Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2013

Карлыгаш Кондыкерова
Принцип обязательности договоров в международных отношениях
Просмотров: 6546

Кондыкерова Карлыгаш Жумабековна

Магистр международных отношений,

докторант ,Академия Государственного Управления

при Президенте Республики Казахстан

Karlygash Zhumabekovna Kondykerova

PhD student of  Institute  of  Diplomacy

and External Policy

Academy of Public Administration under

the President of the Republic of Kazakhstan


Е-mail: kondykerova@mail.ru

УДК 341.24(063)

 

Принцип обязательности договоров в международных отношениях

 

Аннотация:  Международные договоры, заключенные между субъектами международного права становится эффективным инструментом регулирования прав и обязанностей, когда субъекты соблюдают принцип «Pacta sunt servanda». Принцип «Pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться.

Ключевые слова: международные договоры, Pacta sunt servanda», обязательность договора, соблюдение договора, Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г.

The principle of compulsory agreements in international relations

Abstract: International agreements signed between subjects of international law is an effective tool for regulating the rights and responsibilities when subjects observe the principle of «Pacta sunt servanda». The principle of «Pacta sunt servanda» - agreements must be respected.

Keywords: international treaties, Pacta sunt servanda», observance of agreements, compulsory agreements, the Vienna Convention on the international  Law of Treaties, 1969.

Принцип обязательности договоров в международных отношениях

Источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 мая 1986г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978г., регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие ст. 102 Устава Организации Объединенных Наций и другие источники.

Рассмотрение вопросов заключения и исполнения международных договоров, главным образом, отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая содержит один из основных принципов международного права – «Pacta sunt servanda».

Основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970г.), а также в Заключительном акте СБСЕ (1975г.), являются критерием законности в международном праве».

Соответствие этому положению – существенное основание для определения юридической значимости и силы заключенных государствами договоров. Венская Конвенция о праве международных договоров является правообразующим, главным международным источником для основных субъектов – государств при заключении международных договоров.

С юридической точки зрения  упомянутый документ включает в себя и более широкий смысл – совокупность процедур с применением различных правовых методов, посредством которых обосновывается значение международных договоров.

Каждый международный договор проходит стадию согласования текста, в котором выражается юридическое согласие государства на обязательность для него международного договора. В данном документе четко и ясно прописывается порядок и стадии заключения международного договора между субъектами международного права. Важно отметить, соотношение обязательств, которые предусмотрены Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г.

В целом правовая природа данного документа заключается в том, чтобы законодательно регулировать порядок заключения, исполнения, прекращения, приостановления и денонсации международных договоров.

В преамбуле Венской конвенции указано на то, что государства – участники Конвенции признают всё возрастающее значение договоров как источников международного права и как средство развития мирного сотрудничества между нациями, народами независимо от различий в их государственном и общественном строе.

В современных условиях нормы международного права в своем применении являются, в основном, нормами сотрудничества субъектов. Устав ООН с помощью правовых норм активно воздействует на формирование норм международного права с таким содержанием.

При этом учитываются такие тенденции в развитии международной правосубъектности, как все более обоснованная конкретизация видов прав и обязанностей по критериям их содержания и по характеру, более скрупулезное определение границ компетенции и мер ответственности субъектов международного права.

Устав ООН – юридически определяет международное сотрудничество государств и других субъектов на равных друг с другом правах. При этом возникают своеобразные функциональные позиции:

Первое, Устав ООН юридически обеспечивает нормальное функционирование процесса международного правотворчества при заключении международных договоров, который характеризует суверенитет государств как субъектов международного права, через него формируются и поддерживаются соглашения по различным вопросам;

Второе, международная правосубъектность, согласно Уставу ООН, в механизме международного правового регулирования распределяется по субъектам и содержит в себе требования, которые имеют императивный характер и при заключении международных договоров.

Кроме того, на основании Устава ООН определяется содержание международного правового регулирования, которое выражается в двух направлениях: во–первых, в упорядочении и заключении международных правоотношений; во–вторых, в содействии развитию новых международных правоотношений через процесс правотворчества и прогрессивного развития международного права.

Конвенция непосредственно связана с  Уставом ООН. Содержание гл. 1 ст. 1 Устава ООН определяет основные принципы для государств – «поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества». Из этого следует, что принципы, провозглашенные в Уставе, обязывают каждое государство при заключении международных договоров соблюдать их добросовестно. Конвенция в свою очередь юридически закрепляет и развивает принципы Устава ООН.

а) народы Объединенных Наций создают условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров;

б) принципы международного права, утвержденные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещение угрозы силой или ее применения и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, являются основным императивом при заключении международных договоров, невыполнение которых представляет собой нарушение международного права;

в) кодификация и прогрессивное развитие права международных договоров способствуют достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно – поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом на основе договоров.

Венская Конвенция является основным международным источником для государств в области заключения договоров и последующего их добросовестного исполнения. Конвенция содержит в себе такие правовые аспекты, которые раскрывают юридическую взаимосвязь международной инициативы, правотворчества и заключения международных договоров:

а) заключение договоров;

б) вступление в силу договоров и их временное применение;

в) соблюдение договоров;

г) применение договоров;

д) толкование договоров;

е) договоры и третьи государства;

ж) поправки к договорам и изменение договоров;

з) недействительность, прекращение и приостановление действия договоров и.т.д.

Любой международный договор, заключенный между субъектами международного права становится тогда эффективным инструментом регулирования прав и обязанностей, когда субъекты соблюдают принцип «Pacta sunt servanda». В первом разделе «Соблюдения договоров» записано: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Согласно статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года вводит для субъектов положение, обязывающее соблюдать международный договор, не препятствовать его функционированию, не допускать противоправных деяний со стороны участников, которые могут нарушить международную законность и взаимовыгодное сотрудничество.

Принцип «Pacta sunt servanda» не распространяется на договоры агрессивные, насильственные, неравноправные и другие недействительные договоры, заключенные в противоречии с основными принципами международного права, а также на договоры и обычаи, которые утратили свою юридическую силу.

Принцип «Pacta sunt servanda» является гарантом обеспечения выполнения международных договоров в современных условиях и эффективным средством укрепления международной законности, упрочения правоотношений между странами.

Используя этот принцип, государства выступают за добросовестное, волевое выполнение статей международного договора.

Принцип «Pacta sunt servanda» имеет свое закрепление в Уставе ООН, где декларировано, что народы, вступающие в Организацию Объединенных Наций, преисполнены решимости создать условия, при которых соблюдаются справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Устав ООН и закрепленный в его статьях юридический принцип «Pacta sunt servanda» основаны на инициативе государств, и конечно же их стремлении к выполнению норм международного договора.

Принцип «Pacta sunt servanda» помогает определить юридическую природу международного договора. Без этого принципа понятие «международный договор» не будет полно отражать смысл другого принципа – «выполнение взятых обязательств государствами вытекает из их соглашения».

Принцип обязательности по своему содержанию применим только к правомерным договорам, и содействовать укреплению международной законности.

Государство участник договора вправе не исполнять свои обязательства по международному договору по следующим причинам:

а) когда в результате революции или национально–освободительной борьбы возникли новый социальный строй и новая государственная власть, которая вправе отвергнуть кабальные договоры свергнутых правительств;

б) когда обязательства связаны с конкретной территорией, над которой соответствующее государство утратило территориальное верховенство;

в) когда один из контрагентов утратил свою международную правосубъектность в результате слияния нескольких государств в одно целое или разделения одного государства на два и более.

Таким образом, договор является соглашением равноправия между двумя или несколькими государствами, когда устанавливаются взаимные права и обязанности.

Работая над договором, государство осуществляет свою основную функцию в международном сообществе – функцию суверенного участника в процессе решения актуальных проблем, выражая при этом свое согласие через договор, не нарушая основных принципов международного права, исполняя обязательства по международному договору, в том числе и по принципу «Pacta sunt servanda».

Современная международная практика заключаемых соглашений между субъектами строится на применение большого количества наименований договора поэтому актуальность рассматриваемой проблематики находит множество вопросов к какому же названию лучше использовать, и какова их юридическая сила.

Раскрывая вопросы юридической природы международного права, считает важной проблему толкования наименований международных договоров. Необходимо отметить, что толкование наименований договорных норм, заключаемых государствами, не обладает каким–то автономным или новым для общего международного права инструментарием, так как это исходит из международной практики субъектов международного права, которые сами определяют, как назвать международный договор.

Исполнение договора участником, которого является государство должно на законодательном и практическом уровне обеспечить выполнения международных договоров.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» каждый действующий международный договор Республики Казахстан подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан.

В данной статье также указано, что общее наблюдение и контроль за выполнением международных договоров осуществляет Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 1037 утверждены  Правила подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан и представления ее на рассмотрение Президента Республики Казахстан, а также согласования проектов решений международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, и их реализации, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан и выполнения достигнутых договоренностей.

Относительно формулировки термина согласия на обязательность договора Комиссия международного права не сразу пришла к единому мнению. В проектах использовались термины «принятие», «принятие договорных обязательств», «участие в договоре», «согласие на участие». Все они означали окончательное принятие договора субъектом, каким бы способом оно не было совершено.

Выражение согласия на обязательность договора – последняя и юридически решающая фаза его заключения. В результате такого согласия субъект международного права принимает на себя обязательство выполнять договор с момента его  вступления в силу.

Порядок выражения определяется договаривающимися  сторонами. Основная роль в этом отводится конституционному праву государств.

Нередки включения в договор положения о том, что ратификация или принятия договора осуществляется государствами  в соответствии с их конституционной процедурой. В других случаях, например в Уставе ЮНЕСКО, говорится просто об «акцепте договора» Лайбери-Менахем отмечала, что термин принятие довольно широко применяется в конвенциях специализированных учреждений ООН. Делается это по мнению многих юристов, для того чтобы избежать обязательной ратификации парламентом.

Следует иметь ввиду, что процедура, вступления государства для участия в международной организации или в договоре проходит на местном законодательном уровне.

Внутригосударственная процедура проходит в целях рассмотрения договора на целесообразность в нем участия той или иной страны. В национальном законодательстве Республики Казахстан, а именно в Законе Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан » статьей 11 Закона установлены конкретные основания для ратификации договоров. Даже Ф.Ф. Мартенс утверждал: «Авторитеты международного права согласны между собою, что ратификация необходима для обязательной силы и действия договора».

С учетом международной практики Венская Конвенция определила следующие способы выражения согласия на обязательность договора для государства: согласие, выраженное подписанием. Этот способ выражается окончательным принятием выражением согласия на действия договора без проведения дополнительных внутригосударственных  процедур, к примеру, ратификация, утверждение; согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор; согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением.

Статьей 15 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан» международные договоры, предусматривающие проведение внутригосударственных процедур, не подлежащих ратификации, подлежат утверждению либо принятию.

В целом анализ практики свидетельствует о том, что понятие «ратификация» и «принятие» равнозначны.  Но необходимо иметь ввиду, то, что «принятие» охватывает две различные процедуры, в первом случае принятие без последующей ратификации, во втором случае принятие как первый этап заключения договора, второй этап предусматривает либо утверждение, либо ратификацию договора;

- согласие на обязательность договора, выраженное присоединением. Присоединение означает согласие на обязательность договора субъекта, который его не подписал, и, как правило, не принимал участие в его подготовке. Почти ко всем универсальным конвенциям ООН и других международных организаций Республика Казахстан присоединилась,  приняв на себя все обязательства по исполнению конвенций. В случае, если в условиях договора предусмотрена ратификация документа, оно подлежит проведению соответствующих процедур.

В международной практике при заключении договоров не последнюю роль играет институт оговорок. Оговорка- это односторонне заявление государства или международной организации под любым названием, сделанное при выражении согласия с договором, призванное исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к автору оговорки.

Оговорки применяются государствами в основном, если в договоре имеются те нормы и положения, которые противоречат внутреннему законодательству страны или условия которые не удовлетворяют Сторону.  Но оговорка, либо оговорки допускаются в том, случае, если это допускается самим договором.

Учитывая, что унверсальные договоры принимались тем или иным большинством государств, котрые контролировались западными державами, СССР выступал за расширение права государства делать оговорки. Малик Я.А. заявил, что каждое государство имеет право делать оговорки при подписании международного соглашения. Это является общепризнаным правом каждого государства. Соответствующее предложение вносилось на рассмотрение Генеральной Ассаммблеи ООН и было поддержано социалистическими и рядом других государств.

Обстановка в международном сообществе изменялось совершенствовались правовые системы стран, приэтом стал вопрос о трансформации правовых систем государств с учетом международных стандартов как основной идеей в области защиты прав человека.

При ратификации Международного пакта о гражданских и плолитических  правах  граждан возник вопрос о ратификации данного с оговркой, поскольку в пункте 3 статьи 9 Пакта было указано, на то, что  « Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора».

При этом в национальном законодательстве было предусмотрено, что санкцию на арест имел право выдавать только прокурор.

В результате конституционных поправок расширены пределы судебного контроля за деятельностью органов уголовного преследования по ограничению конституционных прав граждан. С 1 сентября 2008 года арест санкционируется только судом, что в полной мере отвечает международным стандартам. Вопросы относительно оговорок к данному Пакту были сняты в связи с приведением национальное законодательство с международными стандартами в области защиты прав человека.

Основным этапом для договора является вступления в силу, вступления в силу означает, что он становится юридическим обязательным для сторон, и это положение является обще признанным.  Вступление в силу юридически обязывает стороны применять положения договора.

Вступившие  в законную силу  международные договоры согласно Закону Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» публикуются по представлению Министерства иностранных дел в сборнике «Бюллетень международных договоров Республики Казахстан», а  вступившие в законную силу договоры, ратифицированные Парламентом публикуются в официальных изданиях Парламента.

Естественно публикация нормативного акта является государственно-правовым актом государства, которая является обязательным в целях донесения документа до населения.

Публикация договоров регулируется внутренним правом государств. В договорах этот вопрос регулируется очень редко, в основном упоминается в договорах по гуманитарному праву. Так, в статье 47 Женевской Конвенции 1949 года об улучшении участия раненных и больных в действующих армиях и в соответствующих статьях других Женевских конвенциях  защите жертв войны говорится «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются как в мирное, так и военное время, распространять возможно шире тексты конвенций в своих странах, и в частности включить ее изучение в учебные программы военного или гражданского образования с тем, чтобы было ознакомлено все население в целом».

На Парижской мирной конференции 1919 года была предпринята попытка вести обязательное опубликование всех международных актов Лигой Наций и поставить под сомнение ценность договоров, которые не опубликовались указанным способом.

Это требование не удалось претворить в жизнь. Но фактически Лига Наций публиковала все международные договоры, заключенные во время ее существования, и это собрание документов представляет большую ценность.

ООН изучала ту же самую проблему и разработала систему регистрации и опубликования договоров. Чтобы побудить государства опубликовать все заключенные ими международные соглашения, в Устав ООН было включено положение статьи 102, что ни одна из сторон того или иного незарегистрированного договора  не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов ООН.

Иногда участники переговоров о заключении международных соглашений решают не передавать гласности достигнутое ими соглашение. Соглашение именуют «секретным», если оно известно только ограниченному числу лиц, которые не должны ссылаться на него в своей официальной переписке, соглашение является «конфиденциальным», если оно известно в общих чертах правительству, но не придается гласности. Такого рода соглашения и договоры регулируется с учетом специального Закона Республики Казахстан о государственных секретах.

Международное соглашение- это договоренность в установленной форме, достигнутая между двумя или более правительствами по определенному вопросу.

Соглашения действуют в течение длительного периода времени, поскольку основные принципы, заложенные в договоре, имеют приоритетность долгое время. В результате  изменений ситуации в мировом сообществе и в том и ином государстве соглашения могут стать неприменимыми и назревает необходимость пересмотреть документы либо аннулировать их.

Соглашения, действующие между двумя или более государствами, можно легко изменить путем дипломатических переговоров. Взаимная добросовестность и добрая воля сторон- важная основа и наилучшая гарантия действия международных соглашений. Большую роль может также играть взаимная заинтересованность. Такой подход основа для заключения нового соглашения либо продолжения действия договора с учетом внесения и изменения необходимых положений в них.

В общем, подписав договор,  государство уже берет на себя обязательство о выполнении им тех или иных положений обусловленных договором, первое это проведение внутригосударственные процедур на законодательном уровне для вступления его в силу, последующее исполнение обязательство это исполнение самого договора, на что направлены основные цели и задачи документа.

В международной практике имеются случаи от отказа, подписанного документа. В принципе государство в праве отказаться от своей подписи под договором. Однако в силу принципа добросовестности для этого должны быть достаточные причины. Неосновательный отказ от подписи наносит ущерб авторитету государства. Как известно, снятие Президентом Джорджем Бушем подписи под Статутом Международного Уголовного суда, поставленной Президентом Клинтоном, было весьма негативно оценена международным сообществом.

В международной практике указанное поведение называется «отрицательная»  практика ратификации международных договоров. Подобный отказ был со стороны Китая, Израиля, Ирака, Ирана, Катара, а также со стран Ближнего Востока, за исключением Иордании. Отказ от ратификации Статута Международного Уголовного Суда это явилось следствие отказа от признания его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на территории иностранных государств или их гражданами на территории иностранных государств.

В целом, подводя итоги, отметим, что международный договор является основным источником международного права, органически взаимосвязанным с Уставом ООН, общепризнанным принципам и нормам международного права, заключаемый письменно, представляющий собой добровольное соглашение субъектов– иметь равноправные права и обязанности по конкретному виду международных отношений и их надлежащее исполнение.

Таким образом, международный договор - является равноправным соглашением между двумя или несколькими государствами (субъектами), когда устанавливаются взаимные права и обязанности. Через международный договор государство осуществляет свою главную функцию в международном сообществе, - функцию суверенного участника в процессе решения актуальных проблем, выражая при этом свое согласие через договор, не нарушая основных принципов международного права, исполняя добросовестно обязательства по международному договору, согласно принципу – «договора должны соблюдаться» (Pacta Sunt Servanda).

  1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.,
  2. Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г.,
  3. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Правил подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан»,

 

4. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т1, 1898 г., Дипломатический церемониал и протокол Дж. Вуд,  Ж. Сере,

5. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан»,

6. Современное право международных договоров, 1 том, Лукашук И.И.стр. 343,

7. Международный пакт о гражданских и политических  правах от 16 декабря 1966 года,

8. Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного преследования от 1 сентября 2005 года,

9. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан»,

10. Женевская Конвенция 1949 года, об улучшении участия раненных и больных в действующих армиях,

11. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.



Другие статьи автора: Кондыкерова Карлыгаш

Архив журнала
№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба