Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2013

Камилла Шерьязданова
От организации исламской конференции к организации исламского сотрудничества
Просмотров: 3322

Шерьязданова Камилла Галимовна

Доктор (PhD), доцент кафедры внешней политики и дипломатии

Института дипломатии Академии государственного управления

при Президенте Республики Казахстан

Kamilla Sheryazdanova

Doctor (PhD), associate professor of the External Policy

and Diplomacy Department,  Institute  of Diplomacy

Academy of Public Administration under

the President of the Republic of Kazakhstan

e-mail: kami_shery@mail.ru

 

От Организации Исламской Конференции к Организации Исламского сотрудничества

Аннотация: Преобразование ОИК в ОИС стало важным шагом  для формирования новой внешнеполитической парадигмы. Активная деятельность каждого государства в  ОИС становится фундаментальным элементом стабильного развития страны и предоставляет возможность для разрешения международных конфликтов.

Ключевые слова: внешняя политика, современные международные отношения, Организация Исламского Сотрудничества, интеграция.

From Organization Islamic Conference to Organization Islamic Cooperation

Summary: The transformation from Organization of Islamic Conference  to Organization of Islamic Cooperation became the important step of developing new paradigm of external policy. The active role of every state in OIC will become the fundamental element of stable development of the countries and give an opportunity for international conflicts regulation.

Keywords: foreign policy, contemporary international relations, Organization Islamic Cooperation, integration.


Начало ХХI века характеризуется коренной ломкой прежней системы, взаимоисключающих явлений и тенденций в международных отношениях, внутри государств, в жизни людей. Хаотичность и нестабильность, расплывчатость перспектив вынуждают государства мира задумываться о своей роли и месте в мировом сообществе, искать  пути приспособления  к действительности, обеспечения собственного выживания и решения базовых интересов.

Современный мир- это противоречивый мир. С одной стороны -позитивные тенденции и явления: покончено с ядерным противостоянием великих держав и разделением на два  антагонистических  лагеря, на путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации  Евразии, Латинской Америки, других  регионов, перестраивается  постиндустриальное общество, изменяется уклад жизни человечества, обновляются передовые технологии, создается единое информационное пространство, диверсифицируются международные связи. Интеграционные объединения в различных частях света приобретают все больший вес, становятся существенным фактором мировой экономики, военной безопасности, политической стабильности, миротворчества.

Растет число и множатся функции международных институтов в системе ООН, региональных международных организаций, объединений. Вслед за политической жизнью человечества, происходит глобализация экономической сферы. Вместе с нарастанием новых возможностей социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, возникают  новые опасности, растет риск зависимости от экономики, крупномасштабных финансовых кризисов, усугубляется экономический дисбаланс.     Борьба за власть в ряде государств Африки, Ближнего и Среднего Востока приводит к политической, социально-экономической нестабильности, а в ряде стран не только к затяжному коллапсу, но и просто    к неспособности государства обеспечить элементарными нормами проживания свое население, что ведет к голоду и гуманитарной катастрофе.

Многие проблемы уходят из-под контроля, опережая способность мирового сообщества, своевременно и действенно реагировать на вызовы и угрозы. Возникающие конфликты порождают и  борьбу за ресурсы, проблемы экологии, усиливают миграцию, потоки беженцев. Внутренние проблемы все стремительно вырываются за государственные границы, вторгаясь в сферу международных отношений.

Смягчение противоречий в международном сообществе, нейтрализация и устранение возможных угроз политической, социально-экономической безопасности, гуманитарно-экологического характера становятся главной задачей деятельности международных организаций и в определенной степени подталкивают  их к коренной перестройке своей деятельности, поиску оптимальных векторов дальнейшего развития, места и роли в международном сообществе.

Не осталась в стороне от  перемен и Организация Исламская Конференция (ОИК), с июня 2011 года преобразованная в Организацию Исламского Сотрудничества (ОИС).

Следует отметить, что среди международных объединений  ОИК -  одна из наиболее сложных и противоречивых организаций. Вся история создания и принципов деятельности этой организации позволяет понять важность миссии ОИК в современной системе международных отношений. Как известно, в 1926 году была создана «Всемирная исламская конференция», первое заседание которой состоялось в Мекке. Затем были созваны сессии в Иерусалиме, Карачи и Могадишо. Они проводились нерегулярно, но именно на этих форумах определился характер организации, ее последующая активная позиция [1].

В 1953 году на месте этой организации был создан «Форум исламской конференции», затем в 1955 году была образована «Всеобщая исламская конференция» и ряд других организаций и структур в рамках конференции. Однако в силу объективных причин ни одна из них не имела достаточного влияния на международные политические процессы- это был этап формирования и активного поиска механизмов взаимодействия и согласования процедур деятельности.

В мусульманском мире все явственнее ощущалась потребность в такой организации, которая смогла бы объединить все исламские государства для тесного сотрудничества, основанного на единой исламской политической платформе с целью влияния на события мирового масштаба.

Сам мусульманский мир сложен и многообразен. Он неоднороден по социально-экономическому уровню и моделям государственного устройства. Однако имеющиеся различия, порой существенные, не помешали странам ислама в критические моменты истории Уммы объединяться для достижения одной из своих важнейших целей, связанной с решением палестинского вопроса, хотя для этого предстоит пройти долгий и трудный путь.

1962 год стал поворотным в судьбе организации. Неизвестные лица осуществили поджог священной для всех мусульман мечети «Аль-Акса» в Иерусалиме. Это событие всколыхнуло весь исламский мир, и в сентябре того же года по инициативе короля Саудовской Аравии Фейсала в Рабате (Марокко) собрались главы 26 мусульманских государств. Осудив покушение на мечеть-святыню, они приняли решение о создании новой структуры, основной целью которой должна стать поддержка ислама во всем мире, совместной защите прав и интересов народа Палестины, а также мусульманской Уммы в целом. И как итог трудного согласования в 1970 году состоялось совещание, где было официально закреплено образование новой международной структуры — Организации «Исламская конференция». Обладая рядом сильных стран, подкрепляющих международный политический и экономический вес данной организации, ОИК имеет присущие ей определенные внутренние слабости, снижающие ее потенциальные возможности.

К сильным сторонам ОИК можно отнести: руководящую роль в ОИК богатых нефтедобывающих государств, совместно с некоторыми другими странами исламского региона контролирующих огромные запасы стратегического сырья-нефти, природного газа; наличие определенных рычагов влияния на Западную Европу и Северную Америку благодаря вложению значительной доли нефтедолларов в экономику западных стран; значительные ресурсы и обширную территорию, что имеет немаловажное значение для влияния на современные международные отношения [2].

Нельзя не учитывать и тот факт, что ОИК поддерживает тесную связь с международными богословско - религиозными неправительственными объединениями. Мусульманские религиозные деятели идейно санкционируют практическую деятельность ОИК, повышая ее авторитет среди широких масс верующих. Разрабатываемые и реализуемые принципы международной исламской солидарности с религиозных исламских позиций дают  теологическое обоснование для мобилизации поддержки политики ОИК со стороны масс верующих в более чем 60 странах мира, что позволяет выступать единым фронтом. Хотя нельзя и исключать теологическое обоснование обособления мусульманского мира от Запада и взаимоотношений с ним, что, на наш взгляд, в условиях глобализации международных отношений может негативно влиять на общий фон стремления к сотрудничеству и добрососедству с остальным неисламским миром.

Наряду с  сильными сторонами потенциала ОИК на деятельности организации сказывается крайняя неоднородность социально-политических структур и идейных ориентаций правящих в мусульманском мире режимов. Их разделяют различные подходы к важнейшим международным и внешнеполитическим проблемам, разногласия в формах и методах использования исламских догматов во внутренней и внешней политике между фундаменталистами и сторонниками умеренных взглядов. Отсюда отсутствие четкой общей стратегии развития ОИК как в сфере политики, так и экономики, сохранение острых противоречий.

Таким образом, в мусульманском мире наблюдается противоборство двух основных тенденций- с одной стороны, тенденция консолидации  мусульманских государств и их обособление в мировой политике и экономике, с другой- внутренняя дифференциация исламского региона на идейной, политической, экономической и социальной основе. Обе тенденции отражаются на деятельности ОИК [3].

Сегодня Организация «Исламская конференция» является самой крупной и наиболее влиятельной официальной межправительственной мусульманской международной организацией. В настоящее время она объединяет 57 стран с населением более 1,4 миллиарда человек. ОИК по количеству стран-участниц является второй после ООН институциональной организацией в мире. Цели ОИК-это совместные действия по усилению исламской солидарности и широкомасштабное сотрудничество государств-членов в политической, экономической и социальной областях, проведение миролюбивой политики, исходящей из основополагающих канонов и направленной на сохранение исламских ценностей, а также поддержка мусульманских народов в защите свободы и независимости. В частности, поддержка народа Палестины по созданию независимого государства и сохранению святынь ислама на его территории. Как известно, эти вопросы не потеряли своей актуальности и определяют международную повестку дня в нынешних условиях глобализации.

Основные принципы ОИК — полное равенство, уважение прав каждого народа на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета, независимости и целостности территорий государств, решение спорных вопросов между государствами — членами ОИК мирным путем через переговоры, посредничество или арбитраж, неприменение силы или угрозы ее применения. Все это в полной мере согласуется с краеугольными принципами деятельности ООН.

Деятельность ОИК была признана со стороны ООН. Так, ОИК была приглашена для участия в сессиях и работе Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателя. Одним из важных аспектов сотрудничества этих двух организаций являются совместные миротворческие усилия. ОИК является своего рода мини-ООН для исламского мира. Была создана широкая сеть ассоциированных учреждений, в частности, это Исламский банк развития — аналог Всемирного банка, такие признанные учреждения, как ИСЕСКО, схожий в своей деятельности с ЮНЕСКО, Международный Красный Полумесяц и так далее. Все это предоставляет Казахстану возможность быть вовлеченным в решение широкого круга вопросов с пользой для развития страны и ее контактов с внешним миром. Именно в этом проявляется наш принцип активной вовлеченности в процессы разных центров влияния.

Сегодняшняя ОИК — это современная, устремленная в будущее организация, с огромным и еще далеко не использованным потенциалом. Генеральный секретариат и сами структуры ОИК работают на высоком профессиональном уровне и по международным стандартам. Документооборот осуществляется на пяти языках, основным из которых является английский (применяется и русский язык). В работе широко используются передовые технологии, современные методы управления, IТ-решения. Идет постоянный поиск нестандартных путей осуществления поставленных задач, привлекаются лучшие интеллектуальные силы для работы в управленческом корпусе организации.

Политический вес и значимость ОИК определяются и тем фактом, что в недрах мусульманских государств сосредоточено более двух третей мировых запасов углеводородных энергоносителей. Вслед за повышением цен на нефть правящие круги этих государств активно используют рычаги своего влияния на международную экономику, справедливое распределение мировых богатств [4].

ОИК является своего рода примером интеграции на религиозной основе, имеет ярко выраженный исламский характер и в международных и внутренних конфликтах так или иначе поддерживает исключительно мусульманскую сторону, считая вправе оказывать  помощь мусульманам всего мира на какой территории они бы не проживали.

В столице Казахстана Астане прошел 38-й Совет министров иностранных дел (СМИД) государств – членов Организации Исламская конференция. 28 июня в казахстанской столице открылось 38-ое заседание Совета министров иностранных дел данной организации, в ходе которого планировалось рассмотреть насущные проблемы, стоящие перед странами-членами, а также возможности дальнейшего укрепления сотрудничества.

В ходе заседание Таджикистан передал Казахстану председательство в Организации, которая объединяет 57 государств.

По итогам сессии СМИД ОИС  принята Астанинская декларация и более 100 резолюций. В работе СМИД ОИК принимали участие 56 стран-членов ОИК. Было принято решение о переименовании ОИК в ОИС.

У организации появилась новая эмблема, изменились цели и задачи, однако сфера ее интересов значительно расширяется.

Эта конференция стала одним из поворотных моментов реформирования ОИК: ранее эти отношения существовали в основном на двусторонней основе и «развивались очень хорошо», но в формате ОИС открываются еще большие возможности.

Как представляется, нынешняя встреча значительно укрепит позиции Казахстана на международной арене. Не случайно Астану теперь называют не иначе как «диалоговой площадкой», на которой представители самых разных этносов и народов обсуждают свои насущные проблемы.

Казахстан сумел «сохранить свою мусульманскую идентичность и одновременно двигаться по пути модернизации», и надо полагать, что благодаря прошедшей конференции голос исламского мира будет звучать громче и будет лучше слышен представителями иных религий и культур.

На 38 сессии министров иностранных дел государств-участников ОИС был достигнут консенсус о том, что мусульманский мир находится на пороге новой эры развития.         Драматические события, имеющие место в Северной Африке и на Ближнем Востоке, являются явным проявлением необходимости фундаментальных, социальных экономических реформ, а также модернизации. Будучи страной-председателем, Казахстан видит свою ответственность в продвижении исламского мира на более высокий уровень по пути модернизации на основе 10-летнего Плана действий ОИС, который был принят в 2005 году и отвечает вызовам и запросам мусульманского мира в 21-м веке.

Повестка  сессии в отношении этого заседания Совета министров иностранных дел была достаточно всеобъемлющей.  В рамках Политического комитета были  рассмотрены вопросы касательно Палестины и арабо-израильского конфликта, другие события в различных регионах мусульманского мира, вопросы оказания помощи для социально-экономической реабилитации Афганистана, возможности для расширенного сотрудничество с другими региональными организациями, вопросы разоружения, борьбы против терроризма, экстремизма и незаконной торговли наркотиками, реформирования ООН, а также права каждого индивидуума на борьбу против клеветнической кампании в отношении религий и исламофобии.

Одним из наиболее важных весомых решений стало учреждение независимой Постоянной Комиссии по правам человека. Следует особо подчеркнуть, что государства-члены  ОИС выразили  готовность к дальнейшему изучению потенциала организации в сфере укрепления международной безопасности, мира и урегулирования конфликтов. Большое внимание уделялось координации  действий всех стран-членов ОИС в отношении подготовки к международной конференции, которая состоится в 2012 году, по установлению на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Были приняты соответствующие нормативные правила, касающиеся стран-наблюдателей в  Организации, четко определяющие права и обязанности таких государств.

На экономических сессиях большое внимание было уделено таким аспектам, как расширение торгово-экономических связей между государствами-членами, развитие сельскохозяйственного потенциала в контексте продовольственной безопасности, расширение сотрудничества в сфере транспортно-финансового сектора и вопросам дальнейшего развития  сотрудничества в сферах науки и технологии, здравоохранения, охраны окружающей среды и гуманитарного содействия.

Участники встречи СМИД ОИС  согласились в отношении дальнейших шагов, которые должны быть предприняты в культурных и социальных сферах, а также в сфере защиты исламских святынь.

Был принят План действий Организации Исламского сотрудничества по Центральной Азии, что является достаточно важным продвижением вперед с точки зрения социально-экономической, культурной  и гуманитарной интеграции данного региона.

Государства-члены также решили, что будут проводить Саммит глав государств раз в два года, вместо раз в три года как было решено ранее. Было принято решение, что следующая сессия СМИД пройдет в Джибути, Саудовской Аравии. Итоговым документом СМИД ОИС стала принятая Астанинская декларация, в которой отражены итоги 38-1 сессии  и наиболее существенные вопросы.

Казахстан начал председательствовать в ОИС с исторического решения государств-членов о новом названии и новом логотипе Организации- ОИС.

Итоги Астанинской сессии министров иностранных дел государств-участников ОИС наглядно показали, что путем открытых дискуссий и содержательного диалога можно определить дальнейшие шаги и действия по расширению деятельности организации, приданию ей более действенного и динамичного характера. Казахстану, успешно проведшему Саммит ОБСЕ в 2010 году, удалось создать атмосферу, благоприятствующую для перемен и обновления  ОИС, укрепить  консенсус.

Итоги 38-й сессии министров иностранных государств-участников организации, достигнутое согласие всех стран на переименование Организации Исламская Конференция в Организацию Исламского Сотрудничества наглядно продемонстрировали стремление к более тесному взаимодействию как внутри организации, так и в сношениях со странами мира, не входящими в ОИС, что отражает взаимозависимость и взаимосвязанность мировых процессов, заявляющих о себе в ХХI  веке.

Наколенный с момента создания ОИК опыт сотрудничества в новых реалиях международной жизни ОИС позволит существенно продвинуть интеграционные процессы. Всем государствам-участникам ОИС приходится решать схожие проблемы, связанные с преодолением  экономических и социальных проблем, противостоять многочисленным внешним вызовам, укреплять взаимодействие, искать такие формы сотрудничества, которые способствовали бы общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим  этапом задач.

Наглядным примером активизации общих усилий государств-участников ОИС по усилению роли организации в международном сообществе может служить принятие решения об оказании гуманитарной и финансовой помощи со стороны государств-участников ОИС для преодоления гуманитарного кризиса в Сомали.

Как известно, правящее на большей части территории Сомали воинское формирование  «Аль Шабаб» не позволяет присутствие на подконтрольной территории этой африканской страны любых немусульманских гуманитарных организаций. В этих условиях Агентство ООН и западные благотворительные фонды вынуждены ограничить свою деятельность столицей страны Могадишо, помощью беженцам из Сомали, находящимся во временных лагерях беженцев, в частности, в Кении.

В этой обстановке ОИС получила возможность сыграть свою уникальную роль  в реагировании на гуманитарный кризис, являясь единственной международной организацией, способной обеспечить доставку продовольствия и медикаментов всему населению многострадального Сомали. А это немаловажно. ибо голод в Сомали уже достиг катастрофических масштабов. Почти два десятилетия нестабильности, засуха стали причиной серьезного гуманитарного кризиса в данной стране. Как заявил  на экстренном заседании Исполнительного комитета ОИС в августе 2011 г. в Стамбуле (Турция) председатель заседания, министр иностранных дел Республики Казахстан Е.Х Казыханов, «проблема не ограничивается Сомали, поскольку в настоящее время 12 миллионов человек в Восточной Африке сталкивается с острой нехваткой продовольствия».

Созыв заседания Исполнительного комитета ОИС подтвердил особую актуальность реализации предложения  Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева по созданию системы продовольственной безопасности в рамках ОИС, с которым глава государства с выступил на 38-й сессии министров иностранных дел государств-участников ОИС в Астане. Решение Секретариата ОИС по проведению широкой общественной кампании в течение прошедшего в августе 2011 года священного месяца Рамадан стало наглядным проявлением исламской солидарности не только между правительствами государств-участников ОИС, но и среди простых граждан мусульманских стран.

Принята Декларация по развитию инициативы Президента Казахстана о создании системы продовольственной безопасности ОИС. Общая сумма финансовой помощи мусульманских государств составила более 350 миллионов долларов США. Несомненно, это первые шаги по реальной активизации консолидации мусульманских государств  в ХХI веке, но они показывают, что можно при желании и взаимодействии  государств-участников ОИС поднять авторитет организации в международном сообществе и начать действенное сотрудничество в преодолении мировых проблем и кризисов.

Председательство Казахстана в ОИС  дает первые плоды, это позволяет и Казахстану широко заявить о себе, продвигать  идею активизации государств-участников ОИС на основе цивилизованной общности.

Вполне очевидно, что Казахстан, как светское государство, где основная часть населения исповедует ислам, в круге истинных приверженцев ислама и исламских государств, входящих в ОИС, заслужил доверие, пользуется определенным международным авторитетом за последовательную внешнюю политику, направленную на развитие и углубление всестороннего  сотрудничества с исламским миром. Это дает возможность обмена идеями и технологиями, открывает пути дальнейшей интеграции как на многосторонней, так и на двусторонней основе с упором на развитие торгово-экономических связей и защиту национальных экономических интересов.

Решение этих проблем вкупе с политическими аспектами национальной безопасности должно стать ядром всех усилий Казахстана по расширению присутствия в регионе  мусульманских государств. Председательство Казахстана в ОИС позволяет в настоящем выступать как признанный в исламском мире партнер, а в перспективе приведет к закреплению доверия к Казахстану на долгосрочной основе.

Активизация ОИС- это и усиление роли Исламского банка развития (ИБР), Исламской торгово-промышленной палаты с ее Исламским центром развития торговли в Танжере, Исламской инвестиционной комиссии  с ее центрами в Женеве и на Багамских островах, Исламского института по вопросам взаимного страхования.  Что же касается Казахстана, то планомерно развивается сотрудничество с одним из ведущих институтов ОИК — Исламским банком развития.

Представляется также приоритетным наращивание сотрудничества с ОИК в сфере образования, культуры, науки и технологий. В этом плане налаживание тесного взаимодействия с Исламской организацией по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) дает возможность Казахстану успешно реализовать такие национальные проекты, как сохранение и восстановление памятников культурного наследия, обмен опытом в области изучения и преподавания языков, истории и культуры стран исламского мира. В условиях актуальности проблем устранения существующих противоречий в ценностных ориентирах различных культур и цивилизаций немаловажным представляется реформирование ОИК с целью приведения ее в соответствие с существующими в настоящее время в мире реалиями.

Речь идет о том, что  в ОИС имеется определенная институциональная база и механизмы и государствам-участникам ОИС важно и необходимо расширять всестороннее сотрудничество внутри отдельных стран, устанавливать справедливые взаимоотношения, ограничиваясь, как в настоящем, так и будущем, общим декларированием исламской теоретической аргументации, без ссылок на исламские догмы, без исламского оформления. Такой подход вполне приемлем для светских государств-участников ОИС из числа постсоветских государств Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана,  России, Туркменистана.

Преобразование ОИК в ОИС создало предпосылки для формирования новой внешнеполитической парадигмы. В совокупности активная деятельность в этих структурах каждого государства-участника ОИС становится фундаментальным элементом стабильного и поступательного внутреннего развития страны и в целом предоставляет возможность еще более активно влиять на мировую повестку дня, способствовать разрешению международных споров и конфликтов, продвигать национальные интересы, получить бесценный опыт многосторонней дипломатии. 

Литература

1. Попов В.В. Исламский фактор в мировой политике / Азия и Африка сегодня. №1, 2004.

2. Казахстан в современном мире: реалии и перспективы. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. – 348 с.

3. Организация Исламская Конференция: поиски реформ по всему мусульманскому миру. http://www.islam.ru/pressclub/analitika/oicfindref/

4. Гусев М.Н. Организация «Исламская конференция» на перепутье http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/06-03-07.htm



Другие статьи автора: Шерьязданова Камилла

Архив журнала
№4, 2019к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба