Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013
Энахон Нишанбаева,
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
старший преподаватель,
кафедра Политологии
Enahon Nishanbayeva,
The National university of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek
Grand-teacher of the Politology chair
E-mail – conference_2012@list.ru
УДК 334.021
Развитие социального партнёрства в Узбекистане
Аннотация: В статье рассматриваются основные определения, задачи, принципы, функции социального партнёрства как одного из важнейших факторов социальной стабильности в Узбекистане.
Ключевые слова: социальное партнёрство, рыночные отношения, социальная стабильность, государственная политика, негосударственные организации.
The social partnership development in Uzbekistan
Summary: In article the basic definitions, problems, principles, functions of social partnership as one of the major factors of social stability in Uzbekistan are considered.
Keywords: social partnership, market relations, social stability, state policy, nonstate nongovernmental organizations.
Развитие социального партнёрства в Узбекистане
Научно обоснованная разработка политики в сфере социального партнерства предполагает системный анализ норм, законов, регламентов и организаций, обеспечивающих формирование и развитие цивилизованного рынка труда. Методологической основой, дающей возможности такого анализа, является институциональный подход. Одним из основных направлений экономического роста, социальной стабильности в Республике Узбекистан может стать определение и исследование значимых институтов для успешного взаимодействия государства, работодателей и наемных работников .
Социальное партнёрство занимает совершенно особое место в системе рыночных отношений.
Социальное партнерство как принципиально новый тип социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и, наряду с собственником – работодателем, становится активным субъектом этих отношений и их регулирования на различных уровнях; во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей работодателей и работников.
Несмотря на то, что институт социального партнерства является относительно новым для постсоветских республик, его развитие можно охарактеризовать как весьма динамичное .
Социальное партнерство – взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций, органов государственной власти и управления, а также субъектов предпринимательской деятельности в разработке и осуществлении согласованной социально-экономической политики, реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны.
Социальное партнёрство также это особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их численности и социальному статусу, и их права отстаивать и практически реализовывать интересы. Субъектами социального партнёрства являются негосударственные некоммерческие организации, органы государственной власти и управления, а также субъекты предпринимательской деятельности. В целевую программу социально-экономического развития входит комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых субъектами социального партнерства, направленный на решение социально значимых вопросов.
К основным задачам социального партнёрства относятся :
1) обеспечение согласованных и целенаправленных совместных действий субъектов социального партнерства в разработке и осуществлении социально-экономической политики, реализации целевых программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем;
2) формирование устойчивых партнерских отношений субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;
3) оказание поддержки негосударственным некоммерческим организациям в осуществлении ими общественно полезными деятельностями, развитии гражданских инициатив;
4) развитие и поощрение инициативы субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;
5) укрепление доверия граждан к органам государственной власти и управления на основе обеспечения прозрачности и открытости их деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений;
6) совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства;
7) развитие институтов гражданского общества, представляющих интересы молодежи, женщин, инвалидов, а также иных лиц, нуждающихся в социальной защите, создание условий для расширения поддержки и партнерства по реализации программ защиты их прав и законных интересов.
Также необходимо выделить и основные принципы социального партнёрства. Это, в первую очередь, равноправное партнерство и взаимная заинтересованность; уважение и учет интересов субъектов социального партнерства; добровольность принятия обязательств; свобода выбора и обсуждения социально значимых вопросов; гласность; коллегиальность в выработке совместных решений; обязательность выполнения субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств; консолидация усилий субъектов социального партнерства в целях их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики; систематичность контроля за выполнением субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств.
Немаловажное значение имеет и оптимальная государственная политика в сфере социального партнёрства. Направление государственной политики в данной области определяется совершенствованием организационно-правовых механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства в реализации целевых программ социально-экономического развития; государственной поддержкой целевых программ социально-экономического развития; созданием условий для функционирования эффективной системы взаимодействия субъектов социального партнерства, предусматривающей решение гуманитарных проблем, защиту прав, свобод и интересов различных слоев населения страны; содействием обеспечению баланса интересов субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов; обеспечением открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений органами государственной власти и управления и их должностными лицами.
Негосударственные некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в сфере социального партнерства путем участия в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, в подготовке, обсуждении и реализации целевых программ социально-экономического развития, оказания необходимой социальной, правовой и иной помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, а также внесения предложений о необходимости заключения соглашения в сфере социального партнерства, участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, осуществления иной общественно полезной деятельности, в том числе, на безвозмездной основе.
Органы самоуправления граждан содействуют развитию социального партнерства в решении вопросов местного значения путем участия в деятельности комиссий по социальному партнерству, реализации программ социально-экономического развития на соответствующей территории, а также участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства в пределах территории самоуправления граждан.
Органы государственной власти и управления гарантируют соблюдение прав и законных интересов субъектов социального партнерства, участвуют в его развитии, определяют формы и условия государственной поддержки соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.
Субъекты предпринимательской деятельности участвуют в разработке и осуществлении целевых программ социально-экономического развития, решении вопросов занятости населения, других социально-значимых вопросов, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.
Субъекты предпринимательской деятельности поддерживают реализацию программ социально-экономического развития, в том числе посредством предоставления грантов и социальных заказов, а также благотворительных пожертвований.
Партнёрские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда во главу угла ставится не получение прибыли любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Иными словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы, что терять в случае резкого обострения социально-экономической ситуации, при угрозе возникновения социального взрыва.
В социальной среде базовыми условиями партнёрских отношений являются: наличие многочисленного “среднего класса”; развитое гражданское общество, где в результате самоопределения классов, групп, слоев населения свободно действуют профсоюзы, движения, иные организации, выражающие социально-экономические интересы, как наёмных работников, так и работодателей; функционирование “социального государства”, реализующего социально-ориентированную рыночную политику, стоящего над обществом, а служащего ему, устанавливающего над обществом, а служащего ему, устанавливающего “правила игры” для субъектов социального партнёрства, контролирующего их выполнение.
Политико-правовыми условиями эффективно действующей системы социального партнёрства выступают: развитые формы демократии, когда права и свободы личности не только декларируются, но и гарантируются в соответствии с международными нормами; свободное создание и деятельность партий и движений, отстаивающие политические интересы основных социальных слоёв, классов; наличие эффективно действующего правового механизма, регулирующего социально-трудовые отношения. Первостепенную роль в создании правовой основы партнёрских отношений в каждой стране играет ратификация и реализация деклараций, конвенций и рекомендаций Международной организацией труда.
Наряду с вышеназванными объективными условиями успешного функционирования в обществе системы социального партнёрства необходимо наличие развитого субъективного, социально-психологического фактора: доминирование в общественном сознании ориентации на социальный мир и не конфронтацию между классами, социальными слоями; осознание и принятие предпринимателями, работодателями в целом роли заботливых хозяев, вникающих в нужды своих работников, оказывающих им помощь; активное участие работников в многообразных формах управления на предприятиях как отражение понимания ими зависимости личного благополучия от успехов фирмы.
Система социального партнерства, – постоянно действующая совокупность органов, формируемых социальными партнёрами; определённый ими самими порядок взаимодействия и функционирования данных органов; совместные документы (соглашения, договоры), принимаемые социальными партнёрами на основании международных норм, законодательства Узбекистана. Идея социального партнёрства и развитие ее в Узбекистане привлекают все большее внимание представителей самых различных общественных слоев. Государственные деятели, предприниматели, профсоюзные лидеры, главы политических объединений стали часто говорить об этом, свидетельством тому является разработка и обсуждение проекта закона «О социальном партнерстве» в Законодательной Палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан . Дело в том, что в основе социального партнёрства лежит не только идея разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономики, их опеки над всеми слоями общества.