Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013

Энахон Нишанбаева
Развитие социального партнёрства в Узбекистане

Энахон Нишанбаева,

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

старший преподаватель,

кафедра Политологии

Enahon Nishanbayeva,

The National university of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

Grand-teacher of the Politology chair

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 334.021

Развитие социального партнёрства в Узбекистане

Аннотация: В статье рассматриваются основные определения, задачи, принципы, функции социального партнёрства как одного из важнейших факторов социальной стабильности в Узбекистане.

Ключевые слова: социальное партнёрство, рыночные отношения, социальная стабильность, государственная политика, негосударственные организации.

 

The social partnership development in Uzbekistan

Summary: In article the basic definitions, problems, principles, functions of social partnership as one of the major factors of social stability in Uzbekistan are considered.

Keywords: social partnership, market relations, social stability, state policy, nonstate nongovernmental organizations.

 

Развитие социального партнёрства в Узбекистане

Научно обоснованная разработка политики в сфере социального партнерства предполагает системный анализ норм, законов, регламентов и организаций, обеспечивающих формирование и развитие цивилизованного рынка труда. Методологической основой, дающей возможности такого анализа, является институциональный подход. Одним из основных направлений экономического роста, социальной стабильности в Республике Узбекистан может стать определение и исследование значимых институтов для успешного взаимодействия государства, работодателей и наемных работников .

Социальное партнёрство занимает совершенно особое место в системе рыночных отношений.

Социальное партнерство как принципиально новый тип социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и, наряду с собственником – работодателем, становится активным субъектом этих отношений и их регулирования на различных уровнях; во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей работодателей и работников.

Несмотря на то, что институт социального партнерства является относительно новым для постсоветских республик, его развитие можно охарактеризовать как весьма динамичное .

Социальное партнерство – взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций, органов государственной власти и управления, а также субъектов предпринимательской деятельности в разработке и осуществлении согласованной социально-экономической политики, реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны.

Социальное партнёрство также это особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их численности и социальному статусу, и их права отстаивать и практически реализовывать интересы. Субъектами социального партнёрства являются негосударственные некоммерческие организации, органы государственной власти и управления, а также субъекты предпринимательской деятельности. В целевую программу социально-экономического развития входит комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых субъектами социального партнерства, направленный на решение социально значимых вопросов.

К основным задачам социального партнёрства относятся :

1) обеспечение согласованных и целенаправленных совместных действий субъектов социального партнерства в разработке и осуществлении социально-экономической политики, реализации целевых программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем;

2) формирование устойчивых партнерских отношений субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;

3) оказание поддержки негосударственным некоммерческим  организациям в осуществлении ими общественно полезными деятельностями, развитии гражданских инициатив;

4) развитие и поощрение инициативы субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;

5) укрепление доверия граждан к органам государственной власти и управления на основе обеспечения прозрачности и открытости их деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений;

6) совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства;

7) развитие институтов гражданского общества, представляющих интересы молодежи, женщин, инвалидов, а также иных лиц, нуждающихся в социальной защите, создание условий для расширения поддержки и партнерства по реализации программ защиты их прав и законных интересов.

Также необходимо выделить и основные принципы социального партнёрства. Это, в первую очередь, равноправное партнерство и взаимная заинтересованность; уважение и учет интересов субъектов социального партнерства; добровольность принятия обязательств; свобода выбора и обсуждения социально значимых вопросов; гласность; коллегиальность в выработке совместных решений; обязательность выполнения субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств; консолидация усилий субъектов социального партнерства в целях их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики; систематичность контроля за выполнением субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств.

Немаловажное значение имеет и оптимальная государственная политика в сфере социального партнёрства. Направление государственной политики в данной области определяется совершенствованием организационно-правовых механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства в реализации целевых программ социально-экономического развития; государственной поддержкой целевых программ социально-экономического развития; созданием условий для функционирования эффективной системы взаимодействия субъектов социального партнерства, предусматривающей решение гуманитарных проблем, защиту прав, свобод и интересов различных слоев населения страны; содействием обеспечению баланса интересов субъектов социального партнерства в решении социально  значимых вопросов; обеспечением открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений органами государственной власти и управления и их должностными лицами.

Негосударственные некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в сфере социального партнерства путем участия в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, в подготовке, обсуждении и реализации целевых программ социально-экономического развития, оказания необходимой социальной, правовой и иной помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, а также внесения предложений о необходимости заключения соглашения в сфере социального партнерства, участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, осуществления иной общественно полезной деятельности, в том числе, на безвозмездной основе.

Органы самоуправления граждан содействуют развитию социального партнерства в решении вопросов местного значения путем участия в деятельности комиссий по социальному партнерству, реализации программ социально-экономического развития на соответствующей территории, а также участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства в пределах территории самоуправления граждан.

Органы государственной власти и управления гарантируют соблюдение прав и законных интересов субъектов социального партнерства, участвуют в его развитии, определяют формы и условия государственной поддержки соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.

Субъекты предпринимательской деятельности участвуют в разработке и осуществлении целевых программ социально-экономического развития, решении вопросов занятости населения, других социально-значимых вопросов, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.

Субъекты предпринимательской деятельности поддерживают реализацию программ социально-экономического развития, в том числе посредством предоставления грантов и социальных заказов, а также благотворительных пожертвований.

Партнёрские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда во главу угла ставится не получение прибыли любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Иными словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы, что терять в случае резкого обострения социально-экономической ситуации, при угрозе возникновения социального взрыва.

В социальной среде базовыми условиями партнёрских отношений являются: наличие многочисленного “среднего класса”; развитое гражданское общество, где в результате самоопределения классов, групп, слоев населения свободно действуют профсоюзы, движения, иные организации, выражающие социально-экономические интересы, как наёмных работников, так и работодателей; функционирование “социального государства”, реализующего социально-ориентированную рыночную политику, стоящего над обществом, а служащего ему, устанавливающего над обществом, а служащего ему, устанавливающего “правила игры” для субъектов социального партнёрства, контролирующего их выполнение.

Политико-правовыми условиями эффективно действующей системы социального партнёрства выступают: развитые формы демократии, когда права и свободы личности не только декларируются, но и гарантируются в соответствии с международными нормами; свободное создание и деятельность партий и движений, отстаивающие политические интересы основных социальных слоёв, классов; наличие эффективно действующего правового механизма, регулирующего социально-трудовые отношения. Первостепенную роль в создании правовой основы партнёрских отношений в каждой стране играет ратификация и реализация деклараций, конвенций и рекомендаций Международной организацией труда.

Наряду с вышеназванными объективными условиями успешного функционирования в обществе системы социального партнёрства необходимо наличие развитого субъективного, социально-психологического фактора: доминирование в общественном сознании ориентации на социальный мир и не конфронтацию между классами, социальными слоями; осознание и принятие предпринимателями, работодателями в целом роли заботливых хозяев, вникающих в нужды своих работников, оказывающих им помощь; активное участие работников в многообразных формах управления на предприятиях как отражение понимания ими зависимости личного благополучия от успехов фирмы.

Система социального партнерства, – постоянно действующая совокупность органов, формируемых социальными партнёрами; определённый ими самими порядок взаимодействия и функционирования данных органов; совместные документы (соглашения, договоры), принимаемые социальными партнёрами на основании международных норм, законодательства Узбекистана. Идея социального партнёрства и развитие ее в Узбекистане привлекают все большее внимание представителей самых различных общественных слоев. Государственные деятели, предприниматели, профсоюзные лидеры, главы политических объединений стали часто говорить об этом, свидетельством тому является разработка и обсуждение проекта закона «О социальном партнерстве» в Законодательной Палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан . Дело в том, что в основе социального партнёрства лежит не только идея разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономики, их опеки над всеми слоями общества.

 

 


 

  1. Зокирова Н.К. Развитие социального партнерства в Узбекистане // http://rea.uz/about/science/publications/detailed/?id=56
  2. Сайдахмедов А.И. Социальное партнерство в Республике Узбекистан, Российской Федерации, Республике Казахстан. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юр. н. // http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-partnerstvo-v-respublike-uzbekistan-rossiiskoi-federatsii-respublike-kazakhstan
  3. Проект Закона Республики Узбекистан О социальном партнерстве // http://www.kasaba.uz/ru/glavnaya/8-rooot-russian/308-zakon-respubliki-uzbekistan-o-sotsialnom-partnerstve-proekt.html

 

 

 



Другие статьи автора: Нишанбаева Энахон

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба