеологические постулаты инвайронментализма представляют угрозу не толькоустоявшимся светским ценностям, но и претендуют на роль нового универсальногорелигиозного учения. Так ли это?
Опять-таки,ответить на этот вопрос нельзя одноаспектно. Ситуация в современном мирескладывается таким образом, что с распадом СССР – крупнейшей идеологическойдержавы нарушались отношения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Втаких условиях человек стал искать духовный источник. Этим источником длямногих стала религия. Но способна ли религия объединить мир? Вопрос этотдостаточно сложный и может быть темойотдельного научного исследования. Важно лишь отметить, что инвайронментальныеконцепции конкретно не претендуют на роль религиозных учений. Тем не менее,сегодня может стать актуальным термин «инвайронментальная вера» - это вера вокружающую среду, вера в человека, способного изменить ход событий и направитьразвитие мира в рационально допустимое русло в контексте взаимоотношений втриаде «человек – природа – общество». Связующим звеном между тремя этимиконтинуумами является категория «вера». И, как видно, это и есть самое важноезвено между инвайронментализмом, религией и мировоззрением вообще.
Вераэта не слепая. Во-первых, её сначала необходимо пробудить в каждом отдельномчеловеке и в обществе в целом. Аво-вторых, эта вера «зрячая», онаспособна видеть далеко вперёд, но сегодня она находится в состоянии стагнации.Поиски, успешно начинающиеся в рамках какой-либо философской системы, неизменноприводили к этой великой по смыслу и содержанию категории. Правда, вера вкаждой системе имела свою «окраску», «жизнь», «существование». Человечеству всовременном мире необходима не только вера в сверхъестественное, но и вера всвои силы, в способность победить суперэгоизм и возвысить природу, тем самым,возвысив и самого себя.
Инвайронменталистыпризывают именно к победе над самим собой, а точнее над своим эгоистическимначалом по отношении к окружающей среде. Конечно, может быть представителиразличных инвайронменталистских концепций и сгущают порой краски, но ведь ониописывают картину того, что может действительно, а уже не виртуально произойтив ближайшем будущем.
Научноепредвидение в этой области имеет не только гипотетическую подоплёку. Важнымобстоятельством является то, что изменения, прогнозируемыеинвайронменталистами, представителями Римского клуба, различных экологических движений и организаций проявляются ужесейчас. Это, в первую очередь, глобальное изменение климата, проблемазагрязнения атмосферы и гидросферы, стремительное сокращение биологическогоразнообразия планеты, а также проблемы связанные с утилизацией твёрдых бытовыхотходов, ядовитых отходов и многие другие.
Подводяитог, можно отметить:
-во-первых, в центре ценностных ориентаций инвайронментализма стоит окружающаясреда, как высшая ценность;
-во-вторых, ценностные ориентации инвайронментализма носят глубинныйгуманистический и гуманитарный характер и способны вывести формирование подлинноэкологического сознания на новый более высокий уровень;
-в-третьих, критика по отношению к абсолютизации некоторых ценностных ориентировинвайронментализма не беспочвенна. Перегибы в любой концепции могут привести кподмене понятийного аппарата и кризису внутренней логики системы категорий;
-в-четвёртых, моральные постулаты инвайронментализма действительно поройневозможно совместить с существующим уровнем экологического сознания. Но помере возрастания экологической активности и экологической ответственности иперехода на новый уровень экологического сознания моральные постулатыинвайронментализма станут неотъемлемой частью взаимоотношения человека сокружающее средой;
-в-пятых, ценностные установки и ориентиры инвайронментализма с их яркойинтерпретацией экологических реалий нашего времени помогли, по крайней мере, вразвитых государствах, осознать всю опасность неконтролируемой и нерациональнойчеловеческой деятельности;
-в-шестых, деятельность учёных-инвайронменталистов повлияла на создание и успешнуюдеятельность таких организаций в сфере решения проблем экологии, как СьерраКлаб, Римский клуб, Фонд дикой природы, Гринпис и ряда других.
-в-седьмых, в свете современных экологических преобразований в мире, Узбекистанне может оставаться безучастным и поэтому инвайронментальные идеи объективноспособны ускорить процесс формирования подлинно экологического сознания, атакже развить основные принципы экологической активности и ответственности унаших граждан, особенно у молодёжи.
[1] Катерный И.В. Методологическийпотенциал инвайронментализма в современной социальной теории // Актуальныевопросы всеобщей экологии. Казань, 2007
[2] Катерный И.В.Методологический потенциал инвайронментализма в современной социальной теории// Актуальные вопросы всеобщей экологии. Казань, 2007
[3] Там же