Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2013

Илюмжон Абдумаликов
Некоторые аспекты процесса национальной идентификации в условиях глобализации

Абдумаликов Илюмжон

стажёр-соискатель-исследователь кафедры философии,

Андижанский государственный университет

Abdumalikov Ilumgon

The post-graduate student of chair of philosophy

The Andijan state university

 

E-mail – ilmjon9004@mail.ru

УДК 1:316

 

Некоторые аспекты процесса национальной идентификации в условиях глобализации

Аннотация: Процессы национальной идентификации в условиях глобализации часто имеют дифференцированный характер. С одной стороны, глобализация и интеграция это неминуемый процесс, но с другой стороны, без национальной идентичности этническое разнообразие мира ставится под угрозу исчезновения.

Ключевые слова и фразы: глобализация, интеграция, государство, национальная идентификация, национальное самосознание

Some aspects of process of national identification in the conditions of globalization

Summary: Processes of national identification in the conditions of globalization often have the differentiated character. On the one hand, globalization and integration is inevitable process, but on the other hand, without national identity an ethnic variety of the world is threatened disappearances.

Keywords: globalization, integration, the state, national identification, national consciousness

 

Некоторые аспекты процесса национальной идентификации в условиях глобализации

Период конца XX – начала XXI века ознаменовался различного рода процессами во всех сферах общественной жизни. Это и распад СССР, крушение социалистического лагеря (несмотря на то, что в мире остаются социалистический системы, например КНР, КНДР, Куба, Вьетнам и др.), а также процессы глобализации. Глобализация как феномен не рассматривается однозначно. Вместе с интеграционными процессами ряда государств, в том числе и независимых государств бывшего Союза ССР, также получили поддержку и процессы национального духовного возрождения, национального самосознания, национальной идентичности. Как в условиях глобализации может происходить становление и развитие таких процессов?

Как отмечают М.Ю.Бунаков и В.Н.Лукин1 во второй половине 90-х годов XX века проблема концептуализации  национальной  идентичности характеризуется смещением акцента на определение типа  национальной   идентификации  в странах демократического постсоциалистического транзита (Центральная и Восточная Европа, Евразия). Значительная группа исследователей, специализирующихся в области политического анализа национализма в постсоциалистической «Новой Европе», оставалась на прежних позициях и относила особенности национальной идентичности стран этого региона к этническому типу. К этой группе возможно отнести таких видных экспертов по проблемам национализма в странах Восточной Европы, как Роджерс Брубакер, Джордж Скопфлин.

Р. Брубакер выдвигает положение о преобладании в типе национальной идентичности транзитных демократий Восточной Европы и Евразии этнокультурного аспекта и отсутствии необходимых  условий  для интериоризации паттернов гражданской национальной идентичности. Р. Брубакер приходит к выводу, что в этих странах созданию государственности предшествовали националистические движения, а само государство создавалось в интересах конкретной этнополитической группы. В связи с этим, полагает исследователь, в новых демократических странах Евразии весьма невелики шансы распространения паттернов гражданской идентичности. В новых демократиях произошла институционализация этнокультуральной концепции национальной идентичности, которая дистанцирована от идеи гражданственности и ориентирована на передачу социальной ответственности структурам власти.

Д. Скопфлин, разделяющий во многом общий стандарт трактовки национальной идентичности и государственной легитимации в странах этого региона как преимущественно этнических по своему характеру и сути, обращает внимание на еще один специфический аспект национализма транзитных демократий: связь этнического национализма и исторических паттернов коммунистической идеологии. Исследователь относит идеологические паттерны коммунизма к группе факторов, детерминирующих возникновение и преобладание в этом регионе этнических паттернов национальной идентичности.

Во-первых, универсалистская природа идеологических паттернов коммунизма, ассоциируемых в ряде стран Центральной и Восточной Европы с давлением извне, способствовала, считает Д. Скопфлин популяризации не общегражданских космополитических, а национальных проектов сохранения уникальности конкретной этничности. В таких  условиях  в значительной мере затруднено возникновение гражданственности как важного измерения  национальной   идентификации .

Во-вторых, убежден Д. Скопфлин, коммунистическая идеология привела к разрушению гражданского общества в странах этого региона, создав атомизированные сообщества, основанные на отношениях недоверия и взаимной изоляции. В силу этого, подчеркивает аналитик, этнонациональные идентичности оставались единственными структурами, в которых могли формироваться общественные начала взаимодействия на основе доверия и солидарности.

В-третьих,  в   условиях  устранения коммунистической идеологией иных противостоящих ей идей и ценностей, этничность оставалась единственной сохранившейся в той или иной мере формой, представленной в структуре национальной идентичности стран региона.

Обосновывая тезис о преобладании этнического типа национальной идентичности в странах Восточной Европы, Эрнст Геллнер, Джек Снайдер объясняют это явление отсутствием сложившейся структуры демократических политических и гражданских институтов, а также эффективных институтов законодательной власти. В этих условиях этнический национализм заполняет институциональный вакуум. С точки зрения Д. Снайдера этнический национализм имеет тенденцию к доминированию, когда политический контекст характеризуется коллапсом институтов власти, выражающемся в их неспособности исполнять базовые потребности граждан и отсутствии сформировавшихся альтернативных структур, способных восполнить реализацию этих функций.

Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение здесь приобретают силы, способные контролировать стихийные процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности. «Сегодня мир, почти лишенный путевой нити, пытается наощупь найти новый баланс, новое соотношение сил между государством, рынком и гражданским обществом», - заявил М. Хансен в упоминавшемся докладе «Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики»2. Сложность проблемы в том, что ее решение требует не просто распределения власти между указанными институтами, но - в связи с изменением общественных ценностей и приоритетов - трансформация самих этих институтов.

Некоторые исследователи делают далеко идущие выводы о неминуемом отмирании национальных государств. Р. О`Брайен в книге «Глобальная финансовая интеграция. Конец географии» пишет: «Нация делается неуместна, хотя она еще и существует. Чем ближе мы подходим к глобальному интегральному целому, тем ближе мы к концу географии» (т.е. государственно-национального деления мира) Это утверждения представляется весьма сомнительным. Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а наоборот усиливают ее диспропорцию. Увеличивается контраст между высокоразвитым центром, в котором проживает 1/6 населения, и периферией, сосредоточивающей основную массу жителей нашей планеты.

В основу концепции европейской интеграции положен принцип субсидиарности (дополнительности), предусматривающий многоуровневую систему принятия решений. Всего выделяется четыре уровня: коммунальный, региональный, национальный и наднациональный. При этом решение каждой конкретной проблемы относится к компетенции той власти, которая обеспечивает ее оптимальное решение. Интеграция сочетается федерализацией.

Процессы глобализации усиливают значение системы так называемого «национального ромба», так как по мере их развития увеличивается роль главного ресурса современной экономике – интеллектуального, профессионального и организационного потенциала общества, то есть его способности объединиться, мобилизовать свои духовные и материальные возможности ради достижения общих, надличностных целей. Этот главный ресурс не может развиваться только за счет расширения внешних связей и интеграции в глобальные сети, в отрыве от своей социальной и духовной базы.

И основная причина этого - разные побудительные мотивы, стимулирующие социальное развитие и процессы глобализации в экономике. В первом случае это - долговременные интересы общества в целом, во втором - это в значительной степени конъюнктурные интересы субъектов рынка, прежде всего ТНК и финансовой олигархии. Углубляющиеся противоречия между этими двумя группами интересов и лежат в основе нарастания кризисных явлений, приобретших глобальные масштабы и охвативших важнейшие сферы жизнедеятельности.

Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией.

Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

 

 


 

  1. Бунков М.Ю., Лукин В.Н. Национализм и  национальная  идентичность  в   условиях   глобализации : проблемы концептуализации // Теоретический журнал CREDO new, №4, 2006
  2. Доклад Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994 г., с.15


Другие статьи автора: Абдумаликов Илюмжон

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба