Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2013

Эркинжонович Элёрбек
Медиакультура и медиаобразование в обеспечении модернизации системы высшего образования
Просмотров: 1587

Элёрбек Эркинжонович Аблазов

Андижанский государственный университет

старший научный сотрудник-соискатель


Elyorbek Erkinjonovich Ablazov,

senior researcher,

The Andijan State University

E-mail – conference_2012@list.ru

 В статье рассматривается состояние медиакультуры и медиаобразования в Узбекистане, а также их роль в обеспечении модернизации системы высшего образования страны.

 

Media culture and media education in ensuring the modernization of higher education system in Uzbekistan

Summary: In article the state of media culture and media education in Uzbekistan, as well as their role in the modernization of higher education system of country are considered.

Key words and phrases: media culture, media education, media, modernization and Informatization of the system of higher education in Uzbekistan.

 

Медиакультура и медиаобразование в обеспечении модернизации системы высшего образования в Узбекистане

Как известно, современная жизнь проходит в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва», основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, заставляя обратиться к пониманию медиакультуры, ее роли в современной эпохе.

Медиа (от латинского «media», «medium» – средство, посредник) – это термин XX века, введенный канадским социологом М. Маклюэном для обозначения феномена «массовой культуры» («mass-media»)1. Что касается понятия «медиакультура», то это детище современной культурологической теории, обозначающее особый тип культуры информационной эпохи, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и показателем уровня развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Первоочередными задачами модернизации социокультурной среды развивающихся стран мира, в том числе и Узбекистана, в XXI веков стали:

• компьютеризация массовых библиотек, музеев, архивов;

• создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;

• создание широкой сети культурно-информационных центров в регионах страны;

• создание и развитие национального сектора в интернете;

• обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства.

В этой связи особо актуальным становится вопрос о роли медиакультуры как уникального явления информационной эпохи, как знаковой системы, «кода», с помощью которого передается информация об окружающем человека мире и формируется новое мышление. А это в свою очередь ставит новые задачи перед теорией и практикой медиаобразования как фактора социализации личности.

M. Маклюэн когда-то отметил: «Чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа...»2. Время подтвердило правоту знаменитого канадского социолога. Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его сущность и характерные особенности, стал в последние годы одним из самых дискуссионных и в педагогической среде, и в сфере журналистики, а также у психологов и социологов.

Медиаобразование не только воздействует на формирование медиакультуры личности, но и существенно влияет на ментальную идентичность молодого поколения узбекистанцев, а это доказывает, что медиакультура личности – сложное понятие, включающее информационную, политическую, нравственную и эстетическую составляющие.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления3:

• медиаобразование будущих профессионалов (журналистов, кинематографистов, медиакритиков, редакторов, менеджеров, продюсеров и т.д.);

• медиаобразование будущих педагогов в педвузах и университетах, в системе ИППК (Институт переподготовки и повышения квалификации);

• медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов;

• медиаобразование в культурно-досуговых центрах;

• дистанционное медиаобразование;

• самостоятельное (непрерывное) медиаобразование, осуществляемое в течение всей жизни.

Перспективы медиаобразования в Узбекистане напрямую связаны с процессом социальной модернизации, проблемами формирования основ гражданского общества и соответственно медиакультуры личности XXI века.

Медиаобразование в Узбекистане развивается как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом оказывая влияние и на качество учебного процесса. Сегодня перед каждым преподавателем стоит задача не ограждать подопечных от массивных потоков различной информации, а научить пользоваться ими, выбирая полезное и разумное4. В конечном счете, это способствует раскрытию талантов каждого человека.

Национальная телерадиокомпания Узбекистана посредством учебных телепередач в период с 1976 – 2010 годов организовала телелекции в пяти направлениях5:

1. Для учащихся старших классов средних школ (9-11классы), используя наглядные лабораторные работы, обучающие фильмы и многие другие показательные средства были организованы и успешно проведены телепередачи.

2. Для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, были организованы телелекции и практические упражнения по всем разделам курса физики. Во время обучающих телепередач, в соответствии с процессом обучения обучаемого и преподавателя были внедрены новые образовательные и методические пособия, ученикам

были объявлены результаты городских и республиканских олимпиад, и в качестве помощи поступающим абитуриентам были даны предложения и соответствующие указания;

3. Через телевидение Узбекистана для студентов, обучающихся заочно, в (1976 – 2000) были организованы телелекции по различным дисциплинам гуманитарного, естественного и технического направлений, в частности по отдельным темам предметов физика, химия, информатика, история, география, правоведение, родной, русский, английский, немецкий, французский языки;

4. В последние годы в этой сфере республиканское телевидение совместно с кафедрами факультетов Национального Университета Узбекистана разработали и создали наглядные средства и комплексы телелекций, отвечающих требованиям медиаобразования.

В целях широкого обозрения развития науки, образования и техники в Узбекистане, а также о проводимых в настоящее время научных исследований был организован цикл телепередач «Горизонт науки». В телепередаче были освещены важные направления современной науки и образования.

В настоящее время в таких программах национальной телерадиокомпании Узбекистана, как «Привет, молодежь», «Здравствуй, Ташкент» и «Патриот» по физике организованы образовательно-научные телепередачи.

Кроме того в Ташкентском Университете информационных технологий накоплен значительный опыт работы в области внедрения информационных технологий в учебный процесс, организации информационной среды на основе технологий электронного, дистанционного обучения6.

Прочную позицию в структуре медиаобразования страны, особенно в последние годы, занимает Интернет. Замечательно, что и ведущие центры развития образования страны стали принимать активное участие в наполнении глобальной сети новой информацией об Узбекистане, что способствовало росту рейтинга Интернета среди учащихся. В числе мощных отечественных виртуальных проектов национальная образовательная сеть ZiyoNET, образовательный портал Министерства народного образования, сайт Министерства высшего и среднего специального образования, образовательный портал Межшкольного ресурсного центра и другие Интернет-ресурсы, востребованность которых растет с каждым днем7.

О широком использовании студентами, слушателями курсов по повышению квалификации материалов сети Интернет свидетельствуют их самостоятельные работы.

Необходимо отметить, что в системе медиаобразования Узбекистане не теряют своей значимости и печатные издания. Особенностью развития этого сегмента стало увеличение наименований специализированных газет и журналов. Только организации системы образования в текущем году стали учредителями четырех новых журналов. Проявляют интерес к этой нише и издательства негосударственной формы собственности. Среди них издательский дом «Чинор», который систематически представляет новые проекты в области педагогики, экологии и системы высшего образования.

Подтверждением эффективности модернизации системы высшего образования в Республике Узбекистан служит Постановление Президента Узбекистана Ислама Каримов от 20 мая 2011 года одобряющее, разработанную рабочей группой Программу модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы8. В этот документ включены комплексы мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы вузов, высших образовательных учреждений и по оптимизации направлений и специальностей по подготовке высококвалифицированных кадров, дальнейшему усовершенствованию государственных образовательных стандартов, а также параметры расчетных объемов финансовых затрат на ее реализацию.

В документе указаны перечни вузов, включаемых в адресные программы строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения учебно-лабораторных корпусов, спортивных сооружений и мест проживания студентов, а также создаваемых в вузах современных научно-исследовательских лабораторий.

Приоритетной задачей для каждого из нас - научиться оценивать качество и достоверность информации, проявлять избирательность при ее потреблении, производить отбор необходимой информации9, систематизируя ее по определенным сферам науки, вписывать ее в те знания, которые дает учебное заведение, критически относиться к любой информации, все вышесказанное окажется залогом формирования современной образованной личности.

 

 


 

  1. Кириллова Н. Что такое медиакультура? // http://www.ifap.ru/library/book045.pdf (Дата обращения к ресурсу 5 мая 2013 года)
  2. Там же
  3. Там же
  4. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С.26-34.
  5. Абдурахманов К.П., Бекназарова С.С. Из истории развития медиаобразования в Узбекистане // Ж. «Медиаобразование», 2/2011. - С. 20-25.
  6. Абдурахманов К.П., Бекназарова С.С. Из истории развития медиаобразования в Узбекистане // Ж. «Медиаобразование», 2/2011. - С. 20-25.
  7. Там же
  8. См.: http://www.islam.uz/home/news/uzbekistan/595-news.html (Дата обращения к ресурсу 5 мая 2013 года)
  9. См.: Журин А.А. Интегрированное образование в средней школе (предметы естественнонаучного цикла). М.- Саров: СГТ, 2009. 300 с.

 

 



Другие статьи автора: Элёрбек Эркинжонович

Архив журнала
кр№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба