Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2014

Нодира Мусаева
Имам Аль-Бухари и гуманистическая направленность «Аль-Джами Ас-Сахих»

Нодира Махмудовна Мусаева,

Старший научный сотрудник,

Ташкент, Узбекистан 

Nodira Mahmudovna Musayeva,

Senior scientific employee,

Tashkent, Uzbekistan

 

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 1.(091)

 

Имам Аль-Бухари и гуманистическая направленность «Аль-Джами Ас-Сахих»

Аннотация: В статье рассматриваются гуманистические основы творчества выдающегося мусульманского религиозного деятеля, теолога и философа Имама Аль-Бухари.

Ключевые слова и фразы: Имам Аль-Бухари, хадисы, гуманизм, «Аль-Джами Ас-Сахих».

 

Imam Al-Bukhari and humanistic direction of “Al-Jami` Al-Sahih”

 

Summary: In article humanistic basics of creativity of the outstanding Muslim religious figure, the theologian and the philosopher of Imam Al-Bukhari are considered.

Keywords and phrases: Imam Al-Bukhari, hadis`, humanity, «Al-Jami` As-Sahih».

 

Имам Аль-Бухари и гуманистическая направленность «Аль-Джами Ас-Сахих»

 

Сегодня большое внимание уделяется развитию проблематики социальной антропологии как область знания, объединяющая ряд полуавтономных дисциплин, которая занималась в первую очередь обществами, изолированными от письменной исторической традиции.

Проблематика социальной антропологии становится особенно актуальной в период перехода от одной общественной формации к другой. В связи с этим предпринимаются попытки переосмысления традиционных социально-антропологических концепций и поиска их альтернатив.

В Узбекистане происходит планомерное возрождение духовных ценностей народа и обращение к письменным источникам, имеющим отдельные аспекты социально-антропологического учения, выдающихся мыслителей прошлого. В ряду таких подвижников особенно выделяется своей масштабностью фигура знаменитого богослова и мыслителя Имама Аль-Бухари. Вот уже двенадцать веков исламский мир с глубоким уважением и трепетом рассматривает и изучает Имама Аль-Бухари, его труды считает величайшими достижениями богословской мысли. Он уроженец города Бухары, наиболее выдающийся из всех хадисоведов всего мусульманского мира.

Хадисоведение возникло во второй половине VIII в., получило свое развитие и в последующие века, став вскоре одним из основных источников шариата (мусульманского права) и исторической науки на мусульманском Востоке.

Хадис – множественное число «ахадис», дословно «новость», «известие», «рассказ». Это наука, содержащая предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада, его изречения, наставления и указания, охватывающая практически все стороны мусульманского мира. В них приводятся также сведения о родственниках, близких и сподвижниках Пророка. Люди, занимавшиеся сбором и критикой хадисов, назывались мухаддисами.

Аль-Бухари оставил человечеству несравненное наследие. Его называли «Имам всех имамов в мире», «Султан правоверных в науке о хадисах». Всемирное признание Имаму Аль-Бухари принесла его титаническая работа «Аль-Джами ас-Сахих» – сборник достоверных хадисов. Кроме этого главного труда, имам Аль-Бухари создал 23 трактата и книг. Большинство из них сохранились до наших дней и неоднократно издавались во многих странах мира. Кроме этого, опубликовано около ста комментариев и пояснений на арабском языке к «Сахих Аль-Бухари».

Говоря о численности хадисов, вошедших в труд «Сахих Аль-Бухари», Ибн Хаджар аль-Аскалани, редактировавший этот труд сообщает, что общая численность хадисов, вошедших в основную работу Имама Аль-Бухари, наряду с повторяющимися составила 9087. В это число не входят хадисы о сподвижниках и последователях Пророка Мухаммада»[1].

Именно в хадисах Имама Аль-Бухари содержатся различные сведения, характеризующие не только самого Пророка, но и образ жизни взаимоотношения людей того времени.

Автор второго по значению среди мухаддисов имам Муслим так обращался к Аль-Бухари: «О, мастер мастеров, султан мухаддисов, лекарь хадисов! Позвольте поцеловать ваши следы». Эти слова показывают, насколько было велико признание и уважение к нему великих современников. Такое отношение к Имаму Аль-Бухари сохранилось до наших дней со стороны мухаддисов и верующих.

Во время жизни Имама Аль-Бухари Бухара находилась в управлении наместника Тахиридов, пришедших к власти в 821 г. Основатель династии – Тахир б. Хусайн. Его сын Абдаллах б. Тахир укрепил политическую и административную власть в Хорасане и Мавераннахре, наладил сельское хозяйство, водопользование, упорядочил налоговую систему. Глава династии Тахир б. Хусайн писал своему сыну: «Помни, что богатство не приносит прибыли, когда оно умножается и копится в казне, а, напротив растет, прибавляется тогда, когда тратится на нужды подданных, на уплату им должного и на освобождение их от забот, – вот этим достигается благоденствие народных масс, это служит украшением для правителей, этим достигается процветание эпохи, этим обретается слава и могущество… Вместе с тем благодаря этому получишь большую возможность собирать подлежащую сбору земельную подать, умножится взимаемый тобой поземельный налог и возрастет твое богатство и тем самым ты получишь силы для того, чтобы привязать к себе войско и удовлетворить народные массы, изливая на них свои дары»[2].

Имам Аль-Бухари родился 13 дня месяца шавваль, после пятничной молитвы в 194 г.х. (20–21 июля 810 г.) в городе Бухаре. Дата рождения Имама Аль-Бухари приведена точно благодаря тому, что его отец собственноручно произвел запись этого события. Его воспитанием занималась исключительно мать. В раннем возрасте Имам Аль-Бухари проявил интерес к изучению и заучиванию хадисов. Секретарь Имама Аль-Бухари – Абу Джафар Мухаммад б. Абу Хатам аль-Варрак писал: «Когда я услышал о том, как Аль-Бухари говорил о своем желании заучить хадисы еще в период своего обучения в начальной школе, то я спросил у него, сколько же тогда ему было лет, и он мне ответил, что тогда ему было 10 лет или меньше того»[3].

В 827 г. ему исполнилось 18 лет, когда он прибыл в Медину и стал брать уроки по хадисоведению у Ибрахима б. аль-Мунзира, Абдулазиза б. Абдаллаха аль-Увайси и других. Работая над хадисами, имам аль-Бухари посетил все известные города и страны исламского мира: Хиджаз, Мекку, Медину, Таиф, Джидду, Басру, Куфу, Багдад, Миср, Мерв, Нишапур, Рей, и т. д. Целью посещения этих городов было изучение хадисов и общение со многими учеными. Он постоянно совершенствовал свои знания. Аль-Хатиб аль-Багдади, автор «Истории Багдада», отмечает, что Имам Аль-Бухари якобы говорил: «Я записал тысячи, а возможно, и более хадисов, опираясь на высказывания шейхов и улемов, в моей книге нет ни одного хадиса без иснада (достоверной цепи передатчиков)»[4].

На протяжении всей своей жизни Имам Аль-Бухари постоянно оказывал помощь в научном, а по возможности и в материальном плане тем, кто в ней нуждался. Он помогал ученым, учителям, мухаддисам. Занимаясь, как и его отец, торговлей, имам Аль-Бухари из своего ежемесячного дохода пятьсот дирхемов обязательно раздавал бедным, неимущим, нуждающимся. Сам же довольствовался малым, старался избегать излишних затрат. Имам Аль-Бухари был человеком честным, с открытой душой, благочестивым и набожным, далеким от пересудов и сплетен. Он писал: «С того момента, как я узнал, что сплетни и пересуды – дело грязное, я ни о ком не говорил ничего предосудительного».

В 869 г. Имам Аль-Бухари возвращается на родину и активно прославляет этот город. Правитель Бухары из числа сторонников Тахиридов, по личным мотивам, начинает настраивать против Аль-Бухари жителей Мавереннахра, обвиняя его в ереси. Он стал жертвой завистников и недоброжелателей. Специально этой теме посвятил свою статью известный востоковед Ш.С. Камолиддин, в которой он резюмирует: «Хотя Имам Аль-Бухари имел огромные заслуги перед наукой и обществом, он стал жертвой фанатизма, консерватизма, фундаментализма, ловко использованных в личных целях его недоброжелателями из числа высокопоставленных лиц»[5]. Узнав об интригах правителей против него, не желая противопоставлять верующих, своих сторонников и противников, Аль-Бухари произнес следующую молитву: «О Аллах, хоть мир велик, однако он стал для меня тесен, и я прошу его принять меня». Вскоре он тяжело заболел и в 256 г.х. вечером в праздник рамадан (ид аль-фитр) 30–31 августа 870 г. скончался в селении Хартанг (Челакского района) в 25 км к северу от города Самарканда.

Время для восстановления исторической справедливости по отношению к славному наследию имама Аль-Бухари наступило с обретением Узбекистаном независимости и справедливости. В 1993 г. в Бухаре состоялась конференция на тему «Имам Аль-Бухари и современность».

29 апреля 1997 г. было принято постановление правительства Республики Узбекистан «О праздновании 1225-летия со дня рождения имама Аль-Бухари по хиджре – лунному календарю». В ноябре этого же года Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает постановление об участии в 1998 г. в праздновании памятной даты 1225-летия со дня рождения ученого Исмаила аль-Бухари. В рамках подготовки и празднования юбилея был издан сборник «Ас-Сахих» («сахих» с арабского – достоверный, истинный) на узбекском, русском, английском, арабском языках. Жизни и деятельности имама Аль-Бухари было посвящено множество статей, очерков в газетах и журналах, тематических передач по радио и телевидению. В Хартанге был построен величественный мемориальный комплекс у гробницы имама Аль-Бухари, выполненный в традициях древнего зодчества Средней Азии. Учеными Узбекистана был подготовлен и опубликован фундаментальный труд «Имам Аль-Бухари. Свет из глубины веков».

Выступая на церемонии открытия памятного комплекса имама Аль-Бухари, президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов сказал: «Хазрат Аль-Бухари – это гордость не только узбекского народа, но и всего мусульманского мира. Жизнь этой святой личности в прямом смысле является примером научного и человеческого героизма, несгибаемой воли, символом негасимой убежденности»[6].

Итак, гуманистическая сущность «Ас-Сахих» очевидна. Дальнейшее углублённое изучение хадисов Имама Аль-Бухари позволит по новому взглянуть на современные проблемы духовности в человеческом сообществе.


 


[1] Ибн Хаджар аль-Аскалани. Хадгос-сорий. С. 465–469.

[2] Шмидт А.Э. Идеал мусульманского правителя-наместника IX в. III в. (хиджры). Бюллетень САГУ. 1925. № 8. С. 132–137.

[3] Аль-Исфахани. Асамий Машойих. Ар-Рияд, 1991.

[4] Аль-Илаль ат-Тирмизи маа тухфат аль-Ахвазий Каир 1387 г.х. Т. 10. С. 467.

[5] Альмеев Р. Имам Аль-Бухари, гордость мусульманского мира (к 1200-летию со дня рождения) // http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/25-26/11-robert-almeev.htm

[6] Там же



Другие статьи автора: Мусаева Нодира

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба