Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2014

Гульнапис Абдикерова
Особенности конструирования модели социализации личности

Абдикерова Гульнапис Оринбасаровна

Казахский национальный университет им.аль-Фараби

доктор социологических наук, профессор

кафедры социологии и социальной работы

                                   Abdikerova Gulnapis Orinbassarovna

                                                           Kazakh National University. Al-Farabi

Doctor of sociological  sciences.,

 Professor of Sociology and Social Work   department

                                                                            E-Mail: Aryka71@yandex.ru

                                                                           УДК – 316.422

Особенности конструирования модели социализации личности

 

Аннотация:  В статье описываются  особенности моделирования   социальных процессов на примере социализации личности. Интерес к  изучению социальной реальности с помощью создания моделей  возникло  на неклассическом этапе развития социологической науки.  Неклассический подход к данной проблеме разработан   Г. Зиммелем и М. Вебером. «Чистые формы»  у  Зиммеля,  «идеальные типы» у Вебера как инструменты познания  выступают  в роли моделей  познаваемой реальности.  Модель  как средство  познания  социальной реальности позволяет получить  теоретические и эмпирические знания. При этом на эмпирическом уровне  знания модели выполняют  измерительные  и описательные  функции.   На теоретическом  уровне в качестве основных выступают  объяснительные, критериальные  предсказательные функции.

       Ключевые слова: конструированиемоделирование, модель, идеальный тип,  модели социализации личности, типы взаимодействия общества и личности.

  

The design features of the model of personality socialization

Annotation: The article describes the features of modeling of social processes on the example of socialization. Interest in the study of social reality by creating models appeared on the non-classical stage of development of sociological science. Non-classical approach to the problem is developed, G.Zimmel and M. Weber. «Pure forms» of Zimmel, «ideal types» of Weber as tools of cognition act as cognitive models of reality. The model as a tool for understanding social reality allows receiving a theoretical and empirical knowledge. On the empirical level of knowledge of the model perform measurement and descriptive function. At the theoretical level, as explanatory, criteria prediction function are the main.

Keywords: design, modeling, model, ideal type, model of socialization, types of interaction between society and the individual.

 

Особенности конструирования модели социализации личности

 

В классическом, неклассическом и постклассическом периоде развития социологической науки различные концепции социализации личности  отражали уровни развития  общества в  каждом историческом отрезке времени,  а также характер существующих  в нем порядков  и типов взаимодействия общества и личности. Основные типы взаимодействия общества и личности  отражают   социальную природу общества,  его ценностные предпочтения и  перспективу развития,  а также уровень культуры и  демократичности его институтов.

Фактически на каждом отдельном этапе развития общества существовали  определенные модели социализации личности. В классических, неклассических и постклассических теориях развития социологической науки хорошо отражены  различные модели  социализации, определяющие специфику  взаимодействия общества и личности. Главным моментом, определяющим различия между ними, является  разное понимание природы взаимодействия  общества и личности. Эволюция взглядов такова: реалистско-объективистские; номиналистско-субъективистские; поведенческие концепции. В классических теориях приоритет отдается обществу, в неклассических теориях  — личности, а в постклассических  теориях -  их взаимодействию.

Известно, что в классической науке не существовало проблемы  познания принципиально не наблюдаемых, не фиксируемых опытным путем объектов; их — этих объектов — для опытной науки просто не существовало. Проблема представления таких  “неосязаемых” объектов с помощью их моделей возникла в неклассической, релятивистской науке.

Неклассическая наука, утвердившая принцип релятивизма в познании, не отвергая необходимости сходства модели и моделируемого объекта, внесла  коррективы в познавательные нормы. Она допустила возможность неоднозначного воспроизведения познаваемого  объекта  с помощью моделей. Более того, оказалось, что сама природная реальность зависима от процесса познания и тех средств, которые использует человек, познавая ее.

Неклассический подход к данной проблеме разработан   Г. Зиммелем и М. Вебером. «Чистые формы»  у  Зиммеля,  «идеальные типы» у Вебера как инструменты познания  выступают  в роли моделей  познаваемой реальности.

Основой социологического исследования является мысленная конструкция (по Веберу — «идеальный тип») изучаемого явления, имеющая характер своеобразной «утопии» и  полученная посредством мысленного усиления определенных  элементов действительности [1, с. 389].

Важным социологическим требованием к выделяемым показателям, элементам этого мысленного образа (абстрактной конструкции) является  верифицируемость этих показателей, которые должны иметь свои эмпирические референты (аналоги). В данном случае  речь идет о создании моделей-заменителей  социального объекта для его изучения в целях совершенствования.

В трудах М. Вебера в качестве  метода  социологического познания выступает «понимание».  По его мнению,   социолог-исследователь, наблюдая цепочку реальных действий людей, должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Вебер оперирует такими  идеальными типами, как «капитализм», «бюрократия», «религия» и т. д. Идеальное общество,  по Веберу, — это капиталистическое общество. Идеальные типы, которые он создал в качестве идеальных моделей,  являются  средствами познания и   возможными вариантами развития  различных сфер капиталистического общества.

У него идеальный тип служит методологическим принципом исторического и социологического познания. Чем же отличается исторический идеальный тип от социологического идеального типа?  По мнению Вебера, исторические идеальные типы (генетические типы) выступают средством познания локальных, ограниченных во времени и пространстве явлений   и  выявляют связи, которые были лишь один раз. Социологические идеальные типы (так называемые чистые типы), выступая не только средством познания, но и целью развития,  применяются не на локальных явлениях, а встречаются всегда и выявляют  все время существующие связи, устанавливает общие правила событий.  То есть социологические идеальные типы, созданные  как модели, могут применяться  всегда,   независимо  от времени и  конкретного места.

Постнеклассический этап развития науки определяет новые ориентиры  научного познания. Познание объектов на этом этапе осуществляется  с участием различных концептуальных подходов. Таким образом, расширяются содержание и принципы процесса познания  за счет включения не только субъект — объектных, как это было в неклассической науке, но и  субъект — субъектных корреляций.

Применение моделирования в социологическом познании способствует развитию аналитического мышления, дает возможность социологу-исследователю осмысленно интегрировать знания, ориентироваться в реальной социальной действительности и использовать имеющиеся  теоретические знания для  конструирования идеальных моделей в виде теоретических концепций  с последующим применением на практике.  Сложными социальными явлениями, объектами моделирования являются люди, их взаимодействия,  особенности социализации, и, прежде всего,  проблемные стороны общественной жизни.  Речь идет о  жизненно важных проблемах конкретных людей, имеющих свои ценностные ориентации, потребности и интересы, которые трудно поддаются полному,  адекватному описанию. При помощи моделирования можно внести большой вклад в творческое развитие человека  путем внедрения  новых подходов и стилей в  процесс социализации.

Моделирование является  ключевым процессом социализации, в ходе которого людьми вырабатываются  модели, характеризующиеся высокими показателями престижности, и которые будут имитированы с большой вероятностью. С его помощью можно  решить  теоретические, прикладные и методические задачи.

Неадекватно сконструированные модели  имеют малую познавательную ценность, становятся причиной дезориентации людей, иногда принося  им немало страданий и огорчений. Излишняя субъективизация, не подкрепленная никакими фактическими данными, не обоснованная выводами, может привести к созданию надуманных моделей,  искаженно объясняющих   особенности  социальной реальности.

         Можно создать копию, аналог любого социального объекта, но вопрос в том,  как  создать, путем  глубокого изучения его структуру, логического обоснования или  простого наблюдения. Моделирование связывается именно  с целенаправленным, глубоким изучением природу социального объекта познающим субъектом          с целью создания  его идеальной  копии. В общественных науках здесь есть большая возможность внесения субъективизма, искажения реальных процессов.

Человеческий мир является очень сложной  социальной системой, поэтому мысленные модели, созданные на основе объективных данных и субъективного опыта  исследователя,  представляют его упрощенный образ.

Возникает  вопрос: почему в промежутках, начиная с 60-х и до конца 70-х г.г., структурный функционализм перестал удовлетворять исследователей? Потому что, во-первых, обращал внимание, прежде всего на системы и структуры, а не на людей в этих системах и структурах; во-вторых, трактовал человеческое поведение сквозь призму его ролевой функции в системе, которая определялась процессами социализации, коммуникации и интеграции. В структурном функционализме человек как самостоятельное действующее лицо (актор) исчезал; он подчинялся социетальным нормам, был социальным существом в этом смысле.

По мнению известного российского социолога А.Г. Эфендиева, в современной социологии слово «форма» нередко заменяется  словом  «модель». Модель — это наглядный аналог, в котором социальное явление представлено  схематически, чтобы показать его  основные свойства и взаимосвязи [2, с. 44].

Социальное   конструирование   реальности понимается   П. Бергером и Г. Лукманом как процесс, посредством которого люди творчески формируют реальность  в результате социального взаимодействия. Значит, модели  создаются   в контексте данной культуры, данной социальной реальности,  но вместе с тем  в  процессе их создания  не отрицается и роль  индивидуальности [3].   

Логически правильно сконструированная  модель, созданная на основе объективных данных и субъективного опыта   исследователя  должна привести  к формированию теории, которая в свою очередь при большом  спросе  научного мира  на нее  может  подняться на уровень парадигмы.

Во основе развития  науки лежат различные парадигмы, дифференцирующие  научные сообщества  друг от друга по содержанию поставленных проблем.

На наш взгляд, схема внедрения моделей на практику выглядит следующим образом ( См. рисунок 1).

2

«Модель социализации» понимается нами как приоритетная форма взаимодействия общества и личности, обусловливающаяся мировоззренческими, конкретно-историческими, пространственными и  временными факторами. Вхождение личности в общественную жизнь   путем  принуждения  или  ее собственного интереса  характеризует особенность  механизмов  социализации  в различных  ее моделях, отдающих приоритет  либо обществу, либо личности.

В условиях действия моделей подчинения, которые функционируют в обществе или общностях с достаточно высокой степенью регламентации, происходит взаимодействие механизма отбора, механизма предписания и механизма контроля.  То, какими качествами должна обладать личность, заранее решается социальной системой. Человеку остается только принимать предложенные ему образцы  поведения.

Модель интереса  характерна  для  либерально-демократических обществ.    Здесь  функционирует механизм выбора личностью социальной роли на основе имеющихся у нее  потребностей, интересов, ценностей. Личность  четко  понимает  интеллектуальные, физиологические и психические возможности приобретенных ею навыков и умений.  Здесь присутствуют  механизм анализа  социальных требований  и активного овладения  необходимыми качествами и механизм самоконтроля — контроля индивида за собственным поведением с точки зрения не только  исполнения социальной роли, но и личностных интересов.

Построение новых моделей социализации личности в процессе модернизации общества связано  в первую очередь с изменением механизма социализации. При формировании новых механизмов социализации личности   необходимо учитывать  действие субъективного фактора. Становление и развитие личности должно  осуществляться  с ее  непосредственным активным участием, с учетом ее психологических возможностей, внутренней энергии, ценностей, потребностей и интересов.

 Общая модель социализации является ключом к пониманию любого вида социализации. Структура модели социализации на рисунке 2.

1

Конкретную модель социализации личности  можно установить, выяснив  господствующие типы взаимодействия общества и личности, направленные на  формирование  равного или неравного отношения, степень демократичности используемых методов,  природу  и характер социальных технологий, подавляющих или возвышающих человеческую личность.

Механизмы включения личности в общественную жизнь бывают принудительного и свободного характера. Более наглядную схему механизмов включения  личности в общественную жизнь в различных  видах моделей социализации личности представляем на рисунке  3.

                                           Модели социализации личности

 

3

Модель социализации зависит прежде всего от приоритетных форм взаимодействия   общества и личности. Причем  мировоззренческие, конкретно-исторические,  пространственные и временные факторы оказывают большое влияние на формирование предпочтительных   форм  взаимодействия.  В условиях современного  Казахстана  такими факторами являются:

  • мировосприятие, основанное на евроазиатском менталитете;
  • рыночное общество, находящееся в процессе становления;
  • огромная территория, разделенная на северные, южные, западные и восточные регионы, отличающиеся друг от друга этническими, религиозными, региональными и т.п. особенностями;
  • географическое расположение  между Европой и Азией;
  • влияние процессов   глобализации, индустриализации и урбанизации на  трансформацию общества и  социализацию личности.

ЛИТЕРАТУРА

1  Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

2  Эфендиев А.Г. Общая социология.  М.: ИНФРА, 2002. 725 c.

3 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с анг.   М.: МЕДИУМ, 1995. 322 с.



Другие статьи автора: Абдикерова Гульнапис

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба