Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2008

Социально-Философский анализ процесса социализации молодёжи как фактор развития общества

В условиях глобальных изменений, охвативших все мировое сообщество, большое значение приобретают проблемы адаптации личности к новым условиям. Глобальные проблемы современности (экологические, социальные, национальные, политические, нравственные) оказывают влияние на развитие общества, цивилизации, культуры, при этом важным специфическим объектом воздействия указанных проблем оказывается молодое поколение. Молодежь – это будущее общества, и от того, какой она будет, зависит его развитие.Молодежь – это большая открытая, возрастная, необходимая для нормального функционирования социума группа, поэтому молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Система взаимоотношений «общество – молодежь» представляет собой диалектическое взаимодействие целого и части: общество формирует соответствующий тип молодежи, в то время как последняя во многом определяет тенденцию развития социума, его будущее. Заинтересованность общества проблемами молодежи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т.п.), а также проведение продуманной гуманистической (человеколюбивой) молодежной политики. В условиях переходного состояния современного общества (от индустриального к постиндустриальному) возрастает роль свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, образовательных и социальных технологий. В связи с этим, особую актуальность приобретают проблемы осмысления социализации молодежи в изменяющихся условиях переходного общества. Современная модель жизнедеятельности, базирующаяся на потребительском отношении к природе, абсолютизации коммерческого успеха, достижениях массовой культуры, тенденции узкой специализации образования и т.п., мало соответствует современным требованиям общества и тенденциям его развития. Все более очевидной становится потребность критического анализа ориентиров социального развития, а также перехода к нравственно рефлексивной модели жизнедеятельности человека, базирующейся на таких понятиях, как: самооценка, ответственность, терпимость, самоактуализация, самоотчет, прогнозирование результатов деятельности и т.п.Одним из условий развития общества является жизнеспособность молодежи в настоящем и будущем[1]. От того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом. Рассмотрение вышеобозначенных проблем позволит оптимизировать модели социализации молодежи в условиях демократического обновления общества как полноправного и полноценного его субъекта.Интерес современной науки к проблемам социализации молодежи объясняется тем, что молодежь – «необходимая для нормального функционирования социальная группа»[2]. Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой – накопить потенциал для его преобразования и обновления. В этом смысле представляется актуальным дать социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества.Процесс социализации молодежи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, философии образования, социологии молодежи, социологии личности, психологии, социальной философии и т.д. В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. В научной литературе высказывается много различных точек зрения о роли социализации молодежи в развитии общества. Это характеризуется тем, что указанный феномен чрезвычайно сложен, многообразен, противоречив и рассматривается в различных смысловых плоскостях и с точки зрения различных подходов. Социально - философский подход к проблеме взаимоотношения молодежи и общества (социализации молодежи) является комплексом методов познания социальной реальности, предполагающих следующие теоретические интенции: нацеленность на смысловое постижение указанных феноменов; рассмотрение их развития в единстве, целостности и взаимосвязи; исследование состояния их взаимоотношений в социокультурном контексте, историческом горизонте: необходимость анализа тенденций их изменений в ближайшей и отделенной перспективе; построение модели жизнеспособного, доминирующего молодежного типа личности с точки зрения критерия успешности решения социальных и личностных задач.Молодежь – это большая открытая, необходимая для нормального функционирования социума группа, объединенная не только возрастными параметрами, которые подвижны для различных социумов в разные периоды их развития. Конституирующим признаком данной общности является фактор активной социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которой происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных, гражданских и духовных качеств личности. Смысловыми составляющими выделения молодежи как социального субъекта являются: юридическая дееспособность (уголовная ответственность), гражданско-политическая дееспособность, активное формирование и достижение относительной сформированности смысложизненных целей и духовных ценностей, профессиональное самоопределение и достижение соответствующего социально-профессионального статуса.Социализации молодежи представляет собой вхождение молодого человека в жизнь общества, суть которого составляет триединство процессов: социальной адаптации – социальной идентификации – индивидуализации.Содержательное многообразие и диапазон процесса социализации молодежи конкретизированы разработкой критериев продуктивной социализации: · сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; · достигнутый уровень образованности: сформированность интегральной картины мира; · социальная адаптированность личности: устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»; · обретение социальной идентичности: сформированность личности как социального субъекта с точки зрения ее принадлежности к определенной общности, группе, национальности и т.п., а также обретение устойчивости и целостности, в границах которых функционирует данная личность; · гражданская активность личности: самостоятельность и независимость в суждениях, поведении, уверенность, инициативность; · духовность как нравственное измерение мыслей, поступков, образа жизни и т.п. Указанный феномен также конкретизируется анализом последствий дефицита социализации, который приводит: · к социальному конформизму; · отсутствию критицизма и ответственности; · выработке стандартизированного поведения; · утрате индивидуальности и т.п. Модель жизнеспособного, доминирующего типа личности изображает культурно-исторический и социально-психологический собирательный портрет молодого человека данной эпохи (в социокультурном контексте имеющий значительные различия между разными социальными группами и слоями общества), одновременно являясь идеальным проектом. Содержательными составляющими данной модели как способа операционализации общественного идеала являются: · успешность в решении социальных и личностных задач; · вариативность мышления; · способность к адаптации в новых социально-экономических условиях; · способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее); · социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей; · духовность: осознание ценностей и смысла жизни; · готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских и др.; · национальная идентичность (национальное самосознание).Осмысленность бытия молодым человеком в условиях переходного общества означает не только участие в различных социальных процессах, но и готовность конструировать и реформировать социальную реальность.Источниками в постановке проблем молодежи и теоретическими основаниями являются дискуссии о роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, влиянии культуры на личность, разработанные подходы к анализу социальной структуры общества, ставящие проблему поколений. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций данного возраста пришлись на начало XX в., и получило дальнейшее развитие в социологических теориях молодежи (В.Т. Лисовский, В.Н. Боряз, С.П. Иваненкова, С.Н.Иконникова, И.Р.Кон и др.). В процессе дискуссии (1960-1980 гг.) сформировалось понятие о молодежи как самостоятельной социально-демографической группе. В начале 90-х годов ХХ века утверждается понятие «российская молодежь» в возрастных границах от 15 до 30 лет[3]. Считается, что к этому времени у молодых людей сформировывается мотивационный потенциал и адекватное общественной системе поведение. Однако ряд ученых считают, что сегодня границы между молодежью и взрослым населением в определенной степени становятся все более размытыми. Ученые делают справедливый вывод, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, исторического типа общества[4]. Существуют различные методологические подходы, которые используются различными науками при исследовании феномена «молодежь». В их число входят: психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и другие подходы.[5] С позиций социальной философии более релевантным может быть интегративный подход к определению содержания понятия «молодежь». Он учитывает такие аспекты, как возрастные границы и социально-психологические особенности молодежи; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации понимается как единство социальной адаптации и индивидуализации; специфику самоопределения и самоидентификации молодежи как социально-демографической группы. В качестве основного конституирующего признака молодежи принимается фактор социализации. Важнейшей стороной социализации является становление молодого человека как профессионала и гражданина. Чем сложнее сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы «молодости», и чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее данная фаза[6]. В 90-х годах в научной литературе возрождается дискуссия о методологии исследования молодежи. Так, А.Ж. Кусжанова и С.П. Иваненков утверждают, что молодежь необходимо рассматривать как будущее и через представления о будущем[7]. Связывая время с молодежью, мы констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем в виде детского и молодежного сообщества; а также обнаруживаем, что актуально существующая молодежь есть потенциальное «взрослое» общество, которое можно формировать и на которое можно воздействовать. Таким образом, молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом общественного воздействия или субъектом общественных действий.В социальной философии, психологии, социологии накоплен значительный теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время преобладает плюралистический подход к толкованию социализации. Социализация понимается как процесс становления личности, усвоения социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности[8]. Осмысление проблемы социализации на современном этапе возможно лишь с учетом отечественного и зарубежного опытов. Социальные требования к человеку возрастают с каждым десятилетием, налицо и усложнение самой социальной структуры, и появление конкурирующих и конфликтующих социальных воздействий на человека. В социальной философии понятие социализация характеризует жизнь человека в обществе с момента его рождения. Будучи процессом включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений, социализация преследует цель формирования социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, данный процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями»[9]. В каждом историческом типе общества по-разному и в различных формах происходит приобщение новых поколений к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности видоизменяются и механизмы социализации личности, поскольку прежде чем что-то передавать новым поколениям, «самой социальности надо было сначала состояться»[10].Основными факторами социализации является государство, состояние экономики, социальной сферы, духовности в обществе, наличие или отсутствие социальных и военных конфликтов. Успех социализации зависит от целенаправленности, методичности влияния социальных и государственных институтов и их структурных элементов, которое может быть постоянным и сильным, а также слабым и маловыраженным, как следствие кризисных состояний общества. В таких ситуациях общественной жизни стихийные каналы социализации могут доминировать над традиционными и гражданскими и привести к формированию личности, не усвоивший норм поведения общества, не усвоившей его социокультурных ценностей. Другим результатом недостаточной социализации индивида в обществе являются социальный конформизм, как некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, мнениям, идеологии, что приводит в результате к формированию безликой личности, утратившей свою индивидуальность, неповторимость, автономность. Характерными чертами такой личности являются: некритическое мышление, манипулируемость, фанатичная вера в непогрешимость единственной веры, стандартизированное поведение и т.п..Мы полагаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира; социальная адаптированность личности; устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.п.Становление человека представляет собой диалектический процесс, где во взаимодействии его с обществом непрерывно сталкиваются личные и общественные интересы. Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи это выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, как ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными в данном сообществе. То есть сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органическую часть и подобие уже существующего социума. Иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно данного сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом, ответственного и обеспечивающего сохранение и выживание себя как члена этого общества и самого общества как своего второго, коллективного Я. Мера социализированности, с одной стороны, зависит от умения принятия и следования нравственному идеалу, как организующему каналу, а с другой стороны, от степени критичности в отношении к общепринятым образцам, нормам и правилам поведения. Мерой социализированности определяется уровень социальной компетентности и реализованности личности, ее основные характеристики социального мышления и ценностные параметры сознания.Идею о разнообразии способов приспособления людей к целям, нормам в процессе социализации выдвинул Р. Мертон. Приспособление молодежи к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности является процессом социальной адаптации. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего. Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои способности, убеждаться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент. В некоторых типах групп, например в преступных сообществах, главным условием успешной адаптации является отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных; специфических норм.Вышеобозначенное обстоятельство является специфической особенностью процессов социализации молодежи в современном российском обществе, которое проявляется в том, что для молодого поколения значимыми оказываются: «индивидуализм (на смену коллективизму), сверхмобильность и риск (на смену стабильности), стремление к получению разнообразного трудового опыта (на смену стажа на одном рабочем месте); престиж работы в негосударственных, коммерческих и общественных структурах (на смену государственным гарантиям бюджетной сферы); рыночный карьеризм (на смену партийно-бюрократическому)»[11].Вместе с тем современный человек сталкивается с рядом трудностей: все возрастающая скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей, которые усложняют возможность целостного понимания окружающего мира; духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией содержания жизни, стремлением к получению удовольствий и т.п.; счастьем оказывается не жизнь в ее полноте, а некий фрагментарный набор ее свойств и качеств.В настоящее время учеными активно разрабатывается модель культуроцентристской ориентации системы социализации личности[12]. Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественно-политической деятельности. Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволяет проявлять социальную активность в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные социологических опросов. Для системы социализации молодежи в современном российском обществе наиболее приемлема культуроцентристская ориентация социализации молодежи, направленная на социокультурное становление молодого поколения, исходя из его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а так же с учетом освоения традиций, ценностей и норм, присущих российской ментальности. Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других.Факторы семейной социализации (ответственность родителей, отношения между членами семьи, уровень общей культуры родителей, воспитание родительским примером и т.п.) в немалой степени зависят от материально-бытовых и нравственно-психологических условий жизни семьи, связывающих воедино отмеченные нами аспекты социализирующего потенциала семьи. Именно, находясь в семье, включаясь в родственные связи, внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями определенной национальности, социальной группы, религиозной конфессии и т.п.[13]Процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека национального сознания российского гражданина, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих гражданских качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности.Особенности культурно - цивилизационного характера в развитии современного гражданского общества решающим образом сказываются на существовании семьи. Рост индивидуализма, распад семей, увеличение числа одиночек, брошенных детей и т.п. — это общемировые проблемы, касающиеся также и России. Распространенная в индустриальном обществе нуклеарная семья, сложившаяся в результате отделения трудовой жизни от семейной, теперь не является средством спасения от индивидуализма, одной из причин которого является ослабление связей между поколениями. Ритуальный способ организации семейной жизни, присущий доиндустриальному обществу, значительно ослабевающий в последующий период, почти совсем исчезает и заменяется импровизацией в постиндустриальном социуме. Футурология, рассматривающая будущее как стремительно приближающееся и буквально входящее в настоящее, рисует картину скорого неминуемого одиночества наших детей при сохранении существующей динамики рождаемости[14]. К сожалению, классическая нуклеарная семья индустриального общества утрачивает свое господствующее положение в мире, следовательно, увеличивается количество семей других типов. Безусловно, успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом семья должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Вместе с тем, в современных условиях существует влиятельный социальный институт, роль которого в процессе социализации молодежи за последние десятилетия существенно возрос – это система образования. В понятие социализации входит процесс приобщения субъекта к культуре, а также социальному, интеллектуальному и т.п. опыту человечества. В этой связи образование есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности. А степень освоения субъектом социально-исторического опыта человечества оказывается одним из показателей уровня его социализированности. Образование, как институт социализации, должен способствовать преодолению и блокировке деструктивных мыслей, намерений, убеждений, и напротив, культивировать сознание социальной ответственности. Молодой человек должен научиться понимать, что любое действие является результатом предварительного размышления, уметь предвидеть возможные последствия совершаемых поступков, и быть готовым принять ответственность за результаты совершенных действий. Общество переходного периода базируется на новом типе отношений, в основе которых лежит принцип свободной индивидуальности. Главным социальным ресурсом становится знание, информация, интеллект, а важнейшую роль в обществе теперь играет «производитель информации». Образование становится не только процессом обретения знаний, умений, навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческого деятельности. Вместе с тем, возрастает роль свободной, активной, творческой личности, меняется мотивационная структура деятельности. Человек во многом самостоятельно определяет производственные, профессиональные и т.п. задачи, принимает решения, руководствуясь собственной квалификацией и доступной ему информацией. В условиях увеличения роста информации стремление человека к энциклопедизму становится неактуальным. Все менее энциклопедичной становится и сама система образования в ее отношении к отдельному человеку. Мировая практика показывает, что расширение информационного пространства ведет не к энциклопедичности образования, а ко все большей специализации и фундаментализации[15], определяющей масштаб видения современных проблем. Важнейшим аспектом фундаментальности образования является духовность. Возведение сознания до уровня духовного измерения предполагает формирование установки на то, что в мире существуют ценности более высокие и значительные, чем вещественные, практические и прагматические. В условиях современной модернизации образования, все более нарастает понимание того, что конечной целью образования оказывается не нацеленность на какое-то идеальное будущее, но сам человек. Познание и образование становятся средством его существования в информационном обществе и в универсуме, стабильность которого осознается как важнейшее условие выживания человечества. Каждый человек своими личностными качествами и поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь, создает соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации его граждан. Требования и ожидания могут быть зафиксированы в идеальной модели личности в форме ценностных установок, ролей, качеств, гражданской позиции. В модели определяется, «каким должен быть молодой человек с позиций успешного решения задач, возникающих в процессе развития общества»[16], что можно принять в качестве критерия ее построения.Обоснование такой модели личности, адекватно отражающей традиционные особенности российского социума и реалии современной социокультурной ситуации, предполагает анализ таковых, сформировавшихся в различные исторические эпохи. В зависимости от идеалов и ценностей, присущих тому или иному историческому типу обществу на различных этапах его развития, оно, в большей или меньшей степени, ограничивает или способствует развитию определенных качеств, социально-психологических характеристик и способностей личности, так или иначе, учитывая при этом интересы самого человека. В зависимости от конкретно-исторических условий, общество в явном или неявном виде формирует идеал и модель культурного человека, на основе которой организуется система воспитания в семье, школе и других социальных институтах[17]. Чем больше соответствует человек этой модели, тем больше вероятность того, что он может в будущем иметь высокий социальный статус в обществе. Отношение общества к становлению молодого поколения выражено в следующей закономерности: чем более идеологизировано общество, тем меньше свобод и условий оно предоставляет для развития личности, тем меньше оно нуждается в формировании индивидуальных различий граждан. Такого рода ситуация обычно складывается в теократически ориентированном обществе, а также в тоталитарном государстве с четко выраженной идеологической доктриной и ее реализацией в социально-политическом и экономическом устройстве данного государства. Система требований к личности определяется социально-экономическим укладом хозяйственной деятельности и политической формой организации общества. Система требований к социализации молодежи, явно или неявно задаваемая обществом, основывается на том, чтобы молодое поколение смогло эффективно адаптироваться в данных социальных условиях, принять и поддержать систему ценностей этого общества, способствовать его дальнейшему развитию на основе сформировавшихся ценностных установок[18].Модель создает культурно-мировоззренческий и социально-психологический портрет молодого человека данной эпохи, причем в историческом контексте она может иметь большие различия между разными социальными группами и слоями общества. Поскольку систематическое образование получали преимущественно молодые люди высших слоев общества, поэтому, рассматривая модели культурного (образованного) человека той или иной эпохи, можно говорить о модели человека привилегированного сословия, обеспечивающего человеку определенные стартовые возможности социально-профессиональной мобильности и достижение высокого статуса в данном социуме. Современная социокультурная ситуация в мире и особые условия российской действительности выдвигают требования к формированию человека нового социокультурного типа. Демократизация современного российского общества предполагает усложнение общественной жизни, ускорение динамики ее развития, а это вызывает необходимость для молодого человека ориентироваться в поле неопределенности. Ему нужно быть готовым действовать не по традиционным схемам и алгоритмам поведения, а исходя из сложившейся ситуации, жизненного и профессионального опыта. Комфортность своего собственного существования помимо материальной составляющей жизненного успеха современный человек связывает со свободой, независимостью, профессиональной творческой деятельностью и реализованностью. В связи с этим, в системе воспитания необходимо формировать такие личностные и гражданские качества, которые прежде не были востребованы и не могли быть сформированы в рамках традиционной модели личности. Диалектика взаимодействия общества и личности на данном этапе развития человечества требует становления такого социокультурного типа личности, который бы обеспечивал свои личностные интересы, и тем самым обеспечивал бы устойчивость развития общества. Данному этапу должна соответствовать и модель социокультурного типа личности, обеспечивающая ее жизнеспособность, развитие личностных задатков и способностей, возвышение социального статуса в обществе. Учитывая специфику современной российской социокультурной реальности, в основании новой модели должны быть положены принцип вариативности и вероятностный подход.Концепция воспитания жизнеспособных поколений, разработанная И.М. Ильинским и П.И. Бабочкиным, определяет целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе с ориентацией в будущее. Исходя из современной социально-политической ситуации в России, ориентированной на осуществление демократических принципов и построение гражданского общества, в качестве модели личности, предлагается формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой. Предложенная концепция, на наш взгляд, удовлетворяет задачам воспитания личности, учитывая потребности общества по отношению к становлению молодежи, способной к жизнедеятельности в новых социально-политических и экономических условиях; что позволяет представить модель доминирующего, жизнеспособного типа молодого человека как приемлемую для различных социальных слоев и групп российской молодежи, способную выступать в качестве основы создания единого воспитательного пространства для всех институтов социализации молодежи в России. Несомненно, тема диссертационного исследования является актуальной. Представленный анализ особенностей социализации молодежи как фактора развития современного общества не является исчерпывающим. За пределами исследования остаются многие проблемы, связанные с исследованием причин девиантного поведения молодых людей, проблема их отношения с другими социальными группами, особенности развития современной молодежной субкультуры, вопросы физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Заслуживает также внимания и анализ сложившихся подходов к философии молодежи, сформировавшихся в культуре постмодерна, определение критериев экспертной оценки состояния молодежных проблем в различных регионах с точки зрения процессов социализации, что может быть предметом дальнейших исследований.


[1] См.: Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П. И. Бабочкин. – М., 2000, с. 17
[2] См.: Чупров В. Трансформация молодежи. Портфель бизнес - класса, апрель-май, 2007, с.26
[3] См.: Молодежь России: социальное развитие - М., 1992. С. 9-14; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В.Шаронова) - М., 1993. С. 16.
[4] См.: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. С. 122.
[5]См.: Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. С. 19.
[6] См.: Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000, с. 25
[7] См.: Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области), - Оренбург, 2005, с. 117.
[8] См.: Кули Ч. Первичные группы// Американская социологическая мысль. Сб. М., 1996., с. 334.
[9] См.: Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999, с.55.
[10] См.: Там же, с.56.
[11]См.: Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. Народное образование, 2006, №5, с. 175.
[12] См. работы последних лет Иконниковой С.Н., Козловой О.Н., Валицкой А.П. и многих других авторов.
[13] См.: Иштханян Е.Д. Особенности социальной идентичности: Сб. РАН Гражданское общество: теория, история, современность. - М., 1999.- с. 87.
[14] См.: Романенко И. Б. Семья как глобальная проблема /И. Б. Романенко //Философия человека и процессы глобализации: Сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 76
[15] См.: Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антология образования. Монография. Научный редактор О.П. Елисеев. – М.: АПК и ППРО, 2007. С. 200
[16] См.: Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе, М., 2000., с. 109.
[17] См.: Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе., М., 2000., с. 111.
[18] См.: Староверова Т.И. Основы формирования конкурентоспособной личности. // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности// Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции; под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань; Йошкар–Ола: Центр инновационных технологий, 2007. С. 353-356
Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба