Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2011

Д.М. Бозаров
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

В современном мире, пронизанном идеями глобализации и информатизации, имеет место поиск новых парадигмальных установок. В социально-философской литературе все больше актуализируются идеи постнеклассической рациональности, учитывающей возрастание элементов неопределенности, риска, нестабильности, нелинейности в современном мире. Естественно, это не означает, что прежняя категориальная система полностью не работает и ее нужно заменить. Такая оценка гносеологической ситуации была бы не меньшей ошибкой, чем абсолютизация этого понятийного ряда. Речь идет о необходимости учета особенностей новой реальности, элементов нелинейности и нестабильности, влияния информатизации и виртуализации реальности, фактора открытости социально-политических систем на характер происходящих в мире цивилизационных трансформаций. В подобной ситуации, которую можно назвать переходным периодом в развитии современной цивилизации, исследователи все чаще обращаются к нелинейной методологии, корни которого уходят вглубь истории мысли. Е.Н.Князевой и С.П.Курдюмовым, которые подчеркнули, что «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Можно даже, пожалуй, сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности» .
В историко-генетическом плане принципиальным является вклад древнегреческого философа-диалектика Гераклита в постановку и решение проблемы становления бытия. Широко известные положения Гераклита «Все сущее движется и ничто не остается на месте», «Дважды не войти в одну и ту же реку» стали основой философии становления, открыв новую тему в истории человеческой культуры. Как отметил Б.Г.Кузнецов «Концепция Гераклита — очень неожиданный и радикальный поворот античной мысли при определении бытия. Понятию бытия противостоит в качестве полярного понятия небытия, уничтожения, изменения» . Согласно Гераклиту «само изменение, само активное небытие становится бытием. Нет ничего пребывающего, сохраняющегося, бессмертного, кроме mort immortalis, кроме самого процесса изменения...» . Идеи Гераклита стали основой философии становления, вечно изменяющегося мира. Его тезис: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно потухающий»  вместе с выше приведенными положениями во многом предопределили развитие последующей гуманитарной мысли. Из них вытекали фундаментальные следствия общефилософского и общеметодологического характера. В частности, идея о том, что мир не статичен, не неизменен, а представляет собой поток непрерывных трансформаций огня, мерно возгорающийся и мерно потухающий. Этот поток имеет направление, как река, которая течет в одну сторону, и воды реки не поворачивают назад. Подобные идеи стали источником глубоких споров, которые способствовали росту мысли и новых идей. Об этом свидетельствует вся последующая история развития человеческой цивилизации, которая (при осмыслении сложных социально-гуманитарных процессов) не раз обращалась к своим идейным истокам вообще и диалектической концепции бытия Гераклита, в частности.
Естественно, акцентирование внимания на подвижности, изменчивости, исторически сразу же вызвала к жизни концепцию стабильного, неизменного и статичного мира, которую защищали Парменид и его последователи. Последующая культура делала акцент на той или иной концепции, в зависимости от потребностей познания и социальной практики и уровня развития исследовательской культуры. Возникновение новоевропейской науки в форме механики привело к тому, что на первый план вышли идеи статичного мира. Но вскоре, по мере усложнения объекта науки, востребованными оказались идеи развития. Во второй половине XX в. и в начале XXI в. вновь актуализируется идея нестабильности мира. Исследователи стали писать о философии нестабильности . Это привело к необходимости более внимательного анализа судьбы идей Гераклита, отношения современных философов и ученых к ним. Так, концептуальный анализ истории мысли показывает, что философские идеи Гераклита о становлении как форме бытия сущего считал основополагающими известный английский философ и методолог науки К. Поппер. По его мнению, «Открытие Гераклита на долгое время определило пути развития греческой философии. Философские учения Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля можно справедливо охарактеризовать как попытки решить проблемы постоянно изменяющегося мира, который открыл Гераклит» . В этом суждении заслуживает внимания тот факт, что Гераклит оказал влияние своим новым толкованием бытия не только на тех мыслителей, которые продолжали и углубляли идеи философии становления и изменения, но и на своих оппонентах, которые развивали философию, пытаясь опровергнуть концепцию Гераклита. В этой связи прав Б.Г. Кузнецов, пишет: «Концепция Гераклита - аккорд, который потом стал мощной и звучной мелодией. Это репетиция перехода от статичной гармонии бытия к динамической гармонии, который произошел в XVII в.» . Впоследствии идеи Гераклита не раз становились точками роста философской и научной мысли.
В этой связи отметим вклад в рассматриваемую концепцию одного из крупнейших западных философов XX в. А. Уайтхеда (1861-1947), больше известного своими работами по математической логике и математике. А.Уайтхед в своих философских умозаключениях не отрицал, как его знаменитый ученик и соавтор Б. Рассел, вопросы метафизического характера. При этом, размышляя над вопросом о том, что мы понимаем под «природой», Уайтхед специально обращает внимание на ее становящийся характер: «Природа являет себя нам как становление, любой ограниченный процесс природы, сохраняющий присущую всей природе конкретность, тоже представляет собой становление...» . При этом английский ученый и философ опирается на исследовательскую традицию, восходящую к философии становления Гераклита. По мнению А. Уайтхеда, современная «математическая физика переводит изречение Гераклита «Все течет» на свой собственный язык. Все становится, все вещи - векторы, математическая физика принимает также атомистическое учение Демокрита. Она переводит его в изречение: всякий поток энергии подчиняется квантовым условиям». В целом А. Уайтхед сформулировал идеи холистически ориентированной философии, опираясь на те мысли в истории культуры, которые делали акцент на необходимости сочетания изменения и порядка. Для английского философа «искусство прогресса состоит в умении сохранять порядок в самом изменении и сохранять изменение в недрах порядка...» . А.Н. Уайтхеда можно считать одним из идейных предтечей философии самоорганизации, идей нелинейного мышления, так как он, понимая ограниченность методологических концепций, основанных на достижениях отдельных областей естественнонаучного знания, пытался сформулировать организмическую, холистическую методологическую программу, учитывающую единство ставшего и становящегося, которую М.А. Киссель называет философским синтезом .
Таким образом, синергетика изучает взаимосвязи, именуемые самоорганизацией. Это реальность, но реальность, имеющая иной модус существования, нежели вещная реальность. Реальность синергетики понимается как процесс, а не статически, она не локальна, это другой уровень понятийного постижения реальности. Реальность раскрывается как один из конституированных аспектов бытия. Бытие предстает как становление.
Современное состояние культуры, цивилизации оценивается как кризисное. Для описания такого мира нужна теория, которая формируется в рамках эволюционно-синергетической парадигмы. Как замечают ее создатели, линейное мышление становится просто недостаточным и даже опасным. Синергетика является ответом на запрос эпохи: она способна описывать мир нестабильности и способствует формированию нелинейного мышления, адекватного современному способу бытия. Линейное мышление может быть опасным в нелинейной ситуации. Нужно понимать, что и малые воздействия могут иметь глобальные последствия для будущего развития системы. Считалось, что природа проста, теперь, в рамках синергетической парадигмы, складывается холистическое мировидение. Становится понятным, что мир устроен так, что он допускает сложное, в мире могут происходить процессы самоорганизации нового порядка, новых сложностей.
Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба