Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2012

Мирсултон Кадыров
Некоторые факторы развития гражданского общества в Узбекистане
Просмотров: 5022

Mirsulton Kadyrov 

Some factors of civil society development in Uzbekistan

 

Summary: in given article some subjective and objective factors of civil society development in Uzbekistan, such as elections, polycultural formation, makhalla are considered.

Keywords: civil society, democratic lawful state, elections, polycultural formation, makhalla.


 

Некоторые факторы развития гражданского общества в Узбекистане

 

С распадом тоталитарного советского строя назрела острая необходимость формирования демократического правового государства и гражданского общества в странах СНГ. Узбекистан изначально выбрал путь демократического строительства, о чём свидетельствует, предложенная Президентом Республики Узбекистан Исламом Абдуганиевичем Каримовым, модель государственного и общественного строительства, признанная во всём мире как «Узбекская модель» формирования демократического государств и гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой.

Используя богатый исторический опыт, было принято решение не слепо копировать существующие модели демократического и гражданского строительства, а следовать национальным и общечеловеческим ценностям и принципам, учитывая менталитет и национальные особенности народов, проживающих в Узбекистане. Как показывает опыт, на этом пути Республика Узбекистан преуспела, однако нельзя стоять на месте, необходимо совершенствовать достигнутое и стремиться к построению подлинно демократического правового государства и гражданского общества.

Для того, чтобы этот процесс был осуществим, нужно больше внимания уделять теоретическому содержанию всех элементов в формировании гражданского общества. Субъективные и объективные факторы его развития, в частности в Узбекистане, требую детальной проработки, изучения, модернизации и применения на практике.

В науке выделяют два главных значения – гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность не политических отношений, то есть все, что неподконтрольно государству. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идёт о некотором идеале. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал гражданского общества – многообразие форм собственности, свободный рынок, предпринимательство, а в духовном – идейный плюрализм, свобода слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свобода вероисповедания, межнациональное согласие и религиозная толерантность.

Исходным элементом гражданского об­щества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих дей­ствиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом су­ществует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обя­занностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечнос­ти составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей – правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается пре­жним, а становится правовым, деятельность которого ог­раничивается строго установленными законом рамками. Оно позво­ляет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жиз­ненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффек­тивное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культур­ного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны[1]. Такой механизм фак­тически составляет реализацию демократизма на практике.

Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.

Разумеется, прежде всего, речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.

Еще одна специфическая особенность жизни гражданского обще­ства состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане явля­ются управляющими и управляемыми одновременно. Если демокра­тия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское об­щество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и само­развивающейся системой.

В органичном единстве с самоуправленческими началами нахо­дится и такая специфическая особенность жизни гражданского обще­ства, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отно­шений над вертикальными, иерархическими[2].

Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм. Струк­тура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообраз­ных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистичес­кий характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организован­ного общества, как консенсус.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность само­стоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индиви­дов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), кото­рые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворя­ют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.

Одним из основных факторов развития гражданского общества являются демократические выборы. По оценкам международных наблюдателей демократические выборы, проводимые за прошедшие годы в Узбекистане, отличались своей законностью, учётом прав, свобод граждан и свободного волеизъявления народа.

В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включение их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, кандидаты особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус и положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов.

Выборы обеспечивают наиболее безболезненные для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По самой своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемое с их помощью изменение власти не требует пролития крови, человеческих жертв, разрушений.

Важнейшее значение выборов как фактора развития и утверждения демократии связано с основополагающими правами и свободами личности, общечеловеческими ценностями. Это уважение правящим режимом свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав, они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, уважения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремление к демократическим переменам. В Конституции Республики Узбекистан чётко прописаны основы избирательной системы и на пути её осуществления наша страна является одним из самых быстро развивающихся демократических государств[3].

Ещё одним фактором развития гражданского общества является поликультурное образование. Термин «поликультурное образование» («multicultural education») появился на Западе в 1970-е годы и рассматривается в основном как педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку[4]. С одной стороны, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой – препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Цели поликультурного образования формулируются в рамках понятий «равенство» и «плюрализм» и включают в себя обеспечение и поддержку равных прав каждого человека на образование и воспитание; сохранение культурного многообразия и свободное развитие его составных частей; становление, формирование и развитие личности в духе общегосударственных политических, экономических, духовных ценностей. Социокультурная идентификация личности, освоение системы понятий о поликультурной среде, воспитание позитивного отношения к культурному окружению, развитие навыков социального общения являются ориентирами содержания поликультурного образования[5].

Факторы становления и предпосылки поликультурного образования учёные связывают с развитием гражданского демократического общества, характеризующегося открытостью по отношению к другим странам, народам и культурам. Важнейшей его ценностью является взаимопонимание.

Происходящие в мире интеграционные процессы, стремление различных стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие, обусловливают развитие поликультурного образования.

Еще одни специфическим для Узбекистана фактором развития гражданского общества является орган местного самоуправления – махалля.

Международными специалистами отмечается, что в Узбекистане после обретения независимости поэтапно и последовательно проведены коренные реформы в сфере государственного и общественного строительства, главной целью которых является построение демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формирование сильного гражданского общества в стране.

Эксперты также отмечают, что опыт Узбекистана в формировании и развитии гражданского общества, института самоуправления граждан – махалли, основанный на поэтапной и последовательной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», представляет большой интерес и может быть эффективно использован в странах, продвигающихся по пути демократии. Махалля является одной из важных основ строительства демократии в Узбекистане, обеспечивая своей деятельностью конституционное право граждан непосредственно участвовать в государственном управлении, решении важнейших задач социально-экономического развития страны.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан, отмечено, что гражданские институты сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе[6]. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что гражданское общество – это, прежде всего, развитая система органов самоуправления граждан.

В годы независимости в Узбекистане были приняты системные и последовательные меры по укреплению и развитию правовых основ деятельности органов самоуправления граждан как неотъемлемой части политической, экономической и духовной жизни общества, важнейшего первичного звена общественного самоуправления, обладающего мощным созидательным потенциалом. Сегодня в стране действует около 10 тысяч сходов граждан. Они выполняют свыше 30 функций, которые ранее были прерогативой местных органов власти, в частности, эффективно решают многие вопросы социальной защиты населения, обеспечения защиты интересов граждан.

Проректор японского университета «Цукуба» Суджинака Ютака, изучая процессы формирования гражданского общества в Узбекистане, отметил, что махалля – это очень крепкая, устойчивая структура. В Узбекистане в ходе формирования гражданского общества государство постепенно сокращает свои функции и передает их махаллям, которые берут на себя эту ответственность. Опыт махалли следовало бы широко распространить.

Как видно, описанные выше факторы развития гражданского общества разнообразны, многогранны и требуют постоянного изучения с учётом глобализационных процессов в мире в целом и в Узбекистане, в частности.

Узбекистан встал на путь модернизации и обновления социума, социальных отношений и создания институтов гражданского общества. Путь этот сложный, требующий значительных духовных и материальных затрат, но главное это то, что с избранного пути Узбекистан не сойдёт, а будет совершенствовать всё достигнутое и стремиться к новым высотам.

 

 



[1] См.: Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. Под ред. Л.И.Якобсона. – ГУ-ВШЭ, 2008. – 296 с.

[2] См.: Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. Под ред. Л.И.Якобсона. – ГУ-ВШЭ, 2008. – 296 с.

[3] См.: Конституция Республики Узбекистан. – Ташкент, Узбекистон, 2009. – 40 с.

[4] Библер В.С. На гранях логики культуры: кн. избр. очерков / В.С. Библер. – М., 1997.

[5] См.: Шапошникова Т.Д., Якушкина М.С. Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества // Начальная школа, №6, 2011



Другие статьи автора: Кадыров Мирсултон

Архив журнала
№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба