Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2018
Тухтаев Хусан Мирзаевич
Самарканд
Старший научный сотрудник-
Соискатель в СамГУ
Tukhtaev Khusan Mirzaevich
Samarkand
Senior researcher-
Applicant at SSU
E-Mail: tukhtaev88@gmail.com
УДК – 101.3
Проблемы формирования нового философского мировоззрения о селах в Узбекистане
Аннотация: в данной научной статье рассмотрены причины возникновения, формирования и этапы развития сел в условиях Узбекистана, их плачевное положение в условиях тоталитарного режима, объективные и субъективные факторы формирования нового мировоззрения о селах в условиях независимости, принципы формирования нового философского мировоззрения, определения и характеристики о селах.
Ключевые слова: село, сельское население, сельская жизнь, тоталитарный режим, философское мировоззрение, историческое пространство и время, объективный и субъективный фактор, материальный фактор, духовный фактор, принцип.
Problems Of Formation Of A NewPhilosophical World-Oversight
About Villages In Uzbekistan»
Abstract: this article explores the causes of the emergence of villages, their formation and stages of development, the deplorable situation in the conditions of the totalitarian regime, the objective and subjective factors of the formation of a new worldview about the villages in conditions of independence, the principles of the formation of a new philosophical worldview about the villages, the new philosophical definition of the village and its Characteristic.
Key words: village, rural population, rural life, totalitarian regime, philosophical worldview, historical space and time, objective and subjective factor, material factor, spiritual factor, principle.
Узбекский народ занимает свое достойное место в истории мировой цивилизации, его великие представители внесли и вносят вклад в развитие человеческой цивилизации. Подлинные корни самобытной истории нашего народа прежде всего упираются в село, как истинный очаг всех его традиций и
Место появившихся сел на территории Узбекистана в историческом месте и времени можно разделить на следующие этапы:
Известно, что свойства появления, формирования и развития сел в основном зависел от характера имевшегося социально-экономического строя. Насколько был прогрессивным имеющийся социально экономический строй, села соответственно развивались, и наоборот, насколько был регрессивным социально-экономический строй, села также развивались на низком уровне или деградировались.
При социально-философском анализе свойств этапов появления, формирования и развития сел на территории Узбекистана, очевидны ниже следующие:
Во-первых, села на территории нашей страны появились в качестве результата стремления людей древних времен к проживанию в виде общин в целях удовлетворения потребности к продовольствию и одежды.
Во-вторых, узбекский народ в процессе исторического развития не проходил классический рабовладельческий строй, согласно этому, большинство населения сел занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, а остальная часть вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством.
В-третьих, занятие людей земледелием стало причиной увеличением количеством сел. Села, появившиеся в результате занятия родами земледелием, назывались именами этих родов, а после именами племен, а далее именами хозяев больших земель. Некоторые из них называются именами тех времен, к примеру Дурмон, Кунгират, Мангыт, Кипчак, Джалаир и т.д.
В-четвертых, в период средних веков села в основном были зависимы от крупных землевладельцев, падишахов, эмиров и ханов. Они даровали села кому пожелают виде собственности.
В-пятых, живущие в селах, в основном занимались выращиванием сельхозпродукции. Для этого они осваивали новые целинные земли, строили водяные сооружения, обеспечивали продовольствием и одеждой владельцев собственности.
В-шестых, село наполняло солдатами ряды вооруженных сил для обеспечения обороны страны или организации захватнических походов.
В-седьмых, село являлось основным звеном производственной структуры страны до свержения власти большевиками в 1917-1920 гг.
В то время наш народ так изнемогал под гнетом, что это сложно объяснить словами. До сих пор не стерты с памяти нашего народа пролетающие и сыплющие на головы людей удобрения самолеты, множество детей болеющих гепатитом и другими заболеваниями» [2].
Все завезенные социалистическим строем виды новой техники в узбекские села для выращивания сельскохозяйственной продукции были направлены на обеспечение хлопковой независимости СССР, во чтобы не стало. Основу государственной политики социалистического режима, веденной по отношению сел, составляла идея классовой борьбы, разработанной вождями политической партии К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Ленином. А в действительности классовая борьба – это систематическое подавление побежденных, победителями в процессе борьбы за жизнь.
Начиная со дня обретения независимости узбекским народом, улучшение бытовых условий жителей сельского населения, было поднято на уровень государственной политики. О коренной сути и целях данной политики И.А. Каримов говорил: «Куда бы ни смотрели, повышение уровня жизни народа, плодотворности экономических реформ, планирование будущего – все упирается в сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства – это наш хлеб, наш дастархан. Поэтому все реформы мы должны начинать именно с реформ в сельском хозяйстве. Цель здесь – повышение производительности в сельском хозяйстве, повышение уровня жизни на селе, создание для них достойных условий жизни» [5]. Основываясь данному мнению методологического значения, для формирования нового философского мировоззрения о современных узбекских селах, прежде всего, необходимо иметь представление о его объективных и субъективных факторах.
В объективные факторы нового философского мировоззрения о селах выходят:
– посевная площадь сельского хозяйства;
– производство земледельческих продукций;
– производство животноводческих продукций;
– организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность;
– фермерские хозяйства;
– подсобные хозяйства дехкан и населения;
– предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственных продукций и другие.
К примеру, на сегодняшней день в нашей стране общий объём посевной площади сельского хозяйства составляет 3678,2 тыс. гектаров, собранное зерно 850,5 тыс. тонн, изготовленное мясо 1906,3 тыс. тонн [6]. Из данного объективного фактора видно, что у нас обеспечена независимость по выращиванию зерна, а это служит объективным фактором и онтологической основой для нового философского мировоззрения о сельском хозяйстве формирующегося на основе идеи независимости в сознании населения нашей страны.
В субъективные факторы нового философского мировоззрения о современных селах выходят:
– сельское население;
– степень грамотности населения;
– образовательно-воспитательные учреждения;
– центры культуры и спортивные сооружения;
– степень земледельческой и животноводческой культуры;
– формированность предпринимательской культуры населения;
– повседневно бытовой образ населения;
– степень занятости населения и другие.
К примеру, в 2015 году общее количество сельского населения составило 15611,4 тыс. человек, что составило 49,4% от его общего числа. Из них количество занятых на сельском и лесном хозяйстве составило 3610,9 тыс. человек, количество учащихся в сельских школах 2198,4 тыс. человек [7]. Данные цифры означают необходимость осуществления многих работ по усилению активности субъективных факторов для гармоничного развития материальных и духовных факторов обеспечения свободной и благополучной жизни в селах.
С учетом результатов, выведенных из принципов, указанных выше, сочли нужным философски описать и характеризировать понятия села нижеследующим образом:
В Узбекистане село – это место, созданное для обеспечения свободной и благополучной жизни населения страны, имеющие места для всемерного труда, оказания услуг и отдыха, составленное из социально-экономических, политических, правовых, духовно просветительских систем. Ибо, поскольку это так «оптимизация посевных площадей и состава посева, внедрение передовых агротехнологий и повышение урожайности, увеличение выращивания фруктов, овощей и винограда [8], в целом модернизация и обеспечение ускоренного развития сельского хозяйства [9]» являются самыми актуальными вопросами сегодняшнего дня в сфере сельского хозяйства.
Литература:
3.Ўзбекистон Республикаси иқтисодий-ижтимоий тараққиётининг мустақиллик йилларидаги асосий тенденция ва кўрсатгичлари. Статистик тўплам. – Т.: «Ўзбекистон», 2011. – 87.
9.Ўзбекистон Республикаси Президентининг Фармони. Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида. 2017 йил 7 февраль//Халқ сўзи –2017.–8 февраль.