Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2013

Светлана Костромина, Валерия Латушкина
Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта
Просмотров: 3679

Костромина Светлана Николаевна

Санкт-Петербургский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и

педагогики личностного и профессионального развития

Kostromina Svetlana Nicolaevna

Department of Psychology, Saint- Petersburg State University,

Doctor of Science, e-mail: lanank@rambler.ru

Латушкина Валерия Михайловна

Latushkina Valeriya Mihailovna

Санкт-Петербургский государственный университет

Соискатель кафедры психологии и педагогики личностного и

профессионального развития

Graduate student of psychology and pedagogy of personal and

 professional development

e-mail: latushkinavm@mail.ru


УДК – 159.9.07 

Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта

Аннотация: В статье анализируется самоорганизация учебно-научной деятельности аспирантов защитивших и не защитивших диссертации в срок. Раскрываются структура и взаимосвязи психологических качеств, обеспечивающих своевременность выполнения / прокрастинацию индивидуального плана подготовки диссертации и научно-исследовательских работ.

Ключевые слова: аспирант как субъект учебной и научной деятельности, самоорганизация учебно-научной деятельности, прокрастинация.

Psychological factors of post-graduates’ self-organization

Summary: One of the main goals of higher education is to prepare post-graduates for well-timed solution of educational and research tasks. Timeliness of these tasks fulfillment is regulated by a complex of psychological characteristics which reflects someone’s attitude to time. This paper analyses educational and research tasks of post-graduates. The research was based on two samples: scientists with doctor’s degree who defended a thesis on time and post-graduates who missed the terms of defense – procrastinators. The article shows the structure and interdependence of psychological factors which ensure the timeliness of fulfillment or procrastination of scientific and research tasks as well as of individual thesis planning.

Keywords: post-graduate, academic time management, self-organization, procrastination.

Психологические особенности самоорганизации аспирантов

Самоорганизация как фактор эффективности деятельности в современном инновационном мире обеспечивает своевременное достижение целей на разных этапах личностного и профессионального развития. Повышение квалификации, непрерывное образование – постоянный процесс, сопровождающий сегодня специалиста любого уровня в течение его профессиональной деятельности. Аспирант, как будущий ученый, не является исключением. Умение учиться – регулярно встраивать новое знание в свой профессиональный и интеллектуальный багаж – это требование времени, актуальное качество, которое современному исследователю необходимо совершенствовать и использовать постоянно.

Особенность послевузовского образования состоит в том, что обучение и самообучение идут параллельно с трудовой деятельностью, семейными обязанностями и т.п. Эта специфическая взаимосвязь непрерывного самообразования и его совмещения с другими видами деятельности ставит вопрос о необходимости координации текущих процессов жизнедеятельности, актуальных профессиональных и личных потребностей развития. Иначе говоря, потоки задач, которые встают перед человеком в период взрослости, жестко перераспределяют его время, заставляют пристально анализировать собственные ресурсы, искать эффективные способы достижения поставленных целей.

Для аспиранта управление временем имеет ключевое значение, ведь его цель – диссертационное исследование – лимитирована тремя или четырьмя годами обучения в аспирантуре. В тоже время низкий процент защит (в среднем не более 25; от поступивших), характерный для сегодняшнего дня, попытки различными способами стимулировать аспирантов к защите (материальными, организационными, административными и др.) выдвигают на первый план проблему прокрастинации – откладывания «на потом», невыполнение учебных и научных задач в срок. Очевидно, одна из причин - уровень самоорганизации деятельности аспиранта, не способный обеспечить мобилизацию внутренних ресурсов для упорядочивания текущих задач, выстраивания приоритетов, планирования своей активности.

В соответствии с поставленной проблемой нами была сформулирована цель исследования: выявление психологических особенностей самоорганизации учебной и научной активности аспиранта в период обучения в аспирантуре. Объект исследования: самоорганизация деятельности аспиранта. Предмет исследования – психологические характеристики личности аспиранта, обеспечивающие своевременность выполнения учебных и научных задач, защиту диссертации в срок.

Основываясь на предположении, что самоорганизация деятельности формируется в основном стихийно, под воздействием обстоятельств жизни человека, образования, опыта решения задач, преодоления трудностей, для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) Определить структуру самоорганизации в учебной и научной деятельности аспиранта.

2) Провести сравнительный анализ личностных особенностей аспирантов, защитивших и не защитивших диссертации в срок.

3) Выделить психологические характеристики самоорганизации деятельности аспиранта, обеспечивающие достижение результата в срок.

Исследование проводилось на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт–Петербургского Государственного университета на в 2008 – 2009 г.

Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 48 человек, среди которых были 25 кандидатов наук, подготовившие и защитившие диссертации за время обучения в аспирантуре («З»), и 23 человека закончившие обучение в аспирантуре и не защитившие диссертации по разным причинам («НЗ»). Возраст испытуемых от 25 до 70 лет.

Для разработки концепции исследования использовались следующие подходы:

 системный, позволивший рассмотреть самоорганизацию учебной и научной деятельности аспиранта как комплекс взаимосвязанных элементов, изменения в «работе» каждого из которых влияют на особенности работы системы в целом.

 деятельностный как основы для раскрытия процессуальных и результативных характеристик активности аспиранта в ходе подготовки и защиты диссертации, выстраивания ее логики и структуры при получении запланированного результата.

 субъектно-деятельностный, раскрывающий специфику включения человека в деятельность в контексте необходимости координации внешних и внутренних условий субъектной активности, согласования психических процессов, состояний и свойств личности с требованиями цели.

 проектный, рассматривающий подготовку диссертации как инновационный проект – новый, ограниченный во времени и уникальный. Методики исследования. Основываясь на предположении, что самоорганизация деятельности определяется временным, мотивационным и волевым регулированием в исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

а) для изучения психологического восприятия аспирантом времени: методика Ф. Зимбардо «Временная перспектива и мотивационные предпочтения» (Harber K. D., Boyd, J. N. and Zimbardo P.G. (2003)), методика Ж. Нюттена «Мотивационная индукция» (Нюттен, 2004), анкета-интервью Ю.К Стрелкова «Самоорганизация времени жизни» (Стрелков, 2003).

б) для исследования особенностей направленности личности: методика О.Ф.Потемкиной «Диагностика социально – психологических установок» для выявления степени выраженности социально – психологических установок.

в) для изучения особенностей работы с неопределенностью и процесса самоорганизации сложной и длительной работы: методика «Справляетесь ли Вы со своей работой?» (Рогов,1999), тест Мадди С. для оценки жизнестойкости, степени принятия риска, контроля и вовлеченности в процесс (Леонтьев, Рассказова,2006), методика Л.А. Регуш «Принятие решений и способность к прогнозированию» (Регуш,2003), «Стилевая саморегуляция поведения человека» ( Моросанова, Коноз,2000).

г) для оценки степени развития волевых качеств личности методики Б.Н.Смирнова и А.И.Высоцкого (Ильин, 2000), опросник А.К. Осницкого «Саморегуляция» (Осницкий, 2006).

 

1. Модель самоорганизации деятельности аспиранта

В качестве рабочей дефиниции в исследовании было принято следующее определение самоорганизации деятельности – процесс мобилизации и структурирования человеком своих ресурсов (способностей, умений, качеств и др.) при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий. Феномен самоорганизации основан на имманентных свойствах системы, когда самостоятельно без внешних управляющих воздействий создается, воспроизводится или совершенствуется организация данной системы. Самоорганизация обусловлена эволюцией системы, и может быть рассмотрена как неограниченная последовательность динамических процессов разнообразного свойства – самонаблюдения, самоидентификации, самоанализ, саморегуляции, самомотивирования – самопроцессов - когда на каком-то этапе под влиянием различных обстоятельств требуется переструктурирование (управляемого или неуправляемого) компонентов системы, внесение новых элементов для ее оптимального состояния (Костромина, 2010).

Самоорганизация отличается от саморегуляции тем, что последняя является волевым процессом, обеспечивающим целевое формирование готовности организма к определённому действию и при необходимости – к его реализации (Быков А.В., Веккер Л.К., Иванников В.А., Калин В.К., Смирнова Е.О., Шульга Т.Н. и др.). Психическая саморегуляция является способностью человека сознательно и целенаправленно управлять исходно-непроизвольными функциями организма и психики. Таким образом, саморегуляция в первую очередь связана с развитием способностей овладения собственным поведением, умением управлять им и преодолевать трудности в разных видах деятельности (Рубинштейн, 1986).

Близкий по значению термин самоуправление отражает систему упорядоченных действий, предполагающих целенаправленное воздействие на объект для достижения поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в результат на "выходе". При самоуправлении “объектом воздействия” является человек, выполняющий действие, т.е. самоуправление подразумевает интеграцию процессов целеполагания и регуляции активности личности соответственно им заданной цели в единый механизм (Пейсахов,1974). По мнению Н.М.Пейсахова саморегуляция и самоуправление - это системно - организованные процессы внутренней психической активности человека по построению, поддержанию и управлению разными видами и формами активности, реализующиеся на разных уровнях. В отличие от саморегуляции и самоуправления самоорганизация отражает целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер функционирования системы.

Основное свойство самоорганизации - в перестройке структуры системы и взаимосвязей между компонентами, в результате чего система начинает обладать новыми свойствами. Процессы самоорганизации относительно автономны. Важнейшая их особенность – в способности аккумулировать и использовать прошлый опыт, что, несомненно, выступает в качестве целенаправленного процесса. Для личности это очень важный ценностный момент самостроительства - «живого» процесса рождения, самовоспроизведения, самодостраивания, претерпевания направленных необратимых изменений, разрушения и отмирания смысловых образований, в котором регуляторный компонент может определять возможность целенаправленного и сознательного управления происходящими процессами. Именно может, поскольку процессы самоорганизации на пути к упорядочиванию элементов структуры способны возникать и стихийно, приводя к возникновению новых взаимосвязей между элементами и эмерджентным образованиям.

Применительно к деятельности феномен самоорганизации может быть рассмотрен как последовательный (этапный) процесс структурирования субъектом своей активности, проявляющийся через создание (или воспроизведение) системы самостоятельных действий (функциональных компонентов), каждое из которых имеет свою функциональную нагрузку, и вносит вклад в успешное самостоятельное достижение цели (Донцов В.Н., Елканов С.Б., Елманова В.К., Кузьмина Н.В., Мурачковский Н.И., Сороковой А.Г. и др.).

Таким образом, самоорганизация деятельности – это непросто воспроизведение алгоритма действий (ориентировочных, исполнительских, прогнозирующих и т.д.), позволяющего достичь цели. Хотя, это один из имеющихся уровней, который раскрывает операциональный слой активности человека, координирующего свои знания и умения на пути от цели к результату. Он образован так называемыми самоорганизационными умениями, представляющими собой по мнению Курнева М.М.(2005) профессионально-личностные действия, основанные на имеющихся знаниях, позволяющие осуществлять организационно-продуктивные приемы и регулировать их в изменяющихся условиях деятельности. На операциональном уровне самоорганизационные умения образуют основание, которое внешне проявляется как способность к самоуправлению и изоморфно этапам самоуправления. Поскольку каждый из этапов имеет свою функциональную нагрузку, он может быть описан с точки зрения той роли, которую выполняет в общей структуре самоорганизации деятельности (рис.1).

- На этапе анализа ситуации и постановки целей деятельности осуществляется проблематизация (определяются противоречия сложившейся ситуации, условий, требований), определяется и конкретизируется цель деятельности, на основе чего опредмечивается образ того, ради чего самоорганизуется активность человека, прогнозируются ее результаты. Этот функциональный компонент может быть обозначен как проблемно-целевой или гностический.

- На этапе планирования и организации своей деятельности, анализируются условия ее осуществления, определяются текущие задачи, которые распределяются во времени по этапам, происходит структурирование процесса деятельности, формируется последовательность продвижения от цели к результату. Здесь выбираются оптимальные средства и рациональные способы достижения цели, происходит психологическая подготовка к работе, составляется целостная программа достижения цели по функциональным признакам – программно-целевой компонент.

- Следующий этап связан с реализацией задуманного и поэтапном осуществлением деятельности, организованной определенным образом при постоянном контроле субъекта за ходом и результатами выполнения – операционно-технологический компонент.

 

Рис. 1. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности

- На этапах контроля, оценки и коррекции полученный результат соотносится с задуманным (или требуемым) по выбранным для контроля критериям, корректируются ошибки, устраняются недочеты в работе, оценивается проделанная работа в целом, делаются выводы о ее качестве. Намечаются пути и способы оптимизации организации деятельности, определяются перспективы совершенствования умений и навыков самоорганизации. Критерием оценки эффективности деятельности здесь служит рефлексивная позиция субъекта, его отношение к работе. Также оцениваются перспективы совершенствования форм, приемов, методов деятельности, использования эффективного опыта других с учетом личных возможностей. Этот этап можно обозначить как – рефлексивно-оценочный.

Дееспособность каждого структурно-функционального компонента определяется теми само-процессами, которые обеспечивают поэтапное продвижение человека от цели к результату. Самоорганизационные процессы – самоанализ, самоуправление, самооценка, саморегулирование – запускаются именно тогда, когда требуется внутренняя мобилизация ресурсов – возможностей и способностей человека, активизация которых обеспечивает осуществление целенаправленных действий, т.е. через механизм саморегуляции. Качество процесса самоорганизации зависит также от того, какие индивидуально-личностные особенности субъекта деятельности способствуют или препятствуют этому процессу. Существует разные уровни самоорганизационной активности человека – субъектный – конкретные самоорганизационные умения, обеспечивающие управление и реализацию задуманного и личностный – уникальный сплав личностных характеристик деятеля. Именно эти два уровня и есть детерминационные составляющие, которые определяют систему самоорганизации деятельности человека. 

2. Сравнительный анализ личностных особенностей аспирантов, защитивших и не защитивших диссертации в срок

Общее число параметров, по которым производилось сопоставление групп, составило 138. Тем не менее, при таком объеме потенциальных детерминант статистически значимые отличия по группам, защитившихся (З) и не защитившихся (НЗ) в срок аспирантов были получены по трем параметрам (на данном объеме выборки): самостоятельность, выдержка, будущее. По девяти параметрам выявлены отличия на уровне статистической тенденции. Данные представлены в таблице 1:

Таблица 1. Значимые межгрупповые различия по исследуемым переменным

З – защитившиеся, НЗ – не защитившиеся. В последующем анализе участвовали только эти переменные.

2.1. Межгрупповые различия защитившихся и не защитившихся в срок аспирантов.

Как видно из таблицы, у защитившихся в срок аспирантов значимо выше показатель самостоятельности и показатель, фиксирующий отношение к будущему. Это характеризует испытуемых первой группы (З) как людей с высоко развитой регуляторной автономностью. Они более чем не защитившиеся в срок, способны к самостоятельной организации своей деятельности, планируют свою деятельность и контролируют ее выполнение, оценивают как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Более высокие оценки по шкале «будущее» показывают, что оно находится в психологическом пространстве человека довольно далеко, иначе говоря, отделено от настоящего и требует для своего достижения конкретных шагов. Это свидетельствует об отношении ко времени как к ресурсу, ценность которого позволяет упорядочивать и структурировать текущую деятельность, четко выстраивать образы-цели, видеть конечный результат, к которому аспирант продвигается самостоятельно. На уровне тенденции получены и другие отличия, касающиеся самостоятельности и отношения ко времени: более высокие показатели инициативности, целеустремленности, организованности у защитившихся в срок аспирантов, а также меньшая степень сложности будущего (что позволяет его лучше структурировать) и большая отдаленность во времени настоящего. Последний факт позволяет его интерпретировать с точки зрения большей протяженности (насыщенности и динамичности) настоящего у защитившихся, и наоборот, восприятие настоящего у не-защитившихся как мгновение, которое не повторится и которое нужно удержать. Для не защитившихся во временной перспективе будущее и настоящее близко расположены друг к другу. Фактически слиты.

Данное различие двух групп определяет не только дифференцированность психологического восприятия настоящего, но и специфику оперирования временем. Для первых - это отрезок, который можно распределять и последовательно реализовывать. Для вторых – это проживание, которое неделимо, перетекает одно в другое.

Следующим критерием межгрупповых различий выступает показатель «выдержка», который значимо выше у аспирантов, не защитившихся в срок. На фоне вышеописанных отличий данное обстоятельство позволяет охарактеризовать таких аспирантов, как более консервативных, испытывающих трудности при трансформации системы саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. В противовес этому, те, кто справился в срок, более пластичны при перестройке проектов реализации цели, способны своевременно реагировать на динамику ситуации, корректировать планы и исполнительские программы.

Важным представляется то обстоятельство, что на уровне тенденции у  не защитившихся в срок аспирантов параметр «упорядоченность деятельности» выше, чем у защитившихся, что заставляет их искать «совершенные» пути снижения неопределенности. Много времени уходит на саморазвитие. Или наоборот – консервативность – желание подстроить ситуацию «под себя». Однако меньшая мотивированность (ориентация на труд и на деньги ниже), даже при том, что по параметру «решительность» у них более высокие показатели, снижает целеустремленность, настрой на результат. На первый план выходит значимость процесса, что не может не сказаться на итоге обучения в аспирантуре: не защитившиеся распыляются, вязнут в процессе, не могут своевременно установить границы, при том, что вроде бы движение в каждом из направлений упорядочено. Но этих векторов движения так много и так сложно структурировано представление о движении в будущее, что самосозданных препятствий намного больше – процесс как водоворот затягивает, не позволяя двигаться вперед, получая ожидаемые результаты.

Таким образом, психологический портрет защитившихся таков: они самостоятельны, гибки, устремлены в будущее, используют время как ресурс, организованы, целе-устремлены и инициативны, мотивированы на результат. Эти качества обеспечивают достижение целей, показывают понимание защитившимися процесса движения от настоящего к будущему. У них выше направленность на труд – время используется для того, чтобы что-то сделать, реализовать, труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия; и на деньги – это значимая ценность. Защитившиеся сконцентрированы на реальности настоящего, а не на своих ожиданиях, обладают установкой на действие. Это ориентация на результат.

Психологический портрет не защитившихся в срок, включает следующие характеристики: они недостаточно организованы, решительны, воспринимают будущее как беспроблемное, простое, а настоящее трудное, близкое, медленное и отсроченное, то есть все можно успеть, поэтому время не обязательно распределять на конкретные задачи – его много. У незащитившихся выше решительность – волевое качество – способность смело и самостоятельно принимать решения, а также упорядоченность деятельности. Упорядоченность – это знание алгоритмов, схем деятельности, поддержание порядка и аккуратность. Можно предположить, что наличие именно этих качеств заставляют аспиранта самостоятельно искать идеальный способ достижения цели, посвящать много времени овладению идеальными методами работы. Они (незащитившиеся) как бы выпадают из поля своевременности и актуальности решаемой задачи и все время совершенствуются, ищут лучшее решение,. Но перфекционизм не позволяет получать приемлемые результаты в оптимальные (необходимые) сроки. Это ориентация на процесс – в отдаленной перспективе находится идеальный результат, к которому человек стремится, не достигая его.

2.2. Психологический ресурс самостоятельности, отношения к будущему и выдержки в группах защитившихся и не защитившихся в срок аспирантов

Безусловно, наличие достоверных различий между группами демонстрирует существование определенных психологических факторов, определяющих систему самоорганизации учебной и научной деятельности аспирантов. Более полную картину этих отличий можно получить через анализ внутренних корреляционных взаимосвязей по каждому из трех параметров, по которым были обнаружены значимые отличия.

Первый параметр – самостоятельность определяется как способность осуществления деятельности самому, без посторонней помощи. В обеих группах данная характеристика проявляется сильно и считается сформированной. Но структура самостоятельности у защитившихся и не защитившихся различна.

У защитившихся выявились связи на 1% уровне значимости: это прямая зависимость между самостоятельностью и волевыми качествами – настойчивостью и упорством, организованностью, которую определяют как способность личности к упорядочиванию своих действий, обеспечивающих результативность деятельности.

У не защитившихся выявились связи самостоятельности (p≤0.01) с инициативностью – предприимчивостью. Т.е. с качествами. раскрывающими энергетику и находчивость, позволяющими экспериментировать, пробовать новое. Отсутствие в этом звене организованности, подчеркивает, что инициативность не защитившихся аспирантов предполагает возможное перескакивание с задачи на задачу, увлечение новым при наличии недоведенного до конца предыдущего дела – откладывание задачи «на потом» (прокрастинация). Это хорошо сочетается с принятием риска (p≤0.01) – развитой способностью принимать вызовы текущей действительности, и с гедонистическим настоящим (p≤0.05)– «желанием жить полной жизнью, наслаждаясь сегодняшним днем, прислушиваясь к своему сердцу» (Зимбардо, Бойд, 2010) и ориентацией на власть.

Следует заметить, что в обеих группах присутствует прямая взаимосвязь между самостоятельностью и настойчивостью. Настойчивость – это устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности (Ильин, 2000). Однако в группе не защитившихся этот волевой параметр дополняет взаимосвязь самостоятельности и упорства - проявления стремления к достижению необходимого «здесь и сейчас», чего нет в группе защитившихся. Этот факт с одной стороны позволяет сделать вывод, что не защитившиеся способны активно двигаться к цели.

А с другой - возникает вопрос, почему они не достигают результата? Возможно, ответ лежит в плоскости психологического восприятия времени. Близость во временной перспективе восприятия настоящего и будущего свидетельствует, что не защитившиеся стремятся к цели, но во времени ее не раскладывают на задачи, слабо планируют текущие и будущие дела, соотнося их с временными рамками - когда эта цель будет достигнута. Они преодолевают трудности, но систематического целенаправленного движения нет. Настойчивость и упорство ведет к тщательности проработки задачи или идеи, к глубине погружения, но своевременность теряется.

Обратимся к анализу структуры второго параметра - выдержки. Выдержка - это устойчивое проявление способности подавлять импульсивные эмоциональные реакции (Ильин, 2000). В выдержке осуществляется тормозная функция воли. Выдержка, как характеристика самообладания человека, связана с контролем и нивелированием спонтанной активности по мере продвижения к цели, а также недопущением отвлекающих действий.

В ходе исследования было выявлено, что выдержка у не защитившихся развита сильнее, чем у защитившихся. При этом у защитившихся выдержка (p≤0.01) прями связана с такими характеристиками как моделирование, оптимальность в регуляции действий, а также комплексом волевых качеств – решительностью, смелостью, самообладанием и отрицательно (p≤0.05) - с ориентацией на процесс и аффективной оценкой времени. Полученный результат показывает у защитившихся в срок отсутствие эмоциональной связи со временем. Видимо время рассматривается как один из ресурсов личности, который необходимо рационально использовать.

У не защитившихся выдержка (p≤0.01) прямо связана с самообладанием, принятием риска и восприятие времени как «умного». Иными словами, с одной стороны не защитившиеся владеют собой, спокойны, а с другой - сознательно принимают риск – играют с обстоятельствами, но при этом рассматривают время как ценность – разумное, толковое. Также присутствует отрицательная связь (p≤0.05) с целеустремленностью и ориентацией на деньги. Таким образом, эти возможные «локомотивы» движения вперед «не тянут» деятельность не защитившегося в нужном направлении, к результату. Налицо некоторая разбросанность, рассредоточенность в разных направлениях – поставленная цель ускользает, откладывается на потом, превращая аспиранта с самыми лучшими намерениями в прокрастинатора.

Не защитившиеся идут к цели, но, если возникает препятствие, выдержка «придерживает» их в заданной программе и заставляет препятствие преодолевать, долго искать способ решения, совершенствуя свои знания, когда может быть это препятствие нужно обойти или проигнорировать. Уходит много времени, теряется своевременность достижения поставленной цели. Возможно, эти отвлекающие маневры позволяют по-новому взглянуть на ситуацию и увидеть новые способы преодоления преград, расширить свой поведенческий репертуар, но при этом поставленная задача теряет ресурсы и замещается новыми. У защитившихся выдержка ниже, но в контексте нашего исследования, они значительно более мобильно готовы отреагировать на изменение условий, обойти возникающие препятствия и достичь цели.

Третий параметр на уровне достоверных отличий между группами – будущее – это характеристика времени, отражающая перспективу, горизонт потенциального движения. Защитившиеся целеустремлены, ответственны в делах и поступках, обладают выдержкой, планируют свою жизнь, ориентированы на труд, то есть стремятся увеличить свою эффективность, чтобы успевать как можно больше. Выявленная отрицательная связь с гедонистическим настоящим, поиском новых впечатлений, при выполнении взятых на себя обязательств, нацеленность на результат сужает поле распределения и расходования ресурсов. Испытывая давление времени, они готовы пожертвовать наслаждением в настоящем в пользу достижения своих будущих целей, у них отсутствует свободное время, и чем ближе цель, тем выше в текущей жизни «социальный дефицит», тем выше напряжение оттого, что надо использовать время наиболее продуктивно.

У не защитившихся будущее нагружено эмоционально, время воспринимается ими как медленное, без острых углов, твердое. Положительная связь с потребностью в познании у не защитившихся, расширяет разброс использования личностных ресурсов в единицу времени. При этом, видимо, поставленная цель оттесняется другими, возникающими по ходу дела познавательными интересами.

У не защитившихся целеполагание, ответственность в делах и поступках связано с отдаленной перспективой, как и умение планировать и умение реализовывать. Обнаружены сильные (p≤0.01) прямые положительные связи будущего со структурно-компонентными умениями, личностно-стилевыми особенностями: целеполаганием, ответственностью, умением планировать и реализовывать, но в отдаленной перспективе! Очень интересный факт, показывающий наличие необходимых компонентов для реализации целей деятельности, но отсутствие движения в настоящем. Идет большая внутренняя работа, но для будущего, именно оно структурируется. Причина - в недостаточной разграниченности настоящего и будущего во временной перспективе.

В психологическом пространстве будущее у не защитившихся находится ближе, можно предположить, что оно четко не отделено от настоящего. У защитившихся границы эти четко сформированы, что видно через (p≤0.01) связи будущего с целеустремленностью, ориентацией на труд – а это показатель, связанный с деятельностью в настоящем.

Время будущего у защитившихся воспринимается как более сложное, а у не защитившихся зависимость обратная, то есть оно воспринимается как простое, в свете наших задач исследования как управляемое. Психологический фон недостижения результатов в срок сглажен, не воспринимается как проблема «не сделанного во время»: есть ощущение – мы все успеем. Это собственный дедлайн (крайний срок), не имеющий отношения к актуальности и своевременности начатой когда-то деятельности, вне связи с окружающими процессами.

3. Психологические характеристики самоорганизации аспирантов, обеспечивающие достижение результата в срок

Корреляционный анализ выявил структуру взаимосвязей статистически значимо различающихся качеств личности защитившихся и не защитившихся аспирантов. Интересно отметить, что в качестве значимых с точки зрения реализации цели вовремя выявились семь волевых качеств, два вида направленности и три характеристики отношения человека ко времени. Они соединены по-разному в личностных структурах защитившихся и не защитившихся аспирантов.

3.1 У не защитившихся выделились девять значимых взаимосвязей, которые четко фиксируют три отдельных плеяды, а также два автономных параметра, которые не образуют связей (рис.2).

Первое, что привлекает внимание это то, что настоящее не связано с будущим. Этот разрыв может иметь разное объяснение. Но в контексте рассматриваемой проблемы отражает то, что время, возможно, не воспринимается не защитившимися как сквозной процесс, что он прерывается, как «черные дыры» поглощая активность человека, препятствуя продвижению к цели. Отсутствует взаимосвязь настоящего и будущего, т.е. с тем, что сейчас упорядочивает деятельность. Текущие дела «стоят на месте», «откладываются» или выполняются в хаотично. Становится понятно, почему более высокий уровень решительности «не работает» на результат. Это связано с тем, что акценты работы вынесены в будущее, вместо того, чтобы решительно действовать в настоящем, его организовывать и упорядочивать, все эти процессы структурированы на перспективу.

  положительные корреляционные связи (p≤ 0.1)

  положительные корреляционные связи (p≤ 0.5)

  отрицательные корреляционные связи (p≤ 0.5)

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи исследуемых характеристик у не защитившихся аспирантов

Другой немаловажный факт. С одной стороны не защитившиеся ориентированы на то, чтобы что-то сделать, они трудоспособны. Но оторванность этого параметра от управляющих структур, а главное его существование вне времени (настоящего и будущего) нивелирует эту ориентацию на труд, определяет их топтание на месте.

Другая двусторонняя плеяда – прямая взаимосвязь двух параметров, измеряющих степень развития самостоятельности, по сути, также отражает независимость этого важного регуляторного компонента. Он как бы «висит» отдельно и не питает своим ресурсом движение к цели, не связан с управляющими компонентами движения, векторами развития: решительностью, упорядоченностью деятельности, целеустремленностью. Иными словами – вроде бы и ресурс управленческий есть и мотивация присутствует. Однако без регуляторной автономности они теряют свой потенциал. И наоборот – самостоятельность и автономность присутствуют, так же как и инициативность, но в отрыве от упорядоченности деятельности и целеустремленности. Ее вклад в общий результат минимален.

Третья плеяда отражает прямую взаимосвязь выдержки с целеустремленностью и менее сложным будущим (чем у защитившихся) и обратно с ориентацией на деньги. Данный аспект взаимосвязей показывает, что чем консервативнее бывший аспирант, тем более сложным представляется ему будущее. При этом отсутствуют и меркантильные интересы, которые могли бы мотивировать на долгосрочные действия, продвигая к цели. К сожалению, в отрыве от самостоятельности и управленческого ресурса (организованности, упорядоченности, решительности) и «стойкость» к изменяющимся условиям и целеустремленность оказываются в пассиве – ресурсами, не задействованными в процессе продвижения к поставленной цели.

3.2 В структуре личности защитившихся выделились одиннадцать значимых взаимосвязей (рис. 3).

 

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи исследуемых характеристик у защитившихся в срок аспирантов (   положительные корреляционные связи на уровне значимости p ≤ 0,01; положительные корреляционные связи на уровне значимости p ≤ 0,05; отрицательные корреляционные связи на уровне значимости p ≤ 0,05).

Структура взаимосвязей значимо различающихся межгрупповых показателей в группе защитившихся носит системный характер. За исключением одного параметра - степени сложности будущего – будущее воспринимается как сложное, требующее усилий. Остальные показатели взаимосвязаны между собой, при этом четко прослеживается три линии (как и у незащитившихся), но, которые замыкаются на одной переменной – организованности.

Первая линия - самостоятельность, которая опирается на отдаленность настоящего, т.е. позволяет оттолкнуться и начать движение к цели; большая протяженность настоящего позволяет его лучше организовать и управлять им.

Вторая линия связана с выдержкой, решительностью, как способностью самостоятельно принимать решения. Эта взаимосвязь отражает возможность личности к упорядочиванию деятельности. Если вспомнить, что по сравнению с незащитившимися, аспиранты справившиеся со своей работой в срок, характеризуются большей гибкостью и способностью регулировать свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, то напрашивается вывод: меньший консерватизм позволяет двигаться с большей осмотрительностью и упорядочивать свою деятельность, соотнося ее с требованиями внешних условий. Это ключевой посыл к самоорганизации своей активности.

Наконец третья линия – связь организованности с будущим, но не прямая, а опосредованная - через цель. Именно целеустремленность соединяет будущее и организованность. А само будущее опирается на самостоятельность и инициативность. По сути это означает, что будущее четко инициировано настоящим и зависит от поставленной цели. Цель осознается, определяется, фиксируется. Движение к ней и есть организованное движение в будущее. Движение происходит, несмотря на то, что само будущее более сложно структурировано в психологическом пространстве. Защитившиеся самостоятельны, организованы, настоящее у них несколько дистанцировано, т.е. они менее «вросли», застряли в нем, у них более «легкие» отношения с настоящим временем. Время является ресурсом. Будущее рассматривается как источник сегодняшней активности – они целеустремлены, инициативны и трудолюбивы. Выдержка позволяет быть достаточно устойчивыми к отвлекающим факторам, но не застревать при возникновении препятствий.

Таким образом, в структурных взаимосвязях защитившихся в срок аспирантов параметры не только не оторваны друг от друга, но и имеют системообразующее звено – организованность. (Рис. 3) Три линии, как три вектора, сходятся в одну точку и каждый из достоверно отличающихся друг от друга параметров (самостоятельность, выдержка и будущее) вносят свой вклад в общую организованность учебной и научной деятельности аспиранта, определяя ее результативность.

Выводы 

Сравнительный анализ личностных особенностей аспирантов, защитившихся и не защитившихся в срок, показал, что главными отличительными чертами самоорганизационных характеристик являются самостоятельность, выдержка и отношение к будущему.

В качестве значимых с точки зрения реализации цели определяются семь волевых качеств, два вида направленности и три характеристики отношения человека ко времени. Степень их развития свидетельствует о сформированности элементов, необходимых для управления своей учебной и научной деятельности как у защитившихся, так и не защитившихся аспирантов.

У защитившихся и не защитившихся значимые параметры – самостоятельность, выдержка и отношение к будущему – имеют разную внутреннюю структуру. У не защитившихся это самостоятельные разрозненные комплексы, а у защитившихся - это сложная гроздь психологических характеристик, ядром которой является организованность, то есть умение построить структуру своей работы в соответствии с поставленной целью, самостоятельно найти ресурсы для реализации цели и закончить начатое в необходимые сроки.

Заключение

Институт аспирантуры призван готовить специалистов с высшим послевузовским профессиональным образованием. Данное исследование высветило важную линию работы при подготовке научных кадров высшей квалификации (профессионального исследователя) – целенаправленное развитие самоорганизации учебной и научной деятельности аспиранта в рамках института аспирантуры. Своевременная диагностика и коррекция самоорганизационных качеств личности аспиранта, позволит будущему ученому управлять своей активностью более целенаправленно.

Результаты исследования могут иметь прикладное значение для повышения эффективности организации учебной и научной деятельности аспирантов, для разработки индивидуальных стратегий преодоления проблем самоорганизации в процессе обучения в аспирантуре.


Литература

1. Берд П. Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. М.: Изд. ФАИР-ПРЕСС, 2004. 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: изд.«Питер», 2009. 368 с.

3. Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского унивеситета. Серия: Психология. Социология. Педагогика. Серия 12. Вып. 4, Декабрь, 2010, с. 153-161.

4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляцияповедения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.

5. Мэскон М. Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. М.: изд.Вильямс, 2009. 627 с.

6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.608 с.

7. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий ; под ред. М. К. Кабардова. – М. : изд. Эль-Фа, 1996. 125с.

8. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: изд. Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

9. Товб А.В., Ципес К.С. Управление проектами. СПб.: изд. Бизнес-Олимп, 2003. 408 с.

10. Управление по результатам/пер. с финского/ Общ. ред. и предисловие Я. А. Леймана. – М.: Прогресс. Универс, 1993. 318 с.

11. Harber K. D., Boyd, J. N. and Zimbardo P.G. (2003) «Participant Self-selection Biases as a Function of Ibdividual Differencts inTime Perspective» Joyrnal of Experimental Social Psycology 25 255-264



Архив журнала
№4, 2019к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба