Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013

Валерия Латушкина
Психологический ресурс самостоятельности
Просмотров: 1658

Латушкина Валерия Михайловна

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Latushkina Valeriya Mihailovna

St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Соискатель кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета

Graduate student of psychology and pedagogy of personal and professional development

E-Mail: latushkinavm@mail.ru

УДК – 159.9.07

Психологический ресурс самостоятельности выдержки и отношения к будущему в учебной и научной деятельности аспирантов

Аннотация: Продолжим анализ внутренней структуры самоорганизационных качеств личности аспиранта, которые обеспечивают/ препятствуют подготовке диссертации (получению необходимого результата) в заданные сроки.

Ключевые слова: аспирант,  личность, самоорганизация учебно-научной деятельности.

 

Psychological resources of independence, self control and attitude to future in postgraduates academic and scientific activities

Summary:The author analyses the inner structures of a postgraduate self-organization, independence, self control and attitude to future in postgraduates academic and scientific activities.

Keywords: post-graduate, academic time management, self-organization, independence self control.

 

Данный материал является продолжением опубликованного ранее текста в предыдущей статье  в журнале Credo new № 1 2013.

Научная подготовка аспиранта предполагает формирование и развитие личностных качеств необходимых для дальнейшей самостоятельной исследовательской работы. В период обучения в аспирантуре – в полной мере становится востребованным не только самоорганизационные качества личности аспиранта – умение самостоятельно создать организационную структуру деятельности – выделить и спланировать этапы предстоящей работы, проанализировать доступные ресурсы и временные затраты, оценить возможные риски и дефициты, создать необходимые режимы деятельности, но и непосредственно организовать работу над диссертацией – ее выполнение, восполнить недостающие знания самостоятельно, подготовить публикации для научных журналов, написать текст диссертации. Требования к самоорганизационным качествам личности аспиранта резко возрастают – и если на начальных этапах формирования исполнительских (научно-технологических) компетенций требуется лишь действие по определенным образцам и алгоритмам, то в аспирантский период оттачивается умение самостоятельно ставить сложные задачи подбирать способы решения с высокой степенью автономности. Предполагается, что в аспирантский период должны быть сформированы технологии организации научно-исследовательской деятельности на уровне владения - те компетенции, которые позволят будущему исследователю быть самостоятельным в научном творчестве и не испытывать трудности самоорганизационного характера.

Анализ различий самоорганизационных характеристик двух групп аспирантов с точки зрения решения сложных долгосрочных задач в срок (подготовка и защита диссертации)– предложенный в «Credo» № 2013/1 (Костромина, Латушкина, 2013) позволяет предположить дальнейшие различия во внутренней структуре каждого параметра, по которым были обнаружены значимые отличия между группами – самостоятельность, выдержка, будущее. Корреляционный анализ выявил большое количество взаимосвязей, но мы остановимся только на анализе внутренней схеме только этих факторов. И если внутренняя структура качеств (уровень причинных оснований) детерминирует общую результативность деятельности, наблюдаемую как получение промежуточных и окончательных результатов - продуктов научно-исследовательской деятельности – текстов (тезисов, статей, глав и т.п.), то благодаря разветвленной саморегуляционной системе одни эффективно достигают цели, а другие, не имея достаточной ориентировочной основы, не справляются, вязнут в процессе, «застревают» откладывая защиту на неопределенный срок.

Термин ресурс – означает – потенциал, силу, источники, которые могут быть использованы в процессе получения конечного результата. Уровень сформированности психологических детерминант результативности научно-исследовательской деятельности, закрепленных в свойствах личности аспиранта – в контексте данного исследования – являются тем психологическим ресурсом, который к моменту начала обучения в аспирантуре должен быть сформирован на достаточно высоком пользовательском уровне. Психологический ресурс определяет потенциальные возможности личности аспиранта, позволяющие произвольно управлять своей активностью в новых условиях самостоятельной исследовательской деятельности и достигать цели в намеченные сроки. Попробуем сделать шаг от феноменологического уровня – к уровню причинных оснований в анализе этих качеств.

1. Параметр самостоятельность определяется как способность осуществления деятельности самому, без посторонней помощи. Это волевое свойство личности, в обеих группах проявляется сильно – и считается сформированным. Но структура самостоятельности у защитившихся и не защитившихся различна. (рис 1и 2, на рисунках толстыми линиями указаны связи на 1% уровне значимости, а тонкими – на 5 % уровне).

У не защитившихся структуру самостоятельности (рис. 1) волевые качества – самостоятельность и инициативность, которая предполагает живой отклик на непосредственную ситуацию, разворачивающую вокруг эмоционально нагруженной деятельности; выдержка и самообладание говорят о стойкости не защитившихся, они принимают риск – жизнь как вызов – все новое интересно, несет опыт и впечатления.

 

Рис. 1 Структура самостоятельности не защитившихся.

 

Гедонистическое настоящее - удовольствие происходящего. Его приверженцы  полагаются на удачу, считают, что она важнее усилий, труда, общительны, имеют много друзей, энергичны, постоянно стремятся к чему-то волнующему, захватывающему. Проявляют любовь к импровизации и хорошие творческие способности. При этом, их направленность определяет мощный мотивационный фактор - ориентация на власть – ведущей ценностью является влияние на других и общество. И если речь идет о сверхсерьезном отношении к науке, то гедонизм можно рассмотреть не только как праздность, но и как элемент удовольствия от нового и захватывающего вида деятельности, которое осваивается – а именно научной деятельности.

Самостоятельность защитившихся опирается на

 волевые качества, отвечающие за результативность – это настойчивость, обеспечивающая постоянное стремление к цели и организованность, которую определяют, как умение создавать структуру деятельности, с учетом текущих условий и препятствий.

 отношение ко времени - настоящее психологически отдаленно.

 саморегуляционные качества – компонент структурно-компонентные умения – опережающее программирование действий – умение создавать последовательность будущих действий, и оценивание результатов – взвешивание, сопоставление неизвестного с известным, того что получено с тем, что должно быть, и это позволяет контролировать скорость продвижения к цели.

 

Рис.2. Структура самостоятельности защитившихся.


 вовлечение полезных привычек в регуляцию действий – это личностно-стилевые особенности отражает коррекционные способности личности; а практичность, устойчивость в регуляции действий – это динамические характеристики саморегуляции, отражающие скорость/ своевременность процессов коррекции результатов и способов действий при отклонениях;

 самооценку результативности (вопрос: справляетесь ли со своей работой) – это, частота достижения результата - важный показатель с точки зрения нашего исследования – у защитившихся выше, чем у не защитившихся.

 направленность на свободу - это значимая ценность для защитившихся, которая подкрепляется разветвленной регуляционной структурой и позволяет творчески подходить к потокам задач осуществлять свободное движение к намеченным целям. Часто сочетается с ориентацией на труд, который приносит им радость и удовольствие, что в целом говорит об адекватном поставленной задаче уровне самоуправления личности защитившегося.

 параметр время (компонента - настоящее), становится востребованным только на стадии планирования. Настоящее - ценность, защитившиеся его используют как опору для постановки текущих задач. У них время – один из рабочих параметров системы управления.

Следует заметить, что в обеих группах присутствует прямая взаимосвязь между самостоятельностью и настойчивостью. Настойчивость – это постоянное стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. С одной стороны это позволяет сделать вывод, что не защитившиеся активно двигаются к цели. А с другой стороны возникает вопрос, почему они не достигают результата? Возможно, настойчивость и упорство ведут к тщательности проработки поставленной задачи или идеи, глубине погружения в проблематику. Но своевременность теряется. Время не является ресурсом, измерителем этапов деятельности.

Общий вывод по структуре самостоятельности

Таким образом, можно сделать следующий вывод: опираясь на этапы развития самостоятельности (рис. 3) можно предположить, что на первый взгляд у не защитившихся сформированы только первый и второй уровни самостоятельности. А у защитившихся присутствует как минимум – третий, который должен быть задействован, для успешного достижения целей: самостоятельное планирование деятельности предполагает соотнесение сложности выполняемой работы и временных затрат на задачи, которые необходимо выполнить в рамках этой деятельности. Причем для реалистичного планирования необходимо знать как внешние, стандартные для данной деятельности и общепринятые в данной сфере нормы времени выполнения данного объема работы (они внешние по отношению к исполнителю) так и внутренние особенности самоорганизации, ресурсы,  а также личные параметры работоспособности.

Рис. 3 Этапы развития самостоятельности по Ильину Е.П.


Но как показывает дальнейший анализ у НЗ сформированы и третий уровень и элементы четвертого, однако достижение цели в заданные сроки не происходит. Интериоризации временных норм (рамок) деятельности нет.

2.Теперь обратимся к сравнительному анализу внутренней структуры второго параметра – выдержка. (рис.4) В выдержке осуществляется тормозная функция воли. Выдержка – это устойчивое проявление способности подавлять импульсивные эмоциональные реакции. Выдержка, как характеристика самообладания человека, связана с контролем и нивелированием возникающих мыслей, желаний, чувств – то есть спонтанной активности, по мере продвижения к цели, а также недопущением отвлекающих действий.

 

Рис. 4 Структура выдержки не защитившихся

 

Выдержка у не защитившихся, развита сильнее, чем у защитившихся. Дисциплинированность – волевая черта личности, отражающая способность аспиранта соблюдать регламенты работы, добровольно выполнять то, что должно. Но при этом целеустремленность и самостоятельность имеют отрицательную связь, видимо можно здесь обозначить дефицит саморегуляции, придерживающий аспиранта в заданном режиме или заставляющий искать идеальную модель решения задачи. Опять появляется гедонистическое настоящее – быстрая смена увлечений, приносящая удовольствия позволяет бросить начатое, как только оно перестает доставлять удовольствие и начинает требовать усилий для своего завершения: преодоление трудностей не является увлекательным занятием, ассоциируется с напряжением и рутиной, и исключается из актуального поля деятельности новыми увлечениями.

У защитившихся выдержка ниже, в контексте нашего исследования, они более готовы отреагировать на изменение условий и подобрать новую стратегию. Возможно эти отвлекающие мысли позволяют по новому взглянуть на ситуацию и увидеть новые способы, т.е. расширить свой поведенческий репертуар в рамках решаемой задачи которые позволяют обходить возникающие препятствия и достигать цели вовремя.

У защитившихся выделяются компоненты саморегуляции – характеристики отвечающие за поддержание оптимальности регуляционных процессов личности в движении к намеченной цели, что предполагает хорошо развитый контроль, удержание цели – развитую систему самомотивации, умение адекватно менять тактику поведения в соответствии с меняющимися условиями деятельности. Эту же мысль подтверждает и опросник Мадди (Леонтьев, Рассказова, 2006) по оценке жизнестойкости, шкалы которого проявились на высоком уровне значимости – это вовлеченность, контроль и собственно интегративная характеристика – жизнестойкость, отражающая общую стратегию отношения к жизненным проблемам. Развитость саморегуляции подтверждает и другая методика – "Стиль саморегуляции поведения" Моросановой В. И. (Моросанова, Коноз, 2001), в частности компонент моделирование предполагает умение выделять ключевые процессы, строить модели будущей деятельности. Видимо «запас» решенных разнообразных задач у защитившихся выше и он помогает «извлекать» из этого багажа необходимые для данной конкретной задачи алгоритмы и технологии. Самоотчет – об умении реализовывать задуманное – анкета-интервью «Организация времени жизни» Стрелкова Ю.К. (Стрелков, 2001), а также отрицательная ориентация на процесс, отражает в целом количественную сторону успешных опытов – в контексте нашего исследования – завершенных дел, то есть ориентации на результат, что тоже является позитивным вкладом в решение задачи сделать вовремя, не откладывая на потом. Соотношение решительности и самообладания способствует движению к намеченной цели в определенном темпе, что подтверждают компоненты отражающие управление временем. Во-первых, выделена ось времени и ее два состояния – настоящее и будущее, а во-вторых – и то и другое проживается как структурированное, цель «разложена» во времени, смоделирована, есть концепция деятельности и существует программа ее выполнения.

Рис. 5 Структура выдержки защитившихся

 

Вывод по структуре выдержки.

Таким образом, у не защитившихся выдержка связана с гедонистическим настоящим, как и параметр самостоятельность. То есть ресурс выдержки работает как сопротивление при движении к цели – это ясно показывает отрицательная связь с целеустремленностью. То есть выдержка, дисциплинированность и самообладание обеспечивают недвижение к цели. Почему? Будущее воспринимается как сложное, а настоящее – то, что происходит здесь и сейчас – и подвержено контролю – видимо фиксирует ситуацию текущих недостижений. Возможно здесь и спряталась прокрастинация – как отражение ситуации застоя, маркера отсутствующих внешних изменений, несформированных компетенций и способов поведения. Причем интересно, что прокрастинация может не проявляться в других видах деятельности, которую человек выполняет вполне успешно, с высокой эффективностью и искомыми результатами.

3. Третий параметр на уровне достоверных отличий между группами - будущее. Временная перспектива (англ. temporal perspective) - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом. Сбалансированная временная перспектива – это устойчивый и непрекращающийся процесс, позволяющий гибко переключаться между временными векторами, в соответствии с условиями текущей ситуации поведения (Zimbardo & Boyd, 2003). Функции психологического будущего, согласно М.Р. Гинзбургу (Гинзбург, 1994), состоят в обеспечении смысловой и временной перспективы личности. По мнению П.И. Яничева (Яничев, 1999), психологическое будущее: по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает.

Временная перспектива – система представлений в когнитивном пространстве личности пространственной дислокации составляющих времени. Удаленность от наблюдателя будем понимать как дистанцию, протяженность субъективных мер прошлого настоящего и будущего, определяющую внутреннее понимание актуального состояния, а также направление движения, ход событий. Русло антиципации деятельности.

Люди ориентированные на будущее активно стремятся к цели, демонстрируют заинтересованность в последствиях своих действий, ориентированы на труд, то есть более ответственны, заинтересованы в конечных результатах как следствиях своих действий. Ориентация на будущее по Зимбардо – наличие планов, ежедневников, грамотное ведение счетов и дел, взвешивание цену непосредственных удовольствий в свете долгосрочных – больших и весомых.

Рассмотрим внутреннюю систему связей будущего защитившихся. Элемент вовлеченность говорит о том, что данная личность не тратит время в пустую, ценит его, рассматривает как ресурс. Ответственность, осознанность, инициативность обеспечивают технологичность работы, а оценка результатов отражает продвижение к цели во времени.

 

Рис. 6 Структура будущего защитившихся

 

Волевые характеристики личности работают на достижение результата. Все это опирается на благодатную почву трудолюбия, а отрицательная связь с сиюминутными наслаждениями настоящего лишь подчеркивает упорное стремление к поставленной цели. Самоотчет о реализации текущих задач в процессе движения из настоящего в будущее проявляется в параметрах умение планировать и справляетесь ли вы со своей работой. То есть тайм – менеджмент планирование, декомпозиция работ и оценка промежуточных этапов – развиты на уровне владения и используются свободно, без ограничений. на виды деятельности. Интересный факт – в зоне внимания  защитившиеся – ближайшая перспектива. То есть три года обучения в аспирантуре рассматривается личностью как управляемый горизонт развития, обеспеченный необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.

Защитившихся организованы, планируют и думают о последствиях. При валидизации методики (Сырцова, 2008) были обнаружены важные обратные корреляции: с поиском нового и поиском впечатлений, при выполнении взятых на себя обязательств, то есть нацеленность на результат сужает поле распределения и расходования эмоциональных ресурсов. Они испытывают давление времени – выявлена отрицательная связь с гедонистическим настоящим – готовы использовать время максимально продуктивно. Но при этом возникает «социальный дефицит» – у них отсутствует «свободное время», чем ближе цель, тем выше темп их текущей жизни, - у них нет «лишнего» времени.

Обратимся к анализу структуры параметра будущее у не защитившихся. (рис. 7)

У не защитившихся присутствуют компоненты саморегуляции целеполагание – процесс выбора целей. Как отражение смысла деятельности личности на данном этапе развития, описания состояний, которые необходимо достигнуть, это центральный, связывающий воедино все элементы структуры самоорганизации в единое целое стратегический стержень. Целеполагание – отправная точка развития деятельности, задает основу для действий по практической реализации, задает норму для контроля и коррекции, является ориентиром для анализа текущих результатов и отклонений. Цель обусловливает самоопределение – как результат анализа состояния точки отсчета, а также, определяет направление движения. Ответственность в делах и поступках, осознанность и контролируемость действий предполагают обязанность исполнения взятых на себя обязательств. Упорядоченность в деятельности  - как регламентированность и размеренность деятельности – определяет ее режимы.

 

Рис. 7 Структура будущего не защитившихся

 

Оптимальность (адекватность) регуляции действий выделяются как развитые на высоком уровне, но почему-то питающим ресурсом в настоящем не является. Ибо структурируется будущее – будущие достижения, будущее движение к ним, будущая работа по реализации планов. Настоящее – то, что происходит сейчас не рассматривается как предопределенная ситуация, хотя выделяется параметр фаталистическое настоящее, но связь отрицательная. Как и с самоощущением сложности времени. То есть, осознавая фатализм своего недвижения к цели – это отрицается, ибо работа идет на будущее. Эту идею подкрепляет связь с потребностью в познании как характеристика направленности личности. Более того из волевых качеств выявилась организованность – умение создать структуру деятельности. А также самоотчет - умение реализовывать и умение планировать не защитившихся выявляется во взаимосвязи с будущим, а в совокупности с развитостью самоорегуляционных характеристик, позволяет сказать о том, что необходимый комплекс самоорганизационных качеств у не защитившихся существует, но нацелен он на отдаленную перспективу и функционирует для будущем. Парадоксальность ситуации состоит в том, что при таком сложном наборе самоорганизационных качеств личности аспиранта, он не является ресурсом для движения в настоящем и достижения сложных долговременных задач.

Саморегуляция выражается в ответственности в делах и поступках, осознанности и контролируемости действий, инициативности. Эти компоненты обеспечивают результативность деятельности. Опросник Моросановой В. (Моросанова, Коноз, 2000) подтверждает это компонентом – оценка результатов. Результат текущий и конечный соотносится с целью и планом ее достижения на практике.

Выводы

1.   Благодаря разветвленной системе связей защитившиеся успешно решают возникающие проблемы в ходе выполнения поставленной задачи и доводят начатое дело до конца. У не защитившихся - структура связей более бедная, видимо, отсутствие гибкой системы коммуникации/компенсации во внутренней управляющей структуре личности не позволяет эффективно и своевременно двигаться к цели. Время, как показатель/измеритель результативности деятельности тратится на восполнение пробелов. Происходит процесс развития – достройки необходимого оптимального набора компетенций, наращивания функционального, операционного и мотивационного потенциала личности аспиранта, необходимого для самоорганизации научной работы.

2. При сопоставлении групп проявились семь показателей на уровне тенденции. (рис. 8) Ззащитившиеся обладают более высокой целеустремленностью, самостоятельностью и инициативностью, организованностью. Эти компоненты управленческой системы личности показывают управляемость процесса движения из настоящего в будущее, они необходимы также для организации непосредственной работы. У защитившихся выше направленность на труд – время используется продуктивно, труд приносит радость и удовольствие и на деньги – это побуждающая сила - защитившиеся сконцентрированы на реальности, а не на ожиданиях, они обладают установкой на действие. Это ориентация на результат.

 

Рис. 8. Параметры на уровне тенденции

 

У не защитившихся выше решительность – волевое качество – способность смело и самостоятельно принимать решения, а также, упорядоченность деятельности. Упорядоченность – знание алгоритмов, поддержание порядка. Можно предположить, что наличие именно этих качеств заставляют аспиранта самостоятельно искать идеальный способ достижения цели, посвящать много времени овладению совершенными методами работы. Не защитившиеся как бы выпадают из реального процесса актуальности решаемой задачи (внешние требования и внутренние установки личности не имеют точек пересечения) и все время находятся в поиске, теряя счет календарному времени. Увлеченность, потребность в познании, видимо, питающая внутренние стандарты качества, перфекционизм не позволяют получать приемлемые результаты в реалистичные сроки. Это ориентация на процесс. В отдаленной перспективе находится идеальный результат, к которому не защитившиеся стремятся и ради которого работают.

3.  При сопоставлении структур будущего защитившихся и не защитившихся – можно наглядно увидеть маркер, связывающий элементы структуры самоорганизации личности и отражающий суть процесса – это перспектива. Перспектива – отдаленная или ближайшая - определяет в когнитивном пространстве личности удалённость – психологическое расстояние – отдельных объектов и их частей от наблюдателя. Наблюдателем является сам субъект деятельности. Дальний объект видится вдали как меньший, по сравнению с ближайшим объектом, хотя они одинакового размера. Искажение реального объема работы над диссертацией, видимо создает иллюзию управляемости процессом подготовки диссертации, возможности легко справиться с «маленькой» работой. Но именно самостоятельный характер и высокая сложность научной деятельности «проверяют на прочность» сформированность и зрелость самоорганизационных структур личности аспиранта через получение в срок необходимого результата. Либо объем работы воспринимается как большой и сложный и личность выносит ее далеко вперед, избавляясь в актуальном пространстве от давлеющей задачи. Запускается процесс прокрастинации, которая выступает как защитный механизм. В любом случае прокрастинация, оттягивание, запаздывание, при проявляемом конструктивном стремлении выполнить задачу (отсутствие сознательного отказа от задачи) – сигнал о психологической проблеме личности .

4. Особенно интересным оказался следующий факт (рис. 9). Во внутренней структуре значимых факторов прослеживается связь между умениями планировать и реализовывать с параметрами будущее, целеустремленность и упорядоченность деятельности:

у не защитившихся – они связаны с отдаленной перспективой,

у защитившихся - связаны с ближайшей перспективой.

Таким образом, своевременность выполнения учебных и научных задач регулируется комплексом психологических особенностей аспиранта, отражающих его временную перспективу, как ориентировочную основу горизонта деятельности, сквозной процесс, обеспечивающий продвижение к цели и реализацию задуманного. (рис. 9)

 

Рис. 9 Направление активности компонентов реализации цели во внутренней структуре некоторых значимых факторов

 

При близком уровне развития регуляционных компонентов и самостоятельности у не защитившихся существует установка делать в будущем, то есть потом. Они четко знают, что реализуют свой замысел, ориентируя свою деятельность под будущее, которое планируют, к нему готовятся, работают на результат в отдаленной перспективе. И они как бы функционируют в отдаленной перспективе, находясь в настоящем, но расстояние до нее четко не измерено, не распределены во времени промежуточные и конечные объемы работы. Психологический фон не достижения результатов в срок сглажен и не воспринимается как проблема «не сделанного во время». У защитившихся, напротив, в качестве мишени - ближайшая перспектива, она понятна и управляема, а также присутствует стремление справляться со своей задачей. Это означает, что они постоянно, то есть в настоящем организуют и выполняют работу самостоятельно и доводят ее до конца, то есть получают искомые результаты в необходимые сроки. Прокрастинация не защитившихся – откладывание на «потом» является индикатором проблем и препятствий, с которыми сталкивается аспирант во время движения к цели – подготовке диссертации.

Литература

 

  1.  Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
  2.  Ильин Е.П. Психология воли. СПб, 2000
  3.  Костромина С.Н., Латушкина В.М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта Credo New » №1, 2013
  4.  Леонтьев Д.А., Рассказова Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест Жинестойкости. М., 2006
  5.  Моросанова В.И. Коноз Стилевая саморегуляция человека// Вопросы психологии. 2000 №2
  6.  Мэскон М. Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1999
  7.  Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004
  8.  Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М., 2006
  9.  Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984
  10.  Практикум по инженерной психологии и эргономике./ под ред. Стрелкова Ю.К. М., 2003
  11.  Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., М., 1996
  12.  Психолого-педагогический словарь / сост. Рапацевич Е.С. Минск, 2006
  13.  Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001
  14.  Cырцова А., Cоколова Е., Митина О. Aдаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо Психилогический журнал № 3, том 29, 2008, c. 101-109
  15.  Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие.  СПб., 1999, С. 50-60.
  16.  Harber K. D., Boyd, J. N. and Zimbardo P.G. (2003) «Participant Self-selection Biases as a Function of Ibdividual Differencts inTime Perspective» Joyrnal of Experimental Social Psycology 25 255-264

 



Другие статьи автора: Латушкина Валерия

Архив журнала
№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба