Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2010

Е. В. Ли
Интуиция как способ самопознания в восточных концепциях

Проблема интуиции актуальная, ей посвящено немало трудов, как на Западе, так и на Востоке. В западной философии интуиция – специфический вид познания, возможность совершения открытий. В восточной философии интуиция - способ самопознания личности, самореализации внутреннего потенциала, постижения Истины. Долгое время феномен интуиции считался иррациональным, но в последнее время ученые охотнее используют термин внерациональный и исследуют ее сознательный и бессознательный уровни. «Происходит это потому, что системы знания, долгое время считавшиеся иррациональными, демонстрируют незаурядные практические возможности и такой потенциал осмысления действительности, которых наука лишена, т.е. доказывают свою рациональность, но рациональность особого рода, непривычную для традиционной западной науки».[1] Этими системами знания является восточные учения.

В Центральной Азии проблема интуиции занимала значительное место в творчестве представителей суфизма, ей отводилось значительное место в творческих исканиях суфизма. Представители данного течения в постижении Истины, использовали внутренние ресурсы человека, так как если и не отрицали строго рациональное или чувственное познание, то отводили ей незначительную роль. Суфизм развивал мышление человека, показал духовно-личностную структуру внутреннего мира, развиваясь вне рамок официальной догматики, что позволило выражаться и развиваться в более свободной форме личных воззрений. Главная цель заключалась в мистическом познании, самопознании, глубинном духовном преобразовании, под Истиной понималось нечто самодостаточное, не нуждающееся в доказательстве.

Суфии разработали психотехнику познания Истины, ее основные понятия и ступени познания мира. Развивается практика самонаблюдения, изучаются психические состояния, вырабатывается методика тренировки души и тела. Разработана целая система мистического познания, которая представляет собой путь постижения («тарик») состоящий из прохождения «стоянок» («макам») и переживания особых психологических «состояний» («хал»). Экстатическое состояние внезапного озарения, движения души соответствует понятию Хал. 

Представитель суфизма египетской школы ал-Мисри выделил внеопытное, иррациональное знание- знание самое значительное, совершенное и полное. Оно не выводится опытным, практическим или логическим доказательством, а получается в результате озарения, вдохновения человеческой души. Это и есть истинное знание. Ал-Халладж считал, что познать Истину можно только при помощи глубинного сознания духа, т.е. бессознательно, интуитивно. По Ибн Араби существует три вида познания: рациональное, интуитивное и мистическое. Рациональное мышление - разумное, проявляется в логике, служит для познания мира. Познание не имеет интеллектуального, рационального основания, а мудрость находится по ту сторону реальности, сознания.  Под знанием понимается стремление к Истинному знанию, под информацией все остальное. Суфии признавали рациональное познание равноправным наряду с другими видами познания, но не признавали  равнозначным. Ибн Араби указывал на ограниченность данного вида познания, так как чувствами и разумом можно познать только ту или иную сторону Истины. По Ибн Араби, наше воображение помогает нам познать иллюзорный мир.

 Основу интуитивного познания составляют: ощущения, воображение, мышление, память. Интуитивное познание осуществляется при помощи внутреннего видения сути, сущности вещей, в результате чего у познающего появляется убежденность. По Ибн Араби рациональное и интуитивное мышление существуют благодаря волевым, сознательным актам. Интуиция необходима для вглядывания в себя, то есть означает самоанализ, самопознание и понимается суфиями, как начальная стадия озарения. Именно интуитивным познанием суфий познает творение, нечто промежуточное между Первоначалом и небытием. С помощью мистической интуиции человек познает себя и Истину в самом себе, т.е. происходит слияние субъекта и объекта познания. «У тех избранных, кому посчастливилось приобщиться к тайне, «видение Единого Истинного иногда бывает длительным, иногда происходит как мгновенный разряд молнии»».[2] Сердце  является вместилищем мистического познания и непременным условием познания Истины. Если дух одерживает победу в борьбе за человеческое сердце, то душа преображается, озаряется светом. Для познания необходимо состояние растерянности, на этом пути используются нелогичные методы, специальная техника, погружающая человека в бессознательное состояние являющееся непременным условием познания истины сердцем. Познание Истины, возможно лишь сердцем, оно является духовным даром человека постигающего, знающего и осознающего. Этот вид познания суфии связывают с пророческими, мистическими и телепатическими возможностями человека, вырабатывается образное мышление, воспитывается упорство и воля.

Ярким представителем суфизма является Сухраварди, основатель ишракизма, ему принадлежит инновация идеи света, идея мгновенного светового озарения. Несмотря на то, что он признавал рациональное познание, и считал, что философские науки являются необходимым условием для постижения озарения, тем не менее предпочтение отдавал мистическому познанию. Одними доводами и аргументами без интуиции невозможно познать Истину во всей ее полноте. Постижение Истины посредством разумных доказательств и различных определений, то есть рационально невозможно. Ее можно достигнуть постепенным озарением света, в результате которого душа постигает Истину. С помощью мистической интуиции, которой обладает не каждый, человек становится способным познать свет. Но интуицию, по мнению Сухраварди, невозможно развить из чувственного и рационального начала.

Суфии мало интересовались сознанием, чувственным и рациональным познанием и акцентировали свое внимание на бессознательном аспекте, мистическом познании, утвердив его приоритет над разумом. Исключением является Джунайд Багдади, внесший огромный вклад в рациональную теорию познания, в его учение основное место занимают знания и разум. Иррационализм суфизма заключается не с непостижимостью Абсолюта, а с познанием его при помощи бессознательного, интуиции. Иррациональное суфия - это способность человека бессознательного познания, превосходящая по своей мощи возможности сознания. Следовательно, иррациональное как способ познания, того, чего нельзя постичь путем эмпирических опытов или логических доказательств,  то есть рассудком или разумом. «Чтобы приблизиться к нему, надо проделать колоссальную работу духовного совершенствования, познания величия мира как божественного творения, проникновения в глубины собственной психики и обретения истинной веры».[3] Именно в этом мироощущении возможно, по мнению некоторых представителей суфизма, постижение Истины.

Дзен-буддизм нашел свое концептуальное отражение в творчестве Д.Т. Судзуки. В восточных источниках часто все объясняется от обратного. Судзуки, определяя дзэн говорит, что это не учение, не метод, не религия в традиционном понимании западного человека. Дзэн это все вокруг, сама жизнь, человек. Заслугой дзэна является вера в способности человека и помогает их раскрывать, дзен явление творческое, оригинальное, жизненное. Восточный ум созерцателен, нацелен на интуитивное постижение целого, не слишком обременяясь мелочами, несущественными подробностями.

Насколько не похоже восточное понимание и отношение к понятиям сознание и бессознательное продемонстрируют следующие рекомендации. «Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут также и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание. И вдруг – о чудо!.- совершенно неожиданно вас озарит божественный свет».[4] Так достигается состояние, позволяющее познать, постичь истину, внутреннюю природу. Непременным условием постижения истины является собственный опыт, переживание. Мудрость в понимании дзэн – это не интеллект, не мышление, не диалектика, а прыжок через бездну дуализма и противоречий. Постижение реальности праджни - акт воли и интуиции, несмотря на то, что это прыжок через интеллектуальный барьер, он не лишен интеллектуального элемента. Когда человек освобождается от сознания, он освобождается от чувства страха, различных ограничений и условности и наслаждается состоянием творчества. Западному мышлению характерна антитеза: либо да, либо нет, существует или не существует. Восточное мышление: ни то, ни другое, существует и не существует. Только слияние внешнего и внутреннего  переживания дает возможность постичь истину, но следует глубоко осознать, что истину невозможно получить простым сложением противоположностей.  Постижение означает сопереживание, слияние с объектом. Для проникновения в глубины реальности, необходима интуиция, не интеллект, не чувства и она отличается от чувственной и/или интеллектуальной интуиции, которые являются свойствами объективного мышления и ему характерны противопоставления. Как правило, в восточных концепциях, интеллект рассматривается как непреодолимое препятствие к постижению истины.

В понимании дзен обычный ум, сознание, в котором пребывает человек каждый день, является наличие сознания и бессознательного одновременно. Единство ума и духа (праджня) помогает человеку освободиться от интеллекта, т.е. противопоставления субъекта и объекта, приводит к просветлению. Восточные учения эзотеричны, направлены на преображение внутреннего духовного мира человека. «Признание дзэн – открыть глаза высшего разума (аряджнаны), пробудить сокровенное чувство, дремлющее в нас с момента зарождения человеческого сознания. После пробуждения мы непосредственно постигаем истину Реальности и видим новый мир – и в то же время совсем не новый».[5] Постижение в восточных учениях означает переживание, только личное переживание вырабатывает способность постичь истину. Невозможно передать или, хотя бы, описать постигнутое вербально. И еще одним отличием восточных эзотерических учений является то, что они не разрабатывают теоретических вопросов, а приходят к их пониманию через практические упражнения.

Постижение субъектом объекта познания в восточной традиции означает растворения в нем, слияния, в отличие от западного образа мышления противопоставляющего познающего и познаваемого. Именно на этой стадии у человека вырабатывается способность устойчивых инсайтов, состояний чувства восторга, радости. Эта стадия и представляет интерес как процесс формирования креативных, творческих способностей человека. Восточной традиции не свойственно противопоставление сознания и бессознательного, духовные практики помогают человеку реализовать творческий потенциал, который не связан с научной деятельностью. Но как покажет дальнейший анализ, восточная психотехника способна развить в личности креативный, творческий потенциал.

Восток многие века был загадочен для Запада тем, что мышление, сознание восточного человека во многом отличалось от западного, в то же время именно эта загадочность и непонятность вызывают интерес западных ученых. К.Г. Юнг анализировал различие западного и восточного стиля мышления, на примере йоги и буддизма. Основные образы - заходящее солнце концентрирует внимание, а вода развивает активное внимание, помогают погрузиться в бессознательное, где чувственное уступает внутреннему. «Из своего взгляда он, так сказать, творит прочное тело, придавая внутреннему, а именно, образам своего душевного мира, конкретную реальность, замещающую внешний мир».[6] Выработанные веками психотехники помогают развивать интуицию, интуитивное видение, а йога помогает слиянию сознания с телом.

Отличительным моментом в понимании творчества является и активность, и пассивность, необходимо позволить случиться творчеству. Непременным условием творчества является гармония человека с природой, с жизнью, вселенной. Действие через не-действие можно назвать творческой тишиной процесс, в котором сочетаются две противоположные вещи – предельная активность и предельное расслабление. Для восточного понимания творчество есть акт самопознания, постижение Будды в себе, внутреннее духовное прозрение. Духовное переживание каждый должен совершить сам, никакое объяснение и переживание не может помочь вам понять, так же как и описание вкуса воды не может утолить жажду. Понимание творчества как процесса создания нового не является необходимо важным для Востока. Направленность восточных учений на духовный мир человека, самосовершенствование, раскрытие и развитие способностей вызывают, на наш взгляд, интерес современной науки. Сегодня в обществе ставится проблема духовности, как непременное условие самосовершенствования человека, реализации внутреннего потенциала, и достижения гармонии как внутри себя, так и с окружающим миром. Знание измененных состояний сознания может быть использовано в научном, художественном, техническом творчестве.

Заметный интерес у ученых вызывает восточная философия, их достижения измененного состояния сознания, способность по желанию достигать озарение, и поэтому мы считаем целесообразным рассмотрение мистической интуиции.  Основу восточных учений и в особенности дзэн-буддизма составляет достижение сатори, интуитивного постижения. Восточные учения довольно отрицательно относятся к интеллекту, символизирующий ограниченность, но признают ум, разум. «Сатори можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому и логическому пониманию природы».[7] По мнению Судзуки, сатори это озарение, но не похожее на нахождение ответа на интеллектуальную проблему. Постигший сатори становится другим, это внутреннее перерождение, не объяснимое словами.

Восточный мыслитель Ошо, также как и Судзуки, считает, что интуиция ненаучна и нерациональна, так как интеллект может ее ощутить, но не может объяснить. Интуиция – это даже не явление, это просто скачок  из небытия в бытие. Дзэн лишь указывает путь, когда внутреннее откровение является результатом собственной внутренней зрелости. В нацеленности на внутренний, творческий, преобразовательный процесс и проявляется личный и субъективный характер дзен-буддизма. Можно провести параллель между состоянием откровения, просветления с творческой интуицией. Просветление, как и инсайт, не приходит ниоткуда, ему предшествуют усиленные размышления. В процессе размышления прежние стереотипы мышления разрушаются, происходит пересмотр, ревизия, отбор умственного, интеллектуального багажа.

Задачей дзена является творческий процесс сам по себе, а не творчество самого Творца, так как постижение Творца означает ограничение свободы, в то время как дзэн стремится к абсолютной свободе. Если провести параллель с суфизмом, то суфии как раз ставили задачу познания Творца в себе, то есть самопознания, что является творческим процессом. Но просветление это, все же, умственная деятельность и воля, которые в свою очередь порождают интуицию.  Термин сатори также означает просветление, интуитивное постижение вещей, открытие нового мира, ранее неизвестного уму. Человек способен постичь истину только тогда, когда внутренне к этому готов, подобно тому, что цветок цветет в силу внутренней необходимости и зрелости. В понимании дзэна творчество это самопостижение, высвобождение и реализация внутренних возможностей которыми обладает каждый человек.

Сатори характерны следующие свойства: иррациональность, интуитивное прозрение, неоспоримость, утверждение, чувство потустороннего, безличный характер, мгновенность. Озарение приходит внезапно, вследствие пощечины или поднятого вверх пальца учителя. Иррациональность сатори означает непередаваемость и необъяснимость личного и ного переживания. Это волевое действие, приходящее в движение с помощью иррациональной бессознательной внутренней силы, которой обладает человек. Интуитивное прозрение – сатори постижение сущности человеческой природы, самопознание. Знание, обретаемое в сатори, является высшим, а значит неоспоримым, совершенным, и, следовательно, является утверждением, по мнению тех, кто его испытал. Сатори представляет собой процесс общения с высшим разумом человека, лишенный личной или человеческой окраски, а потому носит безличный характер. В один краткий миг озарения у человека меняется понимание мира, он видит новые перспективы, заново переоценивает  и пересматривает все, что знал и ценил. Исследователи научного творчества, также склонны считать, что человек, испытавший инсайт, совершивший открытие меняется, хоть и таким кардинальным образом, но он уже не будет прежним. Точка зрения Ошо сводится к тому, что интуиция, представляющая собой функцию сердца, направлена на непознаваемое. Непознаваемое возможно постичь интуитивно,  оно не имеет сходства с научным познанием, так как направлено на внутреннее духовное преобразование.

Интуиция противостоит интеллекту, но схожа с инстинктом. Интуиция функционирует на духовном уровне и символизирует будущее, а инстинкт- прошлое и соответствует физическому уровню. Инстинкт, по Ошо, «часть бессознательного ума», который гораздо сильнее интеллекта – сознательного ума. Интеллект известен подавлением воли, ограничением возможности познания, интуиция – это разум. Интуиция соотносится с сверхсознанием. Сознательное и бессознательное не противостоят друг другу, напротив их гармония приведет к тому, что человек становится целостным, высвобождается разум. Взаимодействие бессознательного и сознательного уровней духовной жизни человека, их гармоничного мгновенного слияния, приводит к состоянию способности достижения сверхсознания Вселенной.

В современной научной литературе существуют концепции, гипотезы во многом созвучные восточному пониманию интуиции. В творческой деятельности личности бессознательное играет вспомогательную роль. Сфера деятельности левого полушария, логического мышления, в процессе которого происходит перебирание мыслей одной за другой, как правило, не противоречит системе знаний личности. Расширенное сознание - это сфера деятельности правого полушария, то есть образного и интуитивного мышления. Для расширенного сознания характерно два этапа: первый этап- блуждание мыслей, планирование, обретение долгожданной идеи, образа; второй – интуитивное сознание, связанное с работой интуитивного канала, получение информации из информационного поля. Интуитивное сознание выражается в изменении состояния сознания, характерное для состояния озарения, к ним относятся - трансовые, гипнотические состояния, состояния медитации, религиозного экстаза, творческого озарения. Согласно данным нейрофизиологии человеческий мозг в зависимости от деятельности излучает волны различных частот. Согласно данным психофизиологии мышление является биоэлектрическим процессом и может быть измерено. Измененное состояние сознания имеет те же параметры, как и творческая интуиция.

Таким образом, конечной целью восточных учений является духовное обновление. Несмотря на наличие различных психопрактик их объединяет глубинная трансформация личностных качеств, которая может быть достигнута как в результате прямых и непосредственных усилий, так и в виде своего рода побочного продукта других форм деятельности, изменение личных качеств происходящих без непосредственно направляемых усилий. Особое значение в данных учениях имеют концентрация и медитация. Концентрация необходима для рациональной работы мозга, имеющая отдаленное отношение к самой психотехнике. Медитация более сложный процесс, являющийся начальным этапом духовного преобразования – это процесс постижения истины, реальности, глубинной природы мира и человека.


[1] Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления./Грани научного творчества.-www.PHILOSOPHY.ru/ipras/library/mai/maipril.htm∙153

[2] Ал Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. – М.: Наука, 1980.- С. 79.

[3] Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии.- М.: ИФРАН, 1995.- С. 151. 

[4] Судзуки Д. Основы Дзен-Буддизма.// Дэен-Буддизм.- Бишкек, МП «Одиссей», 1993.- С. 34.

[5] Мумонкан. Застава без ворот.- СПб.: Евразия, 1997.- С. 7.

[6] Юнг К.Г. К психологии восточной медитации./ О психологии восточных религий и философий.- М.: «Медиум», 1994.- С. 25.

[7] Судзуки Д.Т. Основы Дзэн-буддизма.// Дзэн-буддизм.- Бишкек: МП «Одиссей», 1993.- С. 160-161.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба