Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2013

Аслиддин Шавкатович
Место национальной идеи в обеспечении межконфессионального согласия в Узбекистане
Просмотров: 2980

Аслиддин Шавкатович Обидов

Ташкентский государственный экономический университет,

соискатель кафедры Философии

 

AsliddinShavkatovich Obidov

Assistant of the Philosophy chair

The Tashkent state university of economy

 

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 1: 316

Место национальной идеи в обеспечении межконфессионального согласия в Узбекистане

Аннотация: В данной статье рассматривается роль и место национальной идеи, а также государственной политики Республики Узбекистан в обеспечении межконфессионального и межнационального согласия.

Ключевые слова и фразы: Узбекистан, национальная  идея, национальная политика, религиозная толерантность, межнациональное согласие.

 

The place of national idea in maintenance of the interfaith consent in Uzbekistan

Summary: In given article the role and a place of the national idea, and also the Republic Uzbekistan state policy in maintenance of the interfaith and international consent is considered.

Keywords: Uzbekistan, national idea, the national policy, religious tolerance, the international consent.

 

Республика Узбекистан уникальна не только по своему географическому положению, климатическим условиям и богатством земных недр, но ещё и многонациональным и многоконфессиональным составом населения страны. Данный факт свидетельствует о том, что в нашей республике проводится огромная работа по созданию всех необходимых условий для мирного сосуществования и сотрудничества между представителями различных национальностей и религий.

Развитие каждой страны, ее место в мировом сообществе в первую очередь определяет то, насколько прочны в ней мир и согласие, крепок дух толерантности. Политика Узбекистана, являющегося одним из центров исламской культуры, строится, прежде всего, на основах межрелигиозного и межнационального согласия. Уважение к другим культурам, языкам, верованиям и традициям на протяжении многих веков передается как духовная ценность от поколения к поколению. В наши дни взращенная веками толерантность наполнилась более глубоким смыслом, став неотъемлемой частью общественных отношений.

Вопрос укрепления межрелигиозного и межкультурного согласия с первых дней независимости был определен руководством республики в качестве одной из приоритетных задач. Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов, выступая на торжествах, посвященных 21-летию независимости Узбекистана, подчеркнул, что «царящие сегодня в нашей стране мир и стабильность, межнациональное согласие, атмосфера добра и милосердия, постоянная забота о наших уважаемых ветеранах, о людях, нуждающихся в помощи и внимании, - вся эта благородная работа стала неотъемлемой частью государственной политики» .

Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества - отличительная черта современного Узбекистана, опыт которого представляет ценность в укреплении и поощрении межрелигиозного и межкультурного диалога.

Еще в период исламского Ренессанса наряду с учеными-мусульманами мировая наука обогащалась и развивалась христианами и иудеями, которые трудились в стенах знаменитой Академии Маъмуна. Толерантное отношение к другим религиям в Узбекистане сегодня очевидно для всех, кто знает об этой стране, а также для многочисленных туристов, путешествующих по Великому шелковому пути. Находясь в самом его центре, Узбекистан в течение многих столетий служил мостом, связывающим Восток и Запад. Ибн Сина, Аль Хорезми, Аль Беруни, Аль Фергани, Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Бахауддин Накшбанди, Абдухолик Гиждувани, Имам Бухари и многие другие известные ученые, рожденные на священной узбекской земле, внесли бесценный вклад не только в развитие мировой науки и культуры, но и в укрепление диалога и взаимопонимания между народами всего мира. Сосуществование здесь на протяжении многих веков различных этносов, культур и вероисповеданий определило и конфессиональную терпимость узбекского народа.

В современном мире религиозное многообразие складывается и оформляется правовыми нормами. Как на международном, так и на национальном уровнях создана система законодательства, регулирующая отношения между государством и религией. Президент Ислам Каримов в своей книге «Наша цель: свободная и процветающая Родина» отметил необходимость повышения религиозной грамотности народа посредством распространения знаний, а также в целях повышения политической и правовой культуры граждан, прежде всего молодого поколения, несущих знания о законодательстве, посвященном деятельности религиозных организаций, правам и обязанностям в этой сфере .

Благодаря решительным и последовательным мерам в вопросах межэтнических отношений и религии в стране прочно утвердились межнациональное согласие и межконфессиональное сотрудничество. Право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой обеспечивают Конституция Узбекистана и Закон «О свободе совести и религиозных организациях». В этих документах используется накопленный многовековой опыт. Одними из важных достижений Узбекистана за прошедший период являются политическая стабильность, межконфессиональное согласие и межрелигиозная толерантность в нашей стране. В республике созданы все условия для правового равенства, экономической и общественной свободы всех граждан независимо от их национальности и религиозной принадлежности.

Как отметил Президент Ислам Каримов в своем докладе на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана: «Решающее значение в достижении поставленных целей, обеспечении стабильности и реализации широкомасштабных реформ по обновлению страны сыграла проводимая с первых же дней независимости огромная целенаправленная работа по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия в стране, усилению роли духовного и нравственного воспитания, возвращению к своим корням, повышению политического самосознания и правовой культуры населения. Благотворно влияет на умонастроение людей созданный в обществе климат, когда в полной мере проявляются свойственные издревле нашему народу такие человеческие черты, как взаимопонимание и взаимотерпимость, открытость и толерантность, доброта, гостеприимство и душевная щедрость» .

Религия в социальной жизни мира, Центральной Азии и, в частности, Узбекистана играет существенную роль. Ныне эта роль имеет тенденцию к усилению. В этой связи появляется проблема сочетания демократии, прав человека на свободу плюралистического саморазвития с существенной ролью религиозного мировоззрения в духовной и социальной жизни. Эта проблема является фундаментальной научно-теоретической проблемой Человечества и одновременно практической проблемой для многих регионов планеты и, в частности, для региона Центральной Азии.

Благодаря формированию в Узбекистане национальной идеи, успешно проводится политика межрелигиозной толерантности и возрождения духовных, в том числе и религиозных ценностей всех наций и народностей, проживающих на этой благодатной земле.

После достижения независимости Узбекистана в стране произошло фундаментальное изменение в отношении к вопросам религии и свободы совести. Узбекистан выбрал общечеловеческий светский путь развития. Законодательство республики закрепило равные права и обязанности представителей всех конфессий и неверующих. Верующие Узбекистана свободно отмечают свои религиозные праздники. С 1992 г. для согласования взаимоотношений государства и конфессий функционирует государственный орган – Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. При нем образован Совет по делам конфессий, в состав которого входят руководители Управления мусульман Узбекистана, Ташкентской и среднеазиатской епархии Русской Православной церкви, Римско-католической церкви, Союза церквей Евангельских христиан-баптистов, Центра церквей христиан полного Евангелия, Евангелическо-Лютеранской церкви, еврейской общины Ташкента. В Республике Узбекистан зарегистрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них: мусульманских организаций – 2046, христианских организаций – 165, еврейских общин – 8, общин бахаи – 6, обществ кришнаитов – 1, буддийских храмов – 1. В 1999 г. создан Ташкентский Исламский университет. В Узбекистане действует 10 средне-специальных исламских учебных заведений (медресе), православная и протестантская семинарии. За годы независимости построено или реставрировано множество мечетей, медресе, церквей, синагог и религиозных храмов других конфессий. Праздники Курбан-хаит и Рамазан-хаит объявлены выходными днями. Переведены на узбекский язык и изданы Коран, Новый завет и 16 книг Ветхого завета. В 2007 г. Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), являющаяся одной из структур Организации Исламской конференции, объявила Ташкент столицей исламской культуры.

Как отмечает доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии АН Республики Узбекистан, академик Международной Академии информатизации Бахтиёр Каримов «в сфере научных разработок целесообразно исследовать соотношение понятий толерантного общества с понятиями атеистического, религиозного и открытого общества. В религиозном обществе абсолютизируется роль одной из религий и, соответственно, одного из мировоззрений; эта концепция жизни, жизнеустройства, социальной и индивидуальной жизни считается абсолютно верной, а все остальные неверными и заслуживающими отвержения. В атеистическом обществе абсолютизируется роль одного из атеистических мировоззрений» .

В гносеологическом аспекте в основе обоих этих мировоззренческих позиций лежит уверенность в обладании абсолютной истиной и в отсутствии истины у других позиций. В социальном аспекте обе эти концепции принимают за основу своей позиции тезис о том, что социальные субъекты, духовно субъективно уверенные в обладании Истиной, имеют право применить насилие против социальных субъектов, которые не принимают эту Истину. Признание этого тезиса приводит их к концепции существования неравноправия и неравенства социальных групп, к убеждению в привилегированности своей социальной группы и в итоге – к бескомпромиссности, нетерпимости, нетолерантности их социальной деятельности, ведет к конфликтам, антигуманистическим акциям, к нарушению мирного сосуществования различных социальных субъектов в едином поликультурном социальном пространстве.

Толерантное общество является фундаментальной необходимостью для обеспечения потребности каждого члена общества в свободном саморазвитии без ущемления такого же права других членов общества. Принцип толерант¬ности является частным случаем кантовского категорического императива, который утверждает необходимость взаимодействия данного человека с другими людьми по тем принципам, которые он считал бы целесообразными для использования в качестве всеобщих принципов взаимодействия между всеми людьми. Толерантное общество – это общество, в системе обществен¬ных отношений которого действует принцип толерантности. Открытое общество является частным, специфическим вариантом толерантного. Толерантное общество принципиально отличается от атеистического и религиозного общества, как от обществ с доминантой моноидеологии.

Также Б.Каримов акцентирует внимание на проблеме отношения государств и социумов с религиозными общинами (для государств Центральной Азии – в первую очередь с мусульманской общиной), которая является судьбоносной для будущего развития мирового сообщества государств. Сумеют ли государства сохраниться как светские, зависит от теоретического и практического решения этой проблемы .

В соответствии с Конституцией Узбекистана все граждане независимо от национальности имеют равные права и обязанности. Внимательное и уважительное отношение к языку, традициям и обычаям каждого народа, создание необходимых условий для сохранения и развития их самобытности являются приоритетами национальной политики нашего государства.

Сегодня в Узбекистане в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. Правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения и развития национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в республике народов и национальностей. Ярким примером стало создание в 1992 году в соответствии с постановлением правительства Республиканского интернационального культурного центра (РИКЦ), главной задачей которого является поддержка общественных инициатив, направленных на утверждение в жизни общества принципов толерантности, развитие культуры межнациональных отношений. Сегодня он координирует деятельность, оказывает организационную и методическую помощь всем национальным культурным центрам (НКЦ). А их в стране насчитывается уже около 150, при этом статус республиканских имеют 13 центров, имеющих свои представительства в регионах.

НКЦ организуют множество мероприятий - национальные праздники, фестивали, музыкально-поэтические вечера, встречи с известными деятелями культуры разных диаспор. Важной частью работы является проведение под эгидой Республиканского центра совместных конференций, посвященных развитию межнациональных отношений в Узбекистане, которые неизменно вызывают широкий отклик в обществе. Например, «Конституция Узбекистана: национальное самосознание и развитие национально-этнических культур», «Национальные диаспоры и их роль в укреплении узбекско-российского гуманитарного сотрудничества», «Мир и стабильность - главный фактор процветания общества» и другие. Центры активно участвуют и в мероприятиях, приуроченных к общегосударственным праздникам - Дню независимости, Дню Конституции, Наврузу (зороастрийский Новый год) и другим.

Все жители республики активно участвуют в социальной, экономической и культурной жизни страны. Высшее и среднее образование студенты и учащиеся получают на семи языках. Всего в республике функционируют школы с обучением на узбекском языке - 8867, каракалпакском - 383, русском - 739, казахском - 505, таджикском - 267, кыргызском - 62, туркменском - 50. А также функционируют лицеи с углубленным изучением корейского языка и иврита.

Телерадиокомпании и радиостудии страны ведут передачи на десяти языках. На телевидении есть специальные программы, освещающие жизнь представителей различных национальностей в Узбекистане и их культурных центров. РИКЦ вносит свою лепту в совершенствование межнациональных отношений, оказывает помощь в работе национальным культурным центрам, поощряет общественные инициативы, направленные на утверждение принципов толерантности.

Пользуясь равными возможностями, представители разных национальностей плодотворно трудятся в различных сферах экономики, науки, культуры, внося свою лепту в процесс реформ, укрепление независимости страны, повышение ее авторитета на мировой арене. И этот труд находит высокую оценку. Среди удостоенных звания «Узбекистон Кахрамони», награжденных орденами и медалями есть представители разных национальностей, внесшие большой вклад в процветание Родины, укрепление межнациональных отношений. Это и является доказательством признания большой роли национальных культурных центров в сохранении в стране обстановки мира и гражданского согласия.

Осуществление гарантированного Конституцией Республики Узбекистан принципа свободы совести обеспечивает реализацию принципа толерантности в системе межконфессиональных отношений в стране.

Активная деятельность Республики Узбекистан в сфере отношений государства и религии, межконфессиональных и межнациональных отношений способствует обеспечению межрелигиозной толерантности и межнационального мира и согласия, формированию в Узбекистане общечеловеческой культуры межконфессионального и межнационального общения.

На протяжении всей своей истории узбекский народ всегда проявлял миролюбие и терпимость к представителям других национальностей и конфессий. И сегодня нынешнее молодое поколение принимает эстафету, чтобы по примеру своих предков сохранить эти традиции и передать грядущим поколениям. Ведь, как показал многовековой опыт, толерантность и дружба народов являются одними из важнейших факторов демократии, стабильного и гражданского мира в нашем государстве, а значит, и его процветания.

Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость - отличительная черта современного Узбекистана.



  1. См.: Судьба моя, счастье мое, родной, независимый Узбекистан! // http://press-service.uz/#ru/news/show/press/sudba_moya_schaste_moe_rodnoye_nezavisim/
  2. См.: Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т.2. – Т.: Узбекистон, 1996
  3. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине Независимости Узбекистана // http://www.uzembassy.ru/pv15.htm
  4. См.: Каримов Б.Р. Проблемы глобализации и обеспечения межнационального  согласия и межконфессиональной толерантности (на примере Узбекистана) // http://do.gendocs.ru/docs/index-181606.html?page=17#4944071


Другие статьи автора: Аслиддин Шавкатович

Архив журнала
№4, 2019к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба