Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2013

Анна Торшина
Религиозное образование и воспитание в учебных заведениях России в конце XIX - начале XX в.

Торшина Анна Вячеславовна

Оренбургский государственный педагогический университет

аспирант 1 курса кафедры педагогики высшей школы

 

Torshina Anna Vyacheslavovna

Orenburg State Pedagogical University

the first year graduate student of the high school,

Pedagogics faculty

E-Mail: anna-torshina@yandex.ru

УДК:37.014.522

Религиозное образование и воспитание в учебных заведениях России в конце XIX - начале  XX веков

Аннотация: в статье раскрывается содержание религиозного воспитания и образования в учебных заведения России в конце XIX - начале XX веков: в Кадетских корпусах и военных гимназиях;  в гимназиях; в учебных заведениях, предназначенных для народа; в учебных заведениях, находящихся в ведомстве Святейшего синода; в женских учебных заведениях; религиозное воспитание в системе педагогического образования.

Рассматриваются изменения положения церкви и народного образования в 1917-1919 годах. Подчеркивается важность изучения опыта прошлого для оценки современного состояния российской системы православного образования.

Ключевые слова: религия, образование, воспитание, церковь, школа, гимназия, училище.

Religious education in educational institutions in Russia at the end of the XIX and in the early XX

Annotation: the content of the religious education in the educational institutions in Russia at the end of the XIX and in the early XX is shown in the article; in military schools of all kinds; in high schools; in educational institutions for ordinary people; in educational institutions which are belong to Holy synod; religious education in the system of pedagogical education. Changes in the state of church and the national education in 1917-1919 are considered. The importance of the past experience for a rating of the modern Russian Orthodox education in under lined.

Keywords: religion, education, church, school, high school, college.


Современное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории.

Преобразование школы, начавшееся в 60-е годы XIX века, имело целью проведение системы образования в соответствие с социально-экономическими потребностями страны. На смену узкой, сословной, феодальной школе во второй половине XIX века приходит школа буржуазная, классовая, сравнительно доступная для широких слоев населения. Причина заключалась в отмене крепостного права. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме.

Развитие школы шло по трем основным направлениям: преобразование существовавших учебных заведений (в основном средних и высших), создание новых звеньев школы (народные школы, средние женские, педагогические и профессионально-технические учебные заведения) и строительство школ в национальных районах. Итогом этого развития явилось создание многопрофильной школьной системы.

В 1870 – 1880-х годах усилилась политическая реакция в России. Царское правительство стало тормозить открытие земских и городских школ, а в противовес насаждались церковно-приходские школы. Реальные гимназии были ликвидированы, все гимназии превращены в классические.

В конце XIX начале XX века в России издавалось более 300 педагогических журналов. Церковное ведомство, наряду с Министерством народного просвещения, городскими думами, учебными заведениями, было издателем журналов.

Религиозное образование и воспитание в Кадетских корпусах и военных гимназиях. Из кадет предстояло подготовить «преданных и усердных слуг Государю и Отечеству», а обществу и семье дать религиозных и честных людей. Параллельно нравственному совершенствованию должно было идти физическое развитие будущих воинов и воспитание людей, имеющих известный светский лоск и благоприличие. В корпусе кадетам требовалось внушить патриотические чувства, верное понимание государственных принципов страны, семейные и общественные добродетели, благородство души, чистоту нравов и твердость характера. Утро кадетов начиналось с  чтения молитвы. В число обязательных предметов входил Закон Божий, преподавание которого сохранилось и после реформы военных заведений (создание на базе кадетских корпусов военных училищ, юнкерских училищ, военных гимназий).

Религиозное образование и воспитание в гимназиях. По уставу 1864 года утверждались три типа средней школы:

 классическая гимназия с двумя древними языками;

 классическая гимназия только с латинским языком;

 реальная гимназия (позже – реальное училище).

Закон Божий изучался в обоих типах гимназий

С назначением в 1866 году Д. А. Толстого на должность министра народного просвещения начался новый период в истории гимназий. Уже на самых первых порах (1870-е гг.) определились симпатии нового министерства. Три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы: безусловное преобладание классического типа школы, точная регламентация учебных планов, установление тесной связи между образовательной и воспитательными функциями средней школы. 1

Писатель А. Серафимович в своих воспоминаниях пишет о том, что гимназистов душили латинским, греческим, Законом Божьим, давили всем, лишь бы умертвить живую душу.

С 1875 года для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным для учащихся стало посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов: постов, исповеди и др.

Религиозное воспитание в негосударственных (частных) гимназиях. Существенную роль в развитии гимназий сыграли частные средние школы с их новаторским опытом учебно-воспитательной работы.

В частных гимназиях организация обучения полнее отвечала требованиям передовой педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, устанавливалась тесная связь с семьей ученика (например, Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых; частная школа Е. С. Левицкой).

Частные школы имели свои специфические особенности. Они были определены специальными правилами «О частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений». В этих правилах было записано, что земствам, городам, сословиям, приходам, а также частным обществам, учреждениям и отдельным лицам, состоящим в русском подданстве, разрешается учреждать учебные заведения, классы и курсы на основании определенных правил.

Частные учебные заведения, классы и курсы, указывалось в правилах, могут быть: общеобразовательными, специальными и профессиональными. Они делятся на три разряда: низшие, средние и высшие, могут быть как мужскими и женскими, так и смешанными для совместного обучения лиц обоего пола. Совместное обучение в средних учебных заведениях, классах и курсах допускалось с разрешения попечителя учебного округа, а в высших – Министерства народного просвещения.

Выбор языка преподавания в частных учебных заведениях предоставлялся учредителям, кроме русского языка и словесности, на государственном (т.е. на русском языке) должны были преподаваться история и география. В школах для иноверцев все общеобразовательные предметы, за исключением религии, также преподавались на государственном, русском языке. Выбор предметов преподавания, прикладных знаний, составление учебных программ предоставляется учредителям частных учебных заведений. В число предметов обязательно входила религия. В  Московской гимназии имени И. и А. Медведниковых воспитатели, прививая добрые привычки, исправляя дурные наклонности, к религии обращались постоянно. Этой же цели религиозного воспитания служила ежедневная утренняя молитва, а также картины на библейские сюжеты, церковные песнопения.

Религиозные предметы в учебных заведениях, предназначенные для народа.

Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 года было так незначительно, что крестьянское население и горожане низших сословий оставались почти поголовно безграмотными. Наиболее распространенными на селе были школы грамоты, где срок обучения длился 1-2 года. Их создавали сами крестьяне на свои средства. Учительствовали здесь грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые. Для них не было ни школьных учебников, ни пособий, ни школьной мебели. Часто отсутствовало и специальное помещение, а учителя жили и занимались по очереди в избах у родителей учеников. Но подобные школы оказались живучими, в некоторых местах они встречались еще и в XX  веке.

Обучение детей крепостных крестьян целиком зависело от лиц и учреждений, которым принадлежали отцы и матери детей и сами дети. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных, а если не желал, никто его принудить сделать это не смог.

С 1860-х гг. ситуация в области начального образования постепенно меняется. Появляются новые типы школ, преобразуются существующие, устанавливается контроль за ними, назначаются лица, обязанные заниматься народной школой. Начальная школа в России в конце XIX века являлась многотипной.

Цель бессословных женских училищ (согласно Положению о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения 1860 год) – «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства»). В учебный план I разряда (6 лет обучения), кроме грамматики, словесности, географии и других предметов, обязательно входил Закон Божий.

Цель народных училищ (согласно Положению о народных училищах 1864 года) – «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон  Божий, чтение (книги гражданские и церковные), церковное пение и четыре действия арифметики.

В число министерских училищ (школ) в начале XX века входили приходские, городские и земские начальные школы и различные национальные школы народов России. В начальных школах обязательным предметом преподавания являлся Закон Божий.

Особую группу начальных училищ составляли учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках. Наиболее успешным образование было в Оренбургском казачьем войске. Изучались Закон Божий, церковное пение, фронтовое обучение, арифметика.1

Учебные заведения Святейшего синода – церковно-приходские школы и школы грамоты. В основном они были одноклассными (3 года обучения), двухклассные (4 года обучения) встречались редко. Право открытия церковно-приходских школ имели приходские священники с разрешения епархиального архиерея. Целью этих школ было распространение в народе образования в духе православной веры и церкви.

В церковно-приходских школах преподавались: Закон Божий (изучение молитв, Священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. Учителями церковно-приходских школ являлись местные священники и другие члены причта, а также специально назначенные учителя. Предпочтение при этом отдавалось тем учителям, которые получили образование в духовных учебных заведениях и женских епархиальных училищах.

По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали земским.

Учебные планы и программы школ утверждались Святейшим синодом. Программы церковно-приходских школ еще меньше, чем министерские программы, давали материал для расширения кругозора учащихся и развития инициативы педагогов. Церковно-славянская грамота рассматривалась в них как предмет, примыкающий к Закону Божьему, и «как ближайшее пособие для него». В объяснительной записке к программе по русскому языку подчеркивалось, что учитель при объяснительном чтении не должен задаваться «побочными целями», например, сообщением учащимся сведений из окружающего мира.

Развитием этих школ активно занимался обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, который проявлял не только организационную активность, но выступал даже автором географического раздела книги для начальной школы («Книга для первоначального чтения»), насаждаемой министерством и в своих школах. И хотя школы должны были давать общее образование, а не готовить священников, в них преобладало религиозное обучение.

Министерство просвещения всячески поддерживало школы церковного ведомства. Статистические данные: в 1905 году в России всего было 92,5 тыс. народных училищ. Из них: церковного ведомства – 46,51, учащихся от общего числа – 35%; министерских – 52%, учащихся – 63%.

Государственные пособия начальным школам в 1900 г.:

- на министерские школы – 3 млн. руб.;

- на церковно-приходские – около 7 млн. руб.

Из действовавших в 1903 году 43969 церковных школ двухклассных было всего 510, одноклассных – 23165, школ грамоты – 20294. Подавляющее большинство церковных школ действовало в сельской местности. В городах их было 2326.

В середине 1890-х гг. была разработана система взглядов на школу и просвещение, которой должна была руководствоваться правительственная бюрократия и которую правительство поддержало. Идеальной народной школой провозглашалась такая, в которой учащиеся приобретают минимум знаний, учатся любить и бояться Бога, любить Отечество, царя, почитать родителей.  Главное предназначение народной школы – воспитывать учащихся в этом духе.

Повышенное внимание правительства к церковным школам было связано с планами консерваторов нанести удар по земской народной школе.

В 1897 году Министерством народного просвещения были утверждены «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах». Главной задачей всех народных школ провозглашалось религиозное воспитание детей. При выборе преподавателя отдавалось предпочтение лицам, умеющим обучать церковному пению.

Обучение в земских школах отличалось тем, что здесь наряду с религиозным обучением был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию. Именно земские школы сыграли большую в распространении начального образования среди крестьян.

 

Примерный план для школ Министерства народного просвещения (1897)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Закон Божий

6

Церковно-славянская грамота

3

Русский язык

8

Чистописание

2

Арифметика

5

Всего

24

Учебный план церковно-приходской школы (1902 год):

 Закон Божий (изучение молитв, Священной истории, краткий катехизис и пр.);

 церковное пение;

 чтение книг церковной и гражданской печати и письмо;

 начала арифметики.

Главное место в воспитательной работе школы, согласно министерским установкам, должно было занимать утверждение религиозно-нравственных понятий, которым учащимся надлежало усвоить на всю жизнь. Это православие, самодержавие и народность. Имелось в виду воспитание в религиозном духе, воспитание преданности царю и Отечеству.1

Религиозное образование и воспитание в женских учебных заведениях. Женское образование развивалось по трем основным направлениям: сословные учебно-воспитательные заведения, гимназии (формально-бессословные, но платные); высшее образование (тоже платное).

Закон Божий преподавался, например, в Мариинском институте, целью которого являлось «воспитание честных и добродетельных жен, хороших хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми».

Закон Божий преподавался в женских гимназиях Министерства народного просвещения (1870-ее гг.).

Изучение богословия, староцерковнославянского языка, истории церкви входили в число дисциплин Московских высших женских курсов (историко-филологическое отделение, высшее женское образование).

Религиозное образование и воспитание в системе педагогического образования.

С 1860-х гг. подготовка учителей для народной школы становится первоочередной задачей народного просвещения. Были созданы различные педагогические школы: учительские семинарии, епархиальные училища, церковно-учительские училища, учительские институты, второклассные училища

Московские педагогические курсы имели целью дать педагогическое образование лицам обоего пола. В число общеобразовательных предметов входили Закон Божий, русский язык с церковно-славянским. Для поступления в учительскую семинарию обязательно нужно было сдать устный экзамен по вышеназванным предметам.

Изменение положения церкви в 1917-1919 гг. Коренные изменения в народном образовании в 1917-1919 гг. происходили на основе первых документов советской власти по образованию и школе. В ноябре 1917 г. появляется Декрет о создании государственной комиссии (народного комиссариата) по просвещению во главе с А. В. Луначарским. В декабре 1917-январе 1918 гг. происходит ликвидация старой системы управления народным образованием и создание новой: отделы народного образования в губерниях, уездах, волостях; советы по просвещению с участием общественности. В январе 1918 г. согласно Декрету о свободе совести, церковных и религиозных обществах, церковь отделяется от государства, а школа – от церкви, провозглашается свобода вероисповедания и атеизм. Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпроссу. В мае 1918 года выходит Декрет о передачи Наркомпроссу всех учебных и общеобразовательных учреждений.1

Литература

1. Латышина, Д. И. История педагогики и образования М: Издательство Гардарики, 2008. 526с.

2. Лобазова, О. Ф. Религиоведение М, Изд-во Дашков и Ко, 2005. 384с.

3. Пискунов, А. И. История педагогики и образования М: Издательство Сфера, 2009. 496с.

4. Якимец, С. В. История педагогики и образования Орск: Издательство ОГТИ, 2006. 120с.

 


 

 

 

  1. Якимец, С. В. История педагогики и образования. Орск: Издательство ОГТИ, 2006. С 79.
  2. Лытышина, Д. И. История педагогики и образования.  М. Издательство Гардарики, 2008.С 273с.
  3. Лытышина, Д. И. История педагогики и образования.  М.: Издательство Гардарики, 2008.С. 286.
  4. Лытышина, Д. И. История педагогики и образования.  М.: Издательство Гардарики, 2008.С. 288
  5. Якимец, С. В. История педагогики и образования Орск: Издательство ОГТИ, 2006. С 103.

 

 

 

 



Другие статьи автора: Торшина Анна

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба