Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2017

Юрий Кожухов, Владимир Лукин, Тамара Мусиенко
Региональные инструменты обеспечения безопасности

Кожухов Юрий Васильевич

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации,

Научно-исследовательский центр, ведущий научный сотрудник, Москва

кандидат филологических наук

Koshuchov Yury Vasilevich.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,

Research Center,

Leading Scientific Employee, Moscow, Ph.D.,

 

Лукин Владимир Николаевич

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

профессор кафедры философии и социальных наук

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент

Lukin Vladimir

Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia.

Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences St. E-Mail: lvn55555@mail.ru

 

Мусиенко Тамара Викторовна

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

заместитель начальника Санкт-Петербургского университета

ГПС МЧС России

доктор политических наук, кандидат исторических наук

Musienko Tamara Viktorovna

Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia

Doctor of Political Sciences, Deputy Chief for Research, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, St. Petersburg.

 E-Mail: tvm77777@mail.ru

УДК 338.2

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыты структура, место и роль таких международных организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Арктический Совет, Совет Баренцева Евро-Арктического региона в обеспечении глобальной и региональной безопасности.

Ключевые слова: региональная безопасность, Арктический регион, геполитические риски, глобализация, регионализация, международные организации

REGIONAL SECURITY INSTRUMENTS

 

Abstract. The article deals with the structure, place and role of international organizations such as the Organization for Security and Cooperation in Europe, the Arctic Council, the Barents Euro-Arctic Council in ensuring global and regional security.

Keywordsregional security, the Arctic region, geopolitacal risks, globalization, regionalization, international organizations

 

В современном геополитическом пространстве резко обострилось противостояние глобальных акторов. Подход к безопасности включает военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения.

Это актуализировало проблему безопасности и инструментов ее обеспечения.

Одна из крупнейших региональных организаций в мире, занимающаяся вопросами безопасности, – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ, Организация).

На ноябрь 2016 года ОБСЕ (до 1994 года – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ) объединяла 57 государств Европы, Северной Америки, Центральной Азии и 11 партнеров по сотрудничеству, из которых четыре африканские страны – Алжир, Египет, Марокко, Тунис; две ближневосточные – Израиль и Иордания; четыре азиатские – Япония, Таиланд, Республика Корея, Афганистан, а также Австралия.

Как заявлено на официальном сайте ОБСЕ, эта организация из более чем 3460 сотрудников работает во имя стабильности, мира и демократии, оказывают помощь государствам-участникам в укреплении доверия и формировании свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности на пространстве с населением более одного миллиарда человек по двадцать одному направлению. Она служит основой для политического диалога по широкому кругу вопросов безопасности и платформой для совместной деятельности по улучшению жизни людей и их сообществ.

Одной из задач полевых операций Организации является содействие прекращению распространения излишнего оружия и помощь в его уничтожении.

ОБСЕ дает своей деятельности самую высокую оценку в военной области, в которой она «стремится к повышению открытости, прозрачности и сотрудничества, и создала самый современный в мире режим контроля над вооружениями и мер укрепления доверия. Направления работы включают в себя реформирование сектора безопасности и безопасного хранения и утилизации лёгкого и стрелкового оружия и обычных боеприпасов».

ОБСЕ содействует преодолению различий и формированию доверия между государствами на основе сотрудничества в таких областях, как предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление.

С помощью Форума по сотрудничеству в области безопасности, Центра по предотвращению конфликтов, департаментам по всем направлениям деятельности, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Бюро ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации (далее – БДИПЧ), Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентской ассамблеи (объединяющая более трёхсот законодателей из парламентов государств-участников Организации), экспертных подразделений и сети полевых операций ОБСЕ занимается рядом вопросов, влияющих на общую безопасность, включая контроль над вооружениями, терроризм, надлежащее управление, энергобезопасность, торговлю людьми, демократизацию, свободу средств массовой информации и национальные меньшинства [1].

ОБСЕ организует работу по обеспечению безопасности по разным направлениям. В частности, создаются и направляются мониторинговые комиссии в районы напряжения или противостояния различных сил, создающие угрозы безопасности человека.

Так, в октябре 2016 года Специальная мониторинговая комиссия ОБСЕ на Украине (далее – СММ) состояла из 689 человек, из которых около шестисот наблюдателей – на востоке Украины. В составе СММ представители, в основном, европейских стран, включая 39 наблюдателей от Российской Федерации. Это меньше, чем от Великобритании (42) и почти в два раза меньше, чем от США (70). Международные наблюдатели – невооруженные гражданские люди, которые должны:

  • предоставлять отчеты на основе собственных наблюдений и установленных фактов;
  • собирать информацию и отчитываться о ситуации с безопасностью;
  • информировать о гуманитарной ситуации и потребностях людей и оказывать содействие в доставке помощи другими организациями;
  • помогать налаживать диалог и способствовать прекращению огня на мест.

В этой работе им помогали 320 местных сотрудника – ассистенты, советники, административный персонал.

Они не вмешиваются в боевые действия, не проводят расследований, не доставляют гуманитарную помощь, но способствуют ее доставке [2].

В большинстве случаев эффективность работы подобных комиссий, да и работы по другим направлениям такова, что дала основание Президенту Российской Федерации В.В. Путину заявить: «А такой важный механизм обеспечения общеевропейской и трансатлантической безопасности, как ОБСЕ, постоянно пытаются превратить в инструмент обслуживания чьих-то внешнеполитических интересов, и в результате этот важнейший инструмент работает вхолостую» [3].

Характерно, что среди директивных органов ОБСЕ: Саммит; Совет министров; Постоянный совет; Парламентская ассамблея ОБСЕ; Личные представители Действующего председателя; уже упоминавшийся Форум по сотрудничеству в области безопасности; Председательство – «Тройка», состоящая из представителей настоящего, предшествующего и будущего председательств,  координирующая принятие решений и определяющая приоритеты ОБСЕ на год председательства. Авторов это наводит на печальные ассоциации.

Представляется, что отрицательные результаты деятельности глобальных и региональных организаций, призванных сокращать риски и угрозы безопасности человека, следствие не только чрезмерной политизации, но и недостаточной научной разработанности проблемы безопасности в целом.

Еще одной,  значимой (по своей ориентированности на решение проблемы снижения рисков безопасности в Европе) международной региональной организаций, является Арктический совет (далее – Совет), который был учреждён 19 сентября 1996 года, в день подписания Оттавской декларации (далее – Декларация).

В Декларация в качестве членов Арктического совета перечислены следующие страны: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки.

Шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики, имеют статус Постоянных участников в Арктическом совете: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус наблюдателей в Арктическом совете имеют двенадцать неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания, Китай, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур, Индия и одиннадцать неправительственных организаций:

  • Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  • Арктический институт Северной Америки (AINA).
  • Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  • Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  • Международный арктический научный комитет (IASC).
  • Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  • Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  • Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  • Северный форум (NF).
  • Университет Арктики (UArctic).
  • Всемирный фонд природы – Глобальная арктическая программа (WWF).

В Арктическом совете на стадии решения получение статуса наблюдателя Европейским Союзом.

Как заявлено в Декларации, Арктический совет – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами: судоходство, туризм проблемы устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике, здоровье населения, языки коренных народов, а также безопасность,  поиск и спасание.

Мандат Арктического совета однозначно исключает вопросы военной безопасности.

С 2013 года в Тромсё (Норвегия) в целях обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности Арктического совета официально начал функционировать постоянный Секретариат Арктического совета.

Работа Совета главным образом осуществляется в рамках шести рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике.
  • Рабочая группа  по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR) занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов.
  • Рабочая группа  по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивом развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы.

В 2015  году по решению председательствующих в Арктическом совете по 2017 год Соединенных Штатов Америки приступили к работе три целевые группы:

  • Целевая группа по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевая группа по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике (TFTIA);
  • Целевая группа по укреплению научного сотрудничества в Арктике (SCTF);

и одна экспертная группа:

  • Экспертная группа, содействующая реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана.

В 2011 году восемь приарктических стран, входящих в Совет, подписали в Нууке (Гренландия) Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, которое играет важную роль в деле обеспечения безопасности людей в Арктическом регионе.

Следует заметить, что это соглашение рассматривается сегодня как факт, подтверждающий переход от традиционного формата экологической и климатической проблематики к расширению сферы влияния Совета и решению вопросов «мягкой безопасности» в Арктическом регионе

На достижение этих же целей направлен комплекс мероприятий, закрепленный в «Соглашении о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике», подписанное в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года.

Это намерение также находит подтверждение и в декларации по итогам Министерского заседания в Икалуите в 2015 году, в которой министры арктических государств вновь признали необходимость обеспечения безопасности и важность поддержания мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктике [4].

Такие же цели и задачи стоят перед Советом Баренцева Евро-Арктического региона (далее – СБЕР, Совет) учрежденным на встрече министров иностранных дел России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, а также представителя Европейской комиссии 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия).

В состав  СБЕР входят Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, Европейский Союз. Наблюдателями являются Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания, США.

Высший орган Совета – сессия на уровне министров иностранных дел, которая проводится раз в два года. На ней председательство ротируется между Норвегией, Финляндией, Россией и Швецией.

Постоянным координационным органом СБЕР, который отвечает за текущую деятельность Совета и его рабочих групп, является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств государств-членов.

Помимо СБЕР сотрудничество в Баренцевом регионе осуществляется также в рамках прямых контактов между местными территориальными образованиями России, Норвегии, Финляндии и Швеции, которые в январе 1993 года на Киркенесской сессии образовали Баренцев региональный совет (далее – БРС).

Членами БРС являются: от Финляндии – провинции Лапландия, Кайнуу, Оулуот; от Норвегии – губернии Нурланд, Финнмарк, Тромс; от России – Республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ; от Швеции – губернии Норрботтен, Вестерботтен, а наблюдатель – Северная Карелия (Финляндия).

В 2015 – 2017 годах в БРС председательствует финская провинция Кайнуу.

Практическое взаимодействие в Баренцевом/Евроарктическом регионе координируется 15 рабочими группами, являющимися по своему характеру межгосударственными, региональными или совместными:

  • Рабочая группа СБЕР по экономическому сотрудничеству.
  • Лесная сеть Баренцева региона.
  • Рабочая группа СБЕР по окружающей среде.
  • Рабочая группа СБЕР по таможенному сотрудничеству.
  • Руководящий комитет Баренцевой/Евроарктической паневропейской транспортной зоны.
  • Совместный комитет по сотрудничеству в сфере спасательных операций.
  • Объединенная рабочая группа по культуре.
  • Объединенная рабочая группа по здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам.
  • Объединенная рабочая группа по энергетике.
  • Объединенная рабочая группа по образованию и научным исследованиям.
  • Объединенная рабочая группа по делам молодёжи.

Рабочие группы Баренцева регионального совета: Рабочая группа по окружающей средеРабочая группа по транспорту и логистикеРабочая группа по инвестициям и экономическому сотрудничеству.

Создана также независимая Рабочая группа по вопросам коренных народов, которая тесно взаимодействует как со СБЕР, так и с БРС. Председатель этой группы с 2013 года имеет статус наблюдателя в СБЕР [5].

Таким образом, в условиях глобализации и сопровождающей ее регионализации развития в системе международных отношений возрастает роль и значение региональных международных организаций в обеспечении глобальной и региональной безопасности, формируются региональные архитектуры безопасности со своей сложной структурой, иерархией и системой управления рисками.

Выполняя функцию инструментов обеспечения региональной безопасности, такие организации, как ОБСЕ, Арктический Совет, Совет Баренцева Евро-Арктического региона и другие подтверждают свою востребованность и необходимость как реальных акторов, обеспечивающих взаимодействие стран и участие всех заинтересованных сторон в решении региональных проблем и согласовании национальных интересов в контексте региональной безопасности.

Эффективность инструментов региональной безопасности зависит от различных факторов и может иметь как позитивный, так и негативный характер, либо демонстрировать отсутствие значимых результатов.

В случае формирования европейской архитектуры безопасности определенную эффективность демонстрируют региональные арктические организации, которые вносят вклад в сохранение стабильности в геополитической обстановки в Арктическом регионе.

 

Список литературы

  1. Что такое ОБСЕ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/whatistheosce/factsheet?download=true (дата обращения – 02.11.2016).
  2. Отчет Специальной мониторинговой комиссии ОБСЕ в Украине по состоянию на 26 октября 2016 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/ukraine-smm/277401?download=true (дата обращения – 02.11.2016).
  3. Выступление В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27.10.2016 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53151 (дата обращения – 27.10. 2016).
  4. Арктический совет: общая информация // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us (дата обращения – 08.11.2016).
  5. О Совете Баренцева/Евроарктического региона // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://beac-russia.com/ (дата обращения – 08.11.2016).


Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба