Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2014

Феруза Бозарова
Эстетические взгляды Иммануила Канта

Феруза Бозарова,
Национальный университет
Узбекистана имени Мирзо Улугбека,
Старший научный сотрудник-соискатель

Feruza Bozarova
The National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek,
Senior scientific employee competitor
E-mail – bozarov_d@list.ru

В данной статье проведён творческий анализ эстетического восприятия во взглядах Канта. А также, раскрыты концептуальные взгляды по поводу эстетической интерпритации прекрасного.

Aesthetical views of Immanuil Kant

 In this article an analysis of the creative aesthetic features of the beautiful in Kant’s aesthetics is given. As well as outlining the conceptual views on the interpretation of aesthetic beauty.

Философские взгляды учёного — это есть ключ к его творчеству, к тем тайным стимулам, которыми учёный вдохновляется и о которых хочет сообщить миру. Поэтому, стремление к раскрытию определённого взгляда, определить характер, найти главный корень, представляет из себя очень трудоёмкую работу.

Не будет преувеличением, если сказать, что современная эстетика родилась в XVIII веке. Английский учёный Шефстбери и его последователи осуществили экскурсию на чувственные горизонты восприятия красоты. Бёрк провел своё знаменитое различие между категориями прекрасного и возвышенного. Батто во Франции, Лессинг и Винкельман в Германии предприняли попытку создать определённые критерии оценки искусства. Свой вклад внесли и лейбницианцы, а самое главное современное употребление термина «эстетика» ввёл учитель Канта А.Баумгартен. И всё же со времён Платона ни один философ не отводил эстетике как научной отрасли такое важное место в своей философской системе, как это сделал Кант. А также, ни один из его предшественников не догадался, что такие теории как метафизика и этика неполны без третьей составляющей – эстетической теории. Только разумное существо способно ощущать красоту, без ощущения красоты деятельность разума ущербна, — утверждает Кант.

Немецкая классическая эстетика начинается с Иммануила Канта (1724-1804). Величие Канта-философа по достоинству еще не оценено, по крайней мере в нашей историко-философской науке. Мы охотнее находим у него ошибки и различного рода заблуждения, часто видя их там, где их не было и не могло быть, и не обращая внимания на тот факт, что после Канта в Европе дйствительно изменился весь образ философского мышления. Суть втом что в философии Канта человек из страдательного и благодетельствуемого существа был выдвинут на высокий уровень нежели раньше и понимается теперь как творец природы. Идею Канта мы не поняли даже после существенных работ В.И. Вернадского, который показал, правда на естественнонаучном примере, что человек — важнейший и мощнейший геокосмический фактор в нашей вселенной и что на природные процессы он же и влияет, и если не учитывать его свойства эти процессы нам не понять. Но мы поняли это спустя столетия когда нагрянули серьёзнейшие кризисные ситуации и катаклизмы на нашу среду, и что всему этому причина, оказывается является сам человек.

Итак великий учёный и предсказатель Кант предположил, что только в эстетическом восприятии природы мы постигаем предел своих возможностей и осознаём своё отношение к миру. Именно эстетический взгляд показывает, что наша точка зрения это и есть именно наша точка зрения, и что мы являемся творцами природы не в большей степени, чем творцами той самой точки зрения, с которой мы смотрим на неё. Как уже говорилось выше иногда мы переходим за пределы нашей точки зрения, но это не для того чтобы постичь трансцендентный мир, а чтобы погрузиться в гармонию наших чувств и объективных вещей. И в то же время мы осознаём божественный порядок, который делает эту гармонию возможной.

Эстетические взгляды Канта подробно и максимально глубоко изложены в «Наблюдениях над чувствами прекрасного и возвышенного» (1764), «Критике чистого разума» (1781), «Критике практического разума» (1788), а особенно в  «Критике способности суждения» (1790).

“Критика способности суждения”-это обширная, но в малой степени связанная с прежней трансцендентальной эстетикой Канта. Современник, посещавший лекции Канта по эстетике, записал, что «основные мысли «Критики способности суждения» были даны в очень простом, ясном и развлекательном стиле». Когда Кант начал работу над этой книгой ему уже исполнился 71 год, не трудно сомневаться в том что его способность мастерски доказывать свои мнения, которая явно наблюдается в его прежних работах, начала ему изменять. Но всё же «Критика способности суждения» и ныне, считается одной из важнейших работ в области эстетики. Не преувеличивая можно сказать, без неё в современном понимании эстетики не было бы вовсе. Даже  очень простые, ясные и развлекательные и кажущиеся беспомощными – аргументы, служат доказательством исключительно оригинальным выводам.

 В целом, Кант не хотел продолжать в своей уже третьей «Критике» исследование проблем, которым посветил ранние две «Критики». Он хотел доказать, что эстетика, как познание и практический разум, обладает собственной значимостью. Так как между познанием и практическим разумом лежит «свойство суждения». Считая, что суждение имеет как субъективный, так и объективный аспекты, Кант разделяет свою Критику на эстетику и диалектику. Первая часть рассматривает субъективные стороны, она посвящена эстетическому суждению, вторая рассматривает объективные стороны природы, и посвящается природным проявлениям.

Кантовская эстетика основывается на фундаментальных философских проблемах, которую он выражает различными способами, излагая их в антиномиях. И так, согласно антиномии вкуса, эстетическое суждение всегда противоречит с самим собой, потому что оно должно быть в одно и то же время эстетическим (то есть выражением субъективного опыта) и общим суждением, претендующим на всеобщее признание. И всё же разумные существа такие как человек, просто в силу своей разумности выносят такие суждения. С одной стороны, объект доставляет им удовольствие, и это сиюминутное удовольствие не основано на каком либо анализе объекта, его предназначения, причинности или строения. С другой стороны, они выражают своё удовольствие в форме суждения, говоря так, «будто красота есть свойство предмета» [1], то есть, представляя, что оно доставляет им удовольствие, в качестве объективной ценности. Однако возможно ли это? Приятные ощущения моментальны, не основаны на размышлении или анализе, в таком случае на каком основании мы требуем всеобщего признания?

Чем ближе подходить к проблеме красоты, тем яснее проявляется этот парадокс. Наши ощущения, чувства и суждения называются эстетическими, потому что они имеют отношение к опыту. Никто на свете не может судить о красоте предмета, которого он никогда не видел, о котором даже не слышал. Научные, а также практические суждения возможно и можно получить «из вторых рук». Скажем, можно принять чьё-либо авторитетное суждение о проблемах физики, к примеру, об использовании магнитных полей. Но как возможно принять пусть и авторитетное суждение о достоинствах картин Леонардо или музыки Моцарта, если их видел и не слышал. Следовательно, в эстетическом суждении не может быть ни правил, ни принципов. «Под принципом вкуса надо понимать основоположение, под условие которого можно подвести понятие предмета и затем посредством умозаключения вывести, что предмет прекрасен. Но это совершено невозможно. Ибо удовольствие человек должен получить непосредственно от представления о предмете и вынудить у него это удовольствие посредством доказательств, будет пустой болтовнёй» [1]. Представляется, что право на эстетическое суждение даёт нам только опыт, а не умозаключение, так что всё, что отличается от чувственного восприятия предмета, вносит отличие и в его эстетическую значимость (поэтому, например непередаваемы ощущения от поэзии). Кант утверждает, что эстетическое суждение свободно от понятий, и красота не является понятием.

Известно что, эстетический вкус индивидуален, субъективное созерцание в нём приоритетно. Великий английский философ Д.Юм исходя из этого, сказал: «о вкусах не спорят». Существуют такие эстетические ценности, которые обусловлены определённым временем, социальной жизнью, общенациональностью, общечеловечностью, а также, культурой.  В таких случаях действительно «о вкусах не спорят».

 Так мы оказываемся перед первой антиномии вкуса: «Суждение вкуса не основано на понятиях, а то в противном случае о нём можно было бы диспутировать (приходить к решению посредством доказательств)» [2]. Однако этот вывод, как кажется, противоречит тому факту, что эстетическое суждение всё же является суждением. То есть, если несколько человек или группа людей имеет другое мнение, по поводу вкуса, специально обращать внимание на частное мнение считается необязательным: их мнение игнорируется путём молчания в ответ. Потому что, никто не имеет морального права отвергнуть и сказать «мне это не нравится» по поводу ценностных взглядов тысячи и миллионов людей. Итак, Кант выдвигает следующую антиномию вкуса: о вкусах, согласно его выводам, можно и нужно спорить, здесь можно прийти к общему согласию, если априорные способности нашей души достаточно развиты.

 Когда я называю что-либо прекрасным, я не имею в виду, что это нравится только мне: я говорю об этом, а не о себе, и, если потребуется, постараюсь дать обоснование ему, указывая на свойства предмета. А любой поиск обоснования имеет универсальный характер рассудочной деятельности. В сущности, я утверждаю, что другие, если они разумные существа, должны испытывать такой же восторг, какой испытываю я. Это приводит ко второй формулировке антиномии вкуса: «Суждение вкуса основано на понятиях, как то в противном случае о вкусах…   нельзя было бы даже спорить» [2].

Вывод, о вкусах не спорят и в тоже время о вкусах надо спорить. В этом парадоксе есть большая доля правды, например: «Э.Бёрк сравнивает прекрасное и возвышенное, и исследует их как разные категории. Сам Кант рассматривает эти же понятия в качестве развивающихся в гармонии. А мнение Гегеля отличается от обеих выше указанных, оказывается что возвышенное это один из видов прекрасного, и что возвышенное это превращение внешнего прекрасного во внутреннее.

Кант считает, что эстетическому чувству характерна незаинтересованность. Оценка приятного возникает в ощущении и связана с интересом. Доброе мы оцениваем при помощи понятий, благоговение к нему также связано с интересом. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума. По Канту категория прекрасного имеет четыре особенности, и это одно из первых её особенностей. В этом плане в творчестве немецкого мыслителя наблюдается сходство взглядов с великим Восточным мыслителем Газали. Газали в своё время тоже указал на незаинтересованность прекрасного. А также, Кант говорит, что эстетическое чувство является незаинтересованным и проявляется в отношении к предмету в чистом любовании. На счёт относительности прекрасного Кант такого же мнения, как и Газали. Иногда это так явно видно, что оба мыслителя в качестве примеров применяют или человека или лошадь. Кроме как у Канта взгляды Газали в развитой форме можно наблюдать у таких философов как: Д.Юм, Бёрк, Шефстбери, Хатчэсона.[4].

 Вторая особенность прекрасного заключается в познании её без понятий, без категорий разума, она понимается всеми, то есть она всеобща«Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятия». Эстетическое суждение никогда не поддаётся логическому обсуждению. Третья особенность прекрасного – это целесообразность, хотя нет представления о её цели. «Красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». И наконец, четвёртая особенность, прекрасное необходимо для всех и она общезначима.

Наряду с прекрасным Кант исследует и категорию возвышенного. Возвышенное, говорит Кант: «Чем страшнее их вид, тем приятнее смотреть на них, если только мы сами находимся в безопасности; такие предметы мы называем возвышенными, так как они увеличивают нашу душевную силу сверх обычного и позволяют обнаружить в себе совершенно другого рода способность к сопротивлению, которая дает нам мужество помериться силами с кажущимся перед нами всемогуществом природы». Кант считает, что чувство прекрасного связано с качеством объекта, а чувство возвышенного с количеством.

Кант делит возвышенное на математическое и динамическое. Математическое возвышенное связано с экстенсивным количеством во времени и пространстве, а второе с количеством силы и могущества. К первому виду возвышенного в качестве примера можно привести звёздное небо, океан, а второму – пожары, наводнения, гром, землетрясение и т.д. Оба вида возвышенного превосходят масштабы нашего разума. Они подавляют нас своим могуществом и масштабами. Затем, это чувство подавленности заменяется чувством некоего оживления нашего сознания. Потому что, в данном случае подавляются лишь чувства, но сознание возвышается. Разум способен познавать возвышенные над высшим явления. Именно поэтому мы себя чувствуем великими и могущими при озарении возвышенных явлений. Настоящее возвышенное это – разум, этическая природа человека, стремление к потустороннему. Исходя из этого, Кант считает, что настоящее возвышенное нужно искать в душе человека. Человек, не способный ни почувствовать величия природы, ни испытывать благоговение перед ней лишен очень важного для каждого разумного существа осознания ограниченности своих возможностей. Он не умеет смотреть на  себя с трансцендентальной точки зрения, точки, из которой возникает нравственность.

Кантианская революция в философии обозначила неразрывную связь философии – эстетики – практического разума (этики). Человек в качестве деятеля и твореца, воссоздаёт себя и природу, утверждая в мире Красоту.

 

Список литературы:


1.Кант И. Критика способности суждения. // Собр.соч. в шести томах. Т.5. М.1964.
2.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.1973.
3.Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.1975.
4.Гулыга А.В. Кант. М.1981.



Другие статьи автора: Бозарова Феруза

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба