Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2020

Александр Клюев
РАЗДУМЬЯ О ЕВРАЗИИ. Статья 1. Россия-Евразия – незавершенный проект

Клюев Александр Сергеевич

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

доктор философских наук,

профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Klujev Aleksandr Sergeyevich

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Doctor Habil. in Philosophy,

Professor of the Department of Musical Education

E-mail: aklujev@mail.ru

 

УДК – 39.93

 

РАЗДУМЬЯ О ЕВРАЗИИ.

Статья 1. Россия-Евразия – незавершенный проект

 

Аннотация: В статье рассматривается, предложенный представителями евразийского движения 20-30-х гг. XX века, проект Россия-Евразия. Указывается, что в рамках проекта Россия, фактически, превращалась в азиатское (азийское) государство. Отмечается, что при всей своей ориентации на Восток, евразийцы упорно подчеркивали, что в основе евразийской культуры лежит Православная вера. Вместе с тем, деятели евразийского движения всячески игнорировали роль славян – основного народа в России, исповедующего Православие. Автор статьи утверждает, что только при должном отношении к славянскому народу проект Россия-Евразия может иметь будущее, а значит, может быть завершен.

Ключевые слова: Россия, Евразия, проект, Православие, славянский народ.

 

THINKING ABOUT EURASIA.Article 1. Russia-Eurasia – unfinished project

 

Abstract: The article considers the Russia-Eurasia project proposed by representatives of the Eurasian movement in the 20-30s of the XX century. It is indicated that within the framework of the project, Russia was actually turning into an Asian (asian) state. It is noted that despite their orientation to the East, the Eurasians persistently emphasized that the basis of the Eurasian culture is the Orthodox faith. At the same time, the leaders of the Eurasian movement in every possible way ignored the role of the Slavs – the main people in Russia who profess Orthodoxy. The author of the article claims that only with proper attitude to the Slavic people, the Russia-Eurasia project can have a future, and therefore can be completed.

Keywords: Russia, Eurasia, project, Orthodoxy, Slavic people.

 

В 1920 году в Софии была опубликована работа Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» [11]. В этой работе Трубецкой решительно осуждал европейскую (романо-германскую) экспансию и призывал к борьбе против европеизации народов мира. Автор писал, что в борьбе «по освобождению народов мира от… духовного рабства интеллигенция всех не романо-германских народов, уже вступивших, или намеревающихся вступить на путь европеизации, должна действовать дружно и заодно… Надо всегда… твердо помнить, что… истинное противопоставление есть только одно: романо-германцы – и все другие народы мира, Европа и Человечество» [11, с. 140].

В сложившейся ситуации, естественно, возникла тревога за судьбу России. И явился ученый, определивший эту судьбу. Им стал географ, геополитик, экономист П.Н. Савицкий. Ориентируясь на географическое положение России между Европой и Азией, он предложил Россию именовать Евразией [4]. Так возник проект Россия-Евразия.

С самого начала обращающей на себя внимание особенностью этого проекта было то, что у России не предусматривалось никаких контактов с Европой, но зато предполагалось теснейшее взаимодействие, по сути, – сращивание с азиатским (азийским) наследием. П.Н. Савицкий писал: «По мнению евразийцев, русское государство XVI – XX веков является в большей мере продолжением скифской, гуннской и монгольской державы, чем государственных форм дотатарской Руси» [9, с. 497][1].

Евразийцы упорно подчеркивали, что евразийская культура определяется верой. Эта вера – Православие[2]. Савицкий утверждает: «Евразийцы – православные люди. И Православная Церковь есть тот светильник, который им светит; к Ней, к Ее Дарам и Ее Благодати зовут они своих соотечественников» [10, с. 200].

Согласно евразийцам, Православие в будущем должно охватить все народы Азии. Наиболее отчетливо такая позиция была заявлена в программном документе евразийцев (1926). В этом документе, в частности, сказано: «Православие – высшее и единственное по своей полноте и непорочности исповедание христианства. Вне его все – или язычество, или ересь, или раскол… Православие хочет, чтобы весь мир сам из себя стал православным» [2, с. 245, 246]. Но что есть Православие?

По мысли Н.А. Бердяева, «Православие… есть форма христианства наименее искаженная в существе своем человеческой историей. В Православной Церкви… само церковное учение, самый внутренний духовный путь не подверглись искажению…

Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания… Сила… предания в Церкви есть сила духовного опыта и преемственности духовного пути, сила сверхличной духовной жизни, в которой всякое поколение… приобщается к духовной жизни всех предыдущих поколений…

Для Православия характерна свобода… совести… Без свободы совести… нет духовной жизни… В Православии свобода [совести] сочетается органически с соборностью, то есть с действием Духа Святаго на религиозный коллектив…

На духовной почве Православия возникает стремление ко всеобщему спасению. Спасение понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром…» [1, с. 225, 233-235, 238].

Но Православие – это, прежде всего, вера славян[3]. Об этом свидетельствуют, по крайней мере, два обстоятельства. Первое – изначальная близость жизненных установок славян Православным ценностям: почитание святынь, соборность, служение Духу, совестливость, стремление к спасению мира (по всей видимости, эта близость и предопределила выбор на Руси «истинной веры» – Православия в 988 году). Второе – сопряженность слов «Православие» и «славяне». Эти слова, по существу, оказываются однокоренными (и если Православие – правильное славление Бога, то этноним «славяне» означает – славящие [правильно славящие] Бога)[4].

Между тем вызывает удивление, что евразийцы игнорируют роль славянства в России. Как поучал Савицкий, «историческое своеобразие России явно не может определяться ни исключительно, ни даже преимущественно ее принадлежностью к “славянскому” миру» [10, с. 191]. «Формула “евразийства” учитывает невозможность объяснить и определить прошлое, настоящее и будущее… России преимущественным обращением к понятию “славянства”» [10, с. 192][5]. Однако уточним, кто же такие славяне.

Славяне – крупнейшая в Европе этническая общность. Выделяются южные, западные и восточные славяне. Южные славяне – основное население Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Черногории и др.; западные – Польши, Чехии, Словакии; восточные – Украины, Беларуси, России.

Таким образом, в России определяющее население – славяне, они составляют более 80% (!) всего населения страны[6]. Понятно, что пребывая в России, славяне живут и трудятся для России, хотят видеть Россию сильной и процветающей. А главное – славяне по-настоящему, «всем сердцем», любят Россию. Именно о такой любви к России прекрасно сказал В.В. Розанов:

«Любовь… к России… бессмертна.

Назовите ее “глупою” – она бессмертна.

Назовите ее “пошлою” – она бессмертна.

Назовите ее “гадкою”, “скабрезною”,

“отрицающею просвещение” и ваш “прогресс” –

и она все-таки не умрет.

Она будет потихоньку плакать

и закроет лицо от ваших плевков –

и будет жить. Пока небо откроется.

Пока земля станет небом» [8, с.211-212].

Очевидно, что без осознания фундаментальной роли славян в судьбе России проект Россия-Евразия оказывается незавершенным. Лишь при уяснении этой роли он сможет быть завершен, а значит, чаемый некоторыми современными авторами «евразийский триумф» (А.Г. Дугин) сможет оказаться не радужной иллюзией, каковой он сейчас является, а подлинной реальностью.

 

Список литературы

 

  1. Бердяев Н.А. Истина Православия // Бердяев Н.А. Признанья верующего вольнодумца. М., 2007. С. 224-241.
  2. Евразийство (опыт систематического изложения) [1926 г.] // Мир России – Евразия: Антология. М., 1995. С. 233-290.
  3. Зелинский Ф.Ф. Введение в творчество Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002. С. 255-261.
  4. Исход к Востоку. Философия евразийства. [3-е изд.] М., 2008. – 196 с.
  5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 2010. – 692 с.
  6. Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2001. – 1279 с.
  7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. [13-е изд.] М., 2017. – 717 с.
  8. Розанов В.В. Мимолетное. 1914 год, 1915 год: [Соч.]. 2-е изд., испр. М., 2011. – 781 с.
  9. Савицкий П.Н. Евразийская концепция русской истории // Савицкий П.Н. Избранное. М., 2010. С. 495-498.
  • Савицкий П.Н. Евразийство // Савицкий П.Н. Избранное. М., 2010. С. 187-204.
  • Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. [6-е изд.] М., 2017. С. 89-140.

 

[1] После перерыва в 30 лет, начиная с 60-х годов, идеи евразийцев получили развитии в трудах Л.Н. Гумилева. Однако построения Гумилева вызвали резкую критику у известных историков, этнологов, антропологов. Среди критиковавших – И.М. Дьяконов, А.Г. Кузьмин, А.Л. Янов, В.А. Шнирельман, В.А. Тишков и др.

[2] Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία) – одно из трех основных вероучений христианства, согласно которому речь идет о правильном способе славить Бога (выд. мной. – А.К.) [5, с. 312].

[3] Православие – славянский (выд. мной. – А.К.) эквивалент греч. [ὀρθοδοξία] [6, с. 792].

[4] О славянах и славянской культуре см. работы Б.А. Рыбакова, В.В. Седова, А.С. Панарина, О.А. Платонова; И. Добрева, М. Кнежевич и многих других.

[5] Но еще в начале XX века в России провозглашалась необыкновенная сила славянского народа. Так, по словам историка, филолога Ф.Ф. Зелинского, «славяне, несомненно, являются… великим европейским народом… славянские народы долгое время были должниками [других европейских народов], теперь настало время возвратить заем в общую сокровищницу, прибавив к нему собственные ценности» [3, с. 256].

[6] Надо отметить, что до 1917 года Украина, Беларусь и Россия как, соответственно, Малороссия, Белоруссия и Великороссия составляли одну страну – Российскую Империю, в которой официальным языком был русский, поэтому все восточные славяне – «русские славяне» [7].



Другие статьи автора: Клюев Александр

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба