Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2010
В периодсоциокультурных и экономических изменений в обществе формирование успешнойличности обретает фундаментальное значение. Успешностьвыступает одним из показателей сформированности личностных качеств таких, какмобильность, творческая активность, способность свободно ориентироваться винформационном пространстве, и связывается с понятием личностные достижения. Последнее, является сложным и многоаспектнымпонятием. В философии экзистенциализмаЖ.-П. Сартра, М. Хайдеггера, М.Шелера, К. Ясперса с наибольшей полнотойпредставлена проблема личностного развития в свете идеи о «самодостаточности»человеческой сущности. Категории «самосознание» и «самоопределение» понимаютсявсеми представителями данного направления как «деятельное отношение человека кситуации». Формулируя принцип «самодостаточности» человеческого бытия, Ж.-П.Сартр утверждает, что человек «выбирает» сам себя, формирует собственнуюличность каждым своим действием, и у него есть лишь «вера в свою способностьосуществлять и создавать самого себя». Утверждается, что достижения личностизависят от ее активности: пока человек существует, у него сохраняютсянераскрытые, нереализованные возможности и неотъемлемые стремления, побуждающиек саморазвитию, самопроверке. По мнению Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н.Петровского, С.Л. Рубинштейна целенаправленнойактивностью и средством достижения цели, дающей лично и общественно значимыйрезультат, осознаваемый как личностное достижение, выступает деятельность.
При всемразнообразии отечественных педагогических идей и взглядов в них всегдаприсутствовала идея гуманистической ориентированности образовательного процесса на личностные достижения подростка. Так, С.Т.Шацкий отмечал желательность объективной оценки подростком своихдостижений как необходимое условие его учебной успешности. Педагогическиевзгляды ученого характеризовались пониманием значимости осознания подросткомпроцесса собственного продвижения и связанной с этим мотивацией учебной итрудовой деятельности. Позднее В.А. Сухомлинский в плоскости рассматриваемойпроблемы уделял особое внимание эмоциональной и нравственной сторонам учебнойдеятельности, подчеркивая, что «успех в учении – единственный источниквнутренних сил подростка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желанияучиться». А. Д. Биктеевой личное продвижение подростка по лестнице достижений связываетсяс процессом усвоения знаний, умений,развития психологических процессов, личностных качеств. Полагаем, что личностныедостижения нельзя рассматривать как противоположность учебным.
В научнойлитературе по направленности ученые выделяют разные виды достижений: учебные,профессиональные, художественные, спортивные, но любое из них переходит вличностную сферу, если «между личностью и ее достижениями установитсятесная двусторонняя связь» (М. Б.Утепов). Так, подросток, увлекаясь спортом, достигает в нем определенныхуспехов – и спорт, в какое-то время, может стать смыслом его жизни. Знания,например, становятся достижением личности подростка только в процессепереживания их сознанием. В противном случае, они утрачивают для него значение.
Предметомнашего исследования является учебная успешность, когда личностным достижениемявляются знания подростка. Знания могут рассматриваться как личностные ивнеличностные достижения, а процесс их приобретения – как не менее значимый,чем собственно знания, т.е. получаемый результат. Так в работах А.Н. Леонтьеваотмечается, что потребности конкретной личности развиваются, поднимаются наступеньку выше в том случае, еслипроисходит их «опредмечивание», то есть – достигается такое состояние личности,когда потребности обретают прямую связь с ведущим видом деятельности. По мнениюавтора, понимание своих достижений и переживание собственного успеха подросткомне самодостаточно, они обязательно обусловливают стремление к объективнойпродуктивной деятельности.
Одним изпринципов педагогики личности декларируется принцип включения подростка взначимую деятельность. Мы можем вовлекать подростков в общий труд учения,вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Ключ квоспитанию успешной личности подростка лежит в организации и изменении такихвидов деятельности, в которых осуществляется ее саморазвитие в противовессловесному морализаторству и уговорам. Задача учителя – в совместной с подросткомразработке таких видов и форм значимой деятельности, при которой каждый из подростковчувствует, что в ней он нужен людям как неповторимая личность.
Вкачестве гуманитарных технологий по формированию учебной успешности подростка истановления его личностных достижений мы разработали и апробировали программысоциокультурной практики подростка, надпредметные программы. Эти программы направлены на решение личностно значимых для обучающегося задач, на формирование унего представлений об общей картине мира – научной и эмоционально-образной(художественной), на развитие системы духовно-нравственных ценностей иприоритетов, культурных потребностей и возможностей их оптимальногоудовлетворения путем саморазвития и самообразования. Развитие способности ктворческому, нестандартному подходу в решении различных жизненных ситуаций,способности к сопереживанию, к отождествлению себя с другим, позволяющих понятьвнутренний мир другого человека и встать на его позицию.
Таким путем обеспечиваетсяобщекультурный фундамент для становления личностных достижений, формированияучебной успешности подростка. Социокультурные практики подростка по реализациипрограмм направлены на самоформирование личности, оптимально освоившейпозитивный культурный опыт человечества, способной стать успешной личностью. Ониявились необходимым компонентом общекультурной подготовки подростков,дополняющим общее образование.
В своейработе мы использовали такие виды социокультурных практик, как музейный иэтнокультурологический практикумы (на примере города Оренбурга). Эти практикиосуществлялись в форме учебных занятий в музеях, выставочных залах, творческихмастерских, зрелищных учреждениях, историко-архитектурной среде города. Практикибыли направлены на создание условий для обогащения опыта созидательной жизниподростка, характеризующегося толерантным взаимодействием с окружающими людьмина основе нравственно-эстетических ценностей и сотрудничества, проявлениеминициативы, самостоятельности и ответственности.
Приведемпримеры социокультурных практик, организованных частной школой «Экополис». Проведениемузейного практикума предполагало паузу в общем потоке учебных занятий и в тоже время имело свое конкретное место в системе учебных дисциплин. Спецификазаключалась в том, что подростки осматривали много разных музеев Оренбуржья (Оренбургскийобластной краеведческий музей, Оренбургский областной музей изобразительныхискусств, музей истории Оренбурга, мемориальный музей-гауптвахту Т.Г.Шевченко), работали по их экспозициями, рассматривая Оренбург как город-музей.Они впервые работали с архитектурными объектами(памятники М. Джалилю, И.Н. Неплюеву, В.П. Чкалову, И.В. Полбину, Л.Н.Толстому, А.С. Пушкину) в непосредственном окружении городской иисторической среды. В задачи практикума входило закрепление уже имеющихся уподростков навыков работы с группой на музейной экспозиции. Город Оренбурграскрылся подросткам с новой стороны: научной и эмоционально-образной. Одним изпервых мы посетили областной краеведческий музей, старейший музей в России,основанный в 1831 году военным губернатором, графом П.П. Сухтеленом.Экскурсоводы рассказали нам о том, что в музее находится около 90 тысяч единицхранения, среди которых на подростков произвели особое эмоциональноевпечатление национальные костюмы народов Оренбуржья, золотое шитье, ручноеузорчатое ткачество, рукописные, старопечатные книги XVI –XIX вв., старинные музыкальные инструменты. Основная экспозиция музея, посвященнаяистории Оренбургского края, включает разделы по истории Оренбургского казачьеговойска, развития торговых отношений, образования, науки, культуры, религиинашего края. Наиболее запоминающимися для ребят оказались проекты «СтепнойВавилон», «Национальная культура народов Оренбуржья XX в», «Музей в зеркале времени»,«Военный исторический костюм XVIII – XIX вв. Их удивило многообразие меняющегося города завремя его существования.
Продолжение учебныеэкскурсии нашли в научно-практических конференциях, организованных совместно с Оренбургскимгосударственным педагогическим университетом, комитетом по межнациональнымотношениям. Создавались альбомы, «Портфолио», которые пополнились фотографиями,зарисовками экспозиций музеев, сочинениями. В школе постоянно идет цикл радиопередач,посвященный архитектурным, литературным, художественным событиям из историиОренбурга. Передача выходит два раза в неделю, где каждый подросток можетрассказать о наиболее интересном для него событии. Освещается жизнь тех людей,которые внесли свою лепту в развитие города и региона. Наибольший интересвызвали рассказы о В.А. Жуковском, поэте, основоположнике русского романтизма,участнике ополчения Отечественной войны, который приезжал в Оренбург,сопровождая путешествующего по России великого князя Александра Николаевича –своего воспитанника и будущего Российского императора Александра II. После себя он оставил зарисовкиОрской крепости и Оренбурга. О В.И. Дале, который был выходцем из семьидатского врача, по образованию моряк, хирург-окулист, по призванию – писатель,этнограф, в 1833 году посетивший Оренбург по приглашению В.А. Перовского. Воренбургский период создал свои лучшие повести, рассказы, очерки, начал работунад сборником «Пословицы русского народа» и фундаментальным «Толковым словаремживого великорусского языка», сопровождал А.С. Пушкина во время визита вОренбург, а в Петербурге, после смертельного ранения поэта на дуэли, допоследней минуты был у смертного одра друга. С особым интересом подросткиготовили передачи о А.С. Пушкине, поэт собирал материал для «ИсторииПугачевского бунта», Л.В. Попове – академике Императорской академии художеств,который открыл персональный зал в областноммузее изобразительных искусств, А.А. Алябьеве – одном из виднейших музыкантовпервой половины XIX века. Композитор отбывал ссылку в Оренбурге, где, по словамсовременника, «талантом своим оживлял отдаленные степи царства русского». И,конечно, о Ю. Гагарине, первом космонавте.
Этнокультурологическийпрактикум - это бесценный источник живого материала. Короткое погружение всистему бытия этноса помогло подросткам зафиксировать уникальные культурныеявления, развитие и взаимодействие разных этнических групп края. Почувствоватькультуру как сложную систему и приблизиться к пониманию картины мира этническойгруппы.
В нашемгороде создана единственная в своем роде «Национальная деревня»: 10национально-культурных объединений (украинское, белорусское, татарское,чувашское, армянское, немецкое и др.), создающие свои неповторимые подворья,где представлены музеи, библиотеки, редакции национальных газет и офисыкультурно-национальные центры.
Творческиеработы подростков (сочинения на темы «Я размышляю о Мире и о Себе», «Диалог культур»,«Единство многообразия», «Мы и Они», выступления на семинарах, театрализованныепредставления), позволили им сделать вывод о том, что произошло обогащение ихпредставлений о человеке культуры. «Это личность, - писали они, - свободная отнегативных стереотипов, способная к самостоятельному принятию решений обладаетвысоким уровнем самосознания; гуманная, способная к состраданию;поликультурная, готовая к открытому диалогу с Другим; интеллектуальная,творческая, способная к преобразованию».
В реализациипрограммы социокультурных практик складывается совместная деятельность,дружеское общение, отношения взаимного уважения. Учитель не диктует свою волю испособ решения проблем, образцов поведения, а содействует в освоении подросткомопыта успешного взаимодействия – то есть, поддерживая, стимулируя егодеятельность по созидательному решению личных и общественных проблем, дает емуправо выбора и право на ошибку.
Соединениетеоретических знаний с подлинным историко-культурным материалом, личностными иобщественными проблемами той или иной национальной группы и умениямихудожественно-творческой, культурно-просветительной, социально значимойдеятельности являлось оптимальным путем решения задач по формированию учебнойуспешности подростка.
Социокультурныепрактики позволили обеспечить комфортное психологическое самочувствие подросткаи учителя, снизились конфликтные ситуации на уроках. Психологически грамотноорганизованный процесс обучения обеспечивал возможность формирования иного типаличности: учащегося знающего, коммуникабельного, рефлексирующего, способного ксаморазвитию.
Формированиюучебной успешности подростка в эксперименте школы «Экополис» служили надпредметныепрограммы. Например, по биологии («Человек в биологическом мире»), химии(«Химия вокруг нас»), математике («Математика и мир»). Уточним, надпредметнаяпрограмма – это программа достижения метапредметных образовательных результатовв рамках совместной деятельности подростка и учителя, реализующихся в процессерешения ситуационных задач (И.Э. Кондракова). Подход к реализации надпредметнойпрограммы на примере биологии «Человек в биологическом мире», былинтегративно-культурологическим.
Предлагаемая нами программа являлась качественно новым этапом вразработке инновационных образовательных программ, она позволила развитьрефлексию подростка. Гуманитарные технологии позволили конструировать «мягкиесистемы», ориентированные на человека. Ресурс их неисчерпаем: ценности природы,междисциплинарные знания, идеи интеграции, поликультурное, социально-педагогическоеи межличностное взаимодействие, диалогичность, доверие, толерантность иответственность, и перевод их в разряд деятельностных целей, задач, продуктовинтеллектуальной и творческой деятельности, проектов и технологических решений.Креативное мышление и педагогическая этика как важнейший инструментгармонизации отношений в системе «Человек - Природа» являются обязательными составляющими гуманитарных технологийприобщения к живому миру.
В процессе проведения надпредметной программы подростки изучили литературу по проблеме, газетные статьи,смотрели и обсуждали научно-популярные телепередачи на каналах «Animal Planet», «Discovery», где освещаются проблемы современного мира. В школе былорганизован фестиваль художественных и документальных фильмов, об ученыхестествоиспытателях, мире животных, проведена биологическая декада «Природа иэкология России», с участием учителей и преподавателей биологии, химии, географии,математики. Подростки узнали жизнь заповедников России, флору и фауну лесопарков Оренбуржья, и подготовили информационно-прикладнойколлективный проект энциклопедия«Растения и животные нашего края». Эти материалы пополнили индивидуальные«Портфолио».
Приобщениеподростков к посильному (совместно с учителем) исследованию Природы приобучении экспериментальным наукам, в частности биологии, таит в себе огромныевоспитательные возможности. Они помогают соприкоснуться с Природой, научитьсяставить вопросы и находить ответы о глубинной сущности природных явлений,научиться понимать ее язык, ее законы.
Надпредметнаяпрограмма реализовалась при условии, чтоее содержание «накладывалось» на любой предмет в рамках одной образовательнойобласти. Она углубляла знания подростков не только по естествознанию иматематике, но литературе и искусству. Реализация надпредметных программ давалавозможность выходить за рамки учебной программы, и позволили создать в школекультурное воспитательно-учебное пространство. Последнее помогло создатьусловия для выбора деятельности, собственного проекта, исследования, перейти ксамостоятельной работе в лаборатории, библиотеке, компьютерном классе сдоступом к разнообразным базам данных. Вкомпьютерных классах использовалось пространство сети Internet, в котором подростки разработали свойличный и школьный сайт «Человек в биологическом мире», гипертекстовуюбиблиотеку со списком литературы по проблеме, электронный журнал, проводиликонференции и симпозиумы, создали свой виртуальный кабинет, где обменивалисьмнениями и мыслями по проблеме «Наша планета».
Результатом освоения надпредметнойпрограммы явилось приобщение подростка к живому миру, расширение культурногопотенциала подростка за счет обогащения его знаниями о Природе, осознаниепотребности в гармоничном взаимодействии с Природой и успешной самореализацииподростка.
Апробированные нами программы обогатили пространство школы. Педагогическаяцелесообразность и их эффективность оказались на лицо. Они позволили учителям вмаксимальной степени раскрыть ценностные ориентиры не только учеников, но и свои. Эти программыдали основу для реализации идеи создания условий подлинной жизни в школе, иобеспечили содержательно-мировоззренческое сопровождение по другим предметам.
Созданиеи реализация программ социокультурной практики и надпредметных программ явилисьодним из основных педагогических условий для формирования учебной успешностиподростка в образовательном процессе.
Литература
1. АнаньевВ.И. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Биктеева А.Д. Педагогические аспекты динамикиличностных достижений подростков в учреждении дополнительного образования:Монография. – Оренбург: Пресса, 2001. – 123 с.
3. КондраковаИ.Э., Писарева С.А. Обновление системы непрерывного образования в контекстегуманитарных технологий: Методологическое пособие по использованию целостногопакета учебных материалов для работников образовательных учреждений различныхвидов и типов. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 53с.
4. ЛеонтьевА.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 318 с.
5. МайоровА.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. –СПб., 1996.
6. СоколоваЛ.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: моногр.Саратов: Изд-во Саратовская гос. академия права, 2007. 172 с.
7. СухомлинскийВ.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский, - М.: Политиздат, 1979. – 272 с.
8. Философия.Культура. Гуманизм: история и современность/ Материалы международной науч.-пр.конф. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 613 с.