Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013

Юлия Бурова
Взаимодействие государственных структур и институтов гражданского общества...
Просмотров: 1308

Бурова Юлия Владимировна,

Средне-Волжский филиал

Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

(г. Саранск)

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат исторических наук

 

Burova Julia Vladimirovna,

Middle Volga (Saransk) branch

of state educational institution of higher education

"Russian Legal Academy

Ministry of Justice of the Russian Federation"

assistant professor of  humanities, social and economic disciplines, Ph.D.

E-Mail: lady-burova@mail.ru

УДК – 172.15

Взаимодействие государственных структур и институтов гражданского общества по противодействию экстремизму в контексте молодежной политики региона (на примере Республики Мордовия)

Аннотация: В статье рассматривается возможность противодействия экстремизму в контексте молодежной политики региона на примере Республики Мордовия. Это представляется возможным автору в рамках взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества, реализующие на современном этапе в регионе основные направления молодежной политики.

Ключевые слова: общество, экстремизм, молодежная политика, регион, неформальные молодежные объединения.

 

Interaction between government and civil society to extremism prevention in the context of youth policy in the region (on the example of Republic of Mordovia)

Abstract: The possibility of preventing extremism in the context of youth policy in the region on the example of Republic of Mordovia. It is possible the author in the interaction of state structures and civil society institutions that implement at the present stage in the region, the main directions of the youth policy.

Keywords: society, extremism, youth, the region, informal youth associations.

 

Взаимодействие государственных структур и институтов гражданского общества по противодействию экстремизму в контексте молодежной политики региона (на примере Республики Мордовия)

В моменты кризисного состояния общества возрастает влияние религии, расширяется спектр религиозных и нерелигиозных верований, усиливаются суеверия, оккультизм, мистика. Особенно это заметно среди молодежи. В настоящее время резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, потеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры, ослаблена роль институтов социализации молодежи. Молодежь участвует в различных нетрадиционных религиозных объединениях и неформальных движениях, учащаются случаи экстремизма в ее среде. В связи с этим в Республике Мордовия реализуется проект республиканского Государственного комитета по молодежной политике, направленный на ограничение обозначенных выше идей. Однако в данном направлении необходима активная работа, сегодня в стране возрастает количество преступлений экстремистской направленности. Если в 2005 г. было 152 случая, то в 2009 г. – 548. Как правило, они совершаются неформальными молодежными объединениями . В 2009 г. зарегистрировано 20 умышленных убийств и покушений на убийство, совершенных по мотивам национальной и расовой ненависти, тогда как в 2008 г. их было двенадцать (рост на 40 %). К уголовной ответственности привлечены 247 обвиняемых, из них 79 несовершеннолетних, в том числе в 2009 г. – 159 обвиняемых, из них 61 несовершеннолетний .

На территории Республики Мордовия правоохранительными органами пресечена деятельность религиозной группы, входящей в сатанинскую организацию «Благородный орден дьявола. .

В Мордовии насчитывается более десятка неформальных молодежных движений: готы, эмо, рокеры, рэперы, панки, футбольные фанаты и т. п. В большинстве своем это студенты и школьники. Сотрудники Мордовского республиканского молодежного центра совместно с Центром по противодействию экстремизму при МВД по РМ создают специальный закрытый банк данных на неформалов, чьи объединения носят экстремистский и деструктивный характер. Начальник Центра по противодействию экстремизму при МВД по Республике Мордовия Ю. В. Соркин утверждает, что развитие неформальных молодежных организаций в республике подготовлено криминогенной ситуацией 1990-х гг. «Как ни парадоксально, разгул криминалитета 90-х гг. сдерживал рост неформальных молодежных объединений. В те времена было недопустимо, чтобы кто-то разгуливал по городу с серьгой в ухе или с длинными волосами. Развитие неформальных организаций для нас новое явление, и я уверен, что со временем оно пройдет. Некоторые неформальные организации могут деструктивно воздействовать на молодежь и преступать закон. Больше чем уверен, что у нас есть и другие подобные организации. Наша задача состоит в том, чтобы не допустить развития подобных неформальных объединений в Мордовии» .

В связи с этим в рамках работы научно-практического совета по изучению вопросов, связанных с предупреждением этноконфессиональных конфликтов и экстремистских проявлений, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения при Средне-Волжском (г. Саранск) филиале ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции России»  в декабре 2011г. нами было проведено социологическое исследование по репрезентативной выборке.

В результате исследования было выявлено, что по гендерным особенностям доминируют в вузах девушки – 50,9 % (юношей 40,1 %). Этот показатель отражает естественное соотношение мужского и женского населения на территории Республики Мордовия. 66 % опрошенных проживают в городе, 34 % относятся к сельскому населению. Это значит, что сельская молодежь стремится проживать в городе, где проходит процесс социального становления. Однако при этом численность сельского населения падает интенсивнее, чем городского.

По результатам проведенного нами социологического исследования деятельность молодежных организаций в республике большинству молодого населения неизвестна. Нами выявлены знания молодежи о функционирующих молодежных организациях. Так, о деятельности Республиканской молодежной общественной организации «Клуб веселых и находчивых РМ» знают 67 % респондентов, Мордовского республиканского патриотического объединения «Поиск»   49,2, Саранской городской молодежной общественной организации «Ассоциация “Милосердие”»   37,3, Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» РМ – 32,1, Детской экологической организации «Зеленый мир»   25,2, Мордовского республиканского детско-юношеского общественного движения «Истоки» – 23, Республиканской общественной организации «Ассоциация педагогических отрядов» Историко-социологического института Мордовского госуниверситета имени Н. П. Огарева – 21,4, Мордовской республиканской общественной организации Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи»   16,9, Мордовского регионального отделения Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческий отряды»   13,3, Республиканской общественной организации «Союз педагогических отрядов РМ»   11,9, Республиканской общественной организации «Федерация современного и эстрадного танца»   10,5, Городской молодежной общественной организации «Клуб интеллектуального творчества»   9,9, Саранской городской общественной организации «Студенческий отряд спасителей»   9,2, Мордовской республиканской общественной организации «Союз православной молодежи»   7,4, Молодежного общественного движения мордовского народа – 5,5, Республиканской молодежной общественной организации «Эфида»   3,4 %.

В настоящее время, когда проблемы молодежного социума возрастают, необходимо развивать и поддерживать эти направления работы, способствовать творческой активизации молодежи и отвлечет ее от нетрадиционных молодежных организаций.

Знания молодежи о функционирующих в Республике Мордовия субкультурах распределены следующим образом: готы (72 %), эмо (67), рэперы (65), гопники (54), скинхеды (53), панки (45), рокеры (40), металлисты (36,5), сатанисты (23 %). Признались, что относятся к какой-либо субкультуре, 92 чел. (к металлистам   6, гопникам   4, готам   4, рэперам – 3), что составляет около 8 % опрашиваемых (рис. 2). Подобные цифры вызывают тревогу, потому что о существовании субкультур, деятельность которых не всегда играет положительную роль, молодежь осведомлена лучше, чем о деятельности традиционных молодежных организаций Республики Мордовия, а 8 % уже открыто заявляют о своей деятельности в рамках неформальных молодежных организаций. При этом 85 % опрошенной молодежи уверены в том, что деятельность субкультур влияет на общество, в том числе 47 % считают это влияние очень существенным, и только 7,5 % считают, что данного влияния нет.

Роль подобных организаций не всегда положительна, поэтому 60 % опрошенных считают, что необходимо усилить контроль правоохранительных органов республики за деятельностью субкультур, так как принадлежность к некоторым из них иногда может подтолкнуть человека к совершению неправомерных действий.

В связи с этим возникает необходимость конкретизировать, какие именно субкультуры могут подтолкнуть к совершению неправомерных действий. При подобном уточнении были получены следующие данные: скинхеды – 62 %, уличная молодежь (гопники) – 51, сатанисты – 48, националисты (нацисты)  39, готы – 23, анархисты – 22, эмо – 21, панки – 20, антифашисты – 17, металлисты   10, рокеры   8, рэперы – 7, альтернативщики – 3, скапанки – 3, трейсеры – 3, скиперы – 2, все указанные выше – 6 %.

Нетрадиционные молодежные организации порождаются обществом в связи с его недостатками и проблемами. Если раньше мы говорили о физическом здоровье социума, то на сегодняшний день мы в большей степени ориентируемся на духовное здоровье. Поэтому возникает необходимость проанализировать актуальные проблемы общества, его ценности и религиозные установки.

К наиболее актуальным проблемам повседневной жизни 57 % опрошенных отнесли низкий уровень доходов, 48   пьянство, 43   преступность, 34   угрозу безработицы, 23   коррумпированность властей, 21   моральное и нравственное разложение общества, 20   состояние здоровья родных и близких, 17   расслоение общества на богатых и бедных, 14   загрязнение окружающей среды, 7 %   напряженные отношения в семье. В большинстве случаев молодежь заявляет о внешних проблемах (низкий уровень доходов, пьянство, преступность, безработица, коррумпированность властей). Однако основы всех указанных проблем связаны с моральным и нравственным разложением общества, а пути решения – через преодоление напряжения в семейных отношениях, духовное возрождение общества.

Анализируя условия самовыражения молодежи, респонденты отметили, что на современном этапе развития общества в большинстве случаев – 41 % –  они находят возможность для самореализации, 24 % твердо уверены в такой возможности, 17 % с неуверенностью заявляют о невозможности самореализации и 4 % говорят о невозможности самореализации. Подобные цифры раскрывают другую проблему – связанную со способами самореализации современной молодежи, что очень часто происходит через агрессию и жестокость. Отсюда вытекает вопрос о традиционных ценностях, которые должны присутствовать.

Представляется необходимым отметить наиболее важные ценности общества, к которым опрошенные относят: любовь – 61 % опрошенных, семью – 55, здоровье – 50, патриотизм – 48, человеческую жизнь – 43, взаимопонимание – 31, справедливость – 27, религию – 23, друзей и подруг – 20, интересную работу – 19, связи с нужными людьми – 15, спокойную жизнь – 14, комфорт – 10, милосердие – 10, интеллект  8, власть – 5, собственность – 4 %. Несмотря на указанные проблемы, доминирующей ценностью становится любовь, и если раньше она была абсолютной, то на сегодня только 61 % признают ее основополагающей. Подобная трансформация происходит и в отношении других ценностей. Следствием вышеизложенного станет возрастание такого социального явления, как молодежный суицид, по численности которого Россия занимает лидирующие позиции в сравнении с другими странами мира. Анализируя причины молодежного суицида, 30 % респондентов в качестве доминирующей определяют возрастающие психические заболевания, 23 % указывают на нереализованность молодежи, 22   на социально-экономические проблемы современного общества, 21 %   на изменения в ценностных установках в современном обществе. Таким образом, молодежь отмечает, что духовные болезни общества станут основой психических заболеваний, вследствие которых человек идет на суицид. Учитывая подобные цифры, мы вряд ли можем говорить о прогрессе общества.

Анализируя духовный уровень общества на современном этапе, респонденты в большинстве считают, что он становится ниже (52 %). Поэтому возникает вопрос о религиозности, который касается прежде всего бессмертия человеческой души. 55 % уверены, что душа человека бессмертна, а значит, мы можем говорить с уверенностью о религиозности этой группы молодежи. Однако существует и другая проблема: 28 % отвергают бессмертие, а значит, мы не можем назвать эту группу религиозной. Отсутствие религиозности, падение духовности даст дальнейший прогресс социальным порокам, предотвратить которые трудно уже сегодня.

Негативные стороны нашего общества свидетельствуют об имеющихся в нем проблемах. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежных устремлений. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов – всех представителей взрослого мира – приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности к проявлениям противоправного или экстремистского характера. В этой связи основной задачей видится отыскание возможностей для адекватного самовыражения молодежи, для отклонения ее негативной энергии в позитивную творческую деятельность, спорт, социально одобряемые движения, что должно стать основой молодежной политики в регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Козлов Н. Убийственная ненависть // Рос. газ. 2010. 14 апр.
  2. Материалы заседания коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе: [от 26.03.2009 № 1]: внутр. док. аппарата ГФИ по РМ, справка.
  3. Сергун Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве (теоретико-дедуктивный подход). Саратов: РПА Минюста России. 2009.  224 с.

 


 

 

  1. Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Историко-культурные основы концепции терроризма Ф. М. Достоевского и их трансформация в современности» (грант Президента РФ МК-1547.2012.6).
  2. Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Историко-культурные основы концепции терроризма Ф. М. Достоевского и их трансформация в современности» (грант Президента РФ МК-1547.2012.6).
  3. См.: Сергун Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве (теоретико-дедуктивный подход). Саратов, 2009. С. 4.
  4. См.:  Козлов Н. Убийственная ненависть // Рос. газ. 2010. 14 апр.
  5. См.: Материалы заседания коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе: [от 26.03.2009 № 1]: внутр. док. аппарата ГФИ по РМ, справка. С. 29.
  6. ПМА. Юрий Викторович Соркин,  1971 г.р. Саранск, 23.09.2009


Другие статьи автора: Бурова Юлия

Архив журнала
к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба